Rambler's Top100

№ 297 - 298
20 августа - 2 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Приоритеты демографической и миграционной политики России

Женщины и мужчины России. Статистический сборник

Социальный мониторинг "Инноченти", 2006 год

Миграция. Словарь основных терминов

По страницам журналов «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья» и «Обозреватель»

Содержание журнала «International Family Planning Perspectives»


Google
Web demoscope.ru

А.Г.Вишневский, М.Б.Денисенко, В.В.Елизаров

ПРИОРИТЕТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Под ред. А.Г. Вишневского

Доклады РЕЦЭП
№ 14, 2007

М., РЕЦЭП, 226 страниц


Принципиально важно, чтобы политики в области рождаемости и поддержки семей с детьми включала:

  • комплекс минимальных социальных гарантий, обеспечивающих всем семьям (прежде всего молодым) понятную, доступную и реально обеспеченную систему мер поддержки, реализуемых при рождении и воспитании детей (оплачиваемые отпуска, пособия, налоговые, пенсионные и жилищные льготы, доступность дошкольных учреждений и т.д.), а также меры, направленные на подготовку к семейной жизни, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья.
  • специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение 2-го и 3-го ребенка (без чего невозможно воспроизводство населения);
  • меры адресной социальной поддержки семей с детьми, находящихся в особо трудных обстоятельствах (многодетные и неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи безработных и нетрудоспособных родителей и т.п.).

Стр. 35.

Предлагаемые первоочередные меры

  1. Принять Закон "О минимальных социальных стандартах", в котором поддержка семей с детьми будет обозначена как одно из направлений социальной ответственности государства, наряду с образованием, охраной здоровья, занятостью, оплатой труда и социальным обеспечением.
  2. На его основе и в его развитие подготовить и принять Закон "О государственных гарантиях поддержки семей с детьми", устанавливающий понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий государственной поддержки при рождении и воспитании детей.

  3. Учет в заработной плате семейных обязанностей работающих. Необходимо привести планы увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствие со статьей 2 Трудового кодекса РФ.

  4. Информационное обеспечение демографической политики.

  5. Демографическая экспертиза.

  6. Подготовка кадров. Научные исследования. Необходимо повышать демографическую грамотность различных уровней органов управления в сфере социальной политики.

  7. Демографическая пропаганда. Необходима активная информационно-пропагандистская работа, направленная на пропаганду ценностей семьи и детей, повышение информированности населения о демографической ситуации и, главное, о ее последствиях.

Стр. 36-38.

Таблица 6. Оценка потерь населения России вследствие кризиса смертности после 1965 года, тыс. человек (стр. 70)

 

Всего

Мужчины

Женщины

Всего

-16781

-10990

-5792

в т.ч. в возрасте:

дорабочем (0-15)

-803

-501

-303

рабочем (16-54/59)

-11660

-9275

-2385

послерабочем (55/60+)

-4318

-1214

-3104

Таблица 8. Средний возраст смерти от основных классов причин в России (2000 г.) и странах "Запада" (1999 г.), в годах (стр. 78)

Классы причин смерти

Мужчины

Женщины

Россия

Запад

Разница

Россия

Запад

Разница

Болезни системы кровообращения

67,6

78,6

11,0

77,6

84,2

6,6

Внешние причины

42,2

55,7

13,5

48,7

68,5

19,8

Новообразования

63,6

73,8

10,2

66,4

75,3

8,9

Болезни органов дыхания

59,8

80,8

21,0

65,2

83,8

18,6

Инфекционные болезни

44,0

68,9

24,9

41

76,6

35,6

Болезни органов пищеварения

55,8

71,1

15,3

64,3

79,9

15,6

Прочие болезни

32,7

73,1

40,4

41,9

80,4

38,5

Зарубежный опыт предоставляет достаточно материала для выбора наиболее эффективных вариантов страховой медицины и их адаптации к российским реалиям. Главная проблема, которую надо решить, - это обеспечение эффективной обратной связи между теми, кто финансирует, кто лечит и кого лечат. Чаще всего ее решение основывается на принципе "деньги следуют за пациентом" и в той или иной степени на принципе соучастия потребителей медицинских услуг в их оплате. При этом вопрос о государственных гарантиях медицинской помощи не ставится под сомнение, речь идет лишь о выборе наиболее эффективных механизмов предоставления таких гарантий.

В России сейчас, во многом из-за недофинансирования здравоохранения, но также и из-за невнятной политики, как раз такие гарантии отсутствуют или остаются чисто декларативными. Нарастает платность медицинских услуг. По некоторым данным, расходы населения на медицинскую помощь составляет 40-50% совокупных (государственных и личных) расходов, причем это происходит в условиях отсутствия контроля со стороны государства за качеством платных услуг.

Стр. 129-130.

Как и в странах классической иммиграции, программа постоянной миграции должна состоять из трех компонентов:

  1. экономическая миграция,
  2. воссоединение семей,
  3. беженцы.

Важными моментами в функционировании механизма постоянной миграции являются эффективная система отбора кандидатов и планирование общей численности и структуры иммиграционного потока, а также связанных с ним интеграционных программ. Структурой, ответственной за реализацию иммиграционных программ, должна быть Федеральная миграционная служба Российской Федерации.

