Rambler's Top100

№ 297 - 298
20 августа - 2 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Профессия: исследователь 

300 лет со дня рождения Иоганна Петера Зюсмильха

Иоганн Петер Зюсмильх

Иоганн Петер Зюсмильх (1707— 1767)

3 сентября 2007 г. исполняется 300 лет со дня рождения Иоганна Петера Зюсмильха (Süssmilch), немецкого теолога, члена Прусской Академии наук (1745),  занимающего видное место в истории статистики и демографии, благодаря своему сочинению «Божественный порядок изменений в роде человеческом, подтверждаемый данными о происходящих в нем процессах рождаемости, смертности, размножения», в котором он объяснял закономерности рассматриваемых им явлений (прежде всего рождаемости, смертности)как выражение «божественного духа»1.

Зюсмильх составил первую таблицу смертности для населения Пруссии; осуществил примерный расчет численности мирового населения, указав, что оно в 19-20 вв.  значительно увеличится. Будучи пастором лютеранской церкви, Зюсмильх, придерживавшейся в вероучении доктрины предопределенности,  пытался придать ей числовое выражение. Используя работы Петти, Граунта, Галлея, он убеждал, что в мире существует «божественный порядок» - устойчивые, заданные богом пропорции в народонаселении.

Как отмечает Рорбассер, Зюсмильх сформулировал шесть правил этого порядка: 1) Бог заботится о равновесии смертности и рождаемости. Божественный порядок требует населения, но не перенаселения; 2) Бог управляет смертями таким образом, что продолжительность жизни оказывается достаточной для продолжения рода; 3) Бог дает возможность человеку выжить в любом месте на Земле; 4) Бог повсеместно предписывает человеку некоторую продолжительность жизни; 5) Бог мудро управляет распределением средств пропитания: искусство сельского хозяйства — часть Божественной мудрости; 6) Бог заботится об определенном порядке в воспроизводстве двух полов.

Свои выводы он основывал на богатых церковных архивах Пруссии, а также на данных Швеции, Дании, Швейцарии о браках, рождениях, смертях. Обобщая массовые данные, он показал, что при изучении динамики народонаселения за длительный период в масштабе целых государств можно установить определенные соотношения в составе населения по полу и возрасту, в его воспроизводстве. Так, на протяжении многих лет наблюдается примерно постоянное численное соотношение полов среди родившихся (105-106 девочек на 100 мальчиков). Превышение числа родившихся над умершими (13: 10) Зюсмильх трактовал как проявление заповеди «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Он понимал, что внешние факторы могут исказить «божественный порядок» и изучал их влияние: исследовал зависимость числа браков от плотности населения, уровня благосостояния и других факторов; зависимость смертности от условий городской и сельской жизни и т. д. Он считал, что земля не может прокормить слишком многих, и потому, если население становится гуще, то браков заключается меньше, заключаются они позднее, плодовитость их уменьшается, и наоборот.

Имя Зюсмильха связывают также с развитием нравственной статистики. Как писал А.А. Чупров в статье «Нравственная статистика» в словаре Брокгауза и Эфрона: «термин "Нравственная статистика" — сравнительно недавнего происхождения; впервые употребил его французский ученый Герри в 1833 г., но самая наука старше своего имени. Зарождение принято относить к 1741-1742 гг., времени первого издания "Божественного порядка" Зюсмильха. Вопросы Нравственной статистики затрагивались и ранее; у самого Зюсмильха на первом плане стоит демография, но нельзя оспаривать его права на имя "отца Нравственной статистики". Брачность, плодовитость браков, проституция, незаконные рождения, преступления, самоубийства - вот те явления нравственной статистики, которые занимают Зюсмильха: он затрагивает и некоторые сравнительно тонкие проблемы, например вопрос о связи брачности с семейным положением. В изучаемых явлениях Зюсмильх открывает "устойчивый, всеобщий, великий, совершенный и прекрасный порядок": для каждого данного места числа, в которых выражаются явления, мало меняются из года в год, и между ними повсюду сохраняются неизменные отношения, целесообразно приспособленные к назначению рода человеческого — заселению земли. Труды Зюсмильха нашли признание современников, но затем были забыты; когда в первой четверти текущего века возродилось направление, которого держался Зюсмильх, оно не примкнуло к его исследованию. Лишь после того, как новые учения достигли господства в науке, вновь был открыт и оценен первый их провозвестник»

Зюсмильха считают прямым предшественником А. Кетле и ученым, намного опередившем свое время.. Вот что писал профессор Ю. Э. Янсон о нем: «...в некоторых частях его труда находим такую мастерскую обработку статистического материала, которая сделалась возможной разве только в настоящее время - через 100 лет после него, и если в свое время Зюсмильх не создал «школы», то только потому, что не был профессором, а священником, и что университетская наука и профессорская корпорация в Германии игнорировали все происходившее вне стен университетов».2

Титульный лист первого издания "Божественного порядка" 1741 года Титульный лист издания "Божественного порядка" 1788 года

Титульный лист первого издания
"Божественного порядка" 1741 года

Титульный лист издания
"Божественного порядка" 1788 года

Краткий биографический очерк3

Иоганн Петер Зюсмильх родился 3 сентября 1707 года в Целендорфе, недалеко от Берлина, и был старшим сыном. Его родители решили сделать все возможное, что бы он получил превосходное образование, и, как сообщают его биографы, молодой Зюсмильх откликнулся на пожелания его родителей и с большим энтузиазмом изучал все предложенные ему предметы.

