Rambler's Top100

№ 305 - 306
15 - 28 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

Потребление сигарет на душу населения за ХХ век выросло почти в 30 раз

По доле курящих мужчин Россия – в числе мировых лидеров

В развитых странах доля курящих и смертность от причин, связанных с потреблением табака, снижается

Распространенность курения в Европейском регионе снижается, но ситуация в отдельных странах различна

Курение - важнейший фактор риска для здоровья в Европейском регионе

Европа накапливает опыт борьбы с курением


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Европа накапливает опыт борьбы с курением

На Европейский регион ВОЗ, в котором проживает примерно 15% населения мира, приходится почти одна треть глобального бремени заболеваемости, связанной с употреблением табака. Несмотря на то, что в последние годы распространенность курения в Европейском регионе сокращается, употребление табака остается значительной угрозой для здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Особую тревогу вызывает неблагоприятная динамика распространения курения среди молодежи, женщин и социально-экономических групп более низкого статуса, а также политика борьбы против табака в государствах региона.

В 1987 году Европа - первая из всех регионов ВОЗ - выдвинула инициативу осуществления пятилетнего плана действий "За регион без табака". За прошедший период было принято три плана действий по борьбе против табака, в которых ставились задачи, относящиеся ко всем основным аспектам антитабачной политики.

В Первом европейском плане действий по борьбе против табака (1987-1991 годы) государствам-членам предлагалось разработать и использовать всесторонний и многоотраслевой подход в этой области. Он также содержал настоятельный призыв к странам создать эффективную систему мониторинга и оценки своих мероприятий, направленных против потребления табака.

В 1988 году на Первой европейской конференции по политике в отношении табака, состоявшейся в Мадриде, была принята Хартия, в которой были определены основные направления антитабачной деятельности, а также десять стратегий по достижению цели "Европа без табака". К концу 1991 года в 20 странах были приняты или скорректированы стратегии борьбы против табака, но только в 12 странах, главным образом в Западной Европе, было отмечено снижение уровней его употребления. При этом показатели распространенности курения среди молодежи и женского населения в целом по региону увеличились.

Второй план действий "За Европу без табака" (1992-1996 годы) был нацелен на усиление финансовой поддержки и национального потенциала в области борьбы против табака и содержал рекомендацию усилить сотрудничество со странами Центральной, Восточной и Южной Европы. В этом новом стратегическом документе была подчеркнута важность создания объединений и союзов в поддержку антитабачных стратегий. В нем были уточнены приоритеты, относящиеся к пропаганде и развертыванию действий по созданию окружающей среды без табачного дыма, формированию здорового (без курения) образа жизни среди молодежи и оказанию помощи желающим бросить курить. За исключением большинства государств - членов Европейского союза (ЕС) реализация этого плана в странах была довольно плохой.

В центральной и восточной частях региона транснациональные табачные компании, пользуясь новыми возможностями, появившимися в результате имевших там место социально-экономических изменений, активно скупали акции местных табачных фабрик и развертывали рекламу своей продукции. К концу 1996 года число курящих мужчин в регионе стабилизировалось, а число курящих женщин увеличилось. В странах Западной Европы принимались более жесткие меры контроля в отношении рекламы, этикетирования и налогообложения табачных продуктов, в результате чего показатели распространенности курения сократились в 14 странах. Однако на уровне региона в целом эти успехи были сведены на нет повышением показателей распространенности курения и связанных с этим случаев смерти в центральной и восточной его частях.

С целью принятия более эффективных действий был принят Третий план действий "За Европу без табака" (1997-2001 годы). Этот документ был разработан с учетом результатов Первого и Второго планов действий, имеющихся фактических данных, а также резолюций Всемирной ассамблеи здравоохранения, призывающих к проведению всеобъемлющих стратегий борьбы против табака. В новом плане действий были поставлены конкретные задачи, которые должны были быть выполнены в государствах-членах в таких областях, как ценообразование, регулирование доступа к табачным продуктам, реклама, борьба с контрабандой, регулирование качества табачных продуктов, свободная от табачного дыма окружающая среда, оказание поддержки желающим бросить курить, общественная информация и просвещение, разработка и принятие национальных планов действий, а также создание координационных комитетов и механизмов мониторинга. В Третьем плане действий была особо подчеркнута роль интеграционных, межправительственных и неправительственных организаций, а также Европейского регионального бюро ВОЗ в деле укрепления и координации политики борьбы против табака в рамках всего региона.

Для укрепления противотабачных действий и поддержания прогресса в этом направлении государства-члены, принявшие участие в Европейской конференции ВОЗ на уровне министров "За Европу без табака" (Варшава, 18-19 февраля 2002 г.), взяли на себя обязательство разработать Европейскую стратегию борьбы против табака (ЕСБТ) и заявили о своей решительной поддержке всеобъемлющей Рамочной конвенции по борьбе против табака.

В ЕСБТ определяются стратегические направления деятельности в Регионе, которая должна основываться на национальных стратегиях, законодательстве и международном сотрудничестве. В ЕСБТ признается тот факт, что государства-члены и Европейское сообщество, когда это применимо, должны будут принять различные пакеты мер, с учетом своих конкретных потребностей, ресурсов и стадии, достигнутой в деле борьбы против табака, в соответствии с реалистическим графиком их осуществления.

Меры, включенные в Стратегию, охватывают уменьшение как спроса на табачные продукты (ценообразование и налогообложение; окружающая среда без табачного дыма; запреты на рекламу, продвижение на рынок и спонсорство; информация, подготовка кадров и просвещение общественности; прекращение курения; контроль за качеством табачных изделий; информирование потребителей), так и предложения этих продуктов (незаконная торговля; доступность для несовершеннолетних; субсидии для производителей табачной продукции). В ЕСБТ также даются рекомендации, относящиеся к мониторингу, оценке и отчетности в области употребления и борьбы против табака. И наконец, в ЕСБТ указываются механизмы, методы и основные этапы международного сотрудничества, которые, в частности включают политическую приверженность борьбе против табака в масштабах всего Региона, укрепление национального потенциала, содействие международному сотрудничеству, а также обмен информацией, техническое сотрудничество и мониторинг.

Рисунок 22. Розничная цена наиболее популярных по цене сигарет (пачка из 20 штук), январь 2005 года, евро


Источник: World Health Organization (WHO) - http://www,who,org
The European Tobacco Control Report 2007, World Health Organization 2007;
Европейская стратегия борьбы против табака. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро, Копенгаген - 2002.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.