Rambler's Top100

№ 337 - 338
16 - 29 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о грядущем кадровом дефиците
"Новые известия" и "Труд" об исчерпании квот на мигрантов в 11 регионах России
"Гудок" о трудовой миграции и демпинге на рынке труда
"Ведомости-Нижний Новгород" о кадровом дефиците в российском автопроме
"Парламентская газета" и "Российская газета" о миграционной ситуации на востоке России
"Парламентское обозрение" о парламентских слушаниях по привлечению трудящихся на Север
"Российская газета" о противодействии нелегальной миграции в ЕС
"Трибуна" о волне мигрантофобии в Италии
"Le Monde" и "The New York Times" о проблеме ксенофобии и расистских нападений в России
"Зеркало недели" о нелегальной миграции в Киеве
"Огонек" о проблемах трансграничной миграции и родовспоможения
"Новые известия" о климатическом факторе миграции в США
"International Herald Tribune" о беженцах в мире
"Die Presse" о национальном самосознании русских в Латвии
"Российская газета" об облегченном визовом режиме для неграждан, проживающих в Латвии и Эстонии

"Казахстанская правда" о языковой политике в Казахстане
"Ведомости" о национальном и расовом вопросе на выборах в США и России
"Белорусы и рынок" о дискуссии по проблеме повышения планки пенсионного возраста в Белоруссии
"Ведомости" о проблемах пенсионной системы России
"Профиль" о занятости пожилых в России
"Новые известия" о новом увеличении неравенства в России
"Литовский курьер" о детских выплатах в Литве
"РБК daily" о проблеме нехватки детсадов в Москве
"Новые известия" о возможном поднятии "планки сексуального согласия"
"Новые известия" о законопроекте по борьбе со спаиванием несовершеннолетних
"Sueddeutsche Zeitung" о родительстве и продолжительности жизни
"Российская газета" о смертности на российских дорогах
"The New York Times" о мировой продовольственной проблеме
"Деловой Вторник" о рейтинге стран по уровню развития
"Российская газета" о пробной переписи в Хабаровском крае
"Коммерсант" об итогах ульяновской "автобэбилотереи"

… о дискуссии по проблеме повышения планки пенсионного возраста в Белоруссии

Время работает против нас

Нужно ли в Беларуси повышать пенсионный возраст и как это делать? Споры на эту болезненную тему разгораются все острее

