На минувшей неделе завершилась двухнедельная сессия парламента Китая - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), повестка дня и решения которой заставили говорить о новой фазе в развитии китайских реформ. Акцент на сдерживание экономического перегрева, подчеркнутая забота о растущем социальном расслоении, упоминание прогрессирующих диспропорций между регионами страны - все это, по мнению специалистов, свидетельствует о серьезных симптомах: бурно развивающийся Китай подошел к некоей пороговой черте.
Ожидают ли страну радикальные перемены? Существует ли угроза "разбалансировки" Китая? С этими вопросами "Огонек" обратился к ведущему эксперту по китайским проблемам Игорю РОГАЧЕВУ.
- Ожидать сюрпризов от китайцев сегодня не стоит, - убежден Игорь Рогачев. - Нынешняя сессия ВСНП - это очередной важный шаг в реализации неизменного курса на либерализацию экономики и политическую стабильность. Главный лозунг остается прежним - это тезис Дэн Сяопина "Строительство социалистической рыночной экономики с китайской спецификой".
- На открытии сессии ВСНП премьер КНР Вэнь Дзибао выстроил свою речь на тезисах социальной справедливости. Не вполне рыночный посыл, согласитесь.
- Одно не исключает другого. Насколько мне известно, на сессии обсуждались три главных вопроса. Первое - повышение уровня материального благосостояния народа в целом. Второе - экологическая проблема: с бумом развития промышленности связано сильное загрязнение окружающей среды. Третье - сельское хозяйство и уровень жизни крестьянства.
- По официальным данным, крестьян в Китае вдвое больше, чем горожан....
- 800-900 миллионов крестьян, по разным данным. Уровень их жизни далеко отстает от уровня жизни городского населения. Конечно, он тоже растет, но не так интенсивно, как в городах. В развитых регионах успешно функционируют десятки специальных экономических, индустриально-внедренческих зон, зон технико-экономического развития - там работают десятки тысяч предприятий... Но все это "светлое завтра", главным образом на востоке и юге Китая, а запад и север отстают. Особенно, повторюсь, отстают сельские районы. Социальная защита на селе практически отсутствует, то же можно сказать о медицинском обслуживании. На сессии ВСНП обсуждались многочисленные меры для улучшения такой ситуации. В качестве примера можно сослаться на планы ввести бесплатное девятилетнее обучение для жителей сельских районов. - Насколько велика вероятность того, что центробежные тенденции могут возобладать в ходе реформ?
- На мой взгляд, в высшем руководстве КНР сегодня преобладает сугубо прагматический подход к проблемам внутреннего развития страны. Китайские лидеры отнюдь не скрывают недостатки и проблемы от себя, своего народа и международной общественности. Они говорят вслух о трудностях везде - будь то нынешняя сессия, партийный пленум или международные конгрессы. Постоянные сюжеты китайского телевидения - это посещения руководителями страны самых бедных уездов и деревень, откровенные беседы с крестьянами, которых просят высказываться о существующих трудностях напрямую. Полагаю, что ситуация в стране контролируется.
Когда я приехал в апреле 1992 года послом в Китай, у меня было много встреч с коллегами по дипкорпусу. Многие из послов западных стран говорили: "Мы с вами - свидетели того, как китайский режим идет к краху: финансовому, социальному, геополитическому. Вот-вот наступит коллапс, нескольких лет не пройдет - так дальше продолжаться не может". С той поры прошло, однако, уже 15 лет, а Китай идет все выше и выше; по темпам экономического роста китайцы сегодня первые в мире - 10,7 процента роста в прошлом году. На сессии ВСНП как раз говорилось о сдерживании этих темпов, чтобы не перегревать экономику огромным приростом внешней торговли: в 2006 году внешнеторговый оборот Китая составил более 1700 миллиардов долларов. Там сегодня думают о том, как сократить экспорт китайских товаров и увеличить потребительский спрос внутри страны.
- Недавний обвал на Шанхайской бирже - разве не тревожный звонок для Китая?
- Скорее, это звонок для глобализировавшейся мировой экономики в целом. По мнению китайских экономистов, Китай не может вызвать глобальный экономический кризис, поскольку масштаб китайского фондового рынка незначителен, а юань не является свободно конвертируемой валютой.
