Rambler's Top100

№ 315 - 316
1 - 20 января 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Известия» об итогах года ребенка в Москве
«Российская газета», «Российская газета-Неделя» и «Московский комсомолец» об открытии года семьи в России
«Российская газета» и «Российские вести» о демографической политике
«Московский комсомолец» и «The New Times» об итогах и перспективах нацпроектов
«Медицинская газета» о национальном проекте «Здоровье» и демографической политике
«Известия» о знании министрами демографии
«Будь здорова» о мифологии и реальности в демографии
«Труд» о внебрачной рождаемости
«Время новостей» о будущем социальных программ
«Деловая столица» о социальной политике на Украине
«Российская газета» о первом заседании общественного совета Минздравсоцразвития
«Независимая газета» о грядущем решении жилищных проблем россиян
«Бюрократы.ру» о материнском капитале как средстве решения жилищной проблемы
«Время новостей» и «Российская газета» о снижении квот для временных трудовых мигрантов в России
«Независимая газета» о мигрантских трансфертах из России в 2007 году
«Gazeta.kz» об экономике миграции в Центральной Азии
«Трибуна» о конкуренции российских и иностранных работников
«Телеграф» о латвийской дискуссии по привлечению гастарбайтеров
«Невское время» об эмиграции из Польши в Великобританию
«Газета» о миграционной политике Великобритании
«Московская Немецкая Газета» о положении беженцев в Германии
«Le Temps» о расширении Шенгенской зоны
«Деловой Петербург» об эмиграции из России
«Парламентская газета» и «Газета» о первых итогах программы по переселению соотечественников
«Эксперт» и «Профиль» о программе переселения соотечественников и демографических проблемах в Красноярском крае
«RBC daily» о сужении русскоязычного пространства в постсоветских странах
«Российская газета» о миграционных проблемах и путях их решения в Астрахани

«Московский комсомолец» об итогах работы миграционной службы Москвы в 2007 году
«Собеседник» и «Российская газета» о миграционной ситуации в Москве и новом миграционном законодательстве
«Невское время» о детях иммигрантов в школах Петербурга
«Ведомости» о диаспорах - еврейской и иных
«Независимая газета» о корнях ксенофобии и «преступлений ненависти»
«Московские новости» об исламском факторе в России
«Эксперт» о помиловании жертвы изнасилования в Саудовской Аравии
«Эксперт» об убийствах детей в Германии
«RBC daily» о предлагаемом тестировании студентов на наркозависимость
«RBC daily» о сверхсмертности мужчин в России
«Российские вести» о проблемах смертности в ДТП
«Московские новости» о качестве знаний российских школьников
«Московский комсомолец» о сокращении бюджетных мест в вузах
«Новые известия» о программе распределения выпускников вузов
«Российская газета» о будущем уровне жизни в России
«Российская газета» о достойной зарплате для бюджетников
«Независимая газета» об отрыве роста зарплат от роста производительности труда в России
«БелГазета» о цене труда в Белоруссии
«Время новостей» о динамике доходов и числа бедных в России
«Время новостей» о снижении числа потенциальных призывников
«Литературная газета» о том, будет ли в России 75 миллионов женщин
«Молодежь Эстонии» о демографической ситуации в Эстонии
«РБК daily» о старении в Китае
«Казахстанская правда» о демографической и миграционной ситуации в регионах Казахстана
«Итоги» о генплане развития Москвы
«Российская газета» об исследовании общественных настроений
«Зеркало недели» о малоизвестном голоде в Китае
«Время новостей» о возможном снятии анонимности в вопросах искусственного оплодотворения в Великобритании
«Итоги» о демографии и генетических особенностях полов

… об итогах и перспективах нацпроектов

Капитализация человека

Президентский совет по нацпроектам подвел итоги за 2005-2007 годы и наметил планы до 2010 года