В начале 2008 года на встрече с российскими журналистами глава белорусского государства заявил: "Сегодня в России и Беларуси назрела необходимость повышения пенсионного возраста на 5 лет - не 55 и 60, а 60 и 65". При этом он подчеркнул, что "ни российский президент, ни я на это не идем".
Представители Министерства труда и социальной защиты также заявляют, что увеличение пенсионного возраста в Беларуси не планируется.
Тем не менее напомним, что в 2002 году Национальное собрание Беларуси уже готовило решение об увеличении пенсионного возраста на 3 года. Депутаты тогда ссылались на опыт Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана, которые произвели уже такое повышение, но самое главное, на опыт России, которая собиралась это сделать. Однако, как и Россия, Беларусь тогда не пошла на такую непопулярную меру.
Вместе с тем специалисты заинтересованных ведомств понимают, что проблема старения населения и, соответственно, проблема пенсионного обеспечения не решены, а просто отложены. И промедление лишь сделает их решение более болезненным.
Иными словами, существует реальная опасность того, что пенсионный возраст в итоге будет повышен радикальным образом - без предупреждения и соответствующей моральной и психологической подготовки граждан, за один раз и на значительное число лет.
Старение - мировая тенденция.
В Беларуси, как и в большей части остального мира, наблюдается процесс старения населения, который проявляется в увеличении доли пожилых людей при сокращении доли детей и, соответственно, в сокращении доли населения трудоспособного возраста. Ожидается, что через 40 лет число пожилых людей в мире превысит число детей, хотя в отдельных странах, в том числе в Беларуси, численность пожилых людей еще 10 лет назад превысила численность детей. Средний же возраст населения Беларуси за последние полвека вырос на 10 лет - с 27 до 37 лет.
В ближайшее десятилетие доля пожилых людей в Беларуси будет стремительно расти, так как нынешний уровень рождаемости на порядок ниже показателей 1948-1958 гг. - времени, когда родились те, кто пополнит число пожилых людей в ближайшее десятилетие. Будет способствовать росту числа пенсионеров в Беларуси и увеличение продолжительности жизни.
Стоит обратить внимание также на то, что у нас нагрузка на работающую часть населения, которая содержит пенсионеров, в 1, 5 раза выше, чем в России, и гораздо выше, чем в странах Балтии и Польше.
О стремительном старении населения свидетельствуют цифры. Если в 1985 г. население старше 65 лет в Беларуси составляло 10%, то в 2007 г. уже 15%. В настоящее время в Беларуси насчитывается 2, 6 млн. пенсионеров (26% населения), на выплату пенсий уходит 11% ВВП, что является самым высоким показателем в странах СНГ и Балтии.
И, судя по нынешней демографической ситуации, расходы на пенсии будут расти в геометрической прогрессии. Например, сегодня при том, что доля пожилых людей превышает 18%, доля пенсионных расходов составляет в Беларуси порядка 11% ВВП, а если доля пожилых людей окажется в два раза более высокой - 36% (что не выглядит таким уже малореальным) - затраты возрастут в 3 раза, до 33% ВВП. Такой уровень расходов может стать серьезным препятствием на пути экономического развития страны.
Сейчас вопрос о повышении пенсионного возраста в Беларуси вновь становится актуальным и еще по одной причине. Если в последние 10 лет в стране происходил прирост численности населения трудоспособного возраста (она увеличилась на 200 тыс. чел.), то с этого года и как минимум до 2015-го прогнозируется сокращение численности лиц трудоспособного возраста, так как этого возраста достигнут родившиеся в первой половине 1990-х годов (период резкого снижения рождаемости), а многочисленные поколения послевоенных лет начнут выходить на пенсию.
При этом не стоит недооценивать возможные в будущем негативные социально-экономические последствия, связанные со старением населения. В экономической сфере это может отразиться на снижении темпов экономического роста. В частности, больше средств будет уходить на потребление и меньше - на инвестиции, а сокращение числа экономически активного населения может привести к снижению налоговых поступлений и создать проблемы с пенсионным обеспечением. В социальной сфере это может усугубить проблему дефицита жилья для молодых людей, а также вызвать рост расходов со стороны налогоплательщиков на содержание государственной системы здравоохранения.
Но самый главный аргумент - это то, что без повышения пенсионного возраста будет сложно обеспечить приемлемый уровень пенсий. Кроме того, если действующую пенсионную систему не реформировать, то в 2050 г. пенсионный тариф может составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя (Веселов Ю., НЭГ, №925). Добиться этого экономически нереально.
Мировой опыт свидетельствует, что экономически активная часть населения может содержать пожилых людей, если соотношение между работающими и пенсионерами 3:1. В последнее десятилетие занятость в Беларуси сокращалась, а число нетрудоспособных росло, и сейчас на 4,5 млн. работников приходится 2,6 млн. пенсионеров (1,7:1). Вскоре уйдут на пенсию дети послевоенного демографического бума, но им нет полноценной замены.
Так что, хотя многим кажется крамольной сама мысль о повышении возраста выхода на пенсию, в будущем без этого обойтись, похоже, нельзя. Однако не надо бояться повышения пенсионного возраста. Опыт многих стран показывает, что можно предложить населению такой механизм его повышения, который будет встречен с пониманием и в целом будет одобрен обществом. Но чтобы иметь возможность его реализовать, важно не затягивать с решением самой проблемы.

