Rambler's Top100

№ 293 - 294
18 июня - 1 июля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» о возможностях решения демографических проблем
«The Economist» о настоящем и будущем населения Европы
«Литературная газета» о политической демографии
«Итоги» и «Ведомости» об исследовании Росгосстраха цены демографического «благополучия»
«Ваше право» о налоговых невычетах на ЭКО
«Коммерсантъ» об отношении бизнеса к изменению пенсионного возраста
«Российская газета» о дне рождения ФМС
«Московские новости» о миграционной ситуации в России глазами директора ФМС
«Независимая газета» о миграционной программе Москвы
«Коммерсантъ» о «минуте ненависти» Лужкова к мигрантам
«Московские новости» об отношении москвичей к миграции
«Тверская 13» о миграции в Москве
«Новые известия» о проблемах миграции
«Телеграф» о старте программы по переселению соотечественников в России
«РБК daily» о возможном снижении подоходного налога для иностранцев в России
«Литературная газета» о внутренней миграции
«Комсомольская правда» о взгляде на опустение России

«Эксперт-Казахстан» о миграции в Казахстане
«Невское время» о совещании министров внутренних дел по нелегальной миграции
«Новые известия» о проблемах миграции в Европе
«Новый регион» о Седеркопингском процессе
«Газета» и «Ведомости» о беженцах в мире
«Московские новости» о русском мире
«Ведомости» о концепции национальной политики в России
«Курьер» о генах, национальностях и миграции
«Новое время» о цыганах в Европе
«Известия» о строительстве в Москве китайского делового центра
«Комсомольская правда» о возрождении ПТУ
«Парламентская газета» о здоровье детей
«Медицинская газета» о ревматических заболеваниях
«Коммерсантъ» о росте занятости в России
«День» о ситуации на рынке труда в Донбассе
«Трибуна» о кредитах на душу населения
«Ведомости» о росте крупнейших городов
«Город» о патриотической демографии

… о цыганах в Европе

Вечные проблемы вечных странников

Вступление Болгарии и Румынии в Евросоюз вновь приковало внимание к старой, как вся Европа, проблеме цыган. Она приобрела новое качество. И ООН, и Евросоюз озабочены положением цыган в странах континента

Цыгане - это вовсе не только жгучие брюнеты и брюнетки - "очи черные", с гитарами, не только красавцы-наездники и красавицы-гадалки. Это только в кино так - все страстно и сказочно. Увы... Их жизнь тяжела и скоротечна. Цыганские бароны и их окружение - лишь малая часть этноса, который всем вроде известен, но в то же время совершенно незнаком. Вечные странники. На деле большинство цыган - парии... Идея проанализировать положение цыган в Восточной и Центральной Европе возникла в связи с тем, что Венгрия, Словакия и Чехия с наибольшим цыганским населением стали членами Евросоюза в мае 2004 года, а Болгария и Румыния вступили в 2007 году. Оказывается, условия жизни большинства цыган сравнимы лишь с беднейшими странами Африки. Постоянно голодает каждый шестой. Менее 20% цыган в странах постсоветского блока закончили среднюю школу. Более 70% живут за чертой бедности, не получая ни пособий, ни медицинской помощи, поскольку цыгане не имеют никаких документов, удостоверяющих личность. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по СНГ, а уровень детской смертности в четыре раза выше.

ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ
Научное изучение цыган началось более 200 лет назад. Немецкий исследователь Генрих Грельман увидел поразительное совпадение между цыганским языком и индийскими - в частности санскритом и хинди. А другой немецкий ученый, Фридрих Потт, в исследовании "Цыгане в Европе и Азии" (1844) доказал, что родиной цыган действительно является Индия, а цыганский - один из индийских языков, вобравший в себя элементы языков тех народов, по территории которых кочевали цыгане.
Изучение цыганского языка помогло ответить и на вопрос о социальной принадлежности предков цыган. В цыганских диалектах мужчина обозначается словом "ром". В родственных индийских языках ему соответствует слово "дом", обозначающее касту танцоров и музыкантов. Наверное, потому лучшая часть цыганства так артистична и зажигательно музицирует и танцует.
Миграция их из Индии началась примерно с середины V века нашей эры, а ее пик пришелся на X-XI века нашей эры. Спасаясь от преследований, цыгане уходили туда, где, по их мнению, можно было жить в безопасности.
Из Индии их предки двинулись на запад через территорию нынешних Ирана и Афганистана. Именно тогда в цыганский язык попало множество слов из персидского и других иранских языков. Пройдя через земли Персии, цыгане разделились. Одни продолжили путь на запад, другие двинулись в северо-западном направлении - в Закавказье. Западная ветвь цыган-кочевников прошла через Северную Африку и достигла Гибралтара, а северо-западная добралась до Византии.
Один из первых в Европе исторических документов, в котором упоминаются цыгане, - рукописи, датированные 1322 годом и принадлежащие двум монахам-францисканцам, которые обнаружили на острове Крит людей, похожих на нынешних цыган.
В начале XV века большие группы цыган пересекли Венгрию. Некоторые осели там, а остальные добрались до германских земель. В 1423 году император Священной Римской империи Сигизмунд I подарил повелителю ромов Ласло Вайде дворянский титул и имение на территории современной Словакии. Примерно в XVI веке цыганские таборы мощным потоком хлынули на южнорусские земли. Скорее всего, это были беглецы из разоренной турками Византии. О появлении цыган на западных и южных землях России впервые сообщает документ, датированный 1501 годом, - акт литовского князя Александра.
А уже в XIX веке цыгане добрались до Америки и Австралии.
Немного цыган попали также в Восточную и Западную Армению. Первое упоминание о них относится к 1720 году, когда они были замечены в Ереване, в Конде. В 1828-29 годах после русско-турецкой войны вместе с беженцами-армянами здесь оказались также новые группы цыган. Они осели в Ахалцихе, Ахалкалаки, Александрополе, немного в Карабахе, Нахичеване и Ереване. Первые обстоятельные описания армяноязычных цыган-христиан (самоназвание - "лом") принадлежат перу известного писателя Вртанеса Папазяна, интересовавшегося вопросами этнографии. Опубликованы они были в конце XIX века.
Удивительный парадокс и метаморфоза: в отличие от всех других цыган "наши" полностью ассимилировались, причем этот процесс не растянулся на века, а произошел очень быстро. Во всяком случае, никогда ни в одном армянском источнике о них не говорится как о национальном меньшинстве. Этнографическая же наука зафиксировала, что цыгане всего мира, в любой стране имеют "свое" самосознание. Наши же себя таковыми не считают и идентифицируют как армяне. Их лексика, носящая влияние армянского и персидского языков, "живет" по нормам армянской грамматики. Они традиционно занимались изготовлением сит, обработкой земли, животноводством, мелкой торговлей.
Потомки "ромов" считают себя армянами и являются небольшой этнографической группой с весьма зыбкими и незаметными границами. Некоторые отличия может установить только очень продвинутый этнолог. Что касается "настоящих" цыган, то они время от времени забредали в Армению, а сейчас их пришествие большая редкость.

ЖЕРТВЫ "КРОВАВОЙ МЭРИ" И ФЮРЕРА
Цыгане поначалу воспринимались в Европе как экзотика. Среди европейцев были очень популярны их песни и танцы, гадание на руке, невиданные доселе методы врачевания. Но романтика по отношению к цыганам быстро прошла. Праздность их бродячей жизни раздражала европейцев. Из цыганских общин выходили неплохие кузнецы и золотых дел мастера, а это превращало их в конкурентов городских мастеров. Склонность цыган к воровству заставляла избегать соседства с ними.
Решить "цыганский вопрос" европейцы пытались тремя способами: ассимилировать, изгнать или уничтожить. В период с 1470 по 1560 годы в 12 европейских государствах были приняты законы, в той или иной мере направленные против цыган. В 1554 году, например, английская королева Мария I Тюдор, вошедшая в историю как "кровавая Мэри", подписала указ, который объявлял цыган вне закона и предписывал выслать их из страны в течение 40 дней - в противном случае "каждый встреченный на дороге цыган должен быть повешен".
А в России власти обязали цыган выплачивать государству дань и запретили им въезд в столицу. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 16 августа 1759 года говорилось: "Цыган в Санкт-Петербург и близ оного отнюдь не пускать и въезду им не дозволять".
Даже в XX веке в демократической Франции был принят закон, требовавший принудительной регистрации цыган и ограничивавший их возможность переезжать с места на место. Схожие нормы действовали в Венгрии и Чехословакии. В веймарской Германии, имевшей самое либеральное в мире законодательство, в 1922 году цыгане получили "Удостоверения кочевников", в 1927 году их принудительно дактилоскопировали в Пруссии, а в Баварии был принят закон, запрещавший им владеть огнестрельным оружием.
Но самой страшной страницей в истории европейских цыган стали, безусловно, гитлеровские преследования 1939-1945 годов. Цыгане сделались жертвой преследований еще раньше евреев. Закон 1935 года "О защите немецкой крови" классифицировал цыган как "расовую группу второй категории", а закон 1937 года ввел понятие "асоциального элемента", к которому причислялись нищие, бродяги (цыгане), проститутки, инфекционные больные, отказывающиеся лечиться. Скоро последовал указ "О борьбе с цыганской угрозой".
После начала войны цыган стали отлавливать и направлять в концлагеря. Всего в нацистских концлагерях было уничтожено 600 тысяч цыган. Из 500 тысяч цыган, живших в Германии, уцелело не более 50 тысяч.

