Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Изменил ли экономический рост отношение россиян к труду?

Средство самореализации или способ получения денег?

Ценны не только высокие заработки, но и гарантии занятости

Удовлетворенность россиян работой повысилась, но и стрессы они испытывают чаще

Недоиспользованный потенциал малого и среднего бизнеса

Потенциальная трудовая мобильность довольно высока

Пост-материалистические трудовые установки встречаются чаще, но не у всех работников

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

А. Плотнов. На стройку.  A. Plotnov. En route pour le chantier (1951)

Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Людмила ХАХУЛИНА

Над темой номера работала Людмила ХАХУЛИНА

Средство самореализации или способ получения денег?

Попытаемся ответить на этот вопрос на основе данных о субъективных оценках затрат времени на разные виды деятельности.

Если человек рассматривает свой труд как не очень приятную обязанность, выполнение которой необходимо для получения средств к существованию, то у него, скорее всего, возникнет субъективное желание тратить на работу меньше времени, отдавая большую его часть другим видам деятельности - занятиям домашними делами, проведению времени с друзьями, семьей. Если же труд рассматривается не только как источник средств существования, но и как сфера реализации полученных знаний, умений, возможности самоутверждения, то в этом случае человек будет стремиться к тому, чтобы тратить на него больше времени, иногда даже в ущерб другим сторонам жизни.

В ходе обоих опросов респондентам был задан вопрос о том, каким занятиям они хотели бы уделять больше времени, а каким - меньше. Распределение ответов показало, что принципиальных изменений в предпочтениях за прошедшие 7 лет не произошло, но все же явно просматривается желание тратить на работу еще меньше времени, чем прежде, хотя и при первом опросе доля желающих работать больше была не слишком велика (рис. 2).

Рисунок 2. Субъективные оценки затрат времени на разные виды деятельности (ответы на вопрос "Сколько времени Вы хотели бы уделять…?" в % к числу ответивших)

Сейчас же она сократилась с 30% до 25%, тогда как доля тех, кто хотел бы уделять работе меньше времени выросла с 16% до 26%. Означает ли это, что люди стали более инструментально относиться к труду? Безусловно, в какой-то степени это так, особенно если учесть, что в нынешних условиях сфера досуга стала намного разнообразнее, чем десятилетие назад, расширились возможности получения новых знаний (для чего также требуется свободное время). Вместе с тем субъективно люди не высказали желания тратить на эти стороны жизни заметно больше времени, чем раньше. Поэтому стремление сократить время на работу, возможно, связано, помимо прочего, и с тем, что в условиях роста заработной платы привычный (или желаемый) образ жизни можно обеспечить, работая меньше, отказавшись, например, от подработок. И хотя доля имеющих дополнительную работу не сократилась, оставаясь на уровне 13-14% от всех работающих, но, судя по ответам, субъективно часть работников хотела бы от нее отказаться, если бы это позволял более высокий уровень заработной платы на основной работе.

Наблюдаются различия в предпочтениях между разными группами работников. Так, молодежь от 18 до 24 лет хотела бы больше посвятить времени друзьям и досугу, что понятно. Люди более старших возрастов (от 40 лет и старше) хотели бы больше времени уделить семье (60% против 51% в среднем). Специалисты с высшим образованием и руководители имеют сходную структуру предпочтений: они хотели бы больше уделять внимание семье (60-70% опрошенных против 51% в среднем по массиву) и иметь больше свободного времени (69-71% среди опрошенных в этой группе), чаще встречаться с друзьями. Предприниматели чаще других указывали на то, что они хотели бы больше уделять времени домашним делам (49% против 31% в среднем) и семье (64% против 51% в среднем).

Полученные данные говорят о том, что за прошедшее время значимость труда по сравнению с другими сторонами жизни не только не выросла, но и несколько снизилась. Желание уделять больше времени домашним и семейным делам, встречам с друзьями и досугу основано на том, что субъективно эти занятия воспринимаются как более значимые, чем трудовая деятельность. Кроме того, свободное время представляет собой "пространство" для саморазвития, повышения квалификации, овладения новыми знаниями, что для молодежи, людей с высшим образованием достаточно важно. Поэтому для этих групп населения свободное время - не меньшая ценностью, чем работа.

На основании полученных результатов можно предположить, что, как и семь лет назад, так и в нынешних условиях, для большинства людей труд не является доминирующей ценностью по сравнению с другими сферами жизни, такими, как семья и семейные отношения, дружеские связи, свободное время.