Его ранняя молодость прошла в деревне Бранденбурга, с его бабушкой и дедушкой.  В 1716 г. он поступил в гимназию в Берлине, где обучался в течение шести лет, проявив особый интерес к естественным наукам. Его преподаватель по естествознанию, с целью лучшего ознакомления своих студентов с элементами естественных наук, организовывал для своих подопечных короткие экскурсии на природу, в близлежащие поля и леса. В этих экскурсиях Зюсмильх, по-видимому, и приобретал навыки, которые позже ему пригодились для сбора многочисленных статистических данных.

В 1724 г. Зюсмильх поступил в только что организованный Анатомический Институт в Берлине. В это время он хотел стать врачом, увлекался изучением ботаники, но из уважения к пожеланиям его родителей оставил Берлин, чтобы изучать юриспруденцию в латинской школе в Галле, однако через некоторое время он в ней разочаровался. В то же время он заинтересовался теологией, и, в конце концов, убедил своих родителей согласиться на перевод с изучения юриспруденции на изучение теологии.

Скорее всего, как и множество других молодых людей, Зюсмильх, испытывал большие трудности в выборе будущей профессии. Однако, оказалось, что именно теология более всего совпадает с его мироощущением, и поэтому он решил выбрать ее в качестве профессиональной деятельности и приступил к работе с присущей ему энергией. В 1727 г. в Университете Фридриха в Галле, он занимался изучением иврита и связанных с ним восточных языков и работал с таким рвением, что заболел и ему пришлось уехать из Галле. В 1728 г. он отправился в Йену, где в течение двух с половиной лет изучал теологию и философию у самых известных преподавателей того времени. В это время, будучи студентом, он приобретал вкус к академической жизни, и даже хотел получить работу в университете. Но его родители с таким желанием не согласились. В 1733 г. Зюсмильх защитил диссертацию, написанный в Йене, и на этом его карьера в колледже закончилась.

Титульный лист диссертации Иоганна Петера Зюсмильха, защищенной в Иене в 1732 году

Еще до защиты диссертации Маршал Колккстеин предложил молодому Зюсмильху стать наставником его старшего сына. Это предложение было принято и, он работал частным наставником четыре года до того, как его назначили в 1736 г. капелланом полка Колккстеина.

В 1738 г. Зюсмильх стал проповедником при королевском дворе и, в последствии еще несколько раз удостаивался этой высокой чести. Его проповедь была последней, которую услышал перед своей смертью прусский король Фридрих-Вильгeльм I. В 1740 году ему был предложен церковный приход в г. Езине, но приблизительно в то же время началась Первая силезская война и он  вернулся в полк Колккстеина. Именно в это время он написал предисловие к первому изданию «Божественного порядка…». Война закончилась и  молодой капеллан возобновил свои проповеднические функции, сначала в Езине, а затем в церкви Святого Петра в Берлине.

Довольно быстро в Берлине Зюсмильх приобрел репутацию хорошего проповедника и ученого. В 1745 г. Зюсмильх стал членом Берлинской Академии наук, и пять лет спустя его избрали членом в недавно организованную Высшую Консисторию. Шедевром его литературных и научных трудов стал труд «Божественный порядок изменений в роде человеческом, подтверждаемый данными о происходящих в нем процессах рождаемости, смертности, размножения». Все свое свободное время Зюсмильх отдавал подготовке этого грандиозного труда, вышедшего при его жизни тремя изданиями (в 1741, 1761-1762 и 1765 годах). Уже через несколько лет после смерти Зюсмильха, в 1770-1772 гг., эта книга была издана на голландском языке, впоследствии ее перевели на многие европейские языки. В 1949 г. Она вышла в Японии.

Зюсмильх женился в возрасте тридцати лет на Шарлоте Дороти Либеркуне. Как указывают его биографы, его домашняя жизнь была исключительно удачна, и что он никогда не был настолько счастлив как в момент, когда находился в своей библиотеке, окруженной книгами, которые стоили довольно дорого. У него было десять детей, из которых девять и жена пережили его.

Зюсмильх умер от нарушения системы кровообращения 22 марта 1767 г. в возрасте шестидесяти лет.

Мемориальная доска в Берлине



1 Источники: Н.Карышев. Зюсмильх.// Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона; А.Л. Перковский. Зюсмильх. Народонаселение. Энциклопедлический словарь. М.:Большая российская энциклопедия. 1994, с. 146; J.- M. Rohrbasser. L’ordre divine : de l’arithmétique politique à la physico-théologie. In : Johann-Peter Süssmilch. L’ordre Divine dans les changements de l’espèce humaine démontré par la naissance ; la mort et la propagation de celle-ci. Paros, l’INED, 1998, p. LXVII.
2 Янсон Ю. Теория статистики. 5-е изд. Спб., 1913. С. 18)
3  Использованы материалы из: Frederick S. Crum, Ph.D. The Statistical work of Sussmilch.// American statistical nassociation. New series. № 55. September, 1901, p. 335-338; Jean- Marc Rohrbasser. L’ordre divine : de l’arithmétique politique à la physico-théologie. In : Johann-Peter Süssmilch. L’ordre Divine dans les changements de l’espèce humaine démontré par la naissance ; la mort et la propagation de celle-ci. Paros, l’INED, 1998, p. XXV-CXXI.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.