Rambler's Top100

№ 321 - 322
18 февраля - 2 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Демографические кризисы в Казахстане. XX век

Обзор социальной политики в России начало 2000-х

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007

Заболеваемость населения России в 2006 году

ВИЧ/СПИД в Оренбургской области

По страницам журналов «Вестник РАМН» и «Гендерные исследования»

Содержание журнала «Demographic Research»


Google
Web demoscope.ru

ОБЗОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НАЧАЛО 2000-Х

Под редакцией Т.М.Малевой

М., НИСП, 2007, 432 страницы


Государственные и частные расходы на здравоохранение в России в 1994-2005 гг.
(стр. 34)

Виды расходов

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Государственные расходы, млрд. руб.1

23,9

17,6

17,8

20,3

16,3

16,5

17,5

17,9

20,5

19,5

20,2

24,9

Частные расходы, млрд. руб.

2,7

4,1

4,9

7,2

5,3

7,1

8,2

10,2

11,2

12,5

14,2

16

Платные медицинские услуги2

0,6

1,1

1,6

2,2

2,1

2,6

3

3,4

3,6

3,8

4,2

4,5

Медикаменты3

2,1

3

3,4

5

3,2

4,4

5,2

6,8

7,5

8,7

10,1

11,5

Государственные и частные расходы, % ВВП

4,4

4,2

4,1

5,3

4,6

4,3

4,1

4,2

4,8

4,6

4,5

4,8

Доля расходов на здравоохранение в общих расходах домохозяйств, %

0,8

1,2

1,4

1,8

2,2

2,5

2,6

2,6

2,7

2,8

н.д

н.д

1 Бюджетные расходы на здравоохранение и физическую культуру и взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, в ценах 1994 г. (использованы индексы-дефляторы ВВП).
2 Рассчитано в ценах 1994 г. с использованием индекса цен на платные медицинские услуги.
3 Рассчитано в ценах 1994 г. с использованием индекса цен на медикаменты.

Анализ реально проведенных преобразований в системе финансирования здравоохранения позволяет сделать вывод, что федеральные органы управления здравоохранением проявляли исключительную активность в осуществлении институциональных инновациий лишь тогда, когда они удовлетворяли следующим условиям:

  • Возможность получения для системы здравоохранения дополнительных финансовых средств;
  • Возможность создания или использования внебюджетных каналов движения этих средств;
  • Возможность обеспечения полного контроля сверху за движением этих средств и их использованием.

Очевидно, что многие задачи назревших реформ этим условиям не удовлетворяют.

Стр. 63.

Эволюция вариантов многоуровневой пенсионной системы в России (стр. 168-169)

 

Концепция 1995 г.

Концепция 1997 г.

Программа 1998 г.

Концепция 2001 г.

1 уровень

Базовые пенсии для всех, дифференцирован-ные по степени утраты трудоспособности

Социальные пенсии, представляемые на основе проверки нуждаемости; те, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне

Социальные пенсии, представляемые на основе проверки нуждаемости те, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне

Базовые пенсии для всех, дифференцированные по степени утраты трудоспособности +

Пенсии в рамках государственного пенсионного обеспечения

2 уровень

Трудовые пенсии, финансируемые на распределительной основе, с сохранением прав на льготную пенсию

Трудовые пенсии, финансируемые исключительно на накопительных принципах

Трудовые пенсии из двух источников: условно-накопительные счета (распределительное финансирование)+

Трудовые пенсии из двух источников: распределительные страховые пенсии (квази-условно-накопительные счета)+

Индивидуальные накопительные счета

Индивидуальные накопительные счета

Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий

Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий

Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий

3 уровень

Добровольные профессиональные пенсионные системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение

Добровольные профессиональные пенсионные системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение

Добровольные профессиональные пенсионные системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение

Добровольные профессиональные пенсионные системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение

Примечание: курсивом выделены совпадающие трактовки первого и второго уровней пенсионного обеспечения.

Социально-демографический профиль бедности и дефицита доходов, % (стр. 247)

Типы домохозяйств

Все домохозяйства, %

Бедные домохозяйства

% в общей численности бедных

% в общем дефиците располагаемых ресурсов

Семьи с детьми:

36,6

61,3

78

Супружеская пара с 1 ребенком

10,1

11,8

10,5

Супружеская пара с 1 ребенком и др. родственниками

6,6

9,9

12,4

Супружеская пара с 2 детьми

6,4

12,1

16,6

Супружеская пара с 2 детьми и др. родственниками

1,5

3,3

5,8

Супружеская пара с 3 и более детьми

1,1

3,2

7,7

Супружеская пара с 3 и более детьми и др. родственниками

0,3

0,8

2,3

Матери (отцы) с детьми

4,9

9,2

8,1

Матери (отцы) с детьми и др. родственниками

5,7

11

14,5

Семьи без детей:

63,4

38,7

22

Домохозяйства пенсионеров

28,7

9

1,7

Домохозяйства трудоспособных пенсионеров

34,7

29,8

20,4

Все семьи:

100

100

100

Динамика уровня бедности в результате монетизации льгот, в зависимости от типа населенного пункта, % от численности населения (стр. 342)

Тип населенного пункта

Доля бедных по показателю располагаемых ресурсов

с учетом стоимости льгот, но до монетизации

после монетизации и роста тарифов на транспорт и услуги ЖКХ

Город, 1 млн. чел. и более

21.3

23.3

Город, 20-999,9 тыс. чел.

