Rambler's Top100

№ 317 - 318
21 января - 3 февраля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт Урал» о демографических проблемах России
«Российская газета» о «депопулизме»
«Россия» о мировом населении и демографических проблемах
«Rb.ru» о кризисе старения
«Новая газета» о возможных изменениях в пенсионной реформе
«Политический журнал» о семье в России в условиях трансформаций
«Учительская газета» о конференции «Семья в потоке перемен…»
«Вечерняя Москва» о рождаемости и семье в России
«Ведомости» о концепции деабортизации
«Труд» о новом перечне медпоказаний для проведения абортов
«Время новостей» о проблемах репродуктивного здоровья в России и выскокотехнологичной медицинской помощи
«Зеркало недели» о стратегии демографического развития Украины
«Gazeta.kz» о миграционной политике России и Казахстана на фоне социально-экономической ситуации в СНГ
«Труд» о квотах для гастарбайтеров на 2008 год

«Коммерсантъ» о штрафах за привлечение нелегальных мигрантов
«Сельская жизнь» о пробуксовке программы переселения соотечественников
«Gazeta.kz» о переселении российских соотечественников глазами Казахстана

«Daily Telegraph» об иммиграционных послаблениях для богачей в Великобритании
«Ведомости» о «миграции от процветания»
«Независимая газета» о проблемах Дальнего Востока - реальных и мнимых
«Парламентская газета» о льготах для северян
«Медицинская газета» о грядущем присоединении России к конвенции по борьбе с курением
«Парламентская газета» о законопроекте по принудительному лечению алкоголиков и наркоманов
«SmartMoney» о проблемах российского профобразования
«Учительская газета» о проблемах преподавания языка в школах Тувы
«La Reppublica» о доходах и уровне жизни в Италии
«Час Пик» о репрессиях 1930-х годов
«Daily Telegraph» о том, почему британцы не разводятся
«La Reppublica» о глобальном потеплении

… о миграционной политике России и Казахстана на фоне социально-экономической ситуации в СНГ

Утомленные солнцем

Миграционные потоки из Центральной Азии вырастут из-за обострения в регионе экономических проблем.

Часть первая
Обычно, трудовую миграцию из Центральной Азии принято воспринимать как явление негативное. Время от времени в России и Казахстане, куда в основном центрально-азиатские потоки устремлены, раздаются голоса о том, что мигранты совершают множество преступлений криминального характера.
И потому необходимо ужесточить миграционную политику, обеспечив, как некоторым представляется, безопасность общества в целом.
С другой стороны, Россия и Казахстан ощущают острый дефицит рабочей силы. Он заставляет Москву и Астану, искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Попытки на уровне СНГ и ЕврАзЭС решить проблемы трудовых мигрантов нельзя назвать успешными. Страны-поставщики рабочей силы, в числе которых - Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, - как будто хотят заключить соответствующие соглашения со странами-потребителями, но на поверку не форсируют процесс подписания соответствующих документов. По сути, их устраивает нынешняя ситуация.
Поставщикам рабочей силы нет особой разницы, сколько человек, в какие страны и на каких условиях уезжают из страны.
Во-первых, по динамике роста денежных переводов из России и Казахстана видно, что свои деньги трудовые мигранты в большинстве случаев отправляют домой. Естественно, домохозяйства, получившие переводы, тратят деньги, стимулируя потребительский спрос и повышая капитализацию национальных экономик. Если следовать экономической логике, государству нет особой разницы, откуда и каким образом деньги приходят в страну. Важнее создать внутри страны инфраструктуру бизнеса, способную утилизировать возникающую в стране излишнюю ликвидность.
Во-вторых, чиновники в странах-поставщиках не хотят, чтобы миграционные потоки стали законными. В случае, если соответствующее соглашение между государствами на двусторонней или многосторонней основе будет подписано, сузятся возможности для коррупции. Сейчас трудовой мигрант дает взятки тем, кто организует вояжи за границу, пограничникам и таможенникам, от которых зависит успешное прохождение госграницы, сотрудникам силовых структур, которые закрывают глаза на большие потоки незаконных трудовых мигрантов. Как правило, представители вышеуказанных структур, за исключением неорганизованных дилеров, призваны поставить миграционные потоки на законную основу и регулярно встречаются в рамках двусторонних и многосторонних переговоров по данной проблеме. Разумеется, они не будут рубить сук, на котором сидят и благоденствуют.
В-третьих, только наивный человек может поверить в то, что руководители и госаппарат стран-поставщиков искренне стремятся заняться регулированием миграционных потоков. К примеру, двусторонний договор по трудовой миграции Узбекистан подписал с Южной Кореей. Узбекские власти не афишируют число своих граждан, покинувших страну в поисках материального достатка в Южной Корее. Это наносит удар по имиджу страны, ибо говорит о неспособности Узбекистана обеспечить достойной работой своих собственных граждан. Разумеется, добиться от статистических органов объективной информации о количестве мигрантов, большая проблема. Но решаемая, ибо южнокорейские власти статистику въезда ведут, надо думать, весьма скрупулезно. Поэтому ни Узбекистан, ни Киргизия, ни Таджикистан не хотят давать России и Казахстану возможности взять под контроль миграционные потоки из своих стран. Этим нежеланием и можно объяснить то, что страны СНГ никак не соберутся подписать всеобъемлющее соглашение на многосторонней основе.

