Rambler's Top100

№ 313 - 314
10 - 31 декабря 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Трудовые конфликты в СССР. 1930-1991

Нужда и порядок: история социальной работы в России, XX в.

Анализ положения детей в Российской Федерации

The social situation in the European Union 2005-2006

Развитие эпидемии СПИДа

По страницам журналов «Российский медицинский журнал» и «Мир России. Социология и этнология»

Содержание журнала «Population and development review»


Google
Web demoscope.ru

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮНИСЕФ, 2007, 121 страница

http://www.unicef.org/russia/ru/ru_ru_situation-analysis_170907.pdf

Основу системы социальной защиты составляют: 1) страховые и нестраховые социальные денежные субсидии, 2) пособия на оплату товаров и услуг, предоставляемых определенным категориям населения, и 3) социальные услуги для наиболее уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, сирот и др.) Наиболее распространенными типами пособий являются: (1) пособия по временной нетрудоспособности; (2) ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет и учащихся в возрасте до 18 лет; (3) пособия по безработице.

На протяжении приблизительно 15 лет наблюдалась тенденция к снижению государственной поддержки семей, имеющих детей, которая выражалась в сокращении расходов на пособия семьям и по беременности и родам. Если в 1991 году на семейные пособия и пособия по беременности родам приходилось 77,3 процента от общего объема средств, в 1995 года эта доля упала до 54 процентов, а к 2003 году она составила всего лишь 32,4 процента. Это изменение было вызвано отменой пособий на всех детей и переходом на выплату пособий только детям из бедных семей.

В 2006 году правительство России предприняло активные шаги по преодолению демографического кризиса, предложив значительное увеличение существующих пособий детям и матерям, а также новые меры. Начиная с января 2007 года, началась реализация следующих новых положений, основанных на предложениях, сделанных в 2006 году:

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 18 месяцев до 1500 рублей (приблизительно 57,7 долларов США) на первого ребенка и 3000 рублей (около 113,48 долларов США) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей в месяц (около 230,77 долларов США);
  • Введение нового единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в альтернативную семью в размере 8000 рублей (около 307,70 доллара США);
  • Проведение диспансеризации детей, которые находятся в домах ребенка;
  • Выделение материнского капитала в размере 250 тысяч рублей женщине, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Использовать эти деньги матери могут на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования; на все виды образования или на накопительную часть пенсии. Право распоряжаться капиталом предоставляется только при достижении ребенком 3 лет;
  • Увеличение стоимости родового сертификата до 3000 рублей (около 113,48 доллара США) в период беременности и до 7000 рублей (около 270 долларов США) в период родов, а также
  • Компенсация затрат родителей за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях: за первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам; за второго - 50 процентов; за третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов от среднего размера оплаты.

Стр. 25-26.

Дошкольные образовательные учреждения (конец года) (стр. 65)


1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество дошкольных образовательных учреждений (тыс.)

87,9

68,6

51,3

50,0

48,9

47,8

47,2

46,5

Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях (тыс.)

9010

5584

4263

4246

4267

4321

4423

4530

Количество детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

108

83

81

83

86

88

92

95

Охват детей в возрасте 3–6 лет дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от общего числа

77

64,4

67,5

69,7

72,7

71,3

72,7

72,5

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей (тыс.) (стр. 84)


Воспитываются в интернатных учреждениях

Учтено детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав

1998

158.5

620.1

1999

169.4

638.2

2000

180.2

667.6

2001

183.5

690.7

2002

186.1

707.8

2003

184.1

721.1

2004

188.9

734.2

Количество сексуальных преступлений в отношении детей и подростков (стр. 88)


Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом не достигшем 14-летнего возраста

Развратные действия

Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

Торговля несовершен-нолетними

1998

349

1653

341

35

1999

194

884

295

28

2000

160

697

361

37

2001

46

583

442

16

2002

175

762

600

10

2003

203

841

900

21

2004

751

1397

2433

0

В выполненном экспертами ЮНИСЕФ анализе положения детей в Российской Федерации делается попытка оценить успехи в реализации Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые касаются детей и направлены на решение глобальных проблем бедности и голода, детской и материнской смертности, ВИЧ/СПИДа и других заболеваний и в то же время способствуют достижению всеобщего начального образования, гендерного равенства, экологической устойчивости и глобального партнерства в области развития к 2015 году. Основное внимание в анализе уделено глубинным и структурным причинам проблем, с которыми сталкиваются дети; в нем указывается, как государство решает эти проблемы, и предлагаются дальнейшие действия по ускорению прогресса.

Значительное число детей в России все еще живут в бедности, лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Цель данного доклада - представить краткую, но тем не менее всестороннюю оценку положения детей в Российской Федерации и проанализировать основные проблемы, которые мешают осуществлению прав детей, учитывая принципы Конвенции о правах ребенка и принятые во многих странах мира Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия.

В докладе утверждается, что возросшее внимание к осуществлению прав ребенка и вложению средств в развитие детей поможет создать основу для успешного, стабильного и устойчивого развития в России.

