Rambler's Top100

№ 349 - 350
13 - 26 октября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Есть ли в России кадры для инвестиционного роста?

Каким будет кадровый дефицит?

«Новая индустриализация»: регионы и отрасли

Где будут создаваться новые рабочие места

Пути решения кадрового вопроса: регионы на распутье

Кто готов войти на рынок труда

Кого и сколько готовит российская система образования

Как регионам конкурировать за людей

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Дейнека. Текстильщицы. Alexander Deyneka. At a textile-mill. (1927) Есть ли в России кадры для инвестиционного
роста?

Над темой номера
работали:

Ольга КОЛЕСНИКОВА

Ольга
КОЛЕСНИКОВА

Екатерина
СОКОЛОВА

Как регионам конкурировать за людей

Рост потребностей в социальной инфраструктуре. Одним из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания, и, в первую очередь, строительство современного жилья. При оценке потребностей в новом жилищном строительстве, мы исходили из того, что норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2020 году если не 40 м2 на человека (как в Западной Европе), то хотя бы 30 м2 (вместо нынешних 18 м2). В соответствии с этими оценками3, общий жилой фонд Российской Федерации должен составить к 2020 году 4356 млн. м2 - за 12 лет должно быть построено около 1375,3 млн. м2 жилья. Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в 2007 году ("требуется предусмотреть рост жилищного строительства как минимум до 100-130 млн. м2 в год"), соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за 13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн. м2 жилья. Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка 50 млн. м2 в год, отставая более чем в два раза от заданных параметров. В десятке регионов, лидирующих по объему запланированных инвестиций, до 2020 года должно быть введено 222,6 млн. м2 жилья (табл. 2). Темпы строительства в Ямало-Ненецком АО должны будут в 1,3 раза превышать мировой стандарт, а в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Томской областях - соответствовать ему (0,9-1 м2 на человека в год). Для своевременной реализации инвестиционных проектов и создания необходимых условий для жизни работников указанные регионы (Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Ленинградская и Томская области) должны добиться темпов жилищного строительства, в 2-3 раза опережающих средние показатели по России.

Таблица 2. Объемы и темпы жилищного строительства в регионах - лидерах по запланированному объему привлекаемых инвестиций

 

Объем инвестиций
(млн. долл.)

Объем жилья, которое нужно достроить
(млн. м2)

Плановые темпы ввода жилья
2 на чел. в год)

Республика Саха (Якутия)

1470221,7

15,2

1,0

Сахалинская область

1056857,1

4,0

0,6

Красноярский край

895887,9

26,2

0,7

Ленинградская область

882852,1

24,5

0,9

Свердловская область

810041,5

43,0

0,7

Ямало-Ненецкий АО

774395,8

11,7

1,3

Иркутская область

507506,4

25,0

0,8

Томская область

492875,0

12,2

0,9

Московская область

457421,4

59,7

0,6

Мурманская область

443750,0

1,1

0,1

Значительны различия между регионами и по необходимым темпам жилищного строительства (рис. 12). Для обеспечения реализации инвестиционных проектов в девяти регионах РФ эти темпы должны превышать мировой стандарт (1 м2 на человека в год).

Рисунок 12. Темпы жилищного строительства, необходимые для создания социальной инфраструктуры на территориях реализации инвестиционных проектов (м2 на человека в год)

В целом по стране для обеспечения жильем потенциальных работников заявленных крупных инвестиционных проектов, необходимо построить более 1 млрд. м2, что, по минимальным оценкам, потребует инвестиций более, чем в $ 0,8 трлн. Затраты на создание современной социальной инфраструктуры в районах нового освоения, необходимой для реализации заявленных инвестиционных проектов, и модернизация социальных учреждений в Европейской России могут достигнуть в период с 2008 по 2020 год $0,5 трлн. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособную социальную среду, критично необходимую для успешной реализации инвестиционных проектов, темпы жилищного строительства и создания учреждений социальной сферы должны возрасти как минимум в два раза.

Современная эпоха "бума инвестиционных проектов" отличается от этапа советской индустриализации Сибири и Дальнего Востока острым дефицитом трудовых ресурсов. Тогда бурный демографический прирост сочетался с активным социальным стимулированием работников ("северные надбавки" к зарплате, обеспечение жильем, оплачиваемый проезд в отпуск и т.д.), что позволяло привлекать квалифицированные кадры в районы нового освоения. Сегодня, наоборот, наблюдается демографическая убыль населения и устойчивая тенденция к концентрации жителей в районах, благоприятных для проживания. Среди регионов, где в ближайшие 10 лет планируется развернуть масштабные инвестиционные проекты, наибольшие трудности в обеспечении персоналом будут наблюдаться в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской областях, Красноярском, Хабаровском, Камчатском и Пермском краях.

Кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные миграционные пакеты и т.д. Эффективность этой деятельности существенно возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства. Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникнуть новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, но и на качественное улучшение ситуации на региональных рынках труда.


3При расчетах численности населения суммировалась прогнозная численность жителей России в 2020 году (по материалам статистического сборника "Предположительная численность населения до 2025 года") и потребность в новых трудовых ресурсах (вместе с семьями), необходимых для осуществления инвестиционных проектов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.