Rambler's Top100

№ 337 - 338
16 - 29 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Кризис института семьи в постиндустриальном обществе: анализ причин и возможности преодоления

Семейный политика в Европе и России: гендерный анализ

Политика высшего образования в Европе и России

План “остановить туберкулез” для 18 приоритетных стран европейского региона ВОЗ 2007–2015 гг.

Историческая демография

По страницам журналов «Вопросы статистики» и «Россия XXI»

Содержание журнала «Population»


Google
Web demoscope.ru

Л.Шпаковская

ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ

СПб., Норма, 2007, 328 страниц


Основные этапы развития европейской политики высшего образования (стр. 102-103)

Этапы

Инициативы в области экономического развития

Основные документы и действия в области политической интеграции

Основные цели в области образова-тельной политики

Основные действия и программы в области образования на уровне ЕС

До 1970-х

Экономический национализм, государства всеобщего благосостояния. Экономическое развитие рассматривается в рамках национальных экономик.

Договор о создании Общества угля и стали (1951), Римский договор (1957), договор о создании Сообщества по атомной энергии. Основная цель договоров – облегчение торговли между европейскими странами, объединение усилий для экономического развития стран-участников.

Образование рассматривается с точки зрения его вклада в национальные экономики.

Идеи кооперации в области образования носят декларативный характер, совместные инициативы отсутствуют

Первый этап: 1971-1983

Нефтяной кризис, изменения структуры занятости в глобальном масштабе.


Начало кооперации в области профессионального образования.
Образование по-прежнему рассматривается сферой компетенции национальных правительств.
Кооперация в образовании носит ограниченный характер.

Формирование органов координации политики образования на европейском уровне – Совет министров образования, Управление исследований, науки и образования.
Первые совместные программы. Основной приоритет – мобильность и связь с индустрией.

Второй этап: 1983-1992

Действия, направленные на создание внутреннего европейского рынка.

Усиление полномочий органов европейского управления. Единый европейский закон. Культурные политики, направленные на усиление идентификации граждан с новыми политическими институтами.

Цели кооперации в области образования:
- развитие трудовых ресурсов европейского рынка;
- продвижение «европейского измерения».
Разграничение полномочий национальных правительств и ЕС в области образования.

Создаются крупные программы кооперации и сотрудничества по 4 профилям:
1. программы профессионального образования и усиление связей образования с промышленностью (COMETT, PETRA, EUROTECNET, POWER);
2 программы мобильности, установления контактов между вузами, изучения европейских языков (ERASMUS, LINGUA, Youth for Europe, JEAN MONNET);
3. поддержка маргинальных групп и регионов (NOW, IRIS, Helios, Handynet, Horizon, Tempus);
4. Обмен информацией, разработка методов признания дипломов (Eurydice, ECTS, NARIC).

Третий этап: 1992-2006

Глобальная экономика, европейский рынок труда, развитие новых технологий.

Маастрихтский договор. Концепции Европы знания и образования в течение всей жизни.

Кооперация в образовании направлена на:
- развитие трудовых ресурсов в условиях быстро изменяющегося рынка труда и присоединения новых стран к ЕС;
- формирование европейской идентичности;
- развитие гражданской культуры,
- создание единого европейского образовательного пространства.

Расширение и перегруппировка начатых ранее образовательных программ, устранение барьеров мобильности, инициативы связи образования с промышленностью, программы образования взрослых, развитие дистанционного образования.

Книга посвящена анализу моделей политик высшего образования в странах Западной Европы и России. Объектом анализа является изменение отношении государства, академии и рынка в XX веке в странах Западной Европы и России. Хотя книга не ставит перед собой задачу проведения сравнительного анализа западной и российской политики высшего образования, она показывает возможности использования аналитических западных моделей для описания специфики российского контекста и проводимых в России образовательных реформ. В книге рассказано, какую роль играет высшее образование в современном обществе, (вос)производстве разных типов социального неравенства: массовых, гендерных, этнических, - а также производстве национальных идентичностей. Обсуждаются вопросы, какие формы знания востребованы в различных моделях политики высшего образования; кто и как оказывает влияние па процесс производства знания: академия, рынок или государство; как изменились отношения этих институтов во второй половине двадцатого века, как процессы европейской интеграции повлияли на высшее образование в странах западной Европы и России.

Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ 1. Основные понятия анализа политики высшего образования. История европейской образовательной политики

Глава 1. Высшее образование как объект политики и управления. Основные понятиях

Понятия политики и политического курса в исследованиях высшего образования
Объект политики высшего образования. Понятие системы высшего образования
Типы систем высшего образования
Политика высшего образования. Базовая модель политического взаимодействия: рынок-государство-академия
Внешние факторы политики высшего образования

Глава 2. Социальная роль высшего образования. Основные этапы развития политики высшего образования в Европе

Первые университеты в Европе
Высшее образование и национальные государства. "Территоризация" высшего образования
Высшее образование в XX веке. Образование, экономический национализм и государство всеобщего благосостояния
Разрушение экономического национализма, кризис государства всеобщего благосостояния
Реструктуризация образования. Образовательные реформы 1980-1990-х годов
Модернизация рыночных реформ в образовании в 1990-2000-е годы

Глава 3. История политики высшего образования Европейского Союза. Программы высшего образования ЕС

Социальный и экономический контекст появления образовательных программ ЕС. Европейское образование как инструмент экономической интеграции
Первый этап европейской образовательной политики. Создание первых образовательных программ, выработка единой образовательной политики
Второй этап европейской образовательной политики (1983-1992). Формирование европейского рынка и первые крупные программы высшего образования
Третий этап. Маастрихтский договор: новые политические направления

Глава 4. Болонский процесс как инструмент формирования единого европейского пространства высшего образования

Единое образовательное пространства: Болонский процесс и образовательные программы ЕС
Основные этапы, документы и цели Болонского процесса
Создание Болонских принципов организации высшего образования
Содержание квалификаций и степеней. Компетентностный подход

ЧАСТЬ 2. Модели политики высшего образования в Европе и России

Глава 5. Три западные модели политики высшего образования: государство, рынок и академия

Великобритания. Рыночные модели политики высшего образования в британском контексте
Северная Европа. Социальная модель политики высшего образования
Франция. Центральноевропейская модель: рынок и государство в высшем образовании

Глава 6. Советская политика высшего образования

Специфика советской политики высшего образования
Этапы развития советской политики высшего образования

Глава 7. Политика высшего образования в России. Высшее образование в современной России, реформы и Болонский процесс

Новые цели и направления образовательной политики
Реформы высшего образования
Новые политические акторы: фонды и благотворительные организации
Рынок и политика высшего образования в России
Автономия и контроль. Высшее образование как поле конфликтов во второй половине 2000-х
Болонский процесс в России. Проблемы и дискуссии

ЧАСТЬ 3. Политики равных возможностей в высшем образовании Европе и России

Глава 8. Политика высшего образования в Европе и России: тендерные аспекты. Политика равных возможностей для мужчин и женщин

Положение женщин в системе высшего образования в Европе и России: тендерная сегрегация
Определение понятия равенства мужчин и женщин в высшем образовании
Политика равенства полов в образовании в Европе и России
Европейская образовательная политика равенства мужчин и женщин

Глава 9. Политика поддержки инвалидов в высшем образовании в Европе и России

Концепция инвалидности
Политика высшего образования и образование инвалидов в европейских странах
Типы национальных политик поддержки инвалидов в высшем образовании
Стратегии поддержки студентов с ограниченными возможностями
Политика поддержки инвалидов в высшем образовании в России

Глава 10. Политика высшего образования: этническое, религиозное и гражданское образование в Европе и России

Образовательные концепции включения/исключения: общая школа, мультикультурализм, культурные права
Высшее образование и единая Европа. Дискуссия о европейском гражданстве
Этническое, религиозное, гражданское образование в России, основные направления политики высшего образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.