Rambler's Top100

№ 331 - 332
28 апреля - 18 мая 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Демографическая политика России: от размышлений к действию

Демографическая дезорганизация России: 1897-2007. Избранные демографические труды В.А.Борисова

Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении

Здоровье в исправительных учреждениях

Проблема детской бедности в перспективе обзор благополучия детей в богатых странах

По страницам журналов «Народонаселение» и «Социальная реальность»

Содержание журнала «Gender and Development»


Google
Web demoscope.ru
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:
ОТ РАЗМЫШЛЕНИЙ К ДЕЙСТВИЮ

Аналитический доклад

Руководитель авторского коллектива В.В.Елизаров

М., ООН, 2008, 76 страниц

http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=74

"Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года объявлены стабилизация численности населения к 2025 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. В документе подробно прописаны принципы демографической политики, сформулированы задачи и этапы ее реализации. Однако количественные показатели, которыми описываются поставленные амбициозные цели и задачи, по мнению экспертов, вызывают сомнение в их корректности, согласованности и реалистичности.
Наиболее яркий пример - задача снижения уровня смертности к 2025 г. по сравнению с 2006 г. в 1,6 раза. Число умерших за год в 2006 г. составило 2166 тыс. человек и уменьшиться к 2025 г. до 1354 тыс. человек не сможет ни при каких самых фантастических вариантах (только если население сильно сократиться, но Концепция ставит задачу роста численности до 145 млн. чел.). Число умерших на 1000 населения в 2006 г. составило 15,2‰, а значит к 2025 г. должно сократиться до 9,5‰. Это сегодняшний уровень западноевропейских стран с продолжительностью жизни 78-80 лет. Даже если на удастся достичь к 2025 г. намеченного Концепцией -2007 показателя продолжительности жизни в 75 лет, общий коэффициент смертности из-за старения населения будет существенно выше.
Столь же труднодостижимо повышение, а точнее, сохранение к 2025 г. высокого уровня рождаемости. В возрасте наивысшей рождаемости (2-29 лет) будут малочисленные поколения, родившиеся на рубеже веков. Вряд ли они, в большинстве своем воспитанные в однодетных семьях, будут иметь рождаемость в полтора раза более высокую, чем поколение их родителей.
Очевидно, что необходима дальнейшая работа по уточнению поставленных задач и целевых ориентиров, конкретизация этих задач для разных уровней реализации демографической политики (федерального, регионального, местного), расчеты необходимых средств и поиски механизмов финансирования демографической политики. Не решены и многие проблемы информационного, правового, научного и кадрового обеспечения демографической политики.
Необходимо также продолжить работу по исследованию последствий сложившейся демографической ситуации, факторов, способных принципиально повлиять на ее улучшение, по изучению опыта других стран, пытающихся решать подобные задачи.
Многие вопросы в силу своей сложности и масштабности остаются дискуссионными и требуют продолжения обсуждения с участием представителей всех заинтересованных сторон - власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса и экспертов в области демографической и социальной политики".

Стр. 75-76.

Доклад основан на широких статистических и эмпирических данных и предлагает в сжатой и доступной форме описание общих тенденций развития демографической ситуации в России, основных характеристик и причин демографического кризиса, его последствий для развития страны. Кроме того, в нем показано, как демографическая политика связана с социальной политикой в более широком контексте, какой ущерб наносит невнимание к проблемам демографии в рамках социальной политики и какие конкретные задачи необходимо решить на федеральном, региональном и местном уровне для успешной реализации демографической политики.

Авторы публикации предлагают свои выводы и рекомендации в надежде, что они помогут в дальнейшей работе по совершенствованию демографических стратегий и программ, направленных на преодоление депопуляции, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, оптимизацию внутренней и внешней миграции.

Публикация предназначена для управленческого персонала федерального и регионального уровня, научных работников, студентов и широкого круга читателей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общий обзор

1. Изменения в численности и структуре населения России

1.1. Численность населения продолжает убывать
1.2. Деформированная возрастная структура населения определяет изменения в численности отдельных возрастных групп.
1.3. Демографическая волна предопределит спад числа рождений
1.4. Старение населения приведет к росту иждивенческой нагрузки

2. Рождаемость в России: тенденции и перспективы увеличения

2.1. Основные характеристики и причины низкой рождаемости
2.1.1. Низкая рождаемость в России - результат долгосрочной тенденции
2.1.2. Низкая рождаемость характерна не только для России
2.1.3. Происходит изменение возрастной модели рождаемости
2.1.4. Изменяются репродуктивные установки населения
2.1.5. Неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья
2.2. Комплексная политика в области рождаемости и ее реализация
2.2.1. Необходимость комплексной политики в области рождаемости.
2.2.2. Основные направления политики по повышению рождаемости
2.2.3. Особенности реализации комплексной политики в области рождаемости
2.3. Возможная результативность мер и перспективы увеличения рождаемости
2.3.1. Ожидания должны быть реалистичными: маловероятно, что рождаемость в России в обозримом будущем повысится до уровня замещения поколений
2.3.2. Зарубежный опыт показывает как возможность повышения рождаемости, так и ее ограниченность при реализации только мер помощи семьям
2.3.3. Политика, нацеленная на повышение рождаемости в России, должна учитывать грядущие изменения в возрастном составе населения

3. Смертность и продолжительность жизни в России

3.1. Почему Россия отстает от развитых стран по продолжительности жизни
3.2. Почему Россия - одна из немногих стран в мире, где продолжительность жизни сократилась по сравнению с уровнем 1960-х годов
3.2.1. Причины, общие для государств социалистической ориентации
3.2.2. Причины, специфические для России в период реформ
3.2.3. Последние тенденции: от стабилизации к росту
3.3. Политика по снижению смертности в России: адекватность существующим проблемам и необходимость выделения тактических и стратегических приоритетов
3.3.1. Уменьшение масштабов и глубины бедности - условие снижения смертности
3.3.2. Здоровый образ жизни должен поощряться
3.3.3. Перспективы снижения предотвратимой смертности

4. Миграция и миграционная политика

4.1. Основные тенденции в области международной миграции в России
4.2. Международная трудовая миграция - основной компонент современной миграции в РФ
4.3. Мигранты в российском обществе: тенденции и проблемы
4.4. Внутрироссийская миграция: тенденции, возможности развития и существующие ограничения
4.5. Беженцы и вынужденные переселенцы
4.6. Комплексная миграционная политика России. Рекомендации

5. Демографическая политика как часть социальной политики

5.1. Демографическая составляющая социальной политики
5.1.1. Экономический рост пока не конвертируется в улучшение демографической ситуации
5.1.2. В поддержке материнства есть нерешенные проблемы.
5.1.3. Материнские и детские пособия существенно ниже, чем в развитых странах
5.1.4. Жилищные условия остаются самой острой из проблем молодой семьи
5.1.5. Новые меры поддержки семьи .
5.2. Влияние социальной политики на демографическую ситуацию
5.2.1. Возможен ли эффект от введения новых мер
5.2.2. Возможности смягчения дефицита услуг дошкольных учреждений
5.2.3. Необходимо стимулирование ответственного родительства
5.3. Направления совершенствования социально-демографической политики
5.3.1. Долгосрочные и краткосрочные эффекты демографической политики
5.3.2. Проблемы, стоящие на пути улучшения демографической ситуации, и возможные пути решения
5.3.3. Необходимо активизировать демографическую политику

Заключение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.