Нацпроекты продолжатся и после официального окончания их срока. "Это - долгоиграющая программа", - заявил на заседании президентского совета по нацпроектам первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Идеология приоритетных нацпроектов - вложиться в человеческий капитал - оказалась верной, убежден первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев. "Наша позиция - свободный, образованный, здоровый человек как главный фактор развития страны - себя оправдала. По всем четырем направлениям нацпроекта достигнута положительная динамика. Инвестирование в человеческий капитал оказалось крайне эффективным и привело к подъему не только социальной сферы, но всей экономики в целом", - заявил он на итоговом заседании президентского совета по нацпроектам в понедельник.
О том, что каждый из нацпроектов принес в свою отрасль, отчитались четыре федеральных министра: глава Рособрнауки Андрей Фурсенко, Минрегионразвития - Дмитрий Козак, Минсоцздравразвития - Татьяна Голикова и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. И каждый из них объявил свое направление успешным.
Один из важнейших приоритетных национальных проектов - "Образование". Так или иначе, сделанное в его рамках касается подавляющего большинства жителей страны, а потому именно вокруг него за два последних года в обществе развернулось больше всего дискуссий. Главное, по словам Андрея Фурсенко, что нацпроект "Образование" позволил наконец запустить модернизацию всей системы образования. Уже сейчас, отметил он, "впервые достигнута адекватность образования современным потребностям страны".
Основная ставка в модернизации делалась на лидеров образования. Именно они, по словам министра, должны стать локомотивом, с помощью которого в новую модель образования "втащат" остальных. Однако до тех пор, пока это произойдет, "нелидеры", к которым принадлежит подавляющее большинство участников образовательного процесса, преимуществ новой системы не почувствуют Так, благодаря нацпроекту "Образование" "в современных условиях стали учиться 30% российских школьников против 15% в 2005 году", и лишь "к 2010 году их будет 70%", сообщил Фурсенко
Та же ситуация и с реформой оплаты труда преподавателей. Зарплаты самых квалифицированных педагогов растут опережающими темпами, и это хорошо. По данным Минобрнауки, с переходом на нормативно-подушевое финансирование школы и новую систему оплаты труда зарплаты 15% лучших из лучших выросли чуть ли не вдвое и переросли среднестатистический уровень по экономике сразу на 25% Зарплаты же подавляющего большинства учителей увеличились лишь на 15-20% и по-прежнему вдвое меньше, чем у врачей
Конечно, хороший учитель должен получать больше посредственного. Однако нынешний расклад свидетельствует: либо 85% наших учителей плохие, либо учительский труд по-прежнему недофинансируется. Решать эту дилемму надо срочно: после 2008 года, рассказал глава Минобрнауки, ведущая роль в модернизации, до сих пор принадлежавшая федеральному центру, перейдет к регионам. Тогда нацпроект "Образование" сменят федеральные, а по большей части - региональные целевые программы развития образования, за счет которых и продолжатся увеличение учительских зарплат, поставки в школы нового оборудования и поддержка лучших преподавателей и школ. Дотационным регионам, коих в России большинство, выполнить эту задачу своими силами будет нелегко.
Крупных успехов, "несмотря на все сомнения", достиг, по словам Дмитрия Козака, и нацпроект "Доступное и комфортное жилье".
Тем не менее, признал Козак, наполовину рост жилстроительства происходит за счет десятка регионов. Все остальные не смогли с толком распорядиться выделенными федеральными средствами, да и те выделялись подчас без учета реальных потребностей, признал он. "Беда в том, что у нас нет механизма стимуляции регионов к эффективному использованию бюджетных средств", - посетовал он. Впрочем, уже в 2008 году он появится, сурово пообещал Козак.
Другая сложность - административные барьеры для строительства, и прежде всего при оформлении земельных участков под застройку. Многие из них, выведенные из строительного оборота из-за несовершенства прежнего законодательства, удалось вернуть под муниципальную застройку (особенно много неиспользованных земель скопилось в сельском хозяйстве и в Минобороны). Однако сложности с получением под них кредитов на прокладку коммуникаций остаются. Как раз сейчас, отметил он, решается вопрос, как стимулировать регионы к строительству инфраструктур и дорог.
