Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Компания» о миграции в России
«Коммерсантъ-Деньги» о внешней трудовой миграции в России и ЧАЗах
«Московский комсомолец» о денежных переводах мигрантов
«Российская газета» о том, как в Приморье мигрантские квоты закончились
«Труд» о программе оргнабора гастарбайтеров в Москве
«Парламентская газета» о проблемах с переселением соотечественников
«Российская газета» о попытках привлечь людей на Север
«Коммерсантъ-Plus» о проблемах трудовой эмиграции в Молдавии
«Эксперт - Украина» об антииммигрантских волнениях и беспорядках в ЮАР
«Новые известия» и «Взгляд» о влиянии землетрясения на политику ограничения рождаемости в Китае
«Новая газета» об отмене «русского креста» в отдельно взятом Омске
«SmartMoney» о пробках, эмансипации и занятости
«Московский комсомолец» о планах по поднятию престижа Отца
«Газета» об алиментном фонде
«Газета» о штрафах за невыплату алиментов
«Новые известия» о вкладе отцов и слуг народа в демографическую копилку страны
«Медицинская газета» об абортах в России и мире

«Медицинская газета» о конференции по проблемам репродуктивного здоровья
«Московский комсомолец» о том, как в текущем году собираются спасти 150 тысяч сердечников от смерти
«SmartMoney» об алкогольной сверхсмертности
«Трибуна» о проблеме курения и табачном лоббизме в России
«Взгляд» о причинах смерти в будущем
«Аргументы и факты» о смысле диспансеризации
«Коммерсантъ» о плате за лечение в Чехии
«Эхо планеты» о старении и здоровье
«Ведомости» о конференции по проблеме СПИДа
«РБК» о потребностях, образе жизни и новом лице старости в мире
«Коммерсантъ» о мнениях предпринимателей о возможностях роста производительности труда
«Новая газета» о причинах голодомора 1930-х годов
«Огонек» о крестьянстве
«Новые известия» о плюсах интеграции Москвы с областью
«Российская газета» о переписи тюремного населения
«Коммерсантъ» о вреде перехода на летнее время

… о крестьянстве

Есть ли жизнь в деревне

Крестьянства в России больше нет. Ему на смену пришли фермеры (немногочисленные) и дачники (множество)