Аргументы "за" и "против"
Многие считают, что пенсионный возраст мужчин в Беларуси поднимать нельзя, так как продолжительность их жизни весьма мала. При этом утверждается, что когда будет реформирована система здравоохранения, улучшатся условия жизни (повысится культура питания, снизится число стрессов, потребление табачных и алкогольных изделий) и соответственно увеличится продолжительность жизни, то тогда и можно будет повышать пенсионный возраст.
На это можно возразить: не следует думать, что реформа системы здравоохранения тут же приведет к увеличению средней продолжительности жизни. Например, в России таким путем надеялись увеличить ее с нынешних 65 до 70 лет, но не получилось.
Наоборот, есть несколько весомых аргументов в пользу того, что пенсионный возраст можно повышать и не дожидаясь роста продолжительности жизни.
Во-первых, не все, кто может жить долго, может так же долго работать.
Во-вторых, в Беларуси пенсионный возраст - один из самых низких в мире, зафиксированный в далеком 1932 году (по другим сведениям, в 1956 году, но это сути не меняет) на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышавшийся, хотя характер и условия труда все-таки заметно улучшились.
В-третьих, хотя ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси может остаться на нынешнем уровне или незначительно повыситься, уже в ближайшие годы продолжится быстрое сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение числа пожилых людей. При нынешних параметрах пенсионной системы и рынка труда это будет означать резкое увеличение пенсионной нагрузки, ложащейся на трудоспособное население, что может негативно сказаться не только на финансовом обеспечении действующей пенсионной системы, но и на перспективах экономического развития страны в целом.
Таким образом, хотя многим сама мысль о повышении возраста выхода на пенсию кажется недопустимой и они к ней психологически не готовы, но складывающаяся экономическая реальность такова, что обойтись без этого нельзя.

Механизм повышения пенсионного возраста
Проблемой старения населения озабочены многие страны, и увеличение пенсионного возраста - один из распространенных способов решения этой проблемы на государственном уровне. Это позволяет сократить число пенсионеров и расходы пенсионной системы и увеличить предложение на рынке труда, а соответственно и налоговые поступления, включая те, которые идут на выплату пенсий.
Возникает соблазн максимально использовать этот ресурс, по возможности быстро повысив пенсионный возраст, скажем, на 3 года (как это сделал, к примеру, Казахстан) или, еще лучше, - на 5 лет (по примеру Грузии). Однако такой подход способен вызвать неблагоприятные морально-психологические последствия для людей. Поэтому лучше всего пенсионный возраст повышать плавно, постепенно и цивилизованно. Так, в Германии правительство собирается поднять пенсионный возраст в течение 30 лет с 65 до 67 лет, а правительство Великобритании в течение 50 лет с 65 до 68 лет.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты заявляет, что повышение пенсионного возраста в Беларуси не планируется. В связи с вышесказанным, возможно, целесообразнее было бы поступить как раз наоборот - объявить, что оно планируется, но скажем, через 10-15 лет, и будет распространяться лишь на тех работников, чей возраст на данный момент не превышает 45 лет.
Это будет более гуманно по отношению к работающим людям, чем заявлять до последнего, что повышение пенсионного возраста не планируется, а затем через некоторое время неожиданно повысить его на значительную величину. При таком подходе к повышению пенсионного возраста работающие люди смогли бы психологически подготовиться к этому событию, избежать ненужного стресса и сохранить здоровье. Наниматели смогли бы активнее принимать на работу тех, кому за 50. При этом правительство активно разъясняло бы населению, что повышение пенсионного возраста не обязательно ведет к удлинению трудовой жизни, поскольку возможен ранний выход на пенсию (к примеру, в большинстве стран ЕС это уже считается нормой).