Российский демарш

С начала текущего года Федеральная миграционная служба (ФМС) России определила квоту для трудовых мигрантов из-за рубежа. В 2008 году Россия примет 2 миллиона человек, что в три раза меньше, чем в 2007 году. Официальная мотивировка сокращения такова: большинство приезжающих стремятся в Москву и Санкт-Петербург, которые сегодня не готовы принять всех желающих.
Напомним, что в 2007 году российское правительство установило квоту в 308 тысяч человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия поддерживает визовые отношения. Тогда же было разрешено приехать и 6 миллионам представителей СНГ в безвизовом режиме.
Сообщив об этом, директор ФМС РФ Константин Ромодановский также добавил, что сохраняется 30-процентный резерв на привлечение дополнительной иностранной рабочей силы, если будет ощущаться дефицит. Поэтому суммарно Россия примет в текущем году 2 миллиона 600 тысяч человек.
Столь кардинальное сокращение квоты воспринимается российским бизнес-сообществом неоднозначно. Если крупный российский бизнес эта мера затронет несущественно, то представителям среднего и малого бизнеса можно лишь посочувствовать. При новом миграционном законодательстве иностранцы не могут работать на рынках и продавцами в торговой сети, однако в российской экономике еще довольно много мест, где труд трудовых мигрантов востребован.
С другой стороны, трудно понять ФМС, которая ратовала за вывод гастарбайтеров из тени методами высоких штрафов и угроз депортации. ФМС также предлагала перейти от разрешительной системы регистрации мигрантов к уведомительной. При этом глава ФМС признал, что в 2007 году на учет в России поставлено 7 миллионов 300 тысяч иностранцев. За разрешением на работу обратились только 2,3 миллиона человек. Это всего лишь третья часть всех поставленных на учет иностранцев. Как заявил журналистам К.Ромодановский, в 2006 году ФМС выдала всего 600 тысяч разрешений на работу в РФ.

Казахстан стимулирует миграцию
Примерно в одно время со своими коллегами из российской ФМС, казахстанское правительство увеличило квоту на привлечение иностранной рабочей силы в страну. Согласно соответствующему правительственному постановлению, квота на текущий год составит 1,60 процента к экономически активному населению (ЭАН) республики.
В том числе, первой и второй категорий (руководящий состав организации, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием) - 0,60 процента, третьей категории (квалифицированные рабочие) - 0,93 процента, четвертой категории (рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах) - 0,07 процента.
Чтобы подсчитать квоту в количественном значении, необходимо знать число экономически активного населения. По данным казахстанского правительства, это порядка 8 миллионов человек. Путем несложных арифметических подсчетов, выясняем, что Казахстан может привлечь около 128 тысяч иностранцев.
Напомним, что в 2007 году квота была утверждена на уровне 0,80 процента к ЭАН.

Как все аукнется…
Применительно к России, фактор резкого снижения уровня квоты на текущий год может означать нижеследующее.
Во-первых, всем понятно, что желание ФМС сократить квоту не приведет к снижению миграционного потока в Россию. Надо помнить, что по данным международных организаций, Россия сегодня является европейским лидером по количеству трудовых мигрантов, работающих в других странах. Приводятся и цифры - 48 процентов от всего количества европейских мигрантов приходится на долю России. Если граждане СНГ предпочитают искать работу в РФ, то, в свою очередь, россияне ищут счастья в других европейских странах.
Ключевой цифрой является количество иностранцев, которые были взяты на учет в 2007 году - 7 миллионов 300 тысяч человек. По всей видимости, в 2008 году количество мигрантов будет и того больше. ФМС собирается на законных основаниях взять на учет 2-2,6 миллиона иностранцев. Значит, остальная часть мигрантов будет работать в РФ незаконно.
Во-вторых, из 7,3 миллиона иностранцев, взятых на учет в 2007 году, за разрешением на работу обратились всего 2,3 миллиона человек. Судя по всему, в текущем году волна добровольных обращений существенно снизится. Работодатели и мигранты будут опасаться попасть в критическую ситуацию, когда квоту закроют, а данные по мигрантам уже окажутся в ФМС.
России необходимо покрыть дефицит рабочей силы, уезжающей из страны в европейские страны, а также покрыть потребности растущей, это уже факт, экономики.
Если доверие к миграционным органам вследствие снижения квоты снизится, то и обращений за разрешением на работу станет заметно меньше. Тем самым, ФМС вольно или невольно стимулирует российских работодателей использовать труд нелегальных мигрантов.

