Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о нехватке пахотных земель в Китае
«Независимая газета» о Мальтусе и агфляции
«Новые известия» о нехватке воды
«Парламентская газета» о миграционной политике России
«Время новостей» об исчерпании миграционных квот
«Независимая газета» о внутренней миграции в России
«Вечерний Бишкек» о внутренней миграции в Киргизии
«Коммерсантъ» о миграционной программе Москвы
«Газета» об идее создания гетто в крупных городах
«Росбалт» о «картах поляка»
«Neue Zurcher Zeitung» о возвращении польских работников домой
«The Daily Telegraph» об эмиграции из Великобритании
«Deutsche Welle» о резком сокращении репатриации в Израиль
«Учительская газета» о слушаниях по материнскому капиталу
«Коммерсантъ» о том, как сэкономить 100 рублей
«Новая газета» о смысле рожать детей
«Новые известия» о комендантском часе для детей

«Росбалт» о возможностях регулирования рождаемости в Узбекистане
«The Daily Telegraph» и «The Times» о «смешанных эмбрионах» и возможности завести ребенка «без отца»
«RBC daily» о математике счастливого супружества
«Эксперт» о смертности в России и ее причинах
«Ведомости» о российской смертности
«Труд» о смертности на работе
«Газета.Ru» о возможности повышения пенсионного возраста в России
«RBC daily» и «Газета» об адекватности масштабов российской бедности
«RBC daily» об отношении к неравенству в мире
«Коммерсантъ» об исследовании о благосостоянии и производительности труда
«RBC daily» о графике работы и производительности труда
«РИА «Новости»» о проблемах СПИДа в странах СНГ
«RBC daily» о потерях Третьего рейха во Второй мировой войне
«Итоги» о том, как человечество чуть не вымерло

