Rambler's Top100

№ 295 - 296
2 июля - 19 августа 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Матери и дети Санкт-Петербурга в зеркале антропометрии

Антропометрия как зеркало народного благосостояния

Роженицы Петербурга: структурные характеристики

Рост и вес рожениц и их детей в разрезе социально-демографических признаков

Максимум роста и веса новорожденных достигнут в 2003 году

Рост рожениц увеличивался, а вес снижался

Петербургские новорожденные в исторической и сравнительной перспективе

Со второй половины 1990-х годов биологический потенциал россиян медленно восстанавливается

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Кузьма Петров-Водкин. Материнство. Kuzma Petrov-Vodkin. Motherhood. (1925)

Матери и дети Санкт-Петербурга в зеркале антропометрии

Борис МИРОНОВ

Над темой номера работал Борис МИРОНОВ

Рост рожениц увеличивался, а вес снижался

Рассмотрим сначала изменение показателей по годам (рис. 15 и табл. 6).

Обратимся теперь к антропометрии рожениц (рис. 16). Попавшие в наблюдение матери родились в интервале между 1929 и 1989 годами. Группировка по пятилетним когортам обнаруживает четкую закономерность: в течение более чем 40 лет, с 1935-1940 годов до 1971-1975 годов, рост рожениц систематически увеличивался и в 1971-1975 годах был на 4,3 см. выше, чем до войны - 164,5 против 160,1 см.

Рисунок 16. Рост и вес рожениц Санкт-Петербурга по пятилетиям (в годы рождения)

Если стандартизировать состав рожениц за отдельные пятилетия, другими словами, элиминировать влияние возраста, социального статуса и национальности, то оказывается, что рост женщин, рожденных в интервале между 1929-1940 и 1971-1975 годами, увеличивался, а рожденных в 1976-1985 годы, уменьшался. Между тем первичные данные свидетельствуют о том, что уже в 1981-1985 годы началось повышение роста. Приоритет должен быть отдан регрессионному анализу, согласно которому увеличение роста в 1981-1985 годах - мнимое, вызванное не действительным улучшением биологического статуса, а изменением состава рожениц в эти годы.

Коэффициенты множественной детерминации указывают на то, что год рождения, социальный статус, семейное положение и этнос объясняют вариацию роста рожениц примерно на 3%. А сравнение парных и множественных коэффициентов детерминации, учет их статистической значимости позволяют предположить, что из учтенных нами факторов наибольшее влияние на рост рожениц имел год рождения, затем социальный статус и национальность. Семейное положение, если и играло, то крайне скромную роль: частные коэффициенты регрессии между ростом и семейным состоянием рожениц оказались статистически незначимыми.

Одновременно с увеличением роста произошло весьма значительное снижение веса - на 8,8 кг. Учитывая увеличение роста, можно предположить, что это связано, скорее всего, не с понижением биологического статуса женщин, а с уменьшением среднего возраста рожениц, так как существует эмпирическая закономерность: с возрастом вес постепенно увеличивается. Чтобы проверить эту гипотезу, выделим из состава рожениц женщин 25 лет и моложе и сравним их вес с весом всех рожениц (имеющиеся сведения позволяют это сделать для 1956-1985 годов) (рис. 17).

Рисунок 17. Вес рожениц в зависимости от возраста

Сравнение показывает, что возраст рожениц не сказывался на их росте (что естественно, так как по достижении 18-20 лет рост перестает увеличиваться), зато влиял на их вес: более молодые женщины одного года рождения имели меньший вес. Однако все уменьшение веса нельзя объяснить понижением возраста: у рожениц примерно одного возраста вес от когорты к когорте также уменьшался. Отсюда следует, что действовали и другие факторы - прежде всего улучшение питания. В послевоенный период, вплоть до 1970 года, питание петербуржцев улучшалось, а в 1970-1990 годах было стабильным (рис. 18).

Рисунок 18. Потребление основных продуктов питания в Санкт-Петербурге в 1940-2002 годах (кг на душу населения в год)

Источник: Санкт-Петербург: Юбилейный статистический сборник. Вып. 3. С. 29-30.