Недоступной для большинства семей остается ипотека. Медленно растет программа помощи молодым семьям в приобретении жилья - в 2006 году ею смогли воспользоваться всего 40 тыс. семей. Зато в здравоохранении дела молодых семей явно пошли на лад. Благодаря нацпроекту "Здоровье", рассказала Татьяна Голикова, в отрасль пошли деньги: в 1,6 раза увеличились зарплаты 690 тыс. работников первичного звена отечественной медицины, средние зарплаты которых поднялись до 22,6 тыс. рублей (у сотрудников амбулаторно-клинической отрасли - до 15,6 тыс. рублей). В результате в здравоохранение пришли 7,7 тыс. врачей, полностью укомплектовав штаты поликлиник и больниц. На 26 тыс. человек увеличилось количество педиатров.
За счет введения родовых сертификатов, охвативших уже 92% рожениц, на 7,6 млрд. рублей увеличилось финансирование роддомов. Еще 2,6 млрд. рублей дополнительно получили женские консультации. В результате реформы системы родовспоможения за два года Россия впервые достигла уровня обслуживания новорожденных в развитых странах, а детская смертность снизилась сразу на 15%.
Обновился парк медпомощи, и время ожидания снизилось с 35 до 25 минут. Одновременно появилась возможность оказывать пациентам активную медпомощь уже по дороге в больницу. Впервые за последнее десятилетие началась профилактическая работа: в 2006 году профилактику прошли 10 млн. человек, а в 2007-м пройдут еще 9 млн.
В итоге начали меняться демографические показатели, подчеркнула Голикова: коэффициент рождаемости увеличился на 11 %, а смертность снизилась на 9%. Тем не менее, признала она, до решения демографической проблемы в России еще далеко - в лучшем случае основные негативные тенденции будут преодолены только в 2011 году. Пока же Россия удерживает мировое лидерство по количеству смертей из-за сердечнососудистых заболеваний (более 1 млн. смертей в год), а заодно - и в результате дорожно-транспортных происшествий (еще около 40 тыс. смертей в год). Оба этих направления станут приоритетными для медиков уже в 2008 году, сообщила Голикова.
На борьбу с инфарктами и инсультами на 2008 - 2010 годы государство выделяет 8 млрд. рублей, в том числе 3,6 млрд. в 2008 году. Борьба за жизни и здоровье жертв ДТП обойдется казне еще в 7,4 млрд. рублей, в том числе 2,8 млрд. - в 2008 году. Вести ее будут на самых опасных автотрассах, и прежде всего - южного направления, уточнила она. Наконец, в аграрной сфере, по словам Алексея Гордеева, также появились положительные сдвиги. Главный - рост производства мяса и птицы: вместо запланированных 7% он составил 14%, в результате чего россияне съели на 1 млн. тонн мяса больше. По остальным показателям сельхозпродукции, сообщил министр, планы также выполнены или перевыполнены. И в том числе - по молоку, проблемы с которым вызвали в 2007 году повышение цен на молочные продукты.
Таким образом, подытожил обсуждение Медведев, "точечный", проектный подход нацпроектов оказался оправданным. Однако теперь, подчеркнул он, "эта возможность себя исчерпала. Настало время переходить к комплексным мерам по модернизации отраслей. Как именно это делать - подскажет пилотный опыт, накопленный в регионах. Главным же критерием должна быть конкурентоспособность", подчеркнул он.
Так, "в образовании модернизация будет основана на принципе нормативно-подушевого финансирования, а в здравоохранении - на обязательном медицинском страховании. Мы на пороге новой финансово-экономической модели в образовании и здравоохранении. Это - наша цель", разъяснил первый вице-премьер. В градостроении, пообещал он, "мы будем ориентироваться на амбициозную задачу довести строительство жилья до 1 кв. м на человека в год (то есть около 140 млн. кв. м в год)", а в сельском хозяйстве - упрочим "темпы роста, которые уже сейчас вдвое выше, чем по экономике в целом". "Механизм модернизации уже отлажен. Набор проектов может поменяться, но приоритеты останутся", - пообещал он.
Некоторые из них тут же подсказал глава Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, нацпроекты так и не решили многие проблемы, и в том числе такие, как охрана труда и борьба с травматизмом; борьба с алкоголизацией, табакокурением и наркоманией, из-за которых россияне умирают на 15-20 лет раньше жителей развитых стран; дремучая безграмотность россиян в вопросах санитарии и гигиены, а также пренебрежение правами инвалидов, включая право на работу. Что же касается проблем сельского хозяйства и жилстроительства, то при нынешнем уровне госфинансирования их не решить в принципе, убежден Миронов.

