Rambler's Top100

№ 345 - 346
15 - 28 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как молодежь видит будущее?

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Какими молодые люди хотели бы видеть своих детей

Какой должна быть молодежная политика

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Sandro Botticelli. Portrait of a Young Man (1480-1485) Как молодежь видит будущее?

Над темой номера
работала

Виктория САКЕВИЧ

Виктория САКЕВИЧ

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Обследование показало, что для молодых людей семья остается главным общественным институтом. Среди множества факторов, придающих смысл жизни, формирующих индивидуальность, приносящих удовлетворение в разных ситуациях, семья в большинстве случаев занимает первое, иногда - второе место (табл. 4).

Таблица 4. Наиболее важные с точки зрения молодежи факторы формирования личности


 

Семья

Друзья

Обра-зова-ние

Про-фес-сия

Язык

Семей-ное поло-жение

Сексу-альная ориен-тация

Граж-дан-ство

Воз-раст

Окру-жение

Рели-гия

Европей-ская иден-тичность

Этни-ческая прина-длеж-ность

Дания

1

2

3

4

5

8

7

6

9

11

12

10

13

Эстония

1

2

3

4

5

7

6

8

9

11

13

12

10

Франция

1

2

5

3

6

4

7

9

8

11

13

10

12

Финляндия

2

1

5

3

6

4

7

8

9

10

12

11

13

Германия

2

1

3

4

5

6

8

9

10

7

13

11

12

Италия

1

2

3

4

6

8

5

9

7

11

12

10

13

Норвегия

1

2

5

4

6

3

7

8

9

10

12

13

11

Польша

1

2

3

4

5

7

6

9

12

11

8

10

13

Россия

1

2

3

4

7

6

5

8

10

9

13

11

12

Испания

2

1

3

4

5

9

8

6

7

10

13

11

12

Швеция

1

2

3

4

6

5

7

8

9

10

13

12

11

Великобритания

1

2

3

4

7

6

8

5

9

11

10

13

12

США

1

2

3

4

8

6

7

9

10

11

5

 

12

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Пояснение: Цифры соответствуют месту в ранжированном ряду факторов по убыванию значимости (для данной страны).

Большинство респондентов во всех странах дают положительные ответы на вопросы, так или иначе связывающие их мироощущение и их представление о будущем с семьей и родительством. В то же время, как видно из табл. 5, существуют довольно заметные различия между странами - в данном случае, раскраска таблицы указывает на эти различия. В Японии, некоторых западноевропейских странах семейные ориентации несколько слабее, чем в Восточной Европе, США или Китае.

Таблица 5. Взгляды молодежи на семью


Семья – фактор индив-идуальной идентичности

Семья – основа общества

Семья придает смысл жизни

Хорошая жизнь – значит иметь семью

Плани-рование на ближайшие 15 лет: иметь ребенка

Важно иметь уровень благосос-тояния не ниже, чем у моих родителей

Важно иметь уровень благосос-тояния выше, чем у моих родителей

Готов платить пенсию старшим поко-лениям

Европа

68

47

77

65

67

31

21

23

Италия

70

50

77

64

67

26

24

25

Великобритания

66

47

78

64

61

25

19

27

Япония

50

34

65

36

48

7

7

15

Испания

69

44

79

60

66

22

20

21

Финляндия

69

39

75

62

70

25

15

34

Швеция

63

33

80

67

67

25

12

27

Норвегия

59

35

76

69

70

17

7

41

Германия

70

54

78

60

65

43

16

25

Франция

60

35

72

72

72

23

16

11

Тайвань

50

65

76

48

40

42

35

27

Дания

66

34

78

72

72

18

12

35

Польша

79

54

81

72

70

54

44

24

Индия

80

52

78

57

23

51

48

50

Россия

73

59

81

71

63

68

66

56

США

75

62

83

72

63

37

31

32

Эстония

79

67

86

78

64

41

43

36

Китай

73

76

88

72

59

46

42

63

Пояснение: процент согласившихся с предложенным утверждением (тех, кто дал 6-7 баллов по 7-балльной шкале). Показатели, отклоняющиеся от средних для Европы на 5 пунктов и более в большую сторону, выделены оранжевым цветом, в меньшую сторону - желтым,

Основываясь на анализе полученных ответов, авторы исследования выделили несколько групп стран с разными типами взглядов на семью.

Первая группа - самая "семейно настроенная", это - Россия, Индия, Китай, Эстония. Молодежь этих стран оценивает социальную роль семьи очень высоко. Семья здесь считается важной референтной группой для оценки социального статуса и достижений человека.

США - тоже "семейная" страна, хотя она и ближе к среднеевропейскому типу. Но американская молодежь в гораздо большей степени, чем европейская, склонна полагать, что семья - это основа общества. Это единственная страна среди участвовавших в обследовании, где молодежь проявила большую приверженность семье, чем старшее поколение. По мнению авторов исследования, это в значительной степени связано с проводимой в США политикой поддержки семейных ценностей. "Повышая число браков и снижая число разводов, эта политика ориентирована на интересы детей и общества целом. Число согласных с тем, что семья - это основа общества, … говорит о том, что она одобряется американскими молодыми людьми разных политических взглядов, а использование сходной риторики консервативными и христианскими политиками может объяснить, почему она получает большую поддержку в Америке, чем среди европейской молодежи"4.

Германия, Швеция, Норвегия, Франция и Дания формируют третью группу: многие молодые люди в этих странах отвергает идею, что семья - важный фактор их идентичности, и не считает, что семья - основа общества. Также они не рассматривают родительскую семью в качестве отправной точки своего успеха.

Четвертая группа объединяет "не семейные" страны Европы, с показателями, близкими к среднеевропейским: Италия, Великобритания, Испания и Финляндия.

В последнюю группу входит Япония, все ее показатели в табл. 5 ниже среднеевропейских. Похоже, японская молодежь настроена довольно индифферентно по отношению к роли семьи - как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Обследование выявило интересную зависимость. Молодежи из стран, где высоко ценится этика упорного труда и материальный успех, чаще соответствует "семейная" модель взглядов.
Авторы исследования отмечают связь между отношением респондентов к гендерному равенству и небрачным половым связям. В этом вопросе молодые западноевропейцы единодушны: они высоко ценят гендерное равенство и в то же время считают, что сексуальная жизнь возможна не только в браке. Индийцы и китайцы, напротив, не слишком поддерживают равенство полов, чаще полагая при этом, что сексуальные отношения допустимы только в браке. Американцы, тайваньцы, поляки, эстонцы и россияне, оценивая важность гендерного равенства, занимают промежуточное положение между европейцами и китайцами. Когда же речь заходит о допустимости небрачной половой жизни, поляки, эстонцы и россияне мало отличаются от западноевропейцев, но американцы проявляют большую сдержанность. Обобщая эту часть наблюдений, авторы приходят к выводу, что "страны, в большей мере исповедующие такие ценности, как этика усердной работы, материальный успех, семья как основа социального статуса, имеют более традиционные взгляды на гендерные отношения. Соответственно, и молодых респондентов можно разделить на традиционалистов и модернистов"5.


4 Young people facing the future, p. 167.
5Young people facing the future, p. 96.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.