Часть вторая
Число нелегальных трудовых мигрантов в России не может назвать никто. Глава ФМС Константин Ромодановский еще в декабре прошлого года публично заявил, что оценочные цифры - примерно 10-15 миллионов человек.
Причем, он же и добавил, что благодаря кампании по легализации мигрантов, вышеназванная цифра была сокращена вдвое. Причем, за три квартала 2007 года сумма штрафов, заплаченных работодателями за незаконное использование труда нелегальных мигрантов, составила более 3 миллиардов рублей.
По некоторым подсчетам, трудовые мигранты из Таджикистана, Киргизии и Молдавии, работающие в России, переводят на родину средства, которые превышают 30 процентов валового внутреннего продукта этих государств.
События последнего времени в узбекско-киргизских и узбекско-таджикских отношениях вполне могут стать стимулятором роста миграционного потока из Киргизии и Таджикистана. В частности, это касается повышения цен на узбекский газ для соседей. Киргизы согласились платить 145 долларов за тысячу кубометров, таджики переговорный процесс пока не завершили. В любом случае жизнь в обеих республиках подорожает, что вызовет более мощную волну трудовой миграции в Россию и Казахстан.
Прогнозируя новую волну трудовой миграции из Киргизии и Таджикистана, нельзя не упомянуть и о том, что такие же тенденции свойственны Узбекистану. Повышая отпускную цену природного газа для своих постоянных клиентов, узбекские власти будут вынуждены скорректировать цены и внутри страны. Естественно, в сторону повышения.
Есть еще один фактор, который должен подстегнуть миграцию. Ислам Каримов остался на третий президентский срок, поэтому та часть населения, которая еще питала слабые надежды на реформирование страны, теперь их лишились. Пессимизм, разумеется, станет еще одним фактором стимулирования миграционных настроений.

Специфика миграции
Основными причинами развития трудовой миграции можно назвать признание независимыми государствами СНГ свободы въезда и выезда из страны, падение уровня жизни и массовую безработицу, обусловившие необходимость поиска альтернативных заработков. А также - рыночные реформы, создавшие новые возможности их нахождения. СНГ быстро догоняет остальной мир. Так, в рамках исследований, проведенных Независимым исследовательским Советом по миграции стран СНГ и Балтии, выяснилось число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях. Это 10 миллионов человек в год.
Причем, половину потока составляют россияне. Из, примерно 5 миллионов россиян, 1,5-2 миллиона выезжают за пределы СНГ, а остальные 3 миллиона находят работу внутри России. Из стран СНГ в Россию приезжают примерно 3 миллиона мигрантов.
В пределах СНГ трудовые потоки, как и постоянная миграция, направлены в основном в Россию, внешние же направления общие - Турция, Китай, страны Средиземноморья, Германия и Арабские Эмираты.
Трудовая миграция выполняет две позитивные функции. Во-первых, она есть социальный стабилизатор. В значительной мере благодаря ее развитию удалось избежать массового голода и нищеты в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, странах, не обладающих большими ресурсными возможностями. Руководители вышеназванных стран уже давно используют такой "клапан" для того, чтобы регулировать давление "в котле". Как только экономическое положение страны ухудшается, клапан открывается, миграционные потоки из страны, увеличиваются. Во-вторых, миграция - гибкий инструмент включения СНГ в международную систему миграций и международный рынок труда. Во многом благодаря трудовой миграции интеграционные инициативы в масштабах СНГ еще являются актуальными.

