Rambler's Top100

№ 323 - 324
3 - 16 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Заработная плата в России: эволюция и дифференциация

Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд

Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007

Социально значимые заболевания населения России в 2006 году

ВИЧ/СПИД в республике Татарстан

По страницам журналов «Гигиена и санитария» и «Проблемы управления»

Содержание журнала «Journal of Population Economics»


Google
Web demoscope.ru

Артур O'Рэйли

ПРАВО ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ДОСТОЙНЫЙ ТРУД

МОТ, Женева, 2008, 164 страницы

http://www.ilo.ru/publications_ru.htm

Среди инвалидов уровень участия в рабочей силе на открытом рынке труда обычно значительно ниже, чем среди остальных работников, а уровень безработицы, наоборот, выше.
В 2003 году в Европейском Союзе были заняты лишь 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста в отличие от 64,2 процента людей, не имевших инвалидности (ЕС, 2005; цифры основаны на результатах опросов, а не на административной информации). По данным Европейской комиссии, уровень экономической неактивности среди лиц с ограниченными возможностями в два раза выше, чем среди людей без инвалидности, что свидетельствует как о низком уровне интеграции в случае продолжительного заболевания или инвалидности, так и о сравнительно невысоком уровне образования и профессиональной подготовки. Основной вопрос, который используется для сбора данных в ЕС, звучит так: имеет ли человек заболевание (инвалидность), которое длится свыше шести месяцев или предположительно продлится шесть месяцев. Судя по опросам, в 2002 году в Евросоюзе продолжительное заболевание или инвалидность имели 16 процентов всего населения трудоспособного возраста (от 16 до 64 лет). К сожалению, в этих данных не проводится различие между людьми, страдающими заболеваниями, и людьми, имеющими инвалидность.
Причины такой низкой экономической активности могут быть разными в зависимости от страны. Основными факторами, подавляющими желание трудиться, являются "пенсионные ловушки" и риск потерять пенсию или пособие в случае выхода на работу. Другой возможной причиной может быть нежелание работодателей принимать на работу инвалидов из-за опасений по поводу необходимости нести значительные расходы на приспособление рабочих мест или из-за предполагаемых трудностей с увольнением таких работников.

Стр. 63-64.

На основе анализа имеющейся информации можно перечислить следующие причины низкого уровня занятости среди инвалидов:

  • низкий уровень образования и подготовки;
  • снижение спроса на неквалифицированный труд;
  • сокращение численности работающих на крупных предприятиях и в сфере общественных услуг;
  • озабоченность по поводу возможных несчастных случаев и страховых издержек;
  • нежелание людей регистрироваться в качестве инвалидов;
  • отсутствие информации о возможностях трудоустройства;
  • недостаточная информированность работодателей о потребностях и способностях инвалидов;
  • "пенсионные ловушки";
  • боязнь потери пенсий и пособий;
  • потеря надежд в результате пережитых неудач при попытках найти работу и/или укоренившиеся негативные образы;
  • недостаточная техническая и персональная поддержка.

Стр. 66.

Ратификации Конвенции МОТ 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159), по состоянию на октябрь 2007 года (стр. 141)

Вступила в силу 20.06.1983 г.

Государства

Ратификация зарегистрирована

Мальта

09.06.1988

Австралия

07.08.1990

Мексика

05.04.2001

Азербайджан

19.05.1992

Монголия

03.02.1998

Аргентина

13.04.1987

Нидерланды

15.02.1988

Бахрейн

02.02.1999

Норвегия

13.08.1984

Боливия

19.12.1996

Пакистан

25.10.1994

Босния и Герцеговина

02.06.1993

Панама

28.01.1994

Бразилия

18.05.1990

Парагвай

02.05.1991

Буркина-Фасо

26.05.1989

Перу

16.06.1986

Бывшая югославская Республика Македония

17.11.1991

Польша

02.12.2004

Венгрия

20.06.1984

Португалия

03.05.1999

Гватемала

05.04.1994

Республика Корея

15.11.1999

Гвинея

16.10.1995

Российская Федерация

03.06.1988

Германия

14.11.1989

Сальвадор

19.12.1986

Греция

31.07.1985

Сан-Марино

23.05.1985

Дания

01.04.1985

Сан-Томе и Принсипи

17.06.1992

Доминиканская Республика

20.06.1994

Сербия

24.11.2000

Египет

03.08.1988

Словакия

01.01.1993

Замбия

05.01.1989

Словения

29.05.1992

Зимбабве

27.08.1998

Таджикистан

26.11.1993

Иордания

13.05.2003

Таиланд

11.10.2007

Ирландия

06.06.1986

Тринидад и Тобаго

03.06.1999

Исландия

22.06.1990

Тунис

05.09.1989

Испания

02.08.1990

Турция

26.06.2000

Италия

07.06.2000

Уганда

27.03.1990

Йемен

18.11.1991

Украина

15.05.2003

Кипр

13.04.1987

Уругвай

13.01.1988

Китай

02.02.1988

Фиджи

01.12.2004

Колумбия

07.12.1989

Филиппины

23.08.1991

Коста-Рика

23.07.1991

Финляндия

24.04.1985

Кот-д'Ивуар

22.10.1999

Франция

16.03.1989

Куба

03.10.1996

Хорватия

08.10.1991

Кувейт

26.06.1998

Черногория

03.06.2006

Кыргызстан

31.03.1992

Чехия

01.01.1993

Ливан

23.02.2000

Чили

14.10.1994

Литва

26.09.1994

Швейцария

20.06.1985

Люксембург

21.03.2001

Швеция

12.06.1984

Маврикий

09.06.2004

Эквадор

20.05.1988

Мадагаскар

03.06.1998

Эфиопия

28.01.1991

Малави

01.10.1986

Япония

12.06.1992

Мали

12.06.1995

Всего ратификаций: 80

 

