Rambler's Top100

№ 323 - 324
3 - 16 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Производительность труда, реальная заработная плата, удельные издержки на рабочую силу

Политика на рынке труда на этапе экономического роста

Рынок как фактор возрождения советских форм предоставления социальных льгот и услуг работникам промышленных предприятий

Постсоветские профсоюзы

Кто и почему работает на городском рынке

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Кто и почему работает на городском рынке

В.В. Фаузер1
(Опубликовано в журнале "ЭКО", 2007, №9, с. 153-169)

С апреля 2007 г. в России ограничено присутствие иностранцев в розничной торговле. Хорошо это или плохо, покажет время, поскольку сегодня к этому нововведению отношение разное. Многие ожидают роста цен, снижения конкуренции и т.д. Бизнесмены считают, что коренное население не пойдет работать на рынок, их не устроят условия труда и многое другое. Так ли это на самом деле - ответ получить помогут материалы проведенного исследования.

Краткое описание выборки2

Чтобы получить обобщающий портрет работников городского рынка, в марте-апреле 2005 г. на городском рынке МО "г. Сыктывкар" проведен социологический опрос. Всего было опрошено 275 человек, из них 93,1% - женщины, 6,9% - мужчины.

Возраст респондентов: до 24 лет - 34,9%, 25-29 лет - 19,6, 30-34 лет - 14,5, 35-39 лет - 11,3, 40-44 - 11,3 и старше 45 лет - 8,4%. То есть 54,5% работников - лица в возрасте до 29 лет. Тех, кому за 45 лет, менее десятой части.

По национальности преобладают русские - 54,4%, затем следуют коми - 27,7%, украинцы - 5,8%, белорусы - 3,6%, татары -2,6%, другие национальности - 5,9%. Отсутствие описания в выборке представителей кавказских национальностей можно объяснить тем, что они попали в разряд "прочих". Это связано с тем, что они в основном являются собственниками и не стоят за "прилавком". А именно работники "прилавков" были объектом опроса. Кроме того, представители кавказских национальностей крайне неохотно шли на контакт, боясь (непонятно по какой причине) милицейского преследования или, ссылаясь на незнание русского языка, причисляли себя к "прочим".

Материалы опроса показали, что работники городских рынков достаточно образованны: 21,1% имеют высшее или незаконченное высшее профессиональное образование, 33,5% - среднее специальное профессиональное, каждый четвертый (24,4%) окончил профессионально-техническое училище, у 21,0% опрошенных общее полное и неполное образование.

Среди работников городского рынка довольно высока доля не состоящих в браке - 32,7%; 34,2% состоят в зарегистрированном браке, 19,6% - в незарегистрированном, 9,1% разведены, 4,4% - вдовцы.

Жилищные условия работников рынка таковы: благоустроенную отдельную квартиру имели 48,2%; благоустроенную коммунальную -6,9; неблагоустроенную отдельную квартиру - 7,7; собственный дом - 9,1; снимают жилплощадь - 23,4; у 4,7% опрошенных - разного вида благоустроенное и неблагоустроенное жилье.

Социально-трудовые проблемы работников городского рынка

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. наиболее благоприятной нишей для развития рыночной торговли и мелкого бизнеса стала "челночная" торговля. Вещевой рынок в Сыктывкаре был основан почти исключительно на этом промысле. "Челноки" торговали либо сами, либо через наемных продавцов. Но и в том и в другом случае на рынке они - главные действующие лица (явные или скрытые). Отмечу, что в Сыктывкаре первый вещевой рынок возник как продолжение рынка "колхозного", продовольственного. Сегодня их в городе уже более шести - вопрос в том, что считать городским рынком.

Во второй половине 1990-х годов рыночная торговля приобрела масштабность. Несмотря на рост доходов населения и расширение торговой сети универсальных и специализированных магазинов, торговых комплексов, супермаркетов, значительная часть населения по-прежнему предпочитает делать покупки на городских рынках и оптовых базах, осуществляющих розничную торговлю (по разным источникам, таких до 40%). Сказанное относится и к продовольственным, и к непродовольственным товарам. Данное обстоятельство привлекло в сферу розничной и оптовой торговли новые человеческие ресурсы для работы на постоянной основе.

