Rambler's Top100

№ 325 - 326
17 - 30 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Россия перед демографическим выбором

Новое поколение деловых людей России

Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России

Гендерное равенство и достойный труд

Здравоохранение в России. 2007

По страницам журналов «Медико-социальная экспертиза и реабилитация» и «Центральная Азия и Кавказ»

Содержание журнала «Migrations Societe»


Google
Web demoscope.ru

Т.И.Заславская, Э.Н.Крылатых,
М.А.Шабанова

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ

М., Издательство "Дело" АНХ, 2007, 320 страниц


Демографические и социально-экономические характеристики групп слушателей по уровню ПД (профессионально-делового) -потенциала, % от численности каждой группы (стр. 57)

Показатель

Группы по уровню ПД-потенциала

Начинающие

Продвинутые

Профессионалы

Пол

Мужчины

59

67

7

Женщины

41

33

22

Возраст (лет)

До 30

55

30

13

31-35

25

36

24

36-40

12

20

32

41 и более

8

14

31

В среднем, лет

31

34

38

Место жительства

Москва

74

62

48

Регионы

22

36

49

Самооценка благосостояния

Среднее

33

20

12

Выше среднего

55

64

60

Высокое

12

16

28

Самооценка социального статуса

Средний

64

52

40

Выше среднего

31

44

52

Высокий

5

4

8

Доля слушателей с разным уровнем ПД-потенциала, выбравших названные ниже ценности, % к общей численности каждой группы (стр. 61)

Ценности

Группы по уровню ПД-потенциала

Разница (гр.4-гр.2)

Начи-нающие

Продви-нутые

Профес-сионалы

Важнейшие ценности

Семейное счастье, любовь, дети

61

68

67

6

Самостоятельность, независимость, управление своей судьбой

61

67

67

6

Материальный достаток, благосостояние семьи

59

63

61

2

Деловой и профессиональный успех, удачная карьера

53

56

4

-5

Важные ценности

Интересная работа, творческая реализация способностей

46

45

50

4

Профессионализма, высокая компетентность в своей сфере деятельности

39

42

47

8

Спокойная совесть, жизнь в соответствии со своими моральными нормами

33

38

41

8

Личная безопасность (своя и близких)

32

32

37

5

Интересный досуг, полноценный отдых, путешествия

38

31

33

-5

Авторитет, уважение окружающих

28

33

32

4

Личное достоинство, честь

26

28

35

9

Второстепенные ценности

Хорошее современное бизнес-образование

16

18

16

-

Правовое государство, надежное, справедливое государство

14

17

20

6

Надежные и эффективные социальные связи

18

14

12

-6

Капитал, позволяющий реализовать крупные деловые проекты

12

17

16

4

Обладание властью, лидерство, принятие важных управленческих решений

10

15

15

5

Богатство, престижная собственность (коттедж, дорогая иномарка и др.)

11

13

6

-5

Уровень доверия предпринимателей и менеджеров, % по строке (стр. 128)

 

Баллы*

Всего

1

2

3

4

5


Правительству РФ

14

27

42

15

2

100

Местным органам власти

18

37

36

8

1

100

Судебной системе

25

35

32

7

1

100

Милиции

36

38

20

5

1

100

Руководящему составу своей фирмы

2

6

22

41

29

100

Своему прямому руководителю

3

6

18

37

36

100

Своим подчиненным

1

4

25

4

21

100

Партнерам, контрагентам

2

10

44

39

5

100

* 1 – совсем не доверяю, 5 – полностью доверяю

Особенности правового сознания респондентов в зависимости от возраста и типа мета постоянного проживания, % (стр. 266)

Возраст

«Законо-послушные»

«Реляти-висты»

«Наруши-тели»

Нет ответа

Всего

сто-лица

реги-оны

сто-лица

реги-оны

сто-лица

реги-оны

сто-лица

реги-оны

сто-лица

реги-оны

До 30 лет

21

25

51

52

25

21

3

1

100

100

31-35 лет

20

37

47

48

29

14

4

1

100

100

36-40 лет

23

35

39

48

32

13

6

4

100

100

Старше 40 лет

36

51

29

31

30

16

5

1

100

100

ИТОГО

23

37

44

45

28

16

5

2

100

100

Оценка изменений «правил игры» власти с бизнесом за последние 4 года, % к численности группы (стр. 273)

«Правила игры»

Характер изменения

«Законо-послушные»

«Реляти-висты»

«Наруши-тели»

Всего

Система налогов на бизнес

улучшение

51

48

38

46

ухудшение

7

11

9

9

Стабильность «правил игры»

улучшение

3

10

7

10

ухудшение

33

38

46

38

Условия выхода бизнеса «из тени»

улучшение

20

18

16

18

ухудшение

12

14

18

14

Отношения с органами власти

улучшение

8

7

8

7

ухудшение

35

38

39

37

Прозрачность отношений

улучшение

8

7

4

6

ухудшение

16

24

21

21

Защита со стороны правоохранительных органов

улучшение

5

5

3

4

ухудшение

29

39

43

37

Борьба с коррупцией и экономической преступностью

улучшение

25

29

32

28

ухудшение

11

11

11

11

ИТОГО (сумма баллов)

улучшение

130

124

18

119

ухудшение

143

175

187

167

В книге на материалах масштабных опросов 2004 и 2006 гг. слушателей программ МВА в АНХ при Правительстве РФ рассматриваются особенности и тенденции изменения качественного состава, сознания и поведения нового поколения предпринимателей и менеджеров России, выявляется роль бизнес-образования высшей ступени и современной деловой среды.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, деловых людей современной России.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ЧАСТЬ 1 НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ

Научный доклад по проекту 2006 -2007 гг.

