Rambler's Top100

№ 337 - 338
16 - 29 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Региональные рынки труда России: сходство непохожих

Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

Сдвиг «индустриальной оси России» на восток

Сельское хозяйство выживает в регионах с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями

Занятость в сфере услуг растет как в столицах, так и в отсталых регионах

Не везде рост занятости в сфере услуг – «прорыв в постиндустриальную экономику»

От чего зависит занятость в малом бизнесе

Региональные особенности занятости пенсионеров

Гендерное равенство и неравенство: советское наследие и современная специфика

Экономический рост сопровождается ухудшением условий труда

Безработица снизилась, но региональные различия не смягчились

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Давид Бурлюк. Головы. David Burluk. Heads (1911) Региональные рынки труда России: сходство непохожих

Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Над темой номера
работала
Наталья ЗУБАРЕВИЧ

От чего зависит занятость в малом бизнесе

В переходный период основной функцией малого бизнеса стало обеспечение альтернативной занятости для 6 миллионов человек, что существенно снизило давление на рынке труда в ходе массового сокращения рабочих мест в основных отраслях экономики. Длительное время эта цифра не менялась, и только в 2000-х годах занятость в малом предпринимательстве стала расти: за 2001-2006 годы численность выросла с 6,5 до 8,6 млн. человек, а доля - с 10,8 до 12,8% занятых в экономике. Одна из причин такого роста - искусственное дробление более крупных предприятий в целях получения льгот или облегченного налогового режима. Помимо малых предприятий, к малому бизнесу относятся предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), число которых по разным источникам колеблется от 2,5-3 млн. человек (данные Единого госрегистра индивидуальных предпринимателей) до 5,1 млн. человек по данным выборочного обследования рынка труда за 2006 год, проведенного Росстатом. Оно учитывает не только ПБОЮЛ, но и крестьянские (фермерские) хозяйства, которых в России более 260 тысяч, а также занятых в домашнем хозяйстве производством для реализации (т.е. в товарном ЛПХ). По данным Росстата, в некоторых регионах число таких занятых намного больше, чем занятых на малых предприятиях. В публикуемой региональной статистике занятые на малых предприятиях не объединяются с ПБОЮЛ и фермерскими хозяйствами, поэтому совокупную оценку по всем видам малого бизнеса нужно рассчитывать.

Статистика показывает, что в подавляющем большинстве регионов России легальный малый бизнес остается слаборазвитым. Объективные барьеры развития очевидны: спрос на товары и услуги малого предпринимательства зависит, во-первых, от уровня развития региона и доходов его жителей, и, во-вторых, от уровня урбанизации, наличия крупных городов и плотности населения, т.е. концентрации потребителей. Но еще более важную роль играют институциональные барьеры. Среди них есть не только общие для всей страны, но и дифференцированные по регионам, поэтому число малых предприятий и уровень занятости в малом бизнесе могут служить индикаторами предпринимательского климата. Региональные различия занятости в малом предпринимательстве отражают воздействие совокупности объективных и субъективных факторов, которые стимулируют или ограничивают его развитие. Лидирующее положение занимают федеральные города с быстро растущим сектором услуг, на Москву приходится каждое пятое малое предприятие и 22% занятых в малом российском бизнесе (без ПБОЮЛ), на Санкт-Петербург - каждое девятое предприятие и 8% занятых. Доля занятых в малом бизнесе в федеральных городах остается максимальной - 26-29% занятых в экономике в 2006 году, но при этом медленно снижается. Рейтинг регионов по доле занятых на малых предприятиях достаточно стабилен и вполне объясним (рис. 8).

Рисунок 8. Доля занятых в малом бизнесе от среднесписочной численности занятых в экономике в 2002 и 2006 годах, %

Для субъектов РФ с более развитым малым предпринимательством важны объективные факторы местоположения - наличие или соседство крупнейших городов (Московская, Ленинградская, Самарская, Нижегородская области), приграничное положение (Калининградская область), хотя на развитие влияют и институциональные факторы, например, более благоприятный предпринимательский климат (Томская область) или налоговые льготы, полученные от федеральных властей (Магаданская область). Для регионов со слаборазвитым малым предпринимательством более значимы институциональные барьеры. Среди них консервативный тип политического режима (ряд областей Европейской части и республики Поволжья), традиции теневой экономики (республики Северного Кавказа). В то же время заметную роль играют и объективные ограничения - малочисленность крупных городов, низкая доходность малого бизнеса в слабозаселенных северных и восточных регионах, а также альтернативные возможности трудоустройства в добывающих отраслях экономики с высокой оплатой труда в ресурсно-экспортных регионах.

Для занятости в форме ПБОЮЛ (7,7% занятых в среднем по РФ в 2006 году) на первый план выходит совсем другой фактор - градиент север-юг, т.к. в эту форму включены занятые производством продукции ЛПХ для реализации. Во всех регионах Южного федерального округа и в черноземных областях Центра доля ПБОЮЛ среди занятых заметно выше и в основном растет. В республике Дагестан она достигла 40% в 2006 году, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - четверти всех занятых, в Адыгее и Бурятских автономных округах - 18-20% (рис. 8). В слабоосвоенных северных регионах эта доля минимальна, независимо от уровня их экономического развития: и в слаборазвитых Корякском и Эвенкийском АО, и на Чукотке, и в богатых нефтегазодобывающих тюменских округах она не превышает 3%. Невысокая доля ПБОЮЛ характерна также для крупнейших агломераций с наиболее развитым малым бизнесом, оформленным как юридическое лицо. В результате суммарная занятость в малом предпринимательстве отражает и центро-периферийные, и широтные (север-юг) различия, повышая показатели трудоизбыточных и аграрных регионов.

Исходя из доминирующих факторов и сложившейся географии малого бизнеса, вряд ли правомерно рассматривать его развитие как приоритетное направление для всех регионов России. Даже при снижении институциональных барьеров занятость в нем будет регионально дифференцированной по объективным причинам. С точки зрения перспектив развития малого бизнеса можно выделить три группы регионов:

  • крупногородские и некоторые пограничные регионы, в которых объективные условия для роста занятости в малом бизнесе наиболее благоприятны;
  • более плотно заселенные регионы юга, республики Поволжья, многие области Центральной России, в которых в первую очередь нужно изменять институциональную политику местных властей и создавать условия для легализации теневой экономики и трансформации существующей занятости в виде ПБОЮЛ и товарного ЛПХ в полноценное малое предпринимательство;
  • удаленные и слабозаселенные регионы нового освоения, где развитие малого бизнеса объективно затруднено или является непривлекательной альтернативой для занятых.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.