До начала 1990-х годов и принятия соответствующих законов городские рынки не могли выступать местом постоянной работы для такого количества людей, как сегодня.

Приватизация государственных предприятий, последовавшие за ней массовые увольнения лишили значительную часть населения стабильных доходов. Необходимо было менять привычный образ жизни и убеждения, искать работу в новой сфере деятельности. Рыночная торговля стала выходом, сулящим хоть небольшой, но постоянный доход, - на рынок потянулись вчерашние учителя, медики, ученые, военнослужащие.

Полученные в ряде исследований материалы показали: при возникновении "челночной" деятельности большинство работников промышленных предприятий либо вообще не участвовали в сфере челночно-ларечной торговли, либо их участие было эпизодическим (в основном во время административных отпусков, в свободные дни при сокращенной рабочей неделе) и сводилось к выполнению различного рода подсобных работ (помощь родственникам и знакомым в реализации, хранении, транспортировке товаров). По мнению большинства опрошенных, для успешной работы в этой сфере были необходимы капитал, связи, определенные индивидуально-психологические качества и навыки, которыми они не располагают.

Коммерческая деятельность в условиях наступившей профессионализации и в этой сфере требовала постоянной занятости, а значит, стало невозможно совмещать ее с работой (не фиктивной) на промышленном предприятии.

Местонахождение предприятия в небольшом городке также затрудняло занятие его работников неформальной коммерцией. Сильный социальный контроль вынуждает работника делать это либо только по выходным (то есть нерегулярно, непрофессионально, с низким уровнем доходности), либо покидать предприятие и выбирать торговлю основным занятием. В условиях суженного рынка труда это очень рискованно: рабочее место будет безвозвратно потеряно, и в случае коммерческого провала податься будет некуда.

В период расцвета торгово-челночной деятельности отношение к её участникам было неоднозначным. Бытовало мнение, что на городских рынках работают неудачники.

Социальные перемещения

Каков же профессиональный статус опрошенных работников до прихода на городской рынок (последнее место работы)? Как оказалось, почти треть работников (33,6%) до рынка работали в торговле; 13,4% или не работали вообще, или были безработными; 12,5% - это бывшие студенты или учащиеся профессиональных образовательных учреждений; 7,8% - работники образования; 6,0% - местной промышленности; 4,7% - транспорта; 2,6% - медицинские работники; 2,2% - работники сельского хозяйства; остальные 17,2% представляют разные отрасли народного хозяйства. Профессиональный статус по последнему месту работы или занятию в зависимости от национальной принадлежности представлен в табл. 1.

Таблица 1. Распределение работников городского рынка по последнему месту работы в зависимости от национальности, %

Последнее место работы

Национальность

коми

русские

украинцы

белорусы

татары

другая

Торговля

38,5

30,6

42,9

37,5

28,6

28,6

Студенты, учащиеся

7,7

15,3

14,3

0

14,3

14,3

Не работали

10,8

16,1

0

25

14,3

7,1

Образование

12,3

6,5

7,1

0

14,3

0

Транспорт

6,1

4

0

0

0

14,3

Местная промышленность

4,6

6,5

7,1

12,5

0

7,1

Сельское хозяйство

0

2,4

14,3

0

0

0

Здравоохранение

4,6

2,4

0

0

0

0

Другое

15,4

16,1

14,3

25

28,5

28,6

В 1996 г. источники формирования работников городских рынков также были исследованы в зависимости от социального положения до прихода на рынок3. Бывшие рабочие материального производства составили 37,3%; ИТР и служащие - 29,6%; работники торговли - 9,1%; работники бытового обслуживания - 8,4%; безработные - 7,7%; руководители - 3,8%; студенты - 1,7% и т.д.

Приход на рынок не равнозначен переходу с одного места работы на другое4. Такое решение - прыжок из стабильного, гарантированного, хотя и не сытного существования под крылом госсектора или ОАО, ООО в мир, манящий перспективами обогащения и одновременно пугающий не только риском потери прежнего места работы, но и разорения. К тому же в системе социалистических ценностей частная торговля рассматривалась как деятельность почти позорная. Решившимся избрать эту стезю пришлось преодолевать чувство стыда, и не случайно большинство втягивались в рыночную торговлю постепенно.