- Там полагают, что точка возможного распада для страны уже пройдена?
- О распаде Китая говорить никак не приходится. Конечно, проблемы внутри страны существуют и могут возникать и в дальнейшем. Время от времени возникают общественные беспорядки. Несколько дней назад, например, в провинции Хунань произошли волнения: там повысили стоимость проезда на автобусе в два раза и тысячи крестьян вышли с протестом на улицы.
- Только по правительственной статистике, в прошлом году таких инцидентов в Китае было 23 тысячи.
- Но если сравнить эту цифру с общим населением Китая, то получится не так много.
- Один из ключевых законов, рассмотренных и принятых на прошедшей сессии ВСНП, "О содействии трудоустройству". По нему государство берет на себя функцию поиска работы для граждан Китая за рубежом, по факту централизованно пополняя китайские диаспоры.
- Ничего пугающего в этом не видел и не вижу. Китайская рабочая сила в течение десятилетий широко используется во многих странах: США, Австралии, Канаде, на Ближнем Востоке... Строят китайцы быстро и в короткие сроки - шоссе, железные дороги, порты, вокзалы, больницы. И делают это дешево. В такого рода вопросах решающее значение имеет законодательная база в области миграции. А что у нас делалось до сих пор? До недавнего времени настоящего, глубоко продуманного миграционного законодательства не было, сейчас оно только формируется. Вот недавно президент подписал указ о создании госкомиссии по проблемам социально-экономического развития Дальнего Востока, Бурятии, Иркутской и Читинской областей.
- Проще говоря, по китайской проблеме?
- Почему же? Тут целый комплекс проблем. Я еще 20 лет назад, будучи замминистра иностранных дел СССР, занимался, допустим, проблемой корейцев, приезжающих на лесозаготовки и остающихся в нашей стране. Только при строгой продуманной политике мы можем привлекать рабочую силу на определенных условиях - без чайнатаунов, без специальных китайских деревень. Заканчивается строительство - пожалуйста, возвращайтесь домой.
- Звучит верно. Получится ли?
- Уже получается. Все это во многом зависит от того, как действуют власти на местах. В приграничных регионах есть губернаторы, которые наработали в этом плане очень полезный опыт. И все довольны: и стройка идет, и деньги китайцы получают, и миграционное законодательство соблюдается - контроль появился. Надо просто законы принимать вовремя - не держать проекты по несколько лет в законодательных структурах. Конечно, требуются и меры, чтобы остановить отток наших граждан из этих регионов. Полвека назад я некоторое время работал в Амурской области и побывал во многих деревнях. Все они были в нормальном состоянии, но сегодня населения там почти нет.
Тем не менее я всегда рекомендую тем, кто раздувает миф о "желтой экспансии", обратить внимание на то, что уже несколько лет между Россией и Китаем не существует территориальных проблем. Есть базовый договор от 16 июля 2001 года - Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, он подписан на 20 лет с последующим продлением. Там зафиксировано важнейшее положение о том, что у сторон отсутствуют взаимные территориальные претензии. Это историческое достижение наших двух стран.
- Что мы можем адаптировать из китайского опыта и, главное, насколько он нам полезен?
- Полностью копировать китайский опыт, конечно, не имеет смысла: очень много различий между нами. Но есть весьма полезные моменты, которые обязательно нужно изучать и перенимать. В течение 13 лет я работал в Пекине. За это время в Китай из нашей страны приезжало много делегаций, которые интересовались опытом создания специальных экономических зон. Приезжали, проводили с китайскими коллегами встречи по два-три часа, например в Госплане, после чего предавались развлечениям - туризму, экскурсиям, шопингу. Все эти поездки оставались без последствий. В результате закон о спецэкономзонах, как известно, был принят только недавно. Сколько времени упущено!
Беседовал ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
Рогачев Игорь Алексеевич (род. в 1932 году), кадровый дипломат, специализация - Китай и страны Юго-Восточной Азии. С 1986 по 1991 год - заместитель министра иностранных дел СССР. С 1992 по 2005 год - посол России в Китае. С 2005 года - член Совета Федерации РФ от администрации Амурской области.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)