Содержание

Сокращения
Предисловие
Российская Федерация: основные статистические данные
Введение
Поддержка ЮНИСЕФ Повестки дня тысячелетия
Цель доклада
Методология и структура доклада

ГЛАВА 1: Обзор ситуации в стране

1.1 Введение
1.2 Текущее положение
1.2.1 Экономика России
1.2.2 Демографическая ситуация
1.2.3 Уровень жизни
1.2.3.1 Характеристика бедности
1.2.4 Система социальной защиты и ее влияние на улучшение бедственного положения семей с детьми
1.2.5 Гендерные проблемы
1.3 Меры, принимаемые правительством

ГЛАВА 2: Охрана здоровья детей и матерей

2.1 Введение
2.2 Текущее положение
2.2.1 Основные показатели здоровья
2.2.1.1 Коэффициент материнской смертности
2.2.1.2 Коэффициенты младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет (детской смертности)
2.2.2 Репродуктивное здоровье
2.2.2.1 Беременность
a) Дородовой уход
б) Беременность среди подростков
2.2.2.2 Аборты
a) Аборты среди девушекHподростков
2.2.3 Развитие детей в раннем возрасте
2.2.3.1 Иммунизация против инфекционных болезней
2.2.3.2 Исключительно грудное вскармливание
2.2.3.3 Питание
2.2.3.4 Дефицит йода и питательных микроэлементов
2.2.4 ВИЧ/СПИД и ИППП
2.2.4.1 ВИЧ среди подростков
2.2.4.2 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)
2.2.5 Туберкулез
2.2.6 Поведение молодежи, сопряженное с риском
2.3 Непосредственные и глубинные причины
2.3.1 Низкий уровень осведомленности
2.3.1.1 Осведомленность широких слоев населения о профилактике заболеваний
2.3.1.2 Осведомленность подростков в вопросах репродуктивного здоровья
2.3.1.3 Осведомленность широких слоев населения и медицинских работников относительно ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний
2.3.2 Доступ к услугам
2.3.2.1 Региональные и территориальные различия
2.3.2.2 Доступность услуг
2.3.2.3 Услуги с учетом возраста и потребностей молодежи
2.3.2.4 Стигматизация и дискриминация в доступе к услугам
2.3.3 Государственная политика в области здравоохранения - необходимость принятия профилактических мер
2.4 Меры, принимаемые правительством
2.4.1 Репродуктивное здоровье
2.4.2 Развитие детей в раннем возрасте
2.4.3 ВИЧ/СПИД
2.4.4 Молодежная политика
2.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 3: Образование: проблемы и возможности

3.1 Введение
3.2 Текущее положение
3.2.1 Обзор системы образования в России
3.2.2 Дошкольное образование
3.2.3 Начальное и среднее образование
3.2.3.1 Доступ к образованию
3.2.3.2 Качество образования
3.2.4 Существующие возможности в области образования для детей
с особыми потребностями
3.3. Непосредственные и глубинные причины
3.3.1 Ограниченность доступа к обучению в школах в рамках общеобразовательной системы
3.3.1.1 Физические препятствия
3.3.1.2 Отсутствие информации/специальных знаний
3.3.1.3 Присвоение "ярлыка необучаемости"
3.3.2 Рост стоимости образования
3.3.3 Пересмотр образовательных программ
3.3.4 Преподавательский потенциал
3.3.5 Качество механизмов контроля
3.3.6 Неравенство в доступе к образованию
3.4 Меры, принимаемые правительством
3.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 4: Защита детей

4.1 Введение
4.2 Текущее положение
4.2.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей
4.2.2 Насилие в отношении детей
4.2.2.1 Насилие в семье/Жестокое обращение с детьми
4.2.2.2 Торговля детьми и сексуальное насилие
4.2.3 Особые проблемы детей Северо-Кавказского региона
4.2.4 Дети и подростки, совершившие правонарушения
4.3 Непосредственные и глубинные причины
4.3.1 Распад семей
4.3.2 Социальные услуги для детей
4.4 Меры, принимаемые правительством
4.4.1 Вмешательство в кризис семьи на раннем этапе/Воспитание
в альтернативных семьях
4.4.2 Независимая структура контроля за соблюдением прав ребенка
4.4.3 Система правосудия в отношении несовершеннолетних
4.4.4 Законодательные меры в отношении проблем насилия и эксплуатации
4.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 5: Участие молодежи в жизни общества

5.1 Введение
5.2 Текущее положение
5.2.1 Более высокий уровень рисков
5.2.2 Ограниченное участие в политической и общественной жизни
5.2.2.1 Политические интересы
5.2.2.2 Участие в общественной жизни
5.2.3 Трудовая активность молодежи
5.3 Непосредственные и глубинные причины
5.3.1 Отсутствие навыков лидерства и недостаточная вовлеченность в жизнь общества
5.3.2 Отсутствие систем эффективного мониторинга участия молодежи в общественной жизни
5.4 Меры, принимаемые правительством
5.5 Рекомендации по расширению прав детей

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.