Люди, сохраняя свое рабочее место в государственных организациях и на предприятиях, брали отпуск без содержания или очередной отпуск и пробовали свои силы в торговле. Простои на предприятиях, отсутствие полной нагрузки в различных конторах давали возможность с согласия начальства числиться на работе и заниматься мелким бизнесом.

Когда запасная позиция укреплялась (накапливался оборотный капитал, складывалась система поставок и сбыта, появлялись навыки и уверенность в собственных силах), происходил разрыв прежних связей, ставших уже формальными.

Мотивы. Мы поставили перед собой задачу выяснить, почему местом работы респонденты выбрали городской рынок? Действительно, одно дело, когда речь идет о бывших работниках торговли, и другое, когда это касается учителей, врачей, вчерашних студентов и учащихся, получивших совсем другую специальность. Хотя в 2000-е годы рынок труда уже не был так "перегрет", как в начале реформ, все же в целом по выборке в качестве главного повода пойти работать на рынок 48,4% респондентов назвали отсутствие других вариантов трудоустройства (табл. 2).

За последние 10 лет в мотивах прихода на рынок произошли кардинальные перемены: в 1996 г. главной причиной, заставившей и тех, кто стали хозяевами, и тех, кто работает по найму, поломать привычную модель поведения и пойти торговать, было стремление повысить или сохранить имеющийся уровень жизни.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: "Почему местом работы вы выбрали работу на городском рынке?", в зависимости от пола, возраста, образования, национальности, %

Социально-демографические характеристики

Выбрали работу на рынке потому, что

не было Других вариантов

устраивает график работы

это наиболее подходящая работа

устраивают условия оплаты труда

находится близко от дома

Пол:

мужчины

63,2

15,8

21,1

0

5,3

женщины

47,3

18

15,2

15,6

12,9

Возраст, лет:

 

 

 

 

 

до 24

50

18,8

10,4

19,8

11,5

25-29

31,5

18,5

22,2

18,5

24,1

30-34

50

25

10

7,5

5

35-39

38,7

22,6

22,6

12,9

16,1

40-44

71

9,7

16,1

6,5

9,7

45 и более

60,9

4,3

21,7

8,7

-

Образование:

высшее и незаконченное высшее профессиональное

56,9

17,2

13,8

6,9

10,3

среднее профессиональное

48,9

17,4

15,2

15,2

9,8

начальное профессиональное

44,5

19,4

14,9

19,4

16,4

Среднее (полное) общее

42,5

20

20

15

15

основное общее и начальное

44,4

11,1

16,7

16,7

11,1

Национальность:

коми

48,7

18,4

14,5

17,1

11,8

русские

49

20,1

14,1

12,8

14,8

украинцы

56,3

12,5

18,8

12,5

6,3

белорусы

30

0

50

20

0

татары

14,3

28,6

28,6

14,3

14,3

другая

62,5

6,3

6,3

18,8

0

Мобильность. Однажды придя на городской рынок, многие считали, что, проработав какое-то время, они найдут себе более подходящее занятие и покинут его. Их пребывание там будет непродолжительным, временным. Насколько оправдались надежды торговцев с рынка и, в первую очередь, молодежи? Ответы респондентов показывают: только 26,5% проработали более 5 лет; 17,5% - от 3 до 5 лет; 31,6% - от 1 года до 3 лет; каждый четвертый (24,4%) отработал менее года. Средний "стаж" на городском рынке составил 3,2 года, что свидетельствует о высокой текучести кадров. Для сравнения приведем данные о работниках по ОАО АЭК "Комиэнерго", где в 2003 г. был проведен социологический опрос. Более 5 лет там проработали 64,5%, а менее года - 5,2% опрошенных5.