***
За два года финансирование жилищного строительства увеличилось сразу на 100 млрд. рублей: 62 млрд. из федерального бюджета и еще 40 млрд. - из региональных. В результате только за 11 месяцев 2007 года были введены в эксплуатацию 44 млн. кв. м жилья, что составило 129% по сравнению с 2006 годом.

***
Справка
Благодаря приоритетным нацпроектам 2005 по 2007 год государство дополнительно профинансировало социальную сферу на 400 млрд. рублей, а в 2008 году вложит еще 300 млрд. Значительные суммы в реализацию нацпроектов дополнительно добавили регионы и местный бизнес.

Марина ЛЕМУТКИНА. «Московский комсомолец», 27 декабря 2007 года

Что посеешь, то и пожнешь

Национальные проекты - главный козырь кандидата в президенты Дмитрия Медведева. The New Times решил разобраться в достижениях и неудачах пока еще первого вице-премьера правительства
Считается, что именно Дмитрий Медведев, будучи еще главой кремлевской администрации, подал идею разработки "приоритетных национальных проектов" в социальной сфере, которая впервые была озвучена в послании президента Федеральному собранию 2004 года. Всего было выбрано четыре направления: "доступное жилье", "современное здравоохранение", "качественное образование" и, наконец, "эффективное сельское хозяйство". Уже в следующем, 2005 году были разработаны относительно подробные планы действий по каждому из этих направлений, в федеральный бюджет 2006 года заложены необходимые средства (138 млрд. рублей, а с учетом средств внебюджетных фондов и предоставляемых госгарантий - около 180 млрд.). Дмитрия Медведева перевели в правительство на должность первого вице-премьера - курировать национальные проекты. Более выигрышную позицию придумать сложно: щедрое финансирование и социальная направленность деятельности в случае успеха гарантировали народную любовь. Однако результаты оказались далеки от заявленных целей, несмотря на то что за два года реализации нацпроектов на них было выделено не 180, а уже более 430 млрд. рублей (см. график 1).

График 1. Объем финансирования по национальным проектам за 2006—2007 годы (млрд рублей)

По данным президиума Совета при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Доступное жилье
Главная проблема этого проекта заключается в том, что изначально ставка при его реализации была сделана на развитие ипотечного кредитования, финансирование снижения ставок по ипотеке, субсидии на покупку жилья молодым семьям и льготным категориям граждан - иными словами, на меры, стимулирующие и без того высокий спрос на рынке недвижимости. При этом абсолютно ничего не было сделано ни для либерализации рынка земли, предназначенной для жилищной застройки, ни для разрушения сложившейся в большинстве российских регионов монопольно-коррупционной системы выделения землеотводов под жилищное строительство. Результат не заставил себя ждать: цены на недвижимость, которые и до того росли довольно приличными темпами, в прошлом году, по оценкам риелторов, поднялись на 85-100%. Продолжился рост цен на жилье (хотя уже не такими темпами) и в этом году. Если до начала реализации нацпроекта в конце 2005 года среднестатистической российской семье из трех человек требовалось откладывать все заработанное в течение 4,3 года, чтобы купить стандартную квартиру общей площадью 54 кв. м, то к середине нынешнего года этот срок увеличился ровно на год (см. график 2).

График 2. Индекс доступности жилья

Индекс доступности жилья рассчитывается как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. м) к среднему годовому доходу семьи (3 человека). Он показывает время, за которое семья может накопить средства для приобретения квартиры, откладывая все свои доходы. Данный показатель не учитывает возможности приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов и отражает лишь фактически сложившееся соотношение между средними ценами на жилье и средними доходами.
Начиная с 2003 г. при расчете квартальных значений индекса доступности жилья годовой доход домохозяйства определяется на основе средних за соответствующий квартал доходов.

Источник: Институт экономики города

Дальше получилось еще интереснее. К концу 2006 года, когда стало очевидно, что нацпроект вот-вот с треском провалится, было решено направить деньги непосредственно на строительство так называемых пилотных проектов по комплексной жилищной застройке, для чего было отобрано 11 регионов. И этот опыт, как оказалось, привел к предсказуемым, но не очень ожидаемым руководителями нацпроекта последствиям. Бурный рост цен на жилье и без того стимулировал жилищное строительство, что вызвало уже в нынешнем году острый дефицит стройматериалов, и прежде всего цемента. За 11 месяцев 2007 года, по оценке председателя Ассоциации строителей России Николая Кошмана, стоимость цемента в среднем по стране выросла на 140%. И если реализаторы нацпроекта могут не особенно думать о своих тратах - они "осваивают" государственные деньги не ради прибыли, - то частные девелоперы столкнулись с резким скачком себестоимости строительства, а снижение цен на жилье, по крайней мере, в условиях рынка, становится все менее реальным. И даже с ипотекой в стране все обстоит не совсем так, как планировалось. По данным РБК, на конец ноября нынешнего года индекс рынка ипотечных ставок (ИРИС) составил по рублевым кредитам 12,56%, а по долларовым - 11,02%, что выше заявленной в нацпроекте цели на уровне 11%.

