Rambler's Top100

№ 293 - 294
18 июня - 1 июля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» о возможностях решения демографических проблем
«The Economist» о настоящем и будущем населения Европы
«Литературная газета» о политической демографии
«Итоги» и «Ведомости» об исследовании Росгосстраха цены демографического «благополучия»
«Ваше право» о налоговых невычетах на ЭКО
«Коммерсантъ» об отношении бизнеса к изменению пенсионного возраста
«Российская газета» о дне рождения ФМС
«Московские новости» о миграционной ситуации в России глазами директора ФМС
«Независимая газета» о миграционной программе Москвы
«Коммерсантъ» о «минуте ненависти» Лужкова к мигрантам
«Московские новости» об отношении москвичей к миграции
«Тверская 13» о миграции в Москве
«Новые известия» о проблемах миграции
«Телеграф» о старте программы по переселению соотечественников в России
«РБК daily» о возможном снижении подоходного налога для иностранцев в России
«Литературная газета» о внутренней миграции
«Комсомольская правда» о взгляде на опустение России

«Эксперт-Казахстан» о миграции в Казахстане
«Невское время» о совещании министров внутренних дел по нелегальной миграции
«Новые известия» о проблемах миграции в Европе
«Новый регион» о Седеркопингском процессе
«Газета» и «Ведомости» о беженцах в мире
«Московские новости» о русском мире
«Ведомости» о концепции национальной политики в России
«Курьер» о генах, национальностях и миграции
«Новое время» о цыганах в Европе
«Известия» о строительстве в Москве китайского делового центра
«Комсомольская правда» о возрождении ПТУ
«Парламентская газета» о здоровье детей
«Медицинская газета» о ревматических заболеваниях
«Коммерсантъ» о росте занятости в России
«День» о ситуации на рынке труда в Донбассе
«Трибуна» о кредитах на душу населения
«Ведомости» о росте крупнейших городов
«Город» о патриотической демографии

… о внутренней миграции

Колесная пыль

В поисках лучшей доли по России перемещается до 10% населения

Судя по данным официальной регистрации, в России ежегодно меняют место жительства 2-3% населения. Однако эти цифры, по мнению профессора, заведующего отделом социальной демографии Института социально-политических исследований РАН Сергея РЯЗАНЦЕВА, возрастут сразу в 2-3 раза, если учитывать людей, занятых на временных работах в ходе "коммерческой миграции".
- Сергей Васильевич, некоторые ваши коллеги утверждают, что положение с внутренней миграцией в нынешней России статистически сопоставимо с ситуацией конца позапрошлого века, с теми временами, когда наши предки из социальных низов отправлялись на отхожие промыслы. Так ли это?
- Да, такие аналогии уместны. Из городов и районов, где недостаточно рабочих мест, люди стремятся туда, где могут найти себе работу, что приводит, естественно, к сокращению населения в неблагополучных регионах. Причем эти регионы лишаются наиболее трудоспособной части своих жителей. Для страны это плохо, ибо Москва, Петербург и другие крупнейшие города России постепенно превращаются в этакие пылесосы, высасывающие трудовые ресурсы из других областей.
Главные же проблемы самих мигрантов известны. Неустроенность быта. Невозможность снять нормальное жилье, поскольку труд в России недооценен и зарплаты, мягко говоря, скромные. Особый дискомфорт, пожалуй, испытывают временные трудовые мигранты, которые надолго отрываются от семей (причем это нередко ведет к разрывам и разводам). Все чаще наблюдается такое явление, как "гостевой брак", когда мужчина заводит в городе своего постоянного пребывания "походную жену"... Возникают и другие бытовые сложности.
Мы проводили специальные исследования по Москве и выявили: от 10 до 15% умерших - иногородние и иностранцы. То есть как минимум каждый десятый, встретивший свою смерть в столице, - не москвич. Примерно те же цифры можно привести и в отношении детей, недавно родившихся в Москве.
Вообще наша система учета неадекватно отражает происходящее. С советских времен этот учет в той или иной мере связан с пропиской, официальной регистрацией. И хотя законодательно разрешена временная регистрация, точные цифры внутренней миграции назвать сейчас крайне сложно. Будучи прописанным, например, в Волгограде, какой-то человек может постоянно жить и работать в Москве, ибо с постоянной регистрацией здесь у него будут неразрешимые проблемы. К тому же по закону в любом городе Российской Федерации он может находиться беспрерывно в течение трех месяцев, не регистрируясь.
Поэтому, говоря о снижении массовой подвижности в пределах страны, надо иметь в виду лишь уменьшение числа тех, кто переехал на постоянное место жительства, юридически закрепленное штампом в паспорте. В действительности миграционный поток, конечно, гораздо больше. И если учитывать людей, занятых на временных работах, участвующих в процессе так называемой коммерческой миграции, то цифры возрастут до 5-6%... В том-то и дело, что временная регистрация в официальной статистике не отражается никак.
Показатели, которые я называю, получены в результате обследования, проведенного в нескольких регионах. Здесь мы попытались дать более или менее реальную оценку внутренней миграции, но экстраполяция этих исследований на всю страну весьма приблизительная, грубая. Возможно, что в поисках лучшей доли по России перемещается примерно десятая часть ее населения.
- Невооруженным глазом заметна возрастающая год от года интенсивность передвижения жителей (в основном молодых), едущих из глубинки в крупные города. Многие же ученые как будто этой тенденции не замечают, говорят, что эти цифры снижаются...
- Тот поток молодых и образованных, о котором вы говорите, всегда был, есть и будет. Его масштабы зависят от ситуации не только, допустим, в Москве, но и там, где они родились и выросли. Если регион развивается динамично, то миграционный поток оттуда скудеет. Хотя полагаю, что не только материальный фактор играет здесь важную роль, некая морально-карьерная составляющая тоже обуславливает миграцию. По моим данным, такой поток более или менее стабилен, однако все мы оперируем одними и теми же цифрами. Никто не может точно оценить происходящее, потому что внутренняя миграция в нынешних условиях просто-напросто не поддается должному учету. В этом наша беда...
- Как внутренняя миграция коррелируется с общероссийской демографией?
- Напрямую. Миграция - один из факторов увеличения или уменьшения численности населения. Например, в столице численность населения сильно бы сокращалась, если бы не приток мигрантов. Причем в столицу чаще едут представители двух категорий - очень богатые люди, которые могут купить себе здесь баснословно дорогое жилье, весьма энергичная, перспективная молодежь и трудоспособные люди среднего возраста.
Для областей, краев и автономных республик, из которых они мигрируют, такой процесс - едва ли не трагедия, ибо он усугубляет депопуляцию. Например, на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири это приводит к большому оттоку населения. Магадан, Чукотка за последние пятнадцать лет потеряли почти половину своих жителей. В трудоизбыточных (имеющих избыток рабочей силы в трудоспособном возрасте) субъектах Федерации (таких, как Дагестан, Чечня или Ингушетия), напротив, миграцию можно рассматривать как явление позитивное, поскольку часть населения, выезжающая за пределы республики, получает возможность трудоустройства... Нашим же властям я бы посоветовал вместо того, чтобы ввозить гастарбайтеров из-за границы, использовать резервы внутренней миграции, досконально изучив и упорядочив этот стихийный процесс.