Мужчины на городских рынках имеют более длительный стаж работы, чем женщины. Возможно, это вызвано тем, что 73,7% мужчин являются собственниками торговых точек, тогда как среди женщин владелиц - лишь 17,6%. Увеличивается стаж работы на рынке и с возрастом респондентов (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: "Сколько лет вы работаете на городском рынке?", в зависимости от пола, возраста, прежнего места работы, %

Социально-демографические характеристики

Работают на рынке, лет:

менее 1

1-3

3-5

более 5

Пол:

мужчины

10,5

15,8

15,8

57,9

женщины

25,4

32,8

17,6

24,2

Возраст, лет:

до 24

35,4

50

10,4

4,2

25-29

22,2

33,3

26

18,5

30-34

17,5

22,5

20

40

35-39

6,4

19,4

22,6

51,6

40-44

19,4

9,7

16,1

54,8

45 и более

26,1

13

17,4

43,5

Прежнее место работы:

торговля

17,9

29,5

28,2

24,4

студент, учащийся

34,5

31

20,7

13,8

не работал

32,2

45,2

9,7

12,9

образование

22,2

27,8

5,6

44,4

транспорт

9,1

54,5

0

36,4

местная промышленность

0

28,6

7,1

64,3

сельское хозяйство

20

60

0

20

здравоохранение

33,3

50

0

16,7

Другое

30

10

25

35

С одной стороны, идет привыкание к условиям работы на рынке, теряются прежняя квалификация и старые социальные связи. С другой - с возрастом все труднее выдерживать конкуренцию на рынке труда, если начать поиск другой работы.

Наиболее приспособленными к условиям работы на городском рынке оказались бывшие работники местной промышленности, торговли и образования. Так, если в целом по выборке доля тех, кто проработал на рынке более трех лет, составляет 44,0%, то среди бывших специалистов указанных отраслей - 71,4; 52,6 и 50,0%, соответственно.

Работа на городском рынке имеет не самую привлекательную специфику. Это и доминирование собственников - выходцев из Азербайджана и других закавказских республик; неблагоприятные и сложные условия труда (не все рабочие места находятся в теплых помещениях); специфические взаимоотношения с работодателями и потенциальными покупателями и ряд других особенностей.

Условия работы. Только 22,9% ответили, что их полностью устраивают условия работы; 65,5% респондентов устраивают частично; а 11,6% условиями абсолютно не довольны.

Оценивая тяжесть своего труда, 25,4% респондентов отметили, что работа легкая, 50,2% - средней тяжести, 24,4% - тяжелая.

Комплексной оценкой работы на городском рынке можно считать ответы респондентов на вопрос об удовлетворенности своей работой (табл. 4).

Среди женщин выше доля вполне довольных работой и тех, кто работой недоволен, однако среди них меньше доля тех, кому работа безразлична, и кто не определился с ответом.

Вполне довольных работой больше среди респондентов в возрасте 20-39 лет, чем среди людей старше 40 лет. Прослеживается четкая зависимость между образованием и удовлетворенностью работой; доля вполне довольных уменьшается с ростом уровня образования и, наоборот, растет доля не удовлетворенных работой на городском рынке. Действительно, где на рынке можно реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал?

Работа и доход

Трудовая деятельность на городском рынке требует больших затрат физических и моральных сил. Высокая степень "износа" физических сил может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособности. На городском рынке дискомфортность труда является следствием его плохой организации, неблагоприятных санитарно-гигиенических условий, неразвитости социально-бытовой сферы.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: "Удовлетворены ли вы своей работой?", в зависимости от пола, возраста, образования, %

Социально-демографические характеристики

Удовлетворенность работой

вполне довольны

недовольны

работа безразлична

затрудняюсь ответить

Пол:

мужчины

38,9

16,7

11,1

33,3

женщины

42,6

19,9

8,2

29,3

Возраст, лет:

До 24

42,7

13,5

11,5

32,3

25-29

45,3

17

7,5

30,2

30-34

42,5

15

5

37,5

35-39

45,2

19,3

9,7

25,8

40-44

38,7

38,7

0

22,6

45 и более

34,8

34,8

13

17,4

Образование:

высшее и незаконченное высшее профессиональное

35,1

31,6

3,5

29,8

среднее профессиональное

43,5

20,7

10,9

25

начальное профессиональное

47,8

10,4

4,5

37,3

общее среднее (полное)