В России для реализации программы переселений необходимо:

  • утвердить основные категории потенциальных переселенцев: воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы. В законе "Об иммиграции" определить каждую категорию иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;
  • легализовать положение тех мигрантов, которые фактически переселился в Россию и проживают на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства в течение нескольких лет;
  • разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных иммигрантов. Речь идет как о мерах по культурной адаптации (русский язык, история страны), кому это необходимо, так и об экономической (получение работы, земельного надела, создание условий для предпринимательской деятельности, включение в систему социального страхования и пенсионного обеспечения и др.) и о социально-политической интеграции (доступ к школам, вузам, больницам, участие в местном самоуправлении, воинская обязанность и др.);
  • разделить полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;
  • разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.

Стр. 190.

Объединенный доклад трех независимых российских экспертов, выполнивших каждый свою часть работы. В задачу экспертов входила разработка рекомендаций по созданию условий для повышения рождаемости и снижения смертности в Российской Федерации, а также для привлечения и ассимиляции мигрантов с учетом европейского опыта.

Работа велась экспертами согласованно, в процессе работы ее основные разделы были обсуждены на специальных семинарах с приглашением соответствующих специалистов из всех основных московских научных центров, изучающих демографические и смежные проблемы.

В работе представлен также необходимый с точки зрения авторов перечень мер политики по оптимизации процессов рождаемости, смертности и миграции в Российской Федерации

Оглавление

Предисловие

А. Создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей [В. Елизаров]

Формулировка проблемы
Рекомендации международных организаций и вытекающие из них обязательства государства по поддержке семей с детьми.
Политика поддержки семей с детьми в странах Европы
Семейная политика и изменение модели семьи
Концептуальные основы политики расширения поддержки семей с детьми
Предлагаемые первоочередные меры
Предлагаемый комплекс мер по созданию системы государственных гарантий поддержки семей с детьми

1. Пособия семьям с детьми
2. Налоговые льготы
3. Помощь семьям в улучшении жилищных условий
4. Пенсионные льготы матерям
5. Льготы детям из многодетных семей при поступлении в вузы и ссузы
6. Дополнительные меры поддержки семей с детьми, реализация которых обеспечит условия для повышения рождаемости

Приложения А.
Приложение А-1. Пособия семьям с детьми в России (1991-2005 гг.)
Приложение А-2. Расходы на семейные и материнские пособия в России (1995-2004 гг.)
Приложение А-3. Оценка расходов на материнские и семейные пособия при принятии предлагаемых мер
Приложение А-4. Социальные выплаты в европейских странах
Приложение А-5. Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах (1950- 2003 гг.)

Б. Снижение смертности от управляемых причин [А. Вишневский]

I. Кризис смертности в России

Долговременное снижение продолжительности жизни
Демографические потери от высокой смертности

II. Главные уроки мирового опыта

Почему Россия отстает от Запада?
Новые задачи - новая стратегия
Проблема выбора приоритетов
Особенности российской структуры причин смерти
Некоторые направления практической политики
Борьба со злоупотреблением алкоголем
Борьба с курением
Рационализация питания
Борьба с несчастными случаями

III. Главные препятствия для преодоления кризиса смертности

Социальное неравенство
Недостаточность ресурсов.
Нереформированность системы здравоохранения
Необходимость реформ
Организация систем здравоохранения в некоторых странах

В. Приоритеты миграционной политики Российской Федерации [М. Денисенко]

I. Миграционная политика в России в 1990-х ~ начале 2000-х годов

Современная миграционная ситуация
Структурные особенности внешней миграции
Новая роль миграции как источника демографического роста в России
Современная миграционная политика в России
Законодательные основы миграционной политики
Информационное обеспечение миграционной политики
Опыт проведения миграционной политики в России
Прием временных мигрантов
Политика интеграции и расселения мигрантов

II. Опыт миграционной политики в странах Запада

Миграционная политика в странах Запада до начала реформ
Страны классической иммиграции
Старый Свет
Необходимость миграционных реформ
Кризис систем иммиграционного контроля
Кризис интеграционных процессов
Демографическая необходимость реформ
Экономическая необходимость реформ
Национальная безопасность и международное сотрудничество
Пересмотр определения миграционной политики
Направление реформ миграционной политики в странах Запада
Экономическая миграция
Учебная миграция
Политика интеграции
Политика предупреждения нелегальной миграции
Кто такие нелегальные мигранты
Где заняты нелегальные мигранты
Последствия нелегальной миграции
Борьба с нелегальной миграцией
Будущее миграционных амнистий
Направления развития иммиграционной политики России
Главное направление - введение программ постоянной иммиграции
Экономическая иммиграция
Воссоединение семей
Беженцы
Будущее программ репатриации
Реформирование программ временной миграции в Российской Федерации
Проблема "утечки умов"
Интеграция мигрантов
Взаимосвязь внешней и внутренней миграции

Заключение

Приложение. Меры политики по оптимизации процессов рождаемости, смертности и миграции в Российской Федерации. Сводная таблица

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.