Решение - в универсализации
Удивительно, но при обсуждении данной темы пока не звучит мысль о целесообразности на первом этапе универсализации в Беларуси пенсионного возраста мужчин и женщин, скажем, для начала на уровне 60 лет.
Это было бы уже более чем наполовину решением проблемы, так как экономически активное население выросло бы в абсолютном измерении на 168 тыс. человек (для сравнения: повышение пенсионного возраста мужчин до 65 лет обеспечило бы прирост всего на 117 тыс.). Кроме того, такая мера, возможно, с пониманием была бы воспринята населением, так как для ее принятия действительно есть основания.
Во-первых, "стареют" как раз преимущественно женщины.
Во-вторых, это согласуется с опытом соседних стран. В этом отношении показателен опыт Латвии, которая как раз сейчас завершает универсализацию пенсионного возраста мужчин и женщин; каждый год пенсионный возраст женщин увеличивается там на полгода и к концу этого года он сравняется с пенсионным возрастом мужчин на отметке 62 года. То же самое делают Эстония (только отметка универсализации там составляет 63 года), Литва (62,5 года), Великобритания (68 лет). Во многих странах пенсионный возраст женщин и мужчин уже универсализирован - это Япония (70 лет), Германия, США, Канада (все - 65 лет), Франция (62,5 года).
В-третьих, принятая когда-то льгота в отношении женщин сегодня явно устарела. По мнению ученых, в результате произошедших гендерных изменений в экономике сейчас мужчины нуждаются в защите даже больше, чем женщины. Это подтверждается, например, продолжительностью жизни женщин, которая практически во всех странах на 6-12 лет больше, чем у мужчин (в Беларуси - на 11 лет). Наконец, это соответствует принципу соблюдения гендерного равенства.

Приглашаем мигрантов?
Чтобы лучше представлять цену вопроса, переведем его в цифры. Уже к 2010 г., чтобы обеспечить запланированные темпы экономического роста, надо будет дополнительно изыскать не менее 430 тыс. работников. Если заглядывать еще дальше, скажем, на 10-15 лет вперед, то число необходимых дополнительных работников будет исчисляться цифрой более 1 млн. человек.
Увеличение же пенсионного возраста на 5 лет у мужчин и женщин потенциально могло бы обеспечить прирост занятого населения на 285 тыс. человек. Это с учетом того, что многие люди в Беларуси (41% женщин и 7% мужчин) продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Так что даже продление пенсионного возраста на 5 лет полностью не решит проблемы. Демографы США, где пенсионный возраст не так давно был повышен с 62 до 65 лет, рассчитали, что только повышение пенсионного возраста до 70 лет позволит в ближайшие 50 лет решить проблему пенсионного обеспечения.
Стимулирование рождаемости и повышение пенсионного возраста - это наиболее простые подходы к решению проблемы старения населения. Однако не стоит забывать и о других возможных источниках пополнения трудовых ресурсов.
Так, Беларусь пока не в полной мере задействует миграционный источник. Не считать же таковым прирост населения на 3,6 тыс. человек за счет внешней миграции за 10 месяцев текущего года. Целенаправленная работа в этом направлении способна дать куда более ощутимые результаты.
В экономической истории Беларуси были периоды, когда за одно-два десятилетия выезжали из Беларуси свыше миллиона человек (1950-1964, 1888-1914 гг.) и приезжали столько же (1965-1980). Эти перемещения вызваны были прежде всего наличием высокооплачиваемых рабочих мест. Если в этом направлении сейчас не принять программу действий, то Россия или Украина могут опередить нас в этом и начнут в массовом порядке привлекать на постоянное место жительство молодых белорусов, создавая им более благоприятные условия для трудоустройства (не говоря уже о странах ЕС).
Существуют и другие источники. Это сокращение армии, реформа уголовно-процессуальной системы, увеличение занятости женщин в экономике.
Все эти источники увеличения экономически активного населения не способны решить проблему старения населения, но вполне в состоянии ее смягчить. Приятно ведь было бы и правительству, и населению услышать такую новость, что за счет этих источников пенсионный возраст в итоге надо повышать не до 65 лет, а, скажем, до 62,5 лет. Есть разница, правда? Поэтому недооценивать эти источники не стоит.

Владимир АКУЛИЧ. «Белорусы и рынок», 9 июня 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.