В России появится Концепция государственной миграционной политики. О необходимости этого документа говорят политики, эксперты и представители общественных организаций.
"Регулируемая трудовая миграция имеет множество позитивных моментов для России. Благодаря мигрантам развиваются торговля, строительство, транспорт, сельское хозяйство, бытовое обслуживание, - считает заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова. - Однако часто иностранные работники прибывают в Россию нелегально, а большое количество работодателей незаконно используют труд иностранных граждан". Незаконная трудовая миграция способствует росту теневой экономики, демпингу уровня заработной платы, недополучению налогов, бесконтрольному вывозу денежных средств из страны, вытеснению местного предпринимательства и национальной культуры, росту преступности, возникновению конфликтов с местным населением... Есть проблемы и с отсутствием контроля над внутренней миграцией, из-за чего возникает избыток рабочей силы в одних регионах и недостаток в других, более слабых субъектах Федерации.
Приток трудовых мигрантов в российскую экономику продолжается. Это естественный процесс, по мнению депутатов, экономика развивается, создаются новые рабочие места, которые часто не могут быть заполнены гражданами нашей страны. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025 году - на 18-19 миллионов. Максимальное сокращение населения трудоспособного возраста произойдет в 2009-2017 годах, когда среднегодовая убыль трудоспособного населения будет превышать 1 миллион человек.
"С одной стороны, страна нуждается в иностранной рабочей силе, а с другой, вынуждена бороться против нелегальной трудовой миграции", - говорит член Комитета Государственной Думы по безопасности Валентин Бобырев. Проблемы связаны с тем, что значительная часть трудовой миграции сегодня не легализована. По разным оценкам, в России - от 7 до 12 миллионов трудовых мигрантов. А годовой ущерб от нелегальной миграции составляет около 450 миллиардов рублей в год.
Особенно сложная ситуация в Москве. За прошедший год в столице поставлены на учет один миллион 700 тысяч приезжих, выдано 640 тысяч разрешений на работу, получено 208 тысяч уведомлений о том, что иностранные работники трудоустроены. Получается, что 422 тысячи человек легально находятся на территории Москвы, имеют разрешения на работу, но не работают. В соответствии с законодательством, в течение трех месяцев они должны покинуть страну. Выехали они или нет? Такая информация отсутствует, потому что нет взаимодействия между Федеральной миграционной службой и Пограничной службой ФСБ России, несмотря на соответствующие документы Правительства. Парадокс в том, что ФМС выдает разрешения на работу, но за ситуацию на рынке труда несут ответственность региональные власти. Решения принимает один уровень власти, ответственность несет другой...
Влиять на трудовые миграционные процессы можно, в частности, через негосударственные агентства занятости. Мысль о необходимости вовлекать саморегулируемые негосударственные организации в решение социальных проблем не раз звучала на самом высоком уровне.
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Андрея Исаева, для урегулирования проблем с трудовой миграцией нужно "законодательно ограничить прием на работу трудовых мигрантов не через соответствующие агентства занятости". Депутат считает, что агентства должны проводить не только отбор и собеседование с мигрантами, но и медосмотр, медицинское, социальное и пенсионное страхование. На агентства предлагают возложить обязанности по первичному обучению мигрантов основам законодательства и обычаям страны. Кадровики должны начинать работать с мигрантами уже в странах-донорах и контролировать жизнь мигрантов, которые когда бы то ни было были привлечены на работу через них. "В отношении трудовых мигрантов в полном объеме должно соблюдаться трудовое законодательство Российской Федерации, - считает Андрей Исаев. - Создание Ассоциации таких агентств и через них банка данных трудовой миграции позволило бы государству и обществу регулировать потоки трудовых мигрантов через саморегулируемые организации не увеличивая бюрократический аппарат и связанную с этим нагрузку на экономику".
На прошедших в Государственной Думе слушаниях по миграционной политике Андрей Исаев предложил создать рабочую группу с участием депутатов, сенаторов, представителей Правительства, профсоюзов и частных агентств занятости. Эта группа к осенней сессии парламента подготовит проекты законов по регулированию деятельности негосударственных агентств занятости. Необходимо также принять ряд законодательных актов, ужесточающих уголовную и административную ответственность работодателей, использующих труд незаконных мигрантов. Должны нести наказание и российские граждане, предоставляющие по своему месту жительства регистрацию для иностранных граждан с нарушением законодательства, а также сами нелегалы.
Мария СОКОЛОВА. «Парламентская газета», 15 мая 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)