Вместе с тем, труд остается важнейшей стороной жизнедеятельности людей, обеспечивая им средства к существованию. Принимая во внимание особенности экономической ситуации в стране в 1990-х годах, связанные с ростом безработицы и падением уровня жизни большей части населения, отношение к труду исключительно как к способу заработать деньги оказался доминирующим в массовом сознании. При этом все другие стороны труда, позволяющие относиться к нему как к самостоятельной ценности (возможности реализовать природные способности и полученные знания, добиться успеха и общественного положения), хотя и не потеряли своего значения, но как бы ушли на второй план. Однако улучшение экономической ситуации и снижение напряженности на рынке труда, рост заработной платы в 2000-х годах вполне вероятно могли привести к таким изменениям в массовом сознании, при которых ценность труда как такового (безотносительно к его оплате) могла вырасти. Безусловно, в "чистом виде" ориентация на труд только как на источник средств существования, равно как и восприятие труда только как самоценности, в социальной природе практически не встречаются. Речь идет о доминанте в отношении к труду.

Для того чтобы проверить наше предположение, респондентам было предложено два суждения, которые выражают эти две крайние точки зрения на труд "только как источник средств существования" и "как сферу жизнедеятельности, где происходит самореализация человека". Данные, полученные в ходе последнего опроса, показывают, что существенных изменений в ориентациях не произошло (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос "В какой мере Вы согласны или не согласны со следующими высказываниями…?" (в % к числу ответивших)

Вместе с тем можно заметить снижение доли тех, кто связывает самореализацию именно с трудовой деятельностью (готов был бы трудиться ради самой работы), что корреспондирует с вышеприведенными данными об относительной ценности разных видов жизнедеятельности. По-прежнему половина опрошенных среди работающего населения относятся к работе только как способу заработать деньги, а чуть больше трети рассматривают работу как необходимый вид деятельности безотносительно к оплате труда.

По сравнению с 1990-ми годами отношение к работе становится более прагматичным. Сравнивая данные за 1998 и 2005 годы, можно заметить, что доля тех, кто готов трудиться даже в том, случае, если бы не нуждался в деньгах, оказалась меньше, чем доля тех, кто не разделяет такого взгляда на работу, тогда как 7 лет назад это соотношение было обратным.

Отношение к труду как самоценности чаще можно встретить среди руководителей предприятий и специалистов, а сугубо инструментальное отношение - среди малоквалифицированных работников, что отмечалось и в ранее выполненных исследованиях, в том числе и в советский период. Сам характер труда руководителей и специалистов требует включения в работу творческих способностей, накопленных знаний, полученного опыта, поэтому среди них реже встречаются сторонники отношения к труду только как к способу заработать деньги. Возможно, именно доминирование ориентации на труд как способ реализации знаний, умений, творческих способностей, стремление приносить пользу людям позволило многим специалистам продолжать работать в науке, образовании, здравоохранении, культуре даже в условиях резкого спада оплаты труды и нерегулярности ее выплаты в период 90-х годов. Эти установки позволяют поддерживать занятость в этих сферах и в настоящее время, хотя уровень оплаты труда в этих отраслях остается невысоким.

За прошедшие годы заметно снизилась доля тех, кто хотел бы работать больше и получать больше, и в 1,6 раза увеличилась доля тех, кого устраивает время, затрачиваемое на работу и получаемые за это деньги, что, безусловно, является отражением положительных сдвигов в оплате труда. Тем не менее, ориентация "работать больше и получать больше" по-прежнему остается доминирующей ( рис. 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: "Принимая во внимание время, которое Вы заняты на своем основном рабочем месте, и деньги, которые Вы там получаете, что бы вы предпочли?" (в % к числу ответивших)

Работники с такой ориентацией составляют большинство среди занятого населения, особенно в группе наиболее активного трудового возраста 25-39 лет. Они в два раза чаще встречаются среди мало оплачиваемых категорий - служащих без специальности и малоквалифицированных рабочих. Заметно больше такая ориентация распространена среди самозанятых. Последнее не кажется неожиданным, если принять во внимание состав этой группы работников, принимавших участие в опросе. Большая часть из них - это занятые торговлей и оказанием разного рода услуг. Для них привлекательность этого вида деятельности связана в первую очередь с возможностью обеспечить приличный доход семье, что в немалой степени зависит помимо других факторов и от затраченного рабочего времени. Вместе с тем стоит отметить, что по сравнению с 90-ми годами взгляды на свой труд исключительно как на источник доходов среди самозанятых стали также менее распространенными, хотя встречаются чаще, чем, скажем, у специалистов.

Подводя итоги, можно сказать, что инструментальное отношение к труду только как источнику заработка по-прежнему характерно для половины работающего населения. Для другой половины характерно более сложное отношение к труду, где разные его стороны имеют различное значение для разных категорий работников.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.