Европа привязана к СНГ
Вопрос регулирования миграционных потоков внутри СНГ довольно сложный и разноплановый. Страны-потребители взволнованы большим количеством нелегальной миграции, которая является, с одной стороны, источником агрессии, непредсказуемой массой людей, способной осложнить криминогенную обстановку в стране пребывания, с другой стороны, объектом для агрессии со стороны коренного населения.
Страны-поставщики, не отрегулировав миграционные потоки, не могут заняться серьезным планированием миграции. В странах с избытком рабочей силы можно было бы целенаправленно готовить кадры для стран с дефицитом рабочей силы.
Европейский Союз не может игнорировать миграционные потоки внутри и за пределы СНГ. По данным международных организаций, в мире имеется 172 миллиона мигрантов, из которых 8-10 миллионов приходится на Россию, а 12,5 миллиона мигрантов - на страны СНГ.
Страны-потребители рабочей силы, в частности, Россия и Казахстан всячески стремятся наладить эффективные механизмы регулирования миграционных потоков в СНГ. На саммите СНГ в октябре 2007 года казахстанский президент Н.Назарбаев предложил создать межгосударственный банк данных спроса и предложения рабочей силы. При этом он ссылался на то, что в регулировании миграции заинтересованы не только страны-потребители рабочей силы, но и государства, где эти потоки формируются.
Конечно, Москва и Астана не могут не понимать некоторых очевидных вещей. Вопрос регулирования миграции есть по большей части вопрос цивилизованности общества. Так как Россия и Казахстан считают себя частью Европы, то должны выполнять основные принципы стран, считающихся цивилизованными. Как минимум, обеспечить мигрантов медицинской страховкой, гарантией предоставления жилья и социальных благ. Как максимум, если мигрант захочет остаться, всеми правами, которыми обладают россияне и казахстанцы.

Казахстан начинает…
Повышение квоты в текущем году Казахстаном свидетельствует о дефиците рабочей силы в стране. Темпы роста ВВП и амбициозные задачи казахстанского правительства могут оказаться под угрозой, если Астана не сможет этот дефицит компенсировать. Идет бурное строительство в Астане, Алматы, развивается нефтяная столица страны Атырау. Стройки идут и в областных центрах Казахстана, поднимается сельское хозяйство и возрождается промышленная инфраструктура.
По прогнозам казахстанского Минтруда, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на 60 тысяч человек ежегодно. Поэтому повышение квоты с 64 тысяч человек в 2007 году на 128 тысяч человек в 2008 году как раз и учитывает данную тенденцию.
В течение последних нескольких лет узбекские мигранты преобладают на казахстанском рынке. Причинами, побудившими узбеков ехать в Казахстан, стали преобладание в Узбекистане аграрного производства. Темпы роста населения в стране высокие, особенно в сельской местности. Экономическая стагнация и неспособность узбекских властей обеспечить растущее население рабочими местами заставляет узбеков осваивать регионы Казахстана, близкие как в климатическом, так и в ментальном отношении.
С другой стороны, Казахстан нуждается в дешевой нелегальной рабочей силе. В последние годы создана целая система найма на работу узбекских гастарбайтеров. Спрос рождает предложение, и поэтому в системе найма на работу активно задействованы не только граждане Казахстана, но и Узбекистана.
Причем, реальный найм осуществляется на территории Узбекистана. Там же формируются группы узбекских трудовых мигрантов, которые потом переправляются на территорию Казахстана.
По итогам первой легализации рабочей силы, которая проходила в Казахстане с августа по декабрь 2006 года, стало понятно, что узбеки превалируют на рынке разнорабочих. Больше всего трудовых мигрантов на тот момент легализовали в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях. При этом 72,8 процента легализованных иностранцев оказались гражданами Узбекистана, 13,2 процента - Киргизии, 6,4 процента - России, 2,9 процента - Таджикистана.

Некоторые выводы
Действия ФМС по снижению квоты в текущем году будут способствовать повышению уровня нелегальной трудовой миграции. Логично предположить, что приток трудовых мигрантов в Россию не уменьшится, просто российские работодатели потеряют интерес к легализации. Увеличение теневого рынка труда, возможно, простимулирует уход в тень некоторой части российской экономики. В большей мере это коснется малого и среднего бизнеса, который уязвим и связан с динамикой притока в Россию нелегальной рабочей силы.
Крупный российский бизнес склонен использовать труд россиян и привлекаемых из-за границы специалистов. Если он будет нуждаться в рабочей силе из стран СНГ, то имеет ресурсы и возможности ее легализовать. В отличие от него малый и средний бизнес, работающий в рознице и ритейле, вынужден оптимизировать расходы, чему и способствовал более дешевый нелегальный рынок труда.
Миграционные потоки из Центральной Азии будут увеличиваться в силу нерешенности проблем социального характера, в частности, увеличения числа незанятого населения. Так как привлекательность российского рынка падает из-за ужесточения миграционной политики, Казахстан сможет стать пристанищем для тех, кому путь в Россию заказан. Перераспределение миграционных потоков между Россией и Казахстаном станет характерным для стран СНГ в 2008 году.
Правда, необходимо иметь в виду, что по емкости российский рынок труда имеет неоспоримое преимущество перед казахстанским.
Что же касается вопроса уровня цивилизованности рынков, то это вопрос долгосрочной перспективы…

Дмитрий ПЕРЦЕВ. «Gazeta.kz», 24 января 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.