Страницу подготовил Сергей АЛЕКСАНДРОВ. «Литературная газета», 20 июня 2007 года

Русь отходящая

У нас много ломают копий вокруг иностранных мигрантов, нередко политизируя эту проблему, рассматривая ее в основном с точки зрения межнациональных отношений. И куда меньше говорят о миграции внутри страны.
Внутренняя миграция, если судить по исследованиям экономистов и социологов, значительно уменьшилась даже по сравнению с советским периодом. Скажем, в 1989 году, согласно данным Росстата, миграционный оборот насчитывал 4,7 миллиона человек, а уже за семь последующих лет он упал почти втрое... Однако эти цифры относятся лишь к тем сравнительно немногим, кто решается в наше время сменить постоянное место жительства, переселившись из одного региона в другой. Учитывая дороговизну жилья, сложности с регистрацией, правила которой суровее даже поруганной системы советской прописки, можно предположить, что это в основном люди обеспеченные, скорее всего - "инвесторы", приобретающие квартиры впрок. Но есть и другая миграция - "коммерческая", как ее называют социологи, позволяющая части российских семей получать средства к существованию, работая на временной основе в другом городе или регионе.
Напомним, явление это имеет глубокие исторические корни в России. Еще Ленин в конце XIX века писал об "отходничестве" - временном уходе крестьян на заработки в города и районы с развитым сельским хозяйством. Особо массовым было отходничество в период довоенной индустриализации в СССР. Тогда в связи с бурным промышленным строительством специальным постановлением ЦИКа и Совнаркома "Об отходничестве" строго предписывалось усилить организованный набор рабочей силы для промышленности из числа колхозников. Естественно, что и в те годы люди оставляли свои семьи, наезжая домой лишь в редкие выходные и праздники. Но и у страны тогда была конкретная цель - обеспечить технико-экономическую независимость, которой в итоге, несмотря на все жестокости и лишения эпохи, все же достигли.
В какую программную государственную идею вписываются сегодняшние отходники (согласитесь, называть их "коммерческими мигрантами" по меньшей мере несправедливо - какая там коммерция)? Можно смело сказать - никакого целеполагания нет, все идет как идет. Относительно Москвы плечо этого стихийного процесса достигает Урала - без преувеличений. Скажем, автобусы, отправляющиеся от столичных вокзалов не только в соседние, но и даже в сравнительно далекие от Первопрестольной области, заполняются максимум за четверть часа, и в основном "отходниками". Правительство толкует о подъеме промышленности, а вся Русь (кроме Москвы и Питера) полжизни проводит на колесах, в поездках на работу в другой город (и обратно, разумеется).
Это - реальность, на которую у нас просто закрыли глаза. Такого явления словно не существует. За полтора десятилетия, с тех пор как оплачиваемые рабочие места в средних и малых российских городах и на селе стали дефицитом, не предпринималось никаких попыток системно разобраться в проблеме ни в правительстве, ни в парламенте. Официальной статистики о временной трудовой миграции тоже отыскать невозможно. По данным выборочных исследований социологов, это примерно 4-5 миллионов человек, хотя вряд ли и эти цифры отражают подлинные масштабы процесса. Кстати, прав у российских отходников не больше, чем у иностранных гастарбайтеров. Да, россиян в столице, конечно, охотнее берут охранниками - в магазины, больницы, игровые заведения и т.д. Но по большому счету - это то же самое бесправие. Абсолютное бесправие. Ни страхового медицинского полиса, ни отпусков. Постоянная жизнь вдалеке от семьи - без всяких гарантий и будущего. И - при дальнейшем равнодушном отношении к этой проблеме - экономические и социальные последствия для страны могут оказаться весьма и весьма непредсказуемыми...

Страницу подготовил Сергей АЛЕКСАНДРОВ. «Литературная газета», 20 июня 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.