Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Компания» о миграции в России
«Коммерсантъ-Деньги» о внешней трудовой миграции в России и ЧАЗах
«Московский комсомолец» о денежных переводах мигрантов
«Российская газета» о том, как в Приморье мигрантские квоты закончились
«Труд» о программе оргнабора гастарбайтеров в Москве
«Парламентская газета» о проблемах с переселением соотечественников
«Российская газета» о попытках привлечь людей на Север
«Коммерсантъ-Plus» о проблемах трудовой эмиграции в Молдавии
«Эксперт - Украина» об антииммигрантских волнениях и беспорядках в ЮАР
«Новые известия» и «Взгляд» о влиянии землетрясения на политику ограничения рождаемости в Китае
«Новая газета» об отмене «русского креста» в отдельно взятом Омске
«SmartMoney» о пробках, эмансипации и занятости
«Московский комсомолец» о планах по поднятию престижа Отца
«Газета» об алиментном фонде
«Газета» о штрафах за невыплату алиментов
«Новые известия» о вкладе отцов и слуг народа в демографическую копилку страны
«Медицинская газета» об абортах в России и мире

«Медицинская газета» о конференции по проблемам репродуктивного здоровья
«Московский комсомолец» о том, как в текущем году собираются спасти 150 тысяч сердечников от смерти
«SmartMoney» об алкогольной сверхсмертности
«Трибуна» о проблеме курения и табачном лоббизме в России
«Взгляд» о причинах смерти в будущем
«Аргументы и факты» о смысле диспансеризации
«Коммерсантъ» о плате за лечение в Чехии
«Эхо планеты» о старении и здоровье
«Ведомости» о конференции по проблеме СПИДа
«РБК» о потребностях, образе жизни и новом лице старости в мире
«Коммерсантъ» о мнениях предпринимателей о возможностях роста производительности труда
«Новая газета» о причинах голодомора 1930-х годов
«Огонек» о крестьянстве
«Новые известия» о плюсах интеграции Москвы с областью
«Российская газета» о переписи тюремного населения
«Коммерсантъ» о вреде перехода на летнее время

… о потребностях, образе жизни и новом лице старости в мире

Потреблению нет предела

Все большее количество людей на планете считают, что заработков им хватает на жизнь, но не на образ жизни

В апреле МВФ снизил прогнозы роста мировой экономики до показателей, означающих наступление рецессии.
Примечательно, что в разгар Великой депрессии 1930-х выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс предрек, что капитализм имеет потенциал для столетнего непрерывного экономического роста. Он считал, что в результате все "абсолютные нужды" людей окажутся удовлетворены и наступит "смерть экономики": экономическая деятельность перестанет быть доминирующей для человечества. Оставить "крысиную гонку" за деньгами, карьерой и потреблением, просто наслаждаться обыкновенными радостями жизни - не об этом ли втайне мечтают обитатели современных офисов? Однако может ли такой подход сочетаться с развитием экономики? Спустя три четверти века экономисты говорят, что гениальный Кейнс ошибался, но не во всем...

Будущее - сегодня?
В начале 1930-х Джон Кейнс издал эссе "Экономические возможности для наших внуков", в котором предположил, что спад крупнейших капиталистических экономик вскоре будет преодолен. Как он писал, рост глобального ВВП, хотя бы медленный, должен стать постоянным - стоит только устранить макроэкономические дисбалансы. Таким образом, отмечал ученый, даже 2,1% ежегодного среднего роста мирового ВВП означают 7,5-кратный рост глобальной экономики в течение одного столетия. По его мнению, этого достаточно, чтобы удовлетворить все "абсолютные нужды" жителей Земли. Причем речь шла не просто о достижении прожиточного минимума, а о гарантированном комфортном образе жизни всех людей с поправкой на постоянное некоторое повышение ее уровня.
Всеобщий достаток автоматически привел бы к смещению основного акцента деятельности человека с выживания на раскрытие творческих способностей. При этом автор доктрины подразумевал, что люди сами ограничат свое потребление. Конечно, он хорошо понимал, что относительные потребности - "быть не хуже других" - никогда не будут удовлетворены. Но Джон Кейнс считал, что они отойдут на второй план, а попытки удовлетворить их в обществе будущего станут восприниматься как форма невроза. Согласно его модели, вместо этого люди начнут прогрессивно учиться тому, как "направить дальнейшие усилия на неэкономические цели".
Сегодняшние экономисты предлагают перейти от теории к практике: выяснилось, что некоторые прогнозы Джона Кейнса уже сбылись. Например, предсказание роста уровня жизни. Ученый ожидал, что через 100 лет в наиболее развитых странах уровень жизни поднимется в 4-8 раз, но на самом деле он вырос вчетверо за последние 50 лет, сказал журналу "РБК" глава кафедры макроэкономики и политической экономики Института эмпирических экономических исследований (IEW, Цюрих) Фабрицио Зилиботти. С начала 1950-х сбывается и прогноз Джона Кейнса о постоянном росте мирового ВВП, в том числе в пересчете на душу населения. А сбалансированность макроэкономических параметров в последние 15-20 лет позволила достигнуть беспрецедентных для мировой истории темпов длительного экономического роста на уровне 3-5% в год. Казалось бы, наступило самое благоприятное время для ожидания "смерти экономики".