… о проблемах СПИДа в странах СНГ

Страны СНГ: испытание СПИДом

Согласно оценкам экспертов, около 150 000 человек в странах Восточной Европы и Центральной Азии были инфицированы ВИЧ в 2007 году. Таким образом, количество людей, живущих со СПИДом в нашем регионе, достигло 1,6 миллиона. В 2006 году почти 90% новых зарегистрированных случаев ВИЧ пришлись на Российскую Федерацию (66%) и Украину (21%). Число новых случаев растет в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане и Узбекистане.
Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией - самый крупный в мире финансовый механизм для расширения доступа к лечению и профилактики  наиболее уязвимых групп населения - уже несколько лет работает на территории восточноевропейских и постсоветских стран,  обеспечивая их ресурсами для ответа на эпидемию.
Исполнительный директор Глобального фонда Мишель Казачкин, побывавший в Москве, дал интервью РИА Новости.
- Г-н Казачкин, какие шаги по реализации идей Фонда предпринимались в последнее время на территории бывших соцстран?
- Благодаря программам Глобального фонда антиретровирусное лечение стало возможным для 33 000 людей, 300 программ реализуются только в России, повысилась информированность людей по вопросам СПИДа. Тем не менее проблем еще достаточно: доступ к терапии людей, употребляющих наркотики, на очень низком уровне - около 10%. А это серьезная проблема, учитывая то обстоятельство, что инъекционное потребление наркотиков - пока еще основной путь передачи вируса в этом регионе. Без расширения доступа к лечению, без программ снижения вреда и других практик, которые доказали свою эффективность в других регионах, остановить эпидемию будет невозможно.
- Означает ли это, что пока что признаков улучшения ситуации с ВИЧ/СПИДом в странах СНГ нет?
- Несмотря на то, что в абсолютных цифрах количество ВИЧ-инфекций в Евразийском регионе еще далеко от уровня эпидемии в некоторых других географических районах планеты, согласно официальной статистике, здесь живет приблизительно 1,6 миллиона ВИЧ-положительных людей. Но самая тревожная тенденция - прирост новых инфицированных, причем в основном это молодежь до 30 лет в самом трудоспособном и детородном возрасте. Лидирующее место занимают  Россия и Украина. В странах Кавказа и Средней Азии ситуация еще не угрожающая, но им тоже нужно быть готовым к приближающейся эпидемии, особенно в условиях активной трудовой миграции в регионе.
- Как изменились задачи Глобального фонда с момента его основания в 2002 году?
- Тогда все «акционеры» Глобального фонда  - правительства, представители гражданского общества, мировые лидеры, международные организации  -  задались единственным вопросом: что делать с эпидемией. На тот момент было очевидно, что граждане, проживающее в богатых странах, имеют доступ к информации, к лечению и профилактике, а население, живущее в бедных странах, лишено таких возможностей. Поэтому мы определили основную задачу Фонда как обеспечение не имеющих доступа к терапии и профилактике людей ко всему, что существует на сегодняшний день. Тогда же мы приняли решение, что не будем финансировать исследования в области СПИДа, поскольку на этот счет финансирования вполне достаточно. Этот вирус изучается в мире как никакой другой. К примеру, Институт здоровья США выделяет около 3 миллиардов долларов в год на исследовательские программы, Французское исследовательское агентство, которое я в свое время возглавлял, имеет бюджет около 120 миллионов долларов в год. В последнее время частные фонды стали активно финансировать исследовательские программы - Гейтс инвестирует огромные средства в эту деятельность. Так что мы взаимно дополняем друг друга.
- Каковы перспективы работы Глобального фонда в Восточной Европе и Центральной Азии?
- Сейчас Исполнительный Комитет пересматривает критерии, которым должна соответствовать страна, чтобы быть получателем грантов Глобального фонда. Для всех становится очевидным стремительный экономический рост региона. Государства, которые еще недавно были в категории стран с низкими доходами, переходят в группы со средним или высоким доходом. В некоторых случаях это происходит благодаря  высоким ценам на нефть и газ. И естественно, внимание со стороны донорского сообщества к беднейшим не может быть таким же, как к тем странам, которые в состоянии перенаправить свои доходы на улучшение здравоохранения. Как это происходит сегодня в России, которая  активно переходит от внешнего финансирования программ к самостоятельному выделению средств на лечение в первую очередь эпидемических заболеваний. Россия из получателя грантов Глобального фонда постепенно становится его донором. Т.е. теперь государство использует деньги фонда для решения острых проблем, но затем эти деньги вернутся в фонд, чтобы работать в других странах. Это очень хороший прецедент. Если и другие соседи России примут эту формулу софинансирования примерно в объеме 35% для активизации ответа на эпидемию, то, скажем, к 2015 году возвращенные деньги Глобальный фонд направит на помощь другим бедствующим жителям мира.
Но проблема еще состоит в том, что зачастую в новых независимых странах увеличение доходов происходит непропорционально: богатые становятся богаче, бедные - беднее. Хочу подчеркнуть, что мы понимаем неравномерность экономического роста и  пытаемся сделать все возможное, чтобы продлить присутствие Глобального фонда в постсоветских странах, которые переживают быстрое развитие, но еще не в состоянии обеспечить всех своих граждан необходимым лечением.
Прежде всего мы выделяем финансирование на усиление возможностей ВИЧ-сервисных организаций, в которых должны быть соединены усилия государственных структур и общественного сектора.
- Почему Глобальный фонд не в полной мере использует свой «финансовый вес» для изменения ситуации в тех странах, законодательства которых не отвечают современным требованиям - к примеру, там, где запрещены программы снижения вреда или заместительной терапии?
- Время, когда кто-то извне решал внутренние вопросы в той или иной стране, прошло. Политика Глобального фонда не осуществляется группой бюрократов или группой доноров для финансового давления на правительства в части законодательных инициатив. Но я настроен оптимистически. Этот регион не сможет долго остаться в стороне от процессов, происходящих в мире, не сможет страна оставаться единственным государством, отрицающим всемирно признанные практики снижения вреда заболевания.
- Что значит «победить СПИД» в нашем регионе?
- Победить СПИД - не значит уменьшить количество инфицированных людей. Напротив, мы надеемся, что эта цифра будет увеличиваться, потому что ВИЧ-инфицированные люди будут жить полноценной и долгой жизнью благодаря расширенному доступу к антиретровирусной терапии. Требуется другое - работать над уменьшением новых инфекций, мобилизовав все возможные человеческие, финансовые и институциональные ресурсы.  В одиночку - будь то даже самый мощный госаппарат - победить СПИД невозможно.

РИА «Новости», 13 мая 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.