Rambler's Top100

№ 331 - 332
28 апреля - 18 мая 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Студенческая страничка
Избранные эссе

Матрица Хэддона

Политика в области рождаемости и семейная политика в Канаде


Google
Web demoscope.ru

Матрица Хэддона

Сергей Сысоев
Факультет прикладной политологии ГУ ВШЭ, гр. 641

К началу 70-х годов ХХ  века в развитых странах обострилась проблема повышения уровня смертности среди людей работоспособного возраста. В качестве одной из основных причин, вызывающей наиболее негативные последствия, была названа высокая смертность в результате «автомобильных травм»I.

Устойчивая тенденция роста смертности молодого поколения обусловила необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации. Одну из научных гипотез снижения смертности на дорогах предложил В. Хэддон в 1972 г.II

Доктор В. Хэддон – врач, известный также как инженер, в конце 50-х годов ХХ в. работавший над «планом безопасных дорог» в СШАIII. Он предложил модель анализа опасных для здоровья людей ситуаций на дорогах на основе «эпидемиологической триады».

Было отмечено, что ключевым моментом для установления контроля над большинством заболеваний и происшествий является «выделение их этиологических или причинных факторов, а также способы нанесения вреда здоровью людей»IV. По этой схеме В. Хэддон классифицировал факторы риска применительно к ДТП, разработав матрицу, получившую название Матрицы Хэддона (табл. 1)V.

Таблица 1. Матрица Хэддона

Факторы

Фаза

Человек

Транспортное средство и оборудование

Окружающая среда

До аварии

Предупреждение аварии

- Информированность;
- Поведенческие установки;
- Проблемы со здоровьем;
- Полицейский контроль

- Эксплуатационная пригодность дороги;
- Освещение;
- Состояние тормозной системы;
- Качество управления автомобилем;
- Соблюдение скоростного режима

- Дизайн и разметка дороги;
- Ограничения скорости;
- Сооружения и устройства для пешеходов

Во время аварии

Предупреждение травматизма во время аварии

- Использование ремней безопасности;
- Проблемы со здоровьем

- Наличие и использование ремней безопасности пассажирами;
- Другие приспособления для обеспечения безопасности
- Противоаварийный дизайн автомобиля

- Дорожные объекты, предотвращающие аварии

После аварии

Поддержание жизни

- Навыки оказания первой помощи;
- Доступность медицинской помощи

- Легкий доступ к месту происшествия;
- Риск возгорания

- Наличие служб спасения;
- Наличие пробок на дорогах

Суть Матрицы Хэддона состоит в следующем: на основе выделения определённых групп факторов риска по времени, предлагается система контрмер упреждения / смягчения / снижения негативных последствий ДТП до аварии / во время аварии / после аварии соответственно. Группы факторов риска, выделяемые по времени своего проявления, в каждой фазе влияют на «эпидемиологическую триаду – человек, машина, окружающая среда»VI.

Существенным недостатком Матрицы Хэддона, по мнению специалистов ВОЗ, является её неэффективность при учёте мер, «которые предпринимаются для снижения опасного воздействия транспорта в области землепользования, городского дизайна и транспортной политики»VII. Такие меры предполагают, например, анализ и экспертные оценки влияния проектов на безопасность принимаемых решений по планированию; призыв к использованию более безопасных способов передвижения и т. п.

Тем не менее, несмотря на эти ограничения, которые, скорее, относятся к транспортной политике, Матрица Хэддона стала широко применяться в здравоохранении. Это побудило В. Хэддона, совместно с С. Бейкер, в 1974 г. модифицировать свою концепцию, применив классификацию факторов риска к следующим ситуациям, вызывающим травматизм: ушибы и сотрясения, пожар, электрический «удар», отравление ядовитыми веществами, плавание и купание (табл. 2) VIII.