Пиво и грош на свечу
Однако как определить "абсолютные нужды"? И насколько совместимы идеи всеобщего равенства и ограничения потребления с долгосрочным ростом экономики? "Когда Кейнс писал о базовых потребностях, он имел в виду стакан пива и зубную щетку, - пояснил журналу "РБК" президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев. - А за 80 лет до него Маркс под базовым уровнем жизни рабочего подразумевал еще более низкие требования, включая грош на церковную свечу". Сегодня базовые потребности описываются только для бедных, замечает эксперт, они подробно перечислены в программе Millennium Development Goals, которую в 2000 году приняла ООН. Однако в то время, подчеркивает он, как самые простые требования вроде доступа к электроэнергии и водопроводу не удовлетворены повсеместно даже в самых развитых странах, подавляющее большинство людей мечтают о совершенно недоступных для них стандартах потребления среднего класса Америки, растиражированных рекламой и средствами массовой информации. А образ жизни этой прослойки явно не соответствует идеалам Джона Кейнса. "Самоограничение определенно испарилось на планете с появлением первой кредитной карты, - пишет последователь знаменитого экономиста член палаты лордов британского парламента Роберт Скидельски. - США и Великобритания тонут в долгах".
Предложения английского ученого сводились к уменьшению спекулятивной составляющей в экономической активности людей. Однако это находится в противоречии с функционированием денег как мерила ценности всех товаров - во всяком случае, привнесение морали в экономику в духе Джона Кейнса требует пересмотра человечеством самого понятия денег. "Между тем раздел психологии о роли денег до сих пор лишь в самом зачаточном состоянии, - говорит ассистирующий профессор департамента менеджмента и организации Сингапурского национального университета Майкл Зифур. - А потому даже в теории непонятно, как ограничить потребление и накопление". К тому же "абсолютные нужды" сегодня перестают отличаться от относительных, поскольку меняются товары, удовлетворяющие наши потребности. С течением времени увеличилась продолжительность жизни благодаря развитию медицины и гигиены, а также росту количества и ассортимента, например, более безопасной пищи. "Спрос на товары и услуги лучшего качества кажется бесконечным, что двигает науку и инновационные технологии вперед", - отмечает президент Французской обсерватории экономической конъюнктуры Жан-Поль Фитусси.

Планета контрастов
Правда, трансформация относительных потребностей происходит не везде, ведь экономические блага распределяются по миру крайне неравномерно. Есть небольшая группа из 20-25 высокоразвитых стран (где годовой ВВП на душу населения составляет 25-30 тыс. долларов), есть когорта развивающихся (где подушевой ВВП до 10 тыс. долларов), а между ними - огромная пустота, в этом промежутке представлено всего 15-20 государств. И данная диспропорция практически не менялась на протяжении минувшего столетия. Из малоразвитых в высокоразвитые вырвались лишь две страны - Япония и Южная Корея. Единственный, кто отошел назад в табели развитости экономик с начала XX века, - это Аргентина: после Первой и Второй мировых войн она занимала четвертое место в мире (после США, Англии и Франции). Россия осталась примерно там же, где и была, - крепким середнячком. Отставание же многих стран представляется безнадежным. Так, потребуется по меньшей мере столетие стабильного роста экономики не менее чем на 3% в год, чтобы государства, расположенные к югу от Сахары, приблизились к сегодняшнему уровню жизни в развитых странах, считает Фабрицио Зилиботти.
Перемены наметились лишь в последние два десятилетия бурной индустриализации развивающегося мира. Сегодня доходы целых групп населения в таких странах фактически достигают (с учетом паритета покупательной способности национальных валют) уровня, характерного для среднего класса стран развитых. Следовательно, общая численность представителей среднего класса в мире быстро увеличивается. По достижении этой планки заработка преуспевающие жители Бразилии или Индии начинают вести образ жизни, свойственный среднему классу в Западной Европе и США, отмечает Леонид Григорьев. Одновременно наиболее развитые экономики вольно или невольно "импортируют" бедное население из третьего мира. "Можно было бы говорить, что идея Джона Кейнса вполне реализовалась ранее - только не в масштабах планеты, а лишь в Великобритании и некоторых других странах. Однако сегодня в лидирующих экономиках ширится маргинальная прослойка, состоящая в основном из эмигрантов, представители которой не в состоянии удовлетворить даже базовые потребности", - констатирует эксперт. Такой взаимообмен становится неизбежным следствием глобализации.