Современное здравоохранение
Это самый дорогостоящий и одновременно самый скандальный из национальных проектов. Уже в 2006 году по стране прокатилась серия коррупционных скандалов, связанных с проведением конкурсов по закупке оборудования и медицинских препаратов в рамках национального проекта. К ноябрю волна докатилась до Москвы, где было возбуждено уголовное дело по факту получения взяток в особо крупном размере в отношении всего руководства Фонда обязательного медицинского страхования, включая его директора Андрея Таранова. Этим дело не ограничилось. В марте нынешнего года новый скандал - на этот раз с участием руководства Минздравсоцразвития - из-за навязывания пациентам определенных лекарств и одновременного требования "откатов" с фармацевтических компаний.
Шлейф коррупционных скандалов и уголовных дел тянется до сих пор. Буквально на прошлой неделе в московском представительстве компании Siemens были проведены обыски в рамках уголовного дела о незаконном присвоении бюджетных средств при поставках медицинского оборудования.
Впрочем, воровство и коррупция - далеко не главная проблема этого нацпроекта. В конце концов, оборудование - пусть и по завышенным, порой в разы, ценам - закупается, медицинский персонал, пусть не сразу, учится на нем работать. Зарплаты в медицинских учреждениях растут, а лекарства, пусть и не все из обещанных, распределяются. Проблема в том, что эти меры не могут подменить назревшую системную реформу здравоохранения, которое, несмотря на новое оборудование, является по сути своей морально устаревшим.

Образование и село
Образовательный нацпроект вызывает, пожалуй, наименьшее количество вопросов и нареканий, хотя непосредственного отношения к проводящейся в стране реформе образования он отношения не имеет. Одним из главных достижений этого проекта называются работы по тотальной компьютеризации российских школ. Это благое начинание заслуживает всемерной поддержки, несмотря на очевидные просчеты в разработке этой программы. Так, авторам проекта не пришло в голову сразу подумать о том, какое программное обеспечение будет устанавливаться на школьные компьютеры. На лицензионное денег изначально никто не выделял. Лишь после нескольких скандалов с контрафактными программами в августе этого года было принято решение о финансировании софта. Тогда Медведев заявил: "Принято решение о том, что лицензионное программное обеспечение заменит тот безобразный пиратский контент, которым пользуются в наших школах. У нас всего 62 тысячи школ, и, по разным данным, от 70 до 90% оперативных систем, которые стоят там, - это ворованные операционные системы". Вопрос, откуда школам - бюджетным организациям - было брать не "безобразный пиратский контент", а политкорректный лицензионный, если в бюджете на его покупку денег заложено не было, первый вице-премьер, похоже, себе не задавал.
Наконец, последний - сельскохозяйственный нацпроект. Логика выбора именно сельского хозяйства в качестве приоритетной отрасли экономики весьма туманна. В конце концов, никто не заявлял цели превратить Россию в аграрную державу. Впрочем, с формальной точки зрения именно по этому нацпроекту страна оказалась ближе всего к достижению заявленной в названии цели. Сельскохозяйственное производство становится с каждым годом все эффективнее. Впрочем, вклад в этот процесс самого "маленького" с финансовой точки зрения национального проекта переоценивать не стоит. Попытка сделать ставку на субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей - выстрел мимо цели. В стране все большую долю рынка занимают крупные агрохолдинги, которые вполне успешно работают с коммерческими банками. Что же касается мелких и средних производителей, то для них нередко гораздо актуальнее отсутствие нормальной сбытовой инфраструктуры.

***
Анатолий Квашнин, полпред президента в Сибирском федеральном округе:
"В 2007 году резко возросли объемы финансирования приоритетных национальных проектов. В связи с этим возросло и количество выявляемых нарушений законодательства при расходовании средств. Так, прокурорами в субъектах Федерации округа за весь 2006 год было выявлено 5,5 тысячи нарушений законодательства. А только за шесть месяцев 2007 года - уже 5,8 тысячи".

***
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
"В социальной сфере устойчивый эффект, даже в случае безошибочной политики, может быть констатирован лишь через несколько лет. А уж в здравоохранении, которое так и осталось в стороне от давно назревших реформ, и подавно. Можно сколько угодно говорить о том, что набор не взаимоувязанных сиюминутных мер и есть начало этих реформ. Но азы менеджмента диктуют: перед тем как приступить к такого рода крупномасштабному проекту, надо выстроить детальную, рассчитанную не на один год программу действий и обязательно параллельно запустить независимый мониторинг того, что происходит (вот где как воздух нужна научная и экспертная общественность). Но что-то не видно хотя бы среднесрочной программы лечения больного российского здравоохранения".

Максим БЛАНТ. «The New Times», 17 декабря 2007 года
http://newtimes.ru/magazine/issue_45/article_14.htm

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.