300 лет со дня рождения Иоганна Петера
Зюсмильха
|
Иоганн Петер Зюсмильх (1707— 1767)
|
3 сентября 2007 г. исполняется 300 лет со дня рождения
Иоганна Петера Зюсмильха (Süssmilch), немецкого теолога, члена
Прусской Академии наук (1745), занимающего видное место в
истории статистики и демографии, благодаря своему сочинению «Божественный
порядок изменений в роде человеческом, подтверждаемый данными о
происходящих в нем процессах рождаемости, смертности, размножения»,
в котором он объяснял закономерности рассматриваемых им явлений
(прежде всего рождаемости, смертности)как выражение «божественного
духа»1.
Зюсмильх составил
первую таблицу смертности для населения Пруссии; осуществил примерный
расчет численности мирового населения, указав, что оно в 19-20 вв.
значительно увеличится. Будучи пастором лютеранской церкви,
Зюсмильх, придерживавшейся в вероучении доктрины предопределенности,
пытался придать ей числовое выражение. Используя работы Петти,
Граунта, Галлея, он убеждал, что в мире существует «божественный
порядок» - устойчивые, заданные богом пропорции в народонаселении.
Как отмечает Рорбассер,
Зюсмильх сформулировал шесть правил этого порядка: 1) Бог заботится
о равновесии смертности и рождаемости. Божественный порядок требует
населения, но не перенаселения; 2) Бог управляет смертями таким
образом, что продолжительность жизни оказывается достаточной для
продолжения рода; 3) Бог дает возможность человеку выжить в любом
месте на Земле; 4) Бог повсеместно предписывает человеку некоторую
продолжительность жизни; 5) Бог мудро управляет распределением средств
пропитания: искусство сельского хозяйства — часть Божественной мудрости;
6) Бог заботится об определенном порядке в воспроизводстве двух
полов.
Свои выводы он основывал на богатых церковных архивах
Пруссии, а также на данных Швеции, Дании, Швейцарии о браках, рождениях,
смертях. Обобщая массовые данные, он показал, что при изучении динамики
народонаселения за длительный период в масштабе целых государств
можно установить определенные соотношения в составе населения по
полу и возрасту, в его воспроизводстве. Так, на протяжении многих
лет наблюдается примерно постоянное численное соотношение полов
среди родившихся (105-106 девочек на 100 мальчиков). Превышение
числа родившихся над умершими (13: 10) Зюсмильх трактовал как проявление
заповеди «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Он понимал,
что внешние факторы могут исказить «божественный порядок» и изучал
их влияние: исследовал зависимость числа браков от плотности населения,
уровня благосостояния и других факторов; зависимость смертности
от условий городской и сельской жизни и т. д. Он считал, что земля
не может прокормить слишком многих, и потому, если население становится
гуще, то браков заключается меньше, заключаются они позднее, плодовитость
их уменьшается, и наоборот.
Имя Зюсмильха связывают также с развитием нравственной
статистики. Как писал А.А. Чупров в статье «Нравственная статистика»
в словаре Брокгауза и Эфрона: «термин "Нравственная статистика"
— сравнительно недавнего происхождения; впервые употребил его французский
ученый Герри в 1833 г., но самая наука старше своего имени. Зарождение
принято относить к 1741-1742 гг., времени первого издания "Божественного
порядка" Зюсмильха. Вопросы Нравственной статистики затрагивались
и ранее; у самого Зюсмильха на первом плане стоит демография, но
нельзя оспаривать его права на имя "отца Нравственной статистики".
Брачность, плодовитость браков, проституция, незаконные рождения,
преступления, самоубийства - вот те явления нравственной статистики,
которые занимают Зюсмильха: он затрагивает и некоторые сравнительно
тонкие проблемы, например вопрос о связи брачности с семейным положением.
В изучаемых явлениях Зюсмильх открывает "устойчивый, всеобщий,
великий, совершенный и прекрасный порядок": для каждого данного
места числа, в которых выражаются явления, мало меняются из года
в год, и между ними повсюду сохраняются неизменные отношения, целесообразно
приспособленные к назначению рода человеческого — заселению земли.
Труды Зюсмильха нашли признание современников, но затем были забыты;
когда в первой четверти текущего века возродилось направление, которого
держался Зюсмильх, оно не примкнуло к его исследованию. Лишь после
того, как новые учения достигли господства в науке, вновь был открыт
и оценен первый их провозвестник»
Зюсмильха считают прямым предшественником А. Кетле и
ученым, намного опередившем свое время.. Вот что писал профессор
Ю. Э. Янсон о нем: «...в некоторых частях его труда находим такую
мастерскую обработку статистического материала, которая сделалась
возможной разве только в настоящее время - через 100 лет после него,
и если в свое время Зюсмильх не создал «школы», то только потому,
что не был профессором, а священником, и что университетская наука
и профессорская корпорация в Германии игнорировали все происходившее
вне стен университетов».2
|
|
Титульный лист первого издания
"Божественного порядка" 1741 года
|
Титульный лист издания
"Божественного порядка" 1788 года
|
Краткий
биографический очерк3
Иоганн Петер Зюсмильх
родился 3 сентября 1707 года в Целендорфе, недалеко от Берлина,
и был старшим сыном. Его родители решили сделать все возможное,
что бы он получил превосходное образование, и, как сообщают его
биографы, молодой Зюсмильх откликнулся на пожелания его родителей
и с большим энтузиазмом изучал все предложенные ему предметы.