30.1

31.2

Населенный пункт менее 20 тыс. чел., ПГТ

38.0

37.2

Село

41.3

39.9

Итого

32.2

32.6

Лишение родительских прав, 1992-2004 гг. (стр. 363)

 

1992

1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав1

10677

31403

46526

53073

56350

59618

60734

65180

Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах1

3401

6265

3492

4053

3409

3622

3540

4261

Число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав2

6724

19846

35454

42917

48222

49588

50810

56144

Источник: 1 Данные Рособразования; 2 Данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации

Российское общество уже заплатило высокую цену за концептуальный вакуум в социальной политике прошлого десятилетия. Его восполнение предполагает серьезное научное осмысление предшествующего опыта. Сегодня как никогда нужен анализ успехов и неудач, оценка действий и цена бездействия, понимание уроков прошлого и осознание вызовов будущего. В этом и состоит цель настоящей коллективной монографии. Главный замысел Обзора в том, что в нем исследуются не только сами процессы, но события и действия в социальной сфере со стороны экономических субъектов. Авторы стремились заложить основы для системного и регулярного анализа социальной политики как самостоятельной политической сферы. Это первая попытка сфокусироваться именно на проблемах социальной политики, охватив практически все ее основные компоненты (сферы) и проанализировав их с единых методологических позиций.

Обзор рассчитан на широкий круг читателей, включая представителей исполнительной и законодательной власти, ученых, бизнесменов, на всех, кто проявляет интерес к вопросам социальной политики в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Этапы становления социальной политики в постреформенной России
2. Цель и структура Обзора социальной политики

Глава 1. Макроэкономический и демографический контекст социальной политики
в 2000-х гг.

1.1. Макроэкономическая динамика и бюджетная политика
1.2. Демографические координаты

Глава 2. Политика в здравоохранении: бюрократический прагматизм

2.1. Состояние здоровья населения и изменения в системе здравоохранения
2.2. Политика финансирования здравоохранения
2.3. Структурная политика в системе здравоохранения
2.4. Преобразования в механизмах финансирования и управления здравоохранением
2.5. Новые цели и средства государственной политики

Глава 3. Образование: на перепутье реформ

3.1. Изменения в уровне образования населения и в системе образования
3.2. Политика финансирования образования
3.3. Структурная политика в системе образования
3.4. Преобразования в механизмах финансирования и управления образованием
3.5. Новые цели и средства государственной политики

Глава 4. Политика на рынке труда на этапе экономического роста

4.1. Экономическая активность и неактивность населения
4.2. Уровень и динамика занятости
4.3. Политика в отношении безработицы
4.4. Трудовая миграция и миграционная политика

Глава 5. Пенсионная реформа: компромисс или консерватизм?

5.1. Накануне пенсионной реформы: что повлияло на ее начало?
5.2. Характеристика российской пенсионной реформы
5.3. Результаты первых лет
5.4. Нерешенные проблемы и коррективы в пенсионной системе
5.5. Пенсионная реформа и монетизация социальных льгот 2005 г.
5.6. Итоги реформирования и будущие вызовы пенсионной системе

Глава 6. Восстановительный рост доходов населения: эффекты экономического роста и социальной политики

6.1. Динамика доходов в макроэкономическом измерении
6.2. Государственная политика оплаты труда и ее влияние на динамику и дифференциацию трудовых доходов
6.3. Влияние политики на уровень доходов домохозяйств с различным уровнем материальной обеспеченности
6.4. Что дали экономический рост и социальные реформы бедным?
6.5. Что дали экономический рост и социальные реформы другим социально-доходным группам?

Глава 7. Российское население: потребитель, заемщик, кредитор

7.1. Общие тенденции и динамика расходов населения
7.2. Потребительские предпочтения и поведение домохозяйств с различными социальным статусом и уровнем материальной обеспеченности
7.3. Влияние субъективно-психологических факторов на потребительское и финансовое поведение населения

Глава 8. Доступность жилья: возможности населения и поддержка государства

8.1. Общая характеристика жилищной обеспеченности: прошлые долги, достигнутые успехи, экономические и институциональные барьеры
8.2. Социальный компонент жилищной реформы
8.3. Ипотечное кредитование и доступность жилья: возможности и ограничения
8.4. Пути повышения доступности жилья для населения

Глава 9. Реформы в сфере социальной поддержки населения

9.1. Реформа социальной защиты в 2000-2006 гг.: календарь событий
9.2. Монетизация льгот - масштабная социальная реформа
9.3. Социальная поддержка детей

Глава 10. Социальное страхование

10.1. Изменения в доходной базе системы социального страхования
10.2. Регулирование размеров и порядка выплаты пособий
10.3. Финансирование мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию и оздоровлению
10.4. Введение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Глава 11. Социальное развитие и социальная политика российских регионов

11.1. Факторы социального неравенства регионов
11.2. Социальное развитие: региональные тенденции 2000-х гг.
11.3. Динамика социального неравенства регионов: сглаживание или усиление?
11.4. Монетизация льгот: "федерализм" для региональных категорий льготников
11.5. Жилищные субсидии: что происходит с адресными выплатами в регионах?
11.6. Социальные расходы бюджетов регионов: как работает основной механизм социальной политики?
11.7. Национальные проекты: что получают регионы?
11.8. Социальная политика в российских регионах: что в итоге?

Заключение. Векторы социальной динамики и будущие вызовы

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.