Кейнс на новый лад
Иными словами, всеобщего равенства на земле, наверное, не увидит ни одно из поколений человечества. Но вполне способна измениться сама природа неравенства. Пророчество Джона Кейнса может сбыться в масштабах не отдельных людей, а стран. Миграция бедных жителей развивающихся государств в развитые и формирование среднего класса в третьем мире со временем ощутимо сократят разрыв между богатыми и бедными странами. А когда-либо и вовсе сделают эту классификацию пережитком прошлого. Водоразделом между эпохой богатых и бедных стран и эпохой богатых и бедных людей может стать 2050 год. До этого срока, считает Леонид Григорьев, на всей планете будут удовлетворены описанные Millennium Development Goals базовые потребности. Такая задача была поставлена в рамках программы ООН на 2015 год, однако большинство экспертов сходятся в том, что она будет выполнена значительно позднее.
По мнению экономиста, образ жизни - развлечения, транспорт, путешествия, дома, одежда и питание - достаточно стандартизирован и остается стабильным на протяжении последних десятилетий. И в новом "усредненном" мире он не изменится даже к 2050 году, несмотря на продолжающуюся гонку потребления в сознании самих людей. С 1960-х Запад лишь приобщился к сотовой связи и Интернету. Поэтому и в образе жизни поколения сегодняшних 30-летних представителей среднего класса радикальных перемен не произойдет, до самой их старости он сохранится прежним. Разница будет заключаться только в том, что у некоторой части бедных появится возможность изменить жизнь, приобщившись к среднему классу.

Мир престарелых долгожителей
Сбываются и другие предсказания Джона Кейнса, но не совсем так, как предполагал английский ученый. Например, он предрекал, что человеку для удовлетворения своих потребностей будет необходимо трудиться не более 15 часов в неделю. На самом деле резкое сокращение рабочего времени отмечалось в первой трети XX века - на 30%, а затем снижение было очень медленным. Причем уменьшение количества трудочасов в течение человеческой жизни на Западе происходит не за счет сокращения рабочего дня, а благодаря увеличению нерабочих периодов - до поступления на работу в молодости и после выхода на пенсию в старости, говорит Фабрицио Зилиботти. Более резко сократилось время, которое тратится на ведение домашнего хозяйства. В 1930-м семейные пары в США посвящали ему примерно 40 часов в неделю, а в 2000-м - лишь около 25. Это и есть основной ресурс высвобождения времени для досуга, замечает эксперт, а 15-часовая рабочая неделя не станет реальностью и к 2030-му. Интересно, что, начиная с 1990 года, в то время как американцы продолжают работать долго, чтобы увеличить доходы, европейцы предпочитают поддерживать достигнутый уровень благосостояния, но высвобождать время для отдыха.
Возможно, сегодня на наших глазах формируется целый "неэкономический" класс. При этом чем дальше, тем многочисленнее он становится и тем дольше живут его представители. Речь идет о пенсионерах. По словам профессора Университета штата Огайо Шермана Ханна, в развитых странах человек, вышедший на пенсию, обычно сохраняет доход на уровне 60-70% от допенсионного. Вкупе с огромным количеством свободного времени гарантированное ежемесячное поступление свободных денег делает эту прослойку людей самой активной на фоне других возрастных групп. Ее представители чаще путешествуют, больше сидят в Интернете, наводняют клубы по интересам и посещают всевозможные обучающие курсы - от фельдшерских до ловли рыбы нахлыстом. И если вы возьметесь исследовать любую из сфер досуга, то вскоре убедитесь, что пенсионеры всегда впереди всех, включая секс, о чем свидетельствуют социологические опросы в ЕС, Японии, Австралии и Америке. У молодых людей с гораздо большим уровнем активности намного меньше времени, чтобы реализовать свои возможности.
Сейчас около половины престарелых жителей стран - участниц Организации экономического сотрудничества и развития могут вести принципиально иной, как правило, нацеленный на неэкономические задачи образ жизни. Такое положение вещей сложилось совсем недавно: еще в начале XX века достижение пенсионного возраста в США, как ныне в подавляющем большинстве развивающихся стран, автоматически означало выход из прежней социальной группы и резкую смену образа жизни практически для каждого. Теперь значительная часть мужчин и женщин Великобритании, Японии, Соединенных Штатов и стран Скандинавии переживает 80-летний рубеж, а для их отцов и тем более дедов все было иначе. Пенсионеры становятся не просто активными потребителями рынка услуг, от которого все сильнее зависит мировая экономика, - они превращаются во все более влиятельную общественную силу. Известен пример, когда правительству Швеции под давлением объединений пенсионеров пришлось отказаться от законодательного ограничения максимального возраста для управления автомобилем. Любой предвыборный штаб обязательно учитывает интересы и чаяния столь деятельной части населения. И это лишь начало: если нынешний кризис не повлечет за собой крах пенсионных систем и не оборвет данную тенденцию, у человечества есть шанс стать не только старше и опытнее, но и, возможно, немного мудрее...

Николай ЧЕХОВСКИЙ. «РБК», 1 июня 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.