ПАРИИ ЕВРОПЫ
Сегодня в Европе к цыганам причисляют себя около 10 млн. человек, слабо интегрированных в современное общество. Выступая на одной из конференций, посвященной проблемам европейских цыган, вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: "В Восточной Словакии цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!"
Цыгане и правда умудряются сохранить свои традиции практически в неизменном виде. Они живут таборами, избирают себе лидера, авторитет которого беспрекословен, у них сохраняется институт браков между несовершеннолетними, браки не регистрируются, они традиционно неграмотны и так далее. Среди цыган существует небольшая прослойка интеллигенции - актеры, музыканты и танцовщицы из цыганских театров, гастролирующие по всему миру. Есть у цыган и свои представители в органах самоуправления и национальных парламентах, но крайне немногочисленные.
Интеграции цыган в современное общество препятствуют как их собственные традиции, так и сохраняющееся настороженное отношение к ним представителей титульных наций. Пару лет назад СМИ сообщали о случае, наглядно демонстрирующем, насколько различаются представления о нормах бытия у цыган и европейцев. В румынском городе Сибиу цыганский барон Флорин Чоаб выдавал замуж младшую дочь Ану-Марию. Родители жениха заплатили за невесту выкуп - 500 старинных золотых монет. Свадьба удалась на славу - кортеж шикарных машин, сопровождаемый полицейским эскортом, невеста в расшитом жемчугом платье от известного итальянского кутюрье, пышная фата, бриллиантовое колье. Одним из знаменитых гостей на свадьбе был бывший глава МВД Румынии, а потом преуспевающий адвокат Дору Виорел Урсу.
Все бы ничего, если бы не возраст молодоженов: невесте едва исполнилось 12 лет, жениху - 15. Это привлекло внимание к свадьбе докладчика ЕС по Румынии английской баронессы Эммы Николсон. Она объявили цыганскую свадьбу "легальным изнасилованием" и потребовала вмешательства полиции.
Испугавшись реакции Европы на цыганскую свадьбу, румынское правительство тут же отреагировало. "Дело 12-летней Аны-Марии может оказаться уголовным", - предупредил премьер Адриан Нэстасе. Преждевременный брак был признан недействительным, против жениха возбуждено уголовное дело. Члены табора дружно отстаивали свою правоту - ведь они лишь следовали обычаям. "Речь идет не о бракосочетании, а о древнем цыганском обряде, - утверждали цыгане. - На самом деле это была не свадьба, а фольклорный спектакль".
Этот случай продемонстрировал полное непонимание европейцами цыганских обычаев. Сочетание обособленности цыган и стереотипов восприятия этого народа окружающим населением превратило их в изгоев. Большинство бездомных, безработных и беспаспортных жителей в Восточной Европе - цыгане. Их не принимают в больницы и школы, до районов их проживания не доходит общественный транспорт, а мусор просто не вывозится. Ограничен доступ цыган к программам социальной помощи. В конце 90-х годов в Румынии разгорелся громкий скандал, когда в городе Клуж врачи начали ставить пациенткам-цыганкам противозачаточные спирали без их ведома. Скандал отгремел, но до сих пор в сельских местностях то в одной, то в другой стране устраиваются цыганские погромы, газеты периодически сообщают об экстремистских организациях, объявивших войну цыганам, а со стен европейских метро не сходят надписи типа "Смерть цыганам!"
В советской стране цыгане активно занимались мелкой торговлей, причем строгие законы против спекуляции способствовали закреплению цыганской монополии в этом бизнесе. Многие продолжают заниматься этим до сих пор по всему СНГ. С началом реформ монополия цыган исчезла, что привело к маргинализации и криминализации части цыганского населения. В настоящее время в России 3% всех преступлений совершается цыганами. Среди наиболее распространенных преступлений - спекуляция драгметаллами, наркоторговля, кражи (особенно воровство на доверии), мошенничество, попрошайничество. Тяжкие преступления против личности для цыганской преступности нехарактерны. Радостного мало. Цыгане по большому счету остаются вне времени.

«Новое время» (Ереван), 16 июня 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.