Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Изменил ли экономический рост отношение россиян к труду?

Средство самореализации или способ получения денег?

Ценны не только высокие заработки, но и гарантии занятости

Удовлетворенность россиян работой повысилась, но и стрессы они испытывают чаще

Недоиспользованный потенциал малого и среднего бизнеса

Потенциальная трудовая мобильность довольно высока

Пост-материалистические трудовые установки встречаются чаще, но не у всех работников

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

А. Плотнов. На стройку.  A. Plotnov. En route pour le chantier (1951)

Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Людмила ХАХУЛИНА

Над темой номера работала Людмила ХАХУЛИНА

Потенциальная трудовая мобильность довольно высока

Как оценивают свои возможности найти желаемое место работы сами работники?

По субъективным оценкам ситуация на рынке труда стала менее напряженной. Каждый третий среди опрошенных считает, что для него было бы легко или, по крайней мере, не трудно найти для себя подходящую работу. В 1998 году так считал лишь каждый пятый работник.

Однако большая часть опрошенных по-прежнему считает, что для них было бы нелегко найти подходящую работу, несмотря на то, что доля таких "пессимистов" сократилась по сравнению с 1998 годом на 10 п.п. (рис. 10). Среди молодежи, людей с высшим образованием пессимистичные оценки своих шансов встречаются в среднем в 2 раза реже, чем в среднем.

Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос "Насколько трудно или легко было бы Вам найти работу, которая была бы по крайней мере, не хуже предыдущей?" (% от числа ответивших)

Более уверенно чувствуют себя самозанятые и руководители. Они в 2-3 раза чаще, чем специалисты или рабочие, говорят о том, что им не сложно найти подходящую работу. Несмотря на снижение уровня безработицы по сравнению с 90-ми годами, опасения потерять работу практически не уменьшились. Около половины работников (48%) опасаются сейчас потерять работу, около 30% - хотя и опасаются, но в небольшой степени, совсем не боятся потерять работу 20% опрошенных работников. Чем готовы поступиться работники, чтобы избежать безработицы? По-видимому, чем меньшим готовы они "пожертвовать", тем менее напряженной воспринимается ими ситуация на рынке труда.

Данные показывают высокую готовность сменить профессию, специализацию. Так, 3/4 опрошенных готовы переучиваться для того, чтобы не оказаться без работы. Несколько менее половины (40-44%) готовы согласиться на временную работу и работу, которая удалена от дома (рис. 11).

Рисунок 11. В какой мере Вы бы могли согласиться или не согласиться со следующими высказываниями? "Чтобы избежать безработицы, Вы бы согласились на работу…?" (% от числа ответивших)

Эти данные, на наш взгляд, свидетельствует о большой гибкости поведения большинства работников на рынке труда.

Однако большинство работников не согласились бы пойти на работу с более низкой оплатой труда (лишь каждый пятый выразил такое согласие). По-видимому, это связано с тем, что, во-первых, нынешний уровень оплаты труда и так достаточно невысок у большинства работников и, во-вторых, по их мнению, они могут найти работу, по меньшей мере с тем же уровнем оплаты труда.

Поэтому, несмотря на распространенность пессимистических оценок своих шансов на рынке труда, потенциальная мобильность, т.е. склонность работников сменить свое рабочее место, остается более высокой, чем можно было ожидать, по сравнению с 90-ми годами она даже несколько возросла.

Более половины опрошенных работников (55%) при случае поменяли бы свое рабочее место на какое-либо другое, и лишь каждый пятый не имеет таких намерений (рис. 12). Однако при этом лишь четверть опрошенных будут пытаться найти другое место работы в течение уже следующих 12 месяцев (рис. 13).

Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны со следующими высказываниями?" (в % к числу ответивших)

Рисунок 13. Распределение ответов на вопрос: "Насколько вероятно, что Вы будете пытаться найти работу на другом предприятии или учреждении в течение следующих 12 месяцев?" (% от числа ответивших)

По-видимому, потенциальная мобильность, выраженная в самых общих намерениях поменять работу, отражает скорее неудовлетворенность какими-то сторонами нынешней работы, основанную на расхождении между представлениями о том, какие стороны важны в работе и насколько реальная работа им соответствует. Как мы помним, эти расхождения были значительными у большинства опрошенных работников. Ответ на вопрос, в какой мере потенциальная мобильность может перерасти в реальную, не в последнюю очередь зависит от того, как люди относятся к своей работе в данной организации или на предприятии. Треть опрошенных готовы работать больше и напряженнее, чтобы способствовать успеху предприятия, на котором они работают; 40% опрошенных работников гордятся тем, что работают на данном предприятии; 25% опрошенных готовы даже отказаться от предложений другой работы с большей оплатой, чтобы остаться работать на своем предприятии (рис. 12).

Эту группу работников, составляющую чуть более трети опрошенных, можно условно отнести к высокомотивированным работникам (с точки зрения работы на конкретном предприятии). Ее доля практически не изменись по сравнению с предыдущим опросом.

Однако 40% опрошенных не разделяют готовность работать больше и напряженнее ради успеха своей организации, 30% не испытывает гордости за то, что работают на данном предприятии, 55% опрошенных при случае поменяли бы свое рабочее место, если бы им предложили более высокую оплату труда. Эту группу работников можно условно отнести к слабо мотивированным работникам с точки зрения предприятия (к ней относится около половины опрошенных), и ее доля несколько выросла за последние годы. Это позволяет предположить, что отношение к работе на конкретном предприятии стало более прагматичным. Чувство корпоративной солидарности, в значительной мере основанное еще на коллективизме, характерном для советских предприятий, все больше уступает место индивидуалистической мотивации: там лучше работать, где больше платят, где можно продвинуться, добиться успеха. Работники стали ценить больше работу как таковую, чем конкретное предприятие.

Среди высоко мотивированных работников чаще можно встретить руководителей предприятий, предпринимателей, а среди слабо мотивированных - служащих и рабочих.

Среди тех, кто гордится своим предприятием и согласен работать больше, чаще встречаются специалисты, но и они, почти в той же мере, как и все другие работники, готовы сменить свое место работы, если бы им предложили более высокую оплату труда.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.