Правда, остались еще люди, живущие на земле и возделывающие ее по старинке. Их довольно много (50 процентов крестьян), но очевидно, что исчезновение этой социальной группы измеряется ближайшими десятилетиями. Последнее исследование ФОМа "Крестьянство. Грани образа" показывает: у нас формируются новые отношения с землей, новые экономические условия изменили вековой крестьянский уклад. О том, что ждет крестьянство завтра и как без него будет жить аграрная Россия, "Огонек" поговорил со Светланой КЛИМОВОЙ, ведущим специалистом ФОМа, автором многих исследований по проблемам крестьянства.
- Кто же эти люди, которые называют себя сегодня крестьянами?
- Когда мы только начинали исследование, у нас с коллегами был спор: какой признак станет главным при подтверждении людьми своей принадлежности к крестьянству. Они считали, что определяющей будет жизнь в деревне, а я - что труд на земле. Вот смотрите, станет сельский учитель называть себя крестьянином? Или, например, почтальон? Нет, конечно, хотя живут они в деревне. У них самоидентификация идет по профессии, и первый скажет: "Я учитель", а второй: "Я почтальон". При этом они вполне могут вести подсобное домашнее хозяйство, сажать огород. Это все равно недостаточное основание, чтобы считать себя крестьянином. А вот другой пример. Обеспеченный человек, владелец крупного куска земли, едет на джипе, джаз слушает. Останови его и спроси: "Ты кто по профессии?" - он без колебаний ответит: "Крестьянин". И будет иметь на это полное моральное и даже юридическое право. Потому что по нашему законодательству у него такой юридический статус: владелец крестьянско-фермерского хозяйства. Более того, я знаю одного главу сельскохозяйственного ведомства Краснодарского края, который тоже себя называет крестьянином. И причины очевидны: он занят вопросами землепользования, опять-таки его труд связан с землей. Так что это универсальный критерий причисления себя к крестьянской среде - труд на земле.
- А вам не кажется, что здесь размывается традиционное представление о крестьянстве? Что мы сейчас говорим о фермерах и чиновниках, которые только по какой-то генетической памяти называют себя крестьянами?
- "Традиционное представление" о крестьянине - это, очевидно, колхозник? Конечно, тогда размывание идет - и здесь есть проблема. В сельской среде происходят такие же социальные сдвиги, как и везде. Появляются новые типы крестьян: есть, например, небольшая группа крупных собственников - латифундистов, которые владеют тысячами гектаров земли. Возникли и мелкие собственники - фермеры. И наконец, есть группа наемных рабочих - молодых, здоровых, непьющих. Они составляют перспективную новую ветвь крестьянства, хотя их и немного - чуть меньше трети жителей села. Еще 20 процентов людей живут в селах, но работают не в сельском хозяйстве. А остальные - это те, кто к новым моделям приспособиться не сумел. И это большая часть - около половины сельчан, в основном пожилые люди. У них одна цель - выжить. Вообще крестьянство всегда считалось консервативной прослойкой людей, им тяжело воспринять новое. Знаю одно село, где колхоз уже давно не работает, правление закрыто, а местные мужички каждый день приходят к его дверям. Сядут, поговорят, выпьют и разойдутся. Они уже не могут жить иначе, вне этого ритуала.
- Так, может быть, это и есть настоящие крестьяне, а те - новые - это все-таки фермеры?
- Зачем противопоставлять? Не запретите же вы человеку, которого считаете фермером, называть себя крестьянином? Очевидно, понятие "крестьянство" ближе нашему человеку, чем какие-то новые наименования. Кроме того, у него уже нет негативной оценочности, которая была, скажем, вокруг слова "колхозник". Колхозник - он забитый, безнадежный, нищий, а слово "крестьянин" у многих россиян вызывает положительные ассоциации.
- Может быть, потому, что оно напоминает о традиционной крестьянской культуре, народности? Что станет теперь с этой культурой?
- Уже сейчас нет резкой границы между деревенской и городской культурами. Люди делятся уже не по социальному, а по имущественному признаку. Богатый городской человек будет очень похож на богатого сельского. И быт они строят соответственно. Видела, например, бедную пару пожилых крестьян. Они, чтобы себя прокормить, взяли четырех коров в кредит. А девать их некуда. Так эта пара перешла жить в курятник, а коров своих в дом пустила, потому что они - великая ценность. И радуются такому вот быту, считая его нормальным. А другой крестьянин построил у себя на участке целый офис, где факс без перебоя работает и шлет ему информацию о новых семенах, технике - обо всем, что в сельском хозяйстве пригодится. Эта информация помогает ему с прибылью выращивать урожай. И быт у него, пожалуй что, городской. Он, даже в гости позвав, не станет досыта кормить, а кофе предложит.
- Значит, сегодня неоткуда взяться "шукшинским героям", маргиналам, которые существуют между двух культур?
- Таких людей стало меньше. Прежде всего потому, что сельчане понимают: в больших городах их никто не ждет. Поэтому сразу в "концентрированную" городскую культуру они не окунаются. Обычно они едут в маленькие города, а там все почти то же самое. Сейчас вообще формируются интересные агломерации - сельско-городские. Идет взаимное перемешивание населения: люди из маленьких городов берут землю и начинают ее возделывать, а крестьяне посылают своих детей работать в город. И культурные границы стираются окончательно. Хотя между деревней и столицей все-таки есть серьезный, скорее, даже психологический барьер. Когда мы ездили опрашивать краснодарских крестьян, нас сопровождал один молодой человек. И ему было очень интересно: все ли в Москве так живут, как по телевизору показывают - по клубам ходят, в ресторанах сидят, словом, живут жизнью Ксюши Собчак. Я объяснила, что нет. И для него это было открытием. Поэтому многие молодые люди, приезжая из деревни в столицу, думают, что начнут здесь "красивую" жизнь. У них неадекватное впечатление от Москвы, сегодня это очевидно.
- Но желание уехать в город и столицу все-таки остается?
- Поменялась схема миграции. Теперь взрослый сельский житель, если на земле у него есть хоть какой-то способ прокормиться, не станет сломя голову ехать в Москву. Зато для него смыслом жизни становится вытолкнуть детей в город: дать им образование, а значит, возможность там остаться. Эта стратегия свойственна большинству крестьян старой закалки, близка она и наемным рабочим. Единственно, кто ею "не болеет", это зажиточные крестьяне-фермеры. Для них, наоборот, очень важно иметь побольше детей и оставить их на земле. Им нужно, чтобы кто-то продолжил их рисковое, но прибыльное дело. Поэтому я и считаю, что фермерство более благоприятная для крестьянства среда, чем крупные хозяйства, которые у нас сегодня насаждаются. Конечно, с фермерством много проблем: сложно налаживать инфраструктуру, сложно координироваться. Но, пообщавшись с крестьянами, могу сказать, что вечное положение наемного работника кажется многим ущербным, что несвойственно городскому населению. Мечта большинства крестьян - стать хозяевами, демиургами своих участков. Они очень трепетно относятся к своей земле и вряд ли ее покинут по доброй воле.
- Как вы говорите, небольшая прослойка фермеров у нас уже появилась. Интересно, осмысливает ли она себя?
- Прослойка появилась, но вряд ли она будет расширяться. Наше сельское хозяйство развивается по другому пути: создаются крупные хозяйства и туда нанимаются рабочие. Словом, работает старая схема - модернизированные колхозы и совхозы. А фермеры - они не разрушают крестьянскую культуру, а просто ее модернизируют. Например, те фермеры, с которыми нам приходилось встречаться, отлично владеют последней информацией, закупают иностранное оборудование, ездят на стажировки за границу. Но при этом по-прежнему главным ресурсом производства для них остается семья, по-прежнему хозяйство строится на взаимном доверии и связях между соседями, повсеместно используется бартер: ты - мне, я - тебе. Вспоминаю одного фермера, у которого не было сыновей, зато было пять дочек. Как, спрашивается, при таком раскладе вести хозяйство? А он не унывает, говорит, что оно и к лучшему: "Сыновья-то - они неизвестно какие получатся, а зятьев мы всегда выбрать сможем". И знаете, какой главный критерий выбора? Чтобы хотели остаться в деревне и жить крестьянским трудом.

