Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новые меры поддержки семей с детьми

Новые меры поддержки семей с детьми

Семьи с детьми: риск бедности

В структуре ресурсов большинства семей место пособий невелико

Чем может помочь увеличенное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Жилищные условия семей с детьми

Поможет ли материнский капитал в решении жилищных проблем семей с детьми?

Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания

Курс на семейное воспитание детей сирот

Новая семейная политика: кардинальный прорыв или первый шаг?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Иванов. Семья,1945 год. Victor Ivanov. Family. 1945 (1964-1965) Новые меры поддержки семей с детьми

Над темой номера работали:

Лилия ОВЧАРОВА Алина ПИШНЯК

Лилия ОВЧАРОВА

Алина ПИШНЯК

Развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания

Опыт многих стран с низкой рождаемостью указывает на необходимость развития целой системы мер семейной политики, причем едва ли не первое место среди них занимает развитие внесемейных институтов поддержки семейного воспитания. Так Г. Эспин-Андерсен, в работе, посвященной методологическим проблемам социальной политики и тому, как в новых политических, экономических и социальных условиях распределить обязанности между рынками, семьями и государством, называет несколько важных пунктов, перечисляя их в таком порядке: (1) развитие институтов несемейного ухода за детьми; (2) расширение нестандартных форм занятости, позволяющих сочетать семейное воспитание детей и занятость; (3) программы (пособие +работа) для трудоспособных с низким квалификационным потенциалом и (4) адресные программы социальной поддержки семьям, находящимся на трудных этапах жизненного цикла, и людям с ограниченными возможностями. По сути, речь идет об "ориентированной на детей стратегии социального инвестирования, основанной на комбинированной политике гарантирования доходов семей с детьми и максимизации занятости матерей"12.

Зарубежные исследования подсказывают, что ориентация на развитие внесемейных услуг - одно из самых продуктивных направлений семейно-ориентированной политики. Изучение эффектов такой политики в странах OECD выявило сильную положительную связь между рождаемостью и должной организацией услуг по уходу за ребенком, при этом зависимость между рождаемостью и мерами, направленными на развитие гибкого рынка труда, была также положительной, но более слабой13. В Норвегии политика, направленная на повышение доступности услуг по уходу за ребенком и детских дошкольных учреждений, содействовала росту рождаемости: увеличение на 20% числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения, способствовало росту плодовитости когорты на 0,05 ребенка14.

Меры по укреплению роли институтов внесемейного воспитания получили отражение в решениях, касающихся введения компенсационных выплат родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Сейчас эти вопросы находятся в ведении региональных и муниципальных бюджетов, однако Постановлением Правительства Российской Федерации N846 от 30 декабря 2006 года "О порядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" определено, что из федерального бюджета будут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Размер компенсации будет зависеть от количества детей в семье. Если в семье один ребенок, то компенсация будет равна 20% от платы, если два ребенка - то 50%, а если три и более - то 70%. Размер компенсаций рассчитывается исходя из среднемесячной платы за детский сад.

Наши оценки, учитывающие средний размер расходов на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении по регионам России, говорят о том, что в 2007 году общие расходы бюджета на реализацию программы компенсаций, потенциальными участниками которой станут 1,9 млн. или 3,6% российских домохозяйств, составят 4,8 млрд. рублей. Средний размер компенсации в расчете на домохозяйство-получателя составит 199 рублей в месяц. Средний удельный вес компенсаций в общей структуре доходов семей-получателей будет равен 1%.

Пока принятые в нашей стране меры в основном направлены на то, чтобы помочь семье оплатить услуги по уходу за детьми и предполагают совместное (государственное и семейное) финансирование содержания детей в дошкольных учреждениях. Но сейчас один из главных барьеров в этой сфере - отсутствие свободных мест в яслях и детских садах. Если в 1990 году дошкольные учреждения посещало 9010 тысяч человек, то к 1999 году их численность сократилась более чем в 2 раза - до 4225 тысяч человек (табл. 4, рис. 7) Правда, за этими абсолютными цифрами скрыты тенденции сокращения числа детей в возрасте 1-6 лет, и относительные показатели свидетельствуют об увеличении обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях в этот же временной период. Но с 2000 года мы наблюдаем тенденцию снижения относительных характеристик доступности детских садов и яслей, и в 2005 году они опустились ниже уровня советского периода.

Таблица 4. Характеристики доступности детских дошкольных учреждений (на конец года)

 

1990

1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тысяч человек

9010

5584

4225

4263

4246

4267

4321

4423

4530

Приходится мест в дошкольных образовательных учреждениях, на 1000 детей в возрасте 1-6 лет

616

658

697

688

686

679

652

627

603

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат. сб./ Росстат - М., 2006. стр. 354-355, 364

Рисунок 7. Доступность детских дошкольных учреждений (на конец года)

Официальная статистика не ведет мониторинг удовлетворения потребности в несемейных формах воспитания детей, но экспертные оценки свидетельствуют о том, что порядка 800 тысяч детей ожидают места в детских дошкольных учреждениях.


12 - Г. Эспин-Андерсен. Снова на пути к хорошему обществу? SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. № 5 Осень-зима 2006 г. с. 25
13 - Castles. F. 2003 "The world turned upside down: Below replacement fertility, changing preferences and family-friendly public policy in 21 OECD countries", Journal of European Social Policy 13(3): p. 222
14 - Kravdal.O. "How the local supply of day-care centers influences fertility in Norway: A parity-specific approach", Population Research 5(6) 1996. p. 187-216.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.