35

20

20

25

основное и начальное

55,6

11,1

0

33,3

Существующие условия труда и его оплаты обусловливают определенную стратегию поведения работников городского рынка. В самом общем виде можно выделить две стратегии трудового поведения. Первая, "пассивная", при которой работник предпочитает меньше работать и меньше получать. "Активная стратегия" реализуется, когда работник для поддержания определенного уровня благосостояния готов оплатить здоровьем получение более высокой заработной платы, дополнительных благ. Следствием той или иной стратегии являются те формы оплаты труда, которую выбрали для себя работники городского рынка либо им предложили работодатели. На момент опроса 63,6% работников городского рынка получали установленный процент от проданного товара, а 15,4% - фиксированную плату за определенный период времени - это работники с "пассивной стратегией", 21% отметили смешанные формы оплаты труда. В зависимости от успешности торговли и отношений с работодателем формировалась среднемесячная заработная плата у работников городского рынка, на момент опроса она составила 3827 руб. (табл. 5).

Таблица 5. Среднемесячная заработная плата у работников городского рынка в зависимости от пола, возраста, образования, национальности, %

Демографические характеристики

Средняя заработная плата в месяц, руб.:

до 2000

от 2000 до 3000

от 3000 до 4000

от 4000 до 5000

от 5000 до 6000

Более 6000

Пол:

мужчины

5,5

16,7

27,8

16,7

11,1

22,2

женщины

6

22,5

32,9

21,3

10,5

6,8

Возраст, лет:

до 24

4,2

25

35,4

18,7

11,5

5,2

25-29

5,5

14,8

35,2

20,4

14,8

9,3

30-34

2,7

18,4

34,2

26,3

10,5

7,9

35-39

7,4

22,2

29,7

22,2

3,7

14,8

40-44

6,7

26,7

26,7

26,7

6,6

6,6

45 и более

18,2

27,3

22,7

13,6

9,1

9,1

Образование:

основное общее и начальное

11,1

27,8

38,9

11,1

5,6

5,5

среднее (полное)

2,5

27,5

42,5

17,5

5

5

начальное профессиональное

7,6

22,7

37,9

10,6

10,6

10,6

среднее профессиональное

5,8

16,3

27,9

30,2

16,3

3,5

высшее и незаконченное высшее

5,2

24,6

24,6

24,6

7

14

Национальность:

коми

8

25,3

33,3

22,7

6,7

4

русские

3,4

21,4

34,5

20,7

11,7

8,3

украинцы

13,3

33,3

33,3

13,3

0

6,6

белорусы

10

30

20

40

0

0

татары

14,2

0

28,6

0

28,6

28,6

другая

7,2

7,1

21,4

21,4

21,4

21,4

В целом по выборке

6

22

32,6

21

10,5

7,9

Торговля, общепит

24,2

10,8

22,4

10,3

9,4

22,9

Республика Коми

6,4

9,2

10,2

9,8

8,5

55,9

Во втором квартале 2005 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения Республики Коми составлял 3933 руб.6

Отметим, что в 2004 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы "Торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения" в Республике Коми составляла 5220 руб., в целом по отраслям экономики - 9582 руб.

Заработная плата в торговле почти в два раза ниже, чем в среднем по республике. Меньшую зарплату получали только в сельском хозяйстве (4119 руб.), в культуре и искусстве (4192 руб.) и в образовании (5054 руб.).

В целом по выборке заработную плату ниже прожиточного минимума (4000 руб.) получали 60,6% работников городского рынка. Получается, что этот показатель у работников рынков в три-четыре раза выше, чем в целом по республике.

Что можно сказать по этому поводу? В современной России значительную долю людей, живущих за чертой бедности, составляют так называемые новые бедные - те, кто трудится, но получает зарплату, на которую нельзя прожить даже очень скромно. Возникает вопрос, а есть ли какая-то юридическая защита у работников рынков? Многие склонны считать, что ее обеспечивает новый Трудовой кодекс.