ГЛАВА 1. Социально-профессиональный портрет слушателей программ МВА (Т.И.Заславская)

1.1. Социально-демографическая структура
1.2. Социально-профессиональная структура
1.3. Социально-экономическая структура
1.4. Динамика самооценок профессиональных качеств
1.5. Базовые ценности слушателей программ МВА

ГЛАВА 2. Профессионально-деловая структура слушателей программ МВА (Т.И.Заславская)

2.1. Профессионально-деловой потенциал как основной критерий дифференциации слушателей
2.2. Группы слушателей по уровню профессионально-делового потенциала
2.3. Профессионально-деловые портреты выделенных групп слушателей
2.4. Базовые ценности, представления об успехе и своих деловых достижениях

ГЛАВА 3. Потребности слушателей в знаниях и ожидания от программ МВА (Т.И.Заславская)

3.1. Соотношение ожиданий от обучения в АНХ и представлений слушателей о деловых качествах, важных для достижения делового успеха
3.2. Соотношение представлений слушателей о качествах, необходимых для делового успеха, и самооценок имеющихся деловых качеств

ГЛАВА 4. Мотивация и результативность бизнес-образования, перспективы его развития (Э.Н.Крылатых)

Вводные замечания
4.1. Мотивы обучения в АНХ и выбора конкретных программ МВА. Оценка условий поступления и обучения
4.2. Условия поступления в АНХ (источники информации и финансирование обучения)
4.3. Оценка результативности обучения на программах МВА в АНХ
4.4. Связь обучения с текущей деятельностью фирм
4.5. Личные перспективы карьерного роста в связи с освоением программ МВА

ГЛАВА 5. Бизнес-образование и деловая среда: новые вызовы и старые ограничения (М.А.Шабанова)

5.1. Ресурс бизнес-образования и деловая среда: постановка проблемы
5.2. Изменения в деловой среде как стимулы к наращиванию бизнес-образования
5.3. Деловой успех, человеческий потенциал и ресурс бизнес-образования
5.4. Уровень доверия в современной институциональной среде

ГЛАВА 6. Правовая ситуация в бизнесе и ресурс бизнес-образования (М.А.Шабанова)

6.1. Особенности правового сознания слушателей программ МВА. Правовое сознание и правовая среда
6.2. Особенности поведения в случае нарушения законных прав в деловой сфере
6.3. Возможности и способы влияния на изменение "правил игры" государства с бизнесом
6.4. Уровень адаптации и изменение правовой ситуации в бизнесе
6.5. Вклад бизнес-образования в изменение правовой ситуации в бизнесе
Выводы и рекомендации

ЧАСТЬ 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

По итогам первой волны исследований (2004-2005 гг.)

ГЛАВА 7. Новое поколение экономических акторов: профессионально-деловые качества (Т.И.Заславская)

ГЛАВА 8. Образ профессионала и перспективы профессионализации в современной деловой среде (М.А.Шабанова)

8.1. Социальная трансформация и проблема профессионализации
8.2. Образ профессионала в представлении нового поеоления предпринимателей и менеджеров
8.3. Результативность адаптации к современной бизнес-среде и актуальные социально-профессиональные качества
8.4. Новое качество адаптации и потенциал профессионализации в нестабильной и противоправной среде

ГЛАВА 9. Деловая карьера и бизнес-образование: гендерный аспект (Т.И.Заславская)

9.1. Проблема управленческих кадров в российском бизнесе
9.2. Мотивы обучения мужчин и женщин по программам МВА
9.3. Социально-демографические характеристики слушателей и слушательниц
9.4. Деловой и профессиональный статус
9.5. Занятость в бизнес и деловой среде
9.6. Профессионально-деловой потенциал
9.7. Профессионально-управленческие качества
9.8. Адаптированность к действующим "правилам игры"

ГЛАВА 10. Слушатели программ МВА о своей законопослушности и правовой ситуации в бизнесе (М.А.Шабанова)

10.1. Неправовые практики и вектор трансформации: поставновка проблемы
10.2. Особенности правового сознания слушателей программ МВА
10.3. Типы правового сознания: социоструктурный аспект
10.4. Оценка изменений в "правилах игры" и уровень адаптированности

ГЛАВА 11. Взгляд нового поколения бизнесменов на современную экономику России и политику государства (Т.И.Заславская)

11.1. Какие факторы препятствуют эффективному развитию российского бизнеса?
11.2. Какие меры государственной политики особенно важны для устойчивого развития экономики?
11.3. Как эксперты оценивают изменение "правил игры" государства с бизнесом за последние 4 года?
11.4. Особенности оценок экономической ситуации экспертами с разным профессионально-деловым потенциалом
11.5. Особенности экспертных оценок социальных "оптимистов" и "пессимистов"

Приложение. АНКЕТА слушателя программ МВА, 2006

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.