Между 1940 и 1990 годами потребление ценных продуктов, содержащих животные белки, увеличилось: мяса - в 2,2 раза, молока - в 2, яиц - в 2,9, рыбы - в 1,7, овощей - в 1,9 раза, а менее ценных продуктов, наоборот, уменьшилось: хлеба - на 28%, картофеля - на 24%. Подчеркнем, что питание не только качественно улучшилось, увеличилась его энергетическая ценность. При этом затраты энергии, вследствие уменьшения роли физического труда, также сократились. Следовательно, понижение веса женщин в 1941-1985 годах, скорее всего, не связано с ухудшением биологического статуса. Можно предположить, что на уменьшении веса, вероятно, сказалась мода на стройную женскую фигуру, которая утвердилась в последние 25 лет, и забота женщин об облегчении родов: улучшенное питание ведет к увеличению плода и потенциально может создать трудности при родах. Вследствие того, что уменьшение веса обгоняло увеличение длины тела, индекс массы тела женщин понизился с 28,3 до 24,0, оставаясь, однако, в рамках нормы.

Уже у первой когорты женщин (1976-1981 годов рождения), большая часть жизни которой приходилась на тяжелые 1990-е годы, рост понизился на 0,4 см. Из-за недостатка сведений пока трудно сказать, сохранялась ли эта тенденция или сменилась на повышательную в связи с улучшением условий жизни на рубеже двух веков. Но данные о росте рожениц определенно свидетельствуют о понижении биологического статуса женщин в 1990-е годы.

Если стандартизировать состав рожениц за отдельные пятилетия с точки зрения возраста, года рождения, социального статуса и этнической принадлежности, то оказывается, что в послевоенное время вес женщин имел тенденцию уменьшаться: рожденные в 1981-1985 годах были на 1,39 кг легче тех, кто появился на свет в 1976-1980 годах, и на 3,19 кг легче тех, кто родился в 1946-1950 годах. Однако пять из семи частных коэффициентов регрессии между весом и годом рождения оказались статистически незначимыми, несмотря на значительное число данных, а сами коэффициенты по абсолютному значению невелики. Отсюда можно предположить, что тенденция к снижению веса женщин, родившихся в 1951-1970 годах, если и наблюдалась, то была очень слабо выраженной, и только в 1976-1985 годах стала заметной. С повышением социального статуса вес женщин уменьшался: женщины из категории синих воротничков весили на 0,72 кг больше, а специалисты, наоборот, на 0,28 кг меньше, чем представители "белых воротничков". Учащиеся и домохозяйки были самыми стройными, что, по-видимому, указывает на то, что они принадлежали к более высоким социальным группам, чем даже белые воротнички. При одинаковом возрасте, годе рождения и национальности различия в весе между крайними по весу социальными группами достигали 1,5 кг. Результаты анализа свидетельствуют о том, что вес - социальный индикатор. С одной стороны, вес женщины с возрастом как бы автоматически имеет тенденцию увеличиваться, но, с другой стороны, вес зависит от идеала и моды, на которые ориентируются современные женщины, от условий их жизни (стресса, питания, занятий спортом, диеты и т.д.).

Итак, вариация роста и веса женщин объясняется главным образом годом рождения, социальным статусом, семейным положением и этнической принадлежностью, а вес - теми же факторами и дополнительно возрастом рожениц. Время являлось важнейшим фактором динамики: у женщин, рожденных в послевоенное время, вплоть до середины 1970-х годов длина тела увеличивалась, а у рожденных в 1976-1985 годы, уменьшалась. Колебания роста захватывали все социальные и этнические группы населения. Этому не следует удивляться: год рождения женщин является замещающим признаком для экономических, социальных политических изменений, происходивших в определенное время: довоенные и послевоенные годы, сталинская эпоха, оттепель 1960-х годов, начало перестройки, дефолт, президентство Ельцина и Путина, шоковая терапия и т.д. заполнены реформами, явлениями и процессами, влиявшими на благосостояние населения. Учтенные факторы объясняют до 3% вариации роста и до 5% вариации веса женщин, что свидетельствует об удовлетворительности построенной регрессионной модели, так как межгрупповые различия в росте находились в интервале до 3% среднего роста, равного 163,7 см, а в весе - до 5% среднего веса, равного 68,1 кг.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.