Как представляется, новый кодекс (ст. 236) не защищает работников городского рынка от несвоевременной выплаты заработной платы. Требовать ее через суд нелепо: труд, который надо затратить на хождение по судам, и те деньги, которые человек получит, если выиграет процесс, несоразмерны. Наконец, кодекс не устанавливает гарантированный минимум заработной платы на уровне текущего прожиточного минимума. Заработная плата на уровне, а то и ниже уровня прожиточного минимума приводит к разрушению материальных устоев семьи и личности. Трудовой кодекс дает возможность работодателю использовать работника дополнительно 16 часов в неделю сверх положенных сорока часов (ст. 97, ст. 98).

Не вдаваясь в подробности многих статей Трудового кодекса, отметим лишь, что из трех уровней регулирования трудовых отношений - общегосударственный (трехсторонняя комиссия, законодательство), отраслевой (тарифные соглашения) и уровень компетенции предприятия (коллективный договор) - ни один не применяется в отношении работников городского рынка, не защищает их права.

Наемные работники в большинстве случаев не способны сообща отстоять свои интересы, а Трудовой кодекс ставит дополнительные препоны. Государство, поддерживая частный капитал в ущерб работникам наемного труда, действует вопреки своим интересам, когда позволяет собственникам наращивать норму прибыли, компенсируя затраты на воспроизводство рабочей силы из бюджета. Сказанное в полной мере относится к работникам городских рынков.

Можно также добавить, что государство, устранившись от участия в регулировании трудовых отношений, по меньшей мере провоцирует появление ряда долговременных тенденций, негативно влияющих на экономическое и социальное развитие страны в целом.

Из материалов опроса следует, что только 39,4% работников городского рынка имеют заработную плату, несколько превышающую черту бедности. В исследовании мы не фиксировали верхнюю планку зарплаты, решив измерить самооценку респондентов в части своих доходов. Работники сыктывкарского городского рынка не высоко оценили уровень доходов своих семей. В целом по выборке оценки респондентов распределились так: денег достаточно на все необходимое - 35,9%; денег хватает лишь на покупку продуктов питания - 57,5; денег не хватает даже на продукты питания - 6,6%.

Уровень доходов работников городского рынка значительно дифференцирован в зависимости от пола, возраста и национальности (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: "Как вы оцениваете уровень доходов семьи?", в зависимости от пола, возраста, национальности, %

Социально-демографические характеристики

Уровень доходов семьи:

Денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое

денег хватает лишь на покупку продуктов питания

денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

Пол:

мужчины

47,4

52,6

0

женщины

35

57,9

7,1

Возраст, лет:

до 24

54,2

44,8

1

25-29

41,5

50,9

7,6

30-34

30

65

5

35-39

13,3

76,7

10

40-44

16,1

64,5

19,4

45 и более

13

78,3

8,7

Национальность:

коми

28,9

65,8

5,3

русские

37,4

53,7

8,9

украинцы

31,2

68,8

0

белорусы

30

70

0

татары

85,7

14,3

0

другая

37,5

56,3

6,3

Можно отметить, что больше 60% работников городского рынка вынуждены откладывать на неопределенный срок приобретение предметов длительного пользования. В своем большинстве они не имеют возможности для полноценного отдыха в течение года и в период отпусков. На вопрос анкеты: "Где вы провели свой последний отпуск?" респонденты ответили так: дома - 38,3%; на даче - 18,6; в другом регионе России - 26,0; за рубежом - 5,8; указали иное - 11,3%. Из представленных в табл. 6 данных видно, что мужчины и женщины по-разному оценивают свое материальное положение. Среди работников рынка, которые считают, что "денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое", мужчин в 1,4 раза больше, чем женщин. В то же время среди тех, которым "денег хватает лишь на покупку продуктов питания", почти равное представительство мужчин и женщин. В категорию нуждающихся работников попали одни женщины.

Возрастная структура достаточно полно отражает динамику доходов населения в различные периоды жизни. С возрастом положение изменяется в худшую сторону, и среди тех, кому за 35 лет, практически нет людей, довольных своими доходами.

Распределение работников городского рынка по уровню доходов в зависимости от национальности также показало некоторую дифференциацию.

Планы на будущее

Оценивая удовлетворенность, условия и тяжесть работы на городском рынке, более половины работников высказали желание сменить место работы (табл. 7).