Обзор основных международных правовых документов, политических мер и инициатив, касающихся прав инвалидов, с особым упором на такие аспекты, как занятость и труд. Рассматриваются различные возможности, которые имеются у инвалидов, желающих трудиться на открытом (конкурентном) рынке труда, в условиях защищенной занятости, найма с поддержкой, а также на социальных предприятиях, исследуются тенденции в каждой из этих категорий занятости и освещаются основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в каждом случае.

В публикации описываются основные подходы, которые используются на уровне отдельных стран для того, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями получать, сохранять работу и продвигаться по службе. Речь идет о мерах в таких областях, как законодательство, работа служб занятости, профессиональная подготовка, решение вопросов, связанных с инвалидностью, финансовая, техническая и индивидуальная поддержка, разъяснительная работа. В круг рассматриваемых вопросов входят и такие важные элементы, как консультирование, сбор информации, мониторинг и оценка результатов.

Наряду с определениями основных терминов в публикации приведена программа действий, направленных на выполнение Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 года и, в частности, ее положений, касающихся сферы труда и занятости.

Содержание

Предисловие

Введение

Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд: краткий обзор

Введение
Основные международные правовые документы и политические инициативы

1. Международные правовые документы и политические инициативы, касающиеся права инвалидов на труд

1.1 Введение
1.2 Первые инициативы МОТ
1.3 Всеобщая декларация прав человека
1.4 Совет Европы: Европейская конвенция о правах человека
1.5 Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102)
1.6 Первая рекомендация МОТ, посвященная вопросам профессиональной реабилитации
1.7 Другие документы МОТ (1958-1968 гг.)
1.8 Международные пакты
1.9 Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц
1.10 Документы МОТ о развитии людских ресурсов
1.11 Призыв МОТ к проведению широкой кампании
1.12 Декларация ООН о правах инвалидов
1.13 Международный год инвалидов
1.14 Всемирная программа действий ООН и Десятилетие инвалидов
1.15 Конвенция МОТ № 159
1.16 Рекомендация ЕС о занятости инвалидов
1.17 Рекомендация о разработке конвенции ООН
1.18 Совет Европы: последовательная политика в отношении реабилитации инвалидов
1.19 Азиатско-тихоокеанское десятилетие инвалидов
1.20 ООН: Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
1.21 Венская декларация
1.22 Контроль за соблюдением положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах применительно к лицам с ограниченными возможностями
1.23 Копенгагенская декларация
1.24 Запрещающая дискриминацию поправка к Договору о ЕС
1.25 Совет Европы: Европейская социальная хартия
1.26 Межамериканская конвенция
1.27 Африканское десятилетие инвалидов
1.28 Хартия фундаментальных прав ЕС
1.29 Директива Евросоюза о дискриминации
1.30 Женщины-инвалиды
1.31 Образование и подготовка
1.32 Европейский год инвалидов
1.33 План действий ЕС в отношении инвалидов на 2004-2010 гг.
1.34 Совет Европы: Малагская декларация 2003 года
1.35 План действий Совета Европы на 2006-2015 гг.
1.36 Арабское десятилетие инвалидов
1.37 Американское десятилетие инвалидов
1.38 Конвенция ООН о правах инвалидов

2. Труд и варианты занятости

2.1 Открытая (конкурентная) занятость
2.2 Защищенная занятость
2.3 Занятость с поддержкой
2.4 Социальные предприятия

3. Содействие труду и занятости

3.1 Введение
3.2 Службы занятости
3.3 Обучение с целью трудоустройства
3.4 Финансовая поддержка
3.5 Техническая и индивидуальная поддержка
3.6 Система квотирования
3.7 Антидискриминационное законодательство
3.8 Разъяснительная работа
3.9 Решение вопросов труда инвалидов
3.10 Консультационные механизмы
3.11 Информация, мониторинг и оценка

4. Основные вопросы и повестка дня для дальнейших действий

4.1 Введение
4.2 Конвенция ООН о правах инвалидов
4.3 Повестка дня для дальнейших действий с упором на вопросы труда и занятости

Приложения:
1 Возможности труда и занятости инвалидов на раннем этапе (1900-1930 гг.)
2 Определения
3 Ратификации Конвенции МОТ 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159), по состоянию на октябрь 2007 года
4 Ратификации и подписания Конвенции ООН о правах инвалидов, по состоянию
на октябрь 2007 года
5 План действий Совета Европы на 2006-2015 гг. по защите прав людей с ограниченными возможностями и обеспечению их полноценного участия в жизни общества: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.