Rambler's Top100

№ 339 - 340
30 июня - 17 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Переводы гастарбайтеров: на перекрестке между миграцией и экономикой

Переводы мигрантов посчитать непросто

Откуда и куда текут миградоллары?

В России формальные каналы переводов популярнее неформальных

Денежные переводы и экономика стран-получателей

Что определяет «трансфертное поведение» мигрантов?

Системы переводов мигрантов: эффективные инфраструктуры обслуживания

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Винсент Ван Гог. Почтальон Рулен. Vincent Van Gogh. Le facteur Roulin (1889). Переводы гастарбайтеров: на перекрестке между миграцией и экономикой

Над темой номера
работал
и:

Михаил ДЕНИСЕНКО

Оксана ХАРАЕВА

Михаил ДЕНИСЕНКО

Оксана ХАРАЕВА

В России формальные каналы переводов популярнее неформальных

Согласно оценкам Центрального банка России, полученным по методологии составления платежного баланса пятой редакции (BOP5), за период с 2000 по 2006 год объем денежных переводов за пределы России увеличился в 10 раз, а в страну - в 2,4 раза. Общий объем переводимых мигрантами денежных средств превысил в 2006 году 11 млрд. долларов (по новой методологии эта величина составила 9,6 млрд. долларов - см. раздел Переводы мигрантов посчитать непросто). Особенно заметно вырос объем денежных переводов из России в страны СНГ – в 19,8 раза против 3,9 раза в страны дальнего зарубежья (рис. 7). Параллельно наблюдалось резкое увеличение их притока в бывших союзных республиках. По данным национальных Центробанков, приток денежных средств из-за рубежа за указанный период увеличился в Таджикистане – более чем в 4 раза, в Азербайджане - в 3,6 раза, в Молдавии - в 2,7 раза, в Киргизии – в 1,7 раза, в Армении – в 1,4 раза (рис. 8).

Рисунок 7. Денежные переводы мигрантов из России (млн. долларов США)

Рисунок 8. Переводы мигрантов в отдельных странах СНГ (млн. долларов США)

Среди причин увеличения зафиксированных в платежном балансе объемов денежных переводов из России отметим следующие. Во-первых, произошло увеличение числа легально работающих временных мигрантов, прежде всего из стран СНГ. Так, за период с 2000 по 2007 год число легальных иностранных работников в России увеличилось с 213 до 1047 тысяч, т.е. в почти 5 раз. Во-вторых, отмечается рост заработков мигрантов, как впрочем, и всего работающего населения России. В-третьих, повышение внимания государственных структур к проблеме трансфертов мигрантов в России, как и в других странах, сопровождалось улучшением качества сбора соответствующей информации. В-четвертых, происходит активная переориентация мигрантов, главным образом из стран СНГ, от неформальных к формальным каналам переводов денежных средств на родину.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов роль неформальных каналов (родственники, друзья, курьеры, система типа «хавала» и др.) для передачи трансфертов из России была достаточно значимой. Так, обследование, проведенное Международной организацией труда в 2003 году, показало, что порядка 75% мигрантов опрошенных мигрантов отправляли деньги на родину через неформальные каналы. Банковскими услугами и услугами почты пользовались 10%18. Обследование, проведенное в 2004 году в Молдавии, показало, что только порядка 30% опрошенных мигрантов и членов их семей пользовались банковскими и другими формальными системами для перевода денег, остальные 70% отдавали предпочтение неформальным каналам. При этом, как показало обследование, около 70% трудовых мигрантов из Молдавии в России работали на незаконных основаниях19.

Можно назвать две глобальные причины популярности неформальных каналов в 1990-х и в самом начале 2000-х годов. Первая заключалась в том, что после распада СССР финансовые системы в странах СНГ, в том числе в России, только формировались. Естественно, они не могли обеспечить мигрантам выгодные трансфертные каналы. Вторая состояла в низкой финансовой грамотности населения на территории бывшего СССР. Среди конкретных причин отказа мигрантов от использования формальных каналов передачи трансфертов в начале 2000-х годов отметим: (1) высокую стоимость переводов через банковские системы, особенно для небольших сумм, (2) низкую конкуренцию на рынках переводов, где первоначально главным действующими лицами были глобальные системы денежных переводов типа Western Union и MoneyGram; (3) сложность операций по переводам для большинства потребителей; (4) недоверие к формальным институтам после кризиса 1998 года; (5) нелегальный статус большинства трудовых мигрантов из стран СНГ в России. Большая часть последних не имела надлежащих документов для обращения в банки и небанковские институты по переводам; (6) финансовая специфика отдельных стран. Так, в Таджикистане вплоть до 2001 года существовал 30% налог на трансграничные денежные переводы20; (7) малочисленность пунктов выдачи средств по переводам в странах СНГ; (8) в случае почтовых переводов, которые долгое время были главным формальным каналом передачи денег, огранивающим фактором было отсутствие денег в местах проживания получателей перевода; (9) низкая скорость почтовых и классических банковских переводов.