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: "Хотели бы вы сменить место работы?", в зависимости от пола, возраста, образования

Хотят сменить место работы

Да

нет

затруднились ответить

Пол:

мужчины

55,6

33,3

11,1

женщины

56,1

23,9

20

Возраст, лет:

До 24

64,6

17,7

17,7

25-29

49,1

28,3

22,6

30-34

56,4

20,4

23,1

35-39

32,4

41,9

25,8

40-44

51,6

32,3

16,1

45 и более

73,9

17,4

8,7

Образование:

высшее и незаконченное высшее профессиональное

56,1

19,3

24,6

среднее профессиональное

55,4

23,9

20,7

начальное профессиональное

53,7

28,4

17,9

среднее (полное) общее

69,2

12,8

18

основное общее и начальное

38,9

55,5

5,6

Среди решивших сменить место работы (или намеренных это сделать в ближайшее время) можно выделить работников в возрасте до 24 лет и тех, кому более 45 лет. Не устраивает работа на рынке имеющих среднее (полное) общее образование.

К наиболее постоянной части работников городского рынка можно отнести мужчин, лиц в возрастах 25-29, 35-39 и 40-44 лет, респондентов с начальным профессиональным и основным общим и начальным образованием.

Имея установку на перемену места работы, респонденты понимают, что с поиском новой работы у них будут проблемы. Так, отвечая на вопрос анкеты: "Легко ли жителям Сыктывкара найти для себя хорошую работу?", 75,6% респондентов ответили, что это сделать трудно; 5,1 % - что легко, остальные затруднились ответить.

В 1996 г. только 24,0% собирались торговать на рынке постоянно, 32,8% отвергли такую возможность; не определились со своим будущим 43,2%. Прошло 10 лет, и только 28,9% ищут новую работу. Однако никто из опрошенных не обращался в службу занятости. Напротив, рассказами о преимуществах ежедневного заработка они "рекрутируют" на рынок родственников и знакомых (сами торговцы попали на рынок в основном по такому же "набору").

Можно заключить, что, хотя городской рынок обеспечил работой часть населения, а их семьи - доходом, позволил сделать определенные накопления, взять "паузу" в череде временных неудач, он не является тем рабочим местом, где можно трудиться долгие годы.

Раскрыв социально-экономическую сущность работы на городском рынке, оценив материальное положение его работников, можно сделать следующие выводы.

  • С развитием рыночных отношений городской рынок стал не только местом удовлетворения потребностей населения в бытовых и продовольственных товарах, но и местом работы для значительного числа жителей города Сыктывкара и представителей стран СНГ.
  • На городском рынке появилось больше молодежи, не случайно городской рынок стал первым местом работы для четверти опрошенных (25,9%).
  • "Челночно-рыночная" торговля сформировала на рынке "новые семьи", когда муж и жена либо работают на общее дело, либо расходятся. Поэтому на рынке много лиц, живущих гражданским браком. Семьи без мужа - также "продукт" рыночной торговли.
  • На городском рынке выше доля собственников: в Республике Коми в 2002 г. среди всего населения, занятого в экономике, их было только 3,7%; среди работников сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности, работающих не по найму, - уже 6,3%. Среди выборочной совокупности, то есть работников городского рынка - 21,5%.
  • На городском рынке по-прежнему много работников, пришедших из сферы образования, здравоохранения, культуры и искусства.
  • Труд на городском рынке нелегок, поскольку значительное время его работники проводят на открытом воздухе, в любую погоду и время года. Однако, несмотря на это, почти половина опрошенных респондентов работой вполне довольна. Осознавая, что в Сыктывкаре трудно найти хорошую работу, более половины работников городского рынка все же хотели бы место работы сменить.

1 - Доктор экономических наук, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар
2 - Фаузер В.В. От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка // ЭКО. 2006. № 8. С. 151-166.
3 - Ильина М., Ильин В. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету // ЭКО. 1998. № 5. С. 103-120.
4 - Там же. С. 103-120.
5 - Фаузер В. В., Климашевская Е. В. Человеческие ресурсы энергетического комплекса Республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.- 176 с.
6 - Уровень жизни населения Республики Коми. Сборник. Сыктывкар.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2005.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.