***
Вести с полей
Эволюция имиджа русского крестьянства в "Огоньке"

ПЕРИОД ИМПЕРИИ
"Крестьяне живо интересуются астрономией. Письмо одного из них, Я. Туманова, мы предлагаем читателю. "Я много читал астрономических книг, - пишет он, - и нашел, что все это чистая ложъ и вместе с тем путаница человеческого ума. Доказывают, что Земля оторвалась от Солнца и стала вертеться вокруг Солнца, - это вранье. Что звезды мерцают от движения воздуха - это вранье. Всеми астрономами признано, что Луна окаменелая, - это тоже вранье... Солнце не что иное, как горящий газ, горящая сила, которая может расплавить какой угодно металл. Земля находится на притяжении Солнца под давлением двух атмосфер, теплой и холодной, что я могу доказать на практике". Это выражение "могу доказать на практике" - пестрит в письме Туманова, которое необходимо стилизовать, - до такой степени оно синтаксически чудовищно. Устройство же доказательного аппарата, по вычислению крестьянина Туманова, должно стоить всего... семь рублей". (1910 г.)

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
"На днях меня спросил комсомолец Федя Тарасов: почему кулаки и подкулачники стреляют в коммунистов и селькоров, а не в агрономов? Одной строчкой, одной фразой 19-летний Федя поднял на колоссальную высоту важнейшую проблему: когда агрономы наши станут в полном смысле слова общественниками? Когда они начнут поход против кулаков и темного отсталого крестьянства?" ("Огонек", 1925 г.)

НЭП
"Если бы, следуя доброй традиции американских газетных работников, я в первый же день приезда в село Щербинина отправил бы корреспонденцию в Москву, она должна была бы свестись к следующему: "Председателя вика нашли пьяным под забором и с трудом протащили в дом. Секретарь волкома в пьяном виде сломал себе ребро. Милиция стреляет собак, а судья изнасиловал делегатку. Председатель месткома медицинских работников ворует дрова, а у квартирной хозяйки Мотрикиной - триппер". (1929 г.)

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ
"Под руководством партии колхозные массы борются за трудовую дисциплину, за честное и добросовестное отношение к коллективной работе. Борьба против остатков кулачества, подкулачников, против лодырей и прогульщиков приняла в колхозах массовый характер.
- Лентяи? Да, есть у нас тут один... До сих пор у него только 28 трудодней.
- Чем же он живет?
- Теперь-то мы его поприжали. Он заделался "парикмахером".
Председатель показывает в угол, где лежит объемистый узел, полный лучших пшеничных колосьев. "Парикмахер" настриг их, был пойман и теперь ответит по всей строгости закона..." (1934 г.)

ВОЕННЫЙ ПЕРИОД
"В дни немецкой оккупации колхоз был разграблен и опустошен фашистскими бандитами. Освобожденные из немецкой неволи колхозники радостно начали новую жизнь. И в прошлом году крестьяне собрали урожай, превышающий довоенный. Все стада были уничтожены немцами. Колхозница Катя Заулочная своими руками вырастила первый десяток телят, а сейчас под ее присмотром растет более полутора тысяч голов крупного рогатого скота". (1946 г.)

ОТТЕПЕЛЬ И ЗАСТОЙ
"Студентов можно встретить на комбайнах, где они работают копнильщиками, на очистке, погрузке и выгрузке зерна. Они являются организаторами культурной работы в подшефном колхозе, выпускают стенные газеты, выступают с концертами. Многие девушки, не отставая от товарищей на полевых работах, заботятся о быте селян, следят за чистотой, варят обед..." (1956 г.)
"Манера условного искусства во все времена была знакома русскому народу. Умелый человек стругнет три раза острым ножом, и смотришь - простая ручка деревянного ковша уж превратилась в лошадиную голову - изящную, выразительную, хотя и без скучных назойливых подробностей. Почему же, чтобы увидеть все это, нужно лезть в глубокие старинные сундуки, да еще предварительно ехать в Тотьму и Тарногу, окруженную полупроезжими лесами? Нам не хватает музеев русского крестьянства..." (1969 г.)

ПЕРЕСТРОЙКА
"Никакие деньги, что зарабатывает механизатор или простая доярка, не гарантируют им никаких благ. Автомобиль, путевки в санаторий, квартиры, хорошая мебель - все это находится в городе и предназначено для самих горожан. Общественность обеспокоена загруженностью женщин в быту. По кто подумает о загруженности женщины в деревне? Мы качаем газ в Европу. По территории некоторых областей проходит по две-три нитки газопровода, а в селах, даже ближайших, ни одной газовой горелки... Если общество не восполнит хотя бы часть своего долга перед крестьянством, оно может окончательно загубить источник своего пропитания". (1988 г.)

Ольга ФИЛИНА. «Огонек», 2 июня 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.