За последние годы в инфраструктуре, обслуживающей формальные каналы денежных переводов мигрантов, как в России, так и в странах СНГ, произошли заметные изменения. Можно говорить о формировании цивилизованного рынка услуг по отправке и выдаче переводов. В 2000-х годах на рынке срочных денежных переводов без открытия счета заметно выросло число их обслуживающих систем, в том числе благодаря инициативе частных банков России и стран СНГ. Среди них наиболее популярны Anelik, Blits,Contact, InterExpress, Migom, MoneyGram, PrivatMoney, Ria Envia, STB-Экспресс, Travelex Worldwide Money Ltd, UNIStream, VIP Money Transfer, Western Union, Zolotaya korona, Быстрая Почта, Гута Спринт, СтранаЭкспресс. Также, в 2004 году Почта России ввела услугу по электронным переводам денежных средств «Киберденьги». В России обеспечивается действие Закона «О защите конкуренции на рынке банковских услуг». Возросшая конкуренция привела к снижению издержек населения, связанных с переводами. За последние несколько лет размер комиссии значительно снизился. Наибольшее снижение произошло в диапазоне сумм переводов от 100 долларов США до 200 долларов США. В среднем в 2006 году сумма взимаемой комиссии снизилась на 7% по сравнению с 2005 годом и на 13% по сравнению с 2004 годом21. Комиссия по переводам в страны СНГ, как правило, находится в интервале от 1,5% до 3%, и является одной из самых низких в мире.

Снижение издержек перевода сопровождалось в России упрощением процедур и расширением доступа к соответствующим услугам, прежде всего нерезидентов. Этому также в немалой степени способствовало развитие банковской системы в России и странах СНГ и активное внедрение новых банковских технологий (ATM-технологий, Интернет – системы). Действующие международные системы денежных переводов частично разрешили проблему «last miles», связанную с обслуживанием получателей переводов в отдаленных населенных пунктах. Так созданные российскими банковскими структурами система Contact (появилась в 1999 году), имеет более 30 тыс. пунктов обслуживания в 84 странах мира, система «Быстрая почта» (2004) – более 5 тыс. пунктов обслуживания в странах СНГ и России, система «Мигом» (2002) – более 4000 в странах СНГ и России.

Развитие банковской системы сопровождалось повышением уровня финансовой грамотности населения, как в России, так и в бывших союзных республиках. Сегодня мигранты, особенно молодежь, стремятся открыть счет в банке и получить пластиковую карточку, которая сегодня стала таким же статусным символом, как и наличие мобильного телефона.

Также повышению эффективности мигрантских трансфертов в России способствовало принятое в 2004 году Правительством положение о том, что без декларации можно переводить за рубеж до 5000 долларов (или в соответствующем рублевом или другом эквиваленте) ежедневно (вместо 2000 долларов).

Международное сотрудничество в рамках СНГ направлено на поддержку создания системы беспрепятственных денежных переводов. В последние годы был подписан целый ряд соглашений, обеспечивающих благоприятствующие условия для валютных операций, создания конкурентной среды и привлечения денежных потоков трудовых мигрантов в банковский сектор платежных услуг. Создание региональной структуры ЕАГ в 2004 году направлено на обеспечение прозрачности финансовых систем и защиты от проникновения в них преступных доходов.

В итоге в настоящий момент через формальные каналы проходит существенная часть денежных переводов мигрантов. Но эта доля варьируется от страны к стране. Так, между Арменией и Россией более 90% всех переводов мигрантов идет через банковские каналы. В конце ХХ века к помощи банков и других финансовых институтов прибегала лишь малая часть мигрантов из Таджикистана. В настоящее время, как показывают обследования, более 80% таджикских мигрантов в России пользуются формальными каналами передачи денежных средств, в том числе 73% - банковскими переводами, 2,8% - глобальными операторами трансфертов, 5,6% - почтой22.

Дальнейшие пути повышения эффективности переводов мигрантов связаны с общим развитием банковской системы, расширением доступа к ней в отдаленных уголках России и стран СНГ, внедрением новых банковских технологий, повышением финансовой грамотности, как всего населения, так и мигрантов. Для этого необходима координация усилий как государственных, так и частных структур. Кроме того, все эти процессы должны идти рука об руку с политикой, направленной на легализацию положения многочисленного контингента незаконных мигрантов в России.


18 Тюрюканова Е., рук. исследования. Принудительный труд в России: Нерегулируемая миграция и торговля людьми. МОТ. М. 2004. Опрос охватывал мигрантов, работавших по найму, и мелких индивидуальных предпринимателей. Те иностранные граждане, которые являются в России средними и крупными предпринимателями, как и высококвалифицированные специалисты, остались вне обследования. Размер выборки был небольшим и составил чуть более 400 мигрантов.
19 CBS-AXA Consultancy, Migration and Remittances in Moldova. Report for International Organization for Migration mission to Moldova, European Commission Food Security Programme Office in Moldova, International Monetary Fund Office in Moldova. 2004.
20 Olimova S., Bosc I. Labour Migration from Tajikistan. International Organization for Migration. July, 2003 http://www.iom.tj/publications/labour_migration_2003.pdf
21 ЦБР, Трансграничные операции физических лиц. 09.07.2007. http://www.cbr.ru
22 Kireyev A., The Macroeconomics of Remittances: The Case of Tajikistan. IMF Working Paper January 2006; Mughal Abdul-Ghaffar, Migration, Remittances, and Living Standards in Tajikistan. International Organization for Migration (IOM) Tajikistan. September 2007.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.