Его ранняя молодость прошла в деревне Бранденбурга,
с его бабушкой и дедушкой. В 1716 г. он поступил в гимназию
в Берлине, где обучался в течение шести лет, проявив особый интерес
к естественным наукам. Его преподаватель по естествознанию, с целью
лучшего ознакомления своих студентов с элементами естественных наук,
организовывал для своих подопечных короткие экскурсии на природу,
в близлежащие поля и леса. В этих экскурсиях Зюсмильх, по-видимому,
и приобретал навыки, которые позже ему пригодились для сбора многочисленных
статистических данных.
В 1724 г. Зюсмильх
поступил в только что организованный Анатомический Институт в Берлине.
В это время он хотел стать врачом, увлекался изучением ботаники,
но из уважения к пожеланиям его родителей оставил Берлин, чтобы
изучать юриспруденцию в латинской школе в Галле, однако через некоторое
время он в ней разочаровался. В то же время он заинтересовался теологией,
и, в конце концов, убедил своих родителей согласиться на перевод
с изучения юриспруденции на изучение теологии.
Скорее всего, как и множество других молодых людей,
Зюсмильх, испытывал большие трудности в выборе будущей профессии.
Однако, оказалось, что именно теология более всего совпадает с его
мироощущением, и поэтому он решил выбрать ее в качестве профессиональной
деятельности и приступил к работе с присущей ему энергией. В 1727
г. в Университете Фридриха в Галле, он занимался изучением иврита
и связанных с ним восточных языков и работал с таким рвением, что
заболел и ему пришлось уехать из Галле. В 1728 г. он отправился
в Йену, где в течение двух с половиной лет изучал теологию и философию
у самых известных преподавателей того времени. В это время, будучи
студентом, он приобретал вкус к академической жизни, и даже хотел
получить работу в университете. Но его родители с таким желанием
не согласились. В 1733 г. Зюсмильх защитил диссертацию, написанный
в Йене, и на этом его карьера в колледже закончилась.
|
Титульный лист диссертации Иоганна Петера Зюсмильха, защищенной
в Иене в 1732 году
|
Еще до защиты диссертации Маршал Колккстеин предложил
молодому Зюсмильху стать наставником его старшего сына. Это предложение
было принято и, он работал частным наставником четыре года до того,
как его назначили в 1736 г. капелланом полка Колккстеина.
В 1738 г. Зюсмильх
стал проповедником при королевском дворе и, в последствии еще несколько
раз удостаивался этой высокой чести. Его проповедь была последней,
которую услышал перед своей смертью прусский король Фридрих-Вильгeльм
I. В 1740 году ему был предложен церковный приход в г. Езине, но
приблизительно в то же время началась Первая силезская война и он
вернулся в полк Колккстеина. Именно в это время он написал
предисловие к первому изданию «Божественного порядка…». Война закончилась
и молодой капеллан возобновил свои проповеднические функции,
сначала в Езине, а затем в церкви Святого Петра в Берлине.
Довольно быстро
в Берлине Зюсмильх приобрел репутацию хорошего проповедника и ученого.
В 1745 г. Зюсмильх стал членом Берлинской Академии наук, и пять
лет спустя его избрали членом в недавно организованную Высшую Консисторию.
Шедевром его литературных и научных трудов стал труд «Божественный
порядок изменений в роде человеческом, подтверждаемый данными о
происходящих в нем процессах рождаемости, смертности, размножения».
Все свое свободное время Зюсмильх отдавал подготовке этого грандиозного
труда, вышедшего при его жизни тремя изданиями (в 1741, 1761-1762
и 1765 годах). Уже через несколько лет после смерти Зюсмильха, в
1770-1772 гг., эта книга была издана на голландском языке, впоследствии
ее перевели на многие европейские языки. В 1949 г. Она вышла в Японии.
Зюсмильх женился
в возрасте тридцати лет на Шарлоте Дороти Либеркуне. Как указывают
его биографы, его домашняя жизнь была исключительно удачна, и что
он никогда не был настолько счастлив как в момент, когда находился
в своей библиотеке, окруженной книгами, которые стоили довольно
дорого. У него было десять детей, из которых девять и жена пережили
его.
Зюсмильх умер от нарушения системы кровообращения 22
марта 1767 г. в возрасте шестидесяти лет.
|
Мемориальная доска в Берлине
|
1 Источники: Н.Карышев.
Зюсмильх.// Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона; А.Л. Перковский.
Зюсмильх. Народонаселение. Энциклопедлический словарь. М.:Большая
российская энциклопедия. 1994, с. 146; J.- M. Rohrbasser. L’ordre
divine : de l’arithmétique politique à la physico-théologie.
In : Johann-Peter Süssmilch. L’ordre Divine dans les changements
de l’espèce humaine démontré par la naissance ;
la mort et la propagation de celle-ci. Paros, l’INED, 1998, p. LXVII.
2 Янсон Ю. Теория
статистики. 5-е изд. Спб., 1913. С. 18)
3 Использованы
материалы из: Frederick S. Crum, Ph.D. The Statistical work of Sussmilch.//
American statistical nassociation. New series. № 55. September,
1901, p. 335-338; Jean- Marc Rohrbasser. L’ordre divine :
de l’arithmétique politique à la physico-théologie.
In : Johann-Peter Süssmilch. L’ordre Divine dans les changements
de l’espèce humaine démontré par la naissance ;
la mort et la propagation de celle-ci. Paros, l’INED, 1998, p. XXV-CXXI.
|