Таблица 2. Модели поведения для минимизации последствий травматизма

Фаза

Тип происшествия

До

Во время

После

Ушибы, сотрясения (например, от падений)

- Программы борьбы с алкоголизмом;
- Перила и поручни на лестницах

- Освещение на месте происшествия;
- Мягкая «подушка» на полу;
- «Защитный шлем»

- Хорошо подготовленные команды на санитарном транспорте;
- Хорошо оборудованные машины «скорой помощи»;
- Воздушные шины

Пожар

- Недоступность спичек для детей;
- Аннулирование напольных обогревателей;
- Вентиляция

- Покрытие антипирена;
- Снижение температуры поверхности обогревателей;
- Наличие огнетушители в зданиях

- Ожоговые центры;
- Кожная пластика;
- Реабилитация

Электрический «удар»

- Закрытые и исправные электрические розетки;
- Изоляция подручного инструмента и электропроводки;

- Устройства размыкания сети;
- Пробки

- Сердечно-лёгочная реанимация;
- Оборудование

Отравление ядовитыми веществами

- Недоступность препаратов для детей;
- Отсутствие паров газа СО в кабине автомобиля;

- Снижение воздействия ядосодержащих очищающих средств;
- Хранение ядовитых веществ в малых дозах

- Информационные центры, дающие информацию о ядовитых веществах;
- Центры детоксификации

Плавание и купание

- Ограждения вокруг мест для плавания;
- Дренирование прудов

- Спасательные жилеты;
- Занятия плаванием

- Тренинги по спасению жизни;
- Обучение техникам реанимирования населения

Из таблицы 2 видно, что Матрица осталась без одного из своих краеугольных камней в начальной версии – «эпидемиологической триады», но сохранила выделение рисков по времени. Возможно, трансформация Матрицы вызвана тем, что В. Хэддон, расширив ситуативную часть, адаптировал её именно к требованиям системы здравоохраненияIX, где приоритетными являются профилактические мероприятия более общего характера, нежели в ситуации с ДТП как частным случаем травматизма. Поэтому детализация в виде «эпидемиологической триады», перестав играть определяющую роль, не была выделена в качестве одной из основных компонент концепции.

Матрица Хэддона высоко оценивается специалистами как модель анализа, помогающая «понять процессы, влекущие травматизм, а также выработать меры, упреждающие его»X. Её ценность заключается в попытке «применения научных принципов к пониманию травматизма»XI.

Так или иначе, основной целью любой методики остаётся «снижение человеческих потерь в результате травматизма»XII. Матрица Хэддона в данном случае является попыткой анализа и классификации факторов риска, которые могут привести к гибели человека. В. Хэддон демонстрирует, что на каждой из трёх стадий можно и необходимо бороться за человеческую жизнь, но для этого необходим целый комплекс мер, выполнение огромного количества условий, а также координация деятельности и отлаженный механизм взаимодействия различных служб.

Литература

  1. Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес А. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004.
  2. Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. Р. 377 – 389.
  3. Haddon’s Matrix: [Электронный документ] // http://www.health.qld.gov.au/chipp/what_is/matrix.asp. Проверено 30. 04. 08.
  4. Haddon W. Jr. (1972) A Logical Framework for Categorizing Highway Safety Phenomena and Activity. Journal of Trauma, Vol. 12. Р. 193 – 207.
  5. Peden M. et al., eds. (2004) World Report on Road Traffic Injury Prevention. Geneva: WHO, 2004.
  6. Runyan C. W. (2003) Introduction: Back to the Future – Revisiting Haddon’s Conceptualization of Injury Epidemiology and Prevention // Epidemiologic Reviews, Vol. 25. P. 60 – 64.

I Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 377.
II Haddon W., Jr. (1972) A Logical Framework for Categorizing Highway Safety Phenomena and Activity. Journal of Trauma, Vol. 12. Р. 193 – 207.
III Haddon’s Matrix: [Электронный документ] // http://www.health.qld.gov.au/chipp/what_is/matrix.asp
IV Baker S. P., Haddon W., Jr. Reducing Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4, (Autumn, 1974). P. 378.
V 5. Peden M. et al., eds. (2004) World Report on Road Traffic Injury Prevention. Geneva: WHO, 2004. P. 13.
VI Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес А. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004. С. 44.
VII Там же.
VIII Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 380.
IX Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес А. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004. С. 44.
X Runyan C. W. (2003) Introduction: Back to the Future – Revisiting Haddon’s Conceptualization of Injury Epidemiology and Prevention // Epidemiologic Reviews, Vol. 25. P. 61.
XI Там же. С. 63.
XII Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 378.
 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.