Rambler's Top100

№ 281 - 282
19 марта - 1 апреля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о демографических и иных аспектах грядущей международной конкуренции
«The Financial Times» о старении мирового населения
«Московская Немецкая Газета» о продолжительности жизни в странах Европы
«Зеркало Недели» о возможностях увеличения продолжительности жизни и замедления старения
«SmartMoney» о пенсионерах как политической силе
«The Economist» о стоимости жизни в мире
«BusinessWeek Россия» о потребительском поведении холостяков
«Российская бизнес-газета» о безработице
«Бизнес & Балтия» о занятости в сфере развлечений
«Российская газета» о нацпроектах и демографии
«Парламентская газета» о материальной поддержке семей
«Известия» о налоге на недвижимость, демографии и деньгах
«Литературная газета» о демографии и деньгах
«Казахстанская правда» об обязательном соцстраховании беременности в Казахстане
«Ведомости» о круглом столе «Женщины и демография: помогут ли только деньги»
«Труд-7» о том, что дети должны стать товаром
«Российская газета» о взглядах Степашина на демографию
«Комсомольская правда» о суррогатном материнстве и «социальном бесплодии»
«Огонек» о безопасности материнства
«Трибуна» о вреде кесарева сечения
«Frankfurter Runfdschau» о раннем тестировании пола новорожденных и возможной внутриутробной селекции

«Новые известия» об отцах и декретных отпусках
«РБК daily» о причинах разводов в России
«Московская правда», «Время новостей» и «Политический журнал» о первых итогах действия нового миграционного законодательства
«Российская газета» о размерах компенсации транспортных расходов соотечественникам - добровольным переселенцам
«Московская Немецкая Газета» о призыве Назарбаева к немцам Германии и России
«Новые известия» о проблемах внутренней миграции глазами Общественной палаты
«Российская газета - Неделя» о взглядах церкви на ксенофобию и демографию
«Независимая газета» о межэтнических отношениях в Москве
«SmartMoney» о душевном здоровье мигрантов
«Московский комсомолец» о выборочном медицинском освидетельствовании мигрантов
«Новая газета» о гастарбайтерах в России
«Российская Бизнес-газета» о цене мигрантского труда
«Бизнес» о предложениях по квотированию миграции
«Вечерний Бишкек» о соглашении между Киргизией и Южной Кореей о трудовой миграции
«Российская газета» о взгляде Мексики на иммиграционную политику США
«Коммерсантъ» об экономических успехах, демографии и бедности в Китае
«Комменсантъ-власть» о мировой китайской экспансии
«Огонек» о китайской бедности и китайской рабочей силе
«Ведомости» о грядущем ужесточении наказаний за нарушение ПДД
«Die Tageszeitung» о грядущих экономических потерях от потепления климата

… о первых итогах действия нового миграционного законодательства

Посчитаны и учтены

Около 900 тысяч иностранцев поставлены в России на миграционный учет после вступления в силу нового законодательства. Об этом заявил директор Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский.
По мнению чиновника, "статистические данные свидетельствуют о том, что постепенно в сфере трудовой миграции наводится порядок".
Он отметил, что задача его ведомства - "не бегать за одним или двумя нелегальными мигрантами, которые в силу каких-то причин не смогли встать на миграционный учет, а серьезно наказывать тех работодателей, которые злоупотребляют трудом нелегальных мигрантов".
В этом году стали в 3,5 раза больше, чем в прошлом, привлекать работодателей к административной ответственности за незаконное использование труда приезжих.
ФМС прогнозирует увеличение наплыва трудовых мигрантов в

Россию в связи с наступлением весенне-летнего периода. Поэтому Ромодановский напомнил, что работодатели, которые нанимают трудовых мигрантов, вставших на миграционный учет, обязаны в течение 30 суток направить уведомление в территориальный орган ФМС.

Юрий АЛМАЗОВ. «Московская правда», 16 марта 2007 года

Министры без базара

Правительству понравилось, как Россия избавляется от мигрантов на рынках

Правительство в целом довольно тем, как наводится порядок в сфере трудовой миграции и розничной торговли на рынках. Такой вывод можно сделать по итогам заседания кабинета министров, состоявшегося в минувшую пятницу. (Заседание прошло на день позже традиционного четверга в связи с визитом премьера Михаила Фрадкова в Узбекистан.) "Можно сказать, что первоначальный этап мы прошли неплохо и достаточно организованно", - сказал г-н Фрадков, оценивая первые итоги выполнения правительственных постановлений в сфере трудовой миграции и формирования "нового порядка" на российских розничных рынках.
Напомним, что президент поставил перед правительством задачу упорядочить ситуацию в этих сферах еще в октябре прошлого года. По мнению главы государства, мигранты в условиях дефицита рабочих рук в России должны стать более эффективным инструментом социально-экономического развития страны. А для этого необходимо максимально точно знать, в каких сферах нуждаются в мигрантах, какие специальности наиболее востребованы. При этом трудовая миграция не должна становиться причиной перекосов на рынке труда, что выражается сегодня зачастую в занижении заработных плат и качества труда в ряде сфер.
Выполняя "наказ" Владимира Путина, кабинет министров, по словам г-на Фрадкова, "незамедлительно принял практические меры, была сформирована основа работы - законодательная, нормативная и организационная". Напомним, что еще летом прошлого года были приняты законы "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", "О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан", а осенью появился и ряд правительственных постановлений. Одно из них впервые определило квоту на выдачу 6 млн. разрешений на работу иностранцам, прибывшим из стран, с которыми установлен безвизовый режим (прежде всего из стран СНГ, кроме Грузии и Туркменистана). Другое - установило для них правила работы в розничной торговле. Этой категории мигрантов запрещено торговать алкоголем и лекарствами. Другие товары можно продавать только на рынках, в палатках, то есть вне магазинов. Причем таких работников должно быть не более 40% от общего числа сотрудников данного предприятия. Остальные торговые места отдаются россиянам, в том числе фермерам. Впрочем, уже с 1 апреля 2007 года на рынках должны торговать только обладатели российских паспортов (о переносе этого срока, что ранее допускал министр экономического развития Герман Греф, на заседании правительства не было сказано ни слова).
С 11 апреля вступает в силу закон, предусматривающий привлечение к управлению рынками специализированных управляющих компаний, а также повышение требований к санитарным нормам рыночной торговли. Добавим, что, по данным МЭРТ, на начало прошлого года в России было зарегистрировано около 6 тысяч рынков, на которых торговало более 1 млн. человек. На рынках продавалось 15% всех продовольственных товаров и 23% всех непродовольственных товаров. При этом на рынки ходят от 20 до 60% россиян - в зависимости от региона.
Уже при принятии всех этих документов возникли опасения, что предлагаемые меры опустошат рынки. Станет некому работать, поскольку фермеру будет просто некогда продавать свой урожай. Товаров станет меньше, и цены, соответственно, вырастут, что подхлестнет инфляцию. Однако, по словам главы Минсоцздравразвития Михаила Зурабова, который в пятницу выступал с основным докладом, опасения оказались напрасными. Мониторинг, проводимый каждую неделю по средам на 59 рынках в 16 субъектах федерации, показал, что "не произошло значительного сокращения рабочих мест". "По товарным позициям также ситуация стабильна. Динамика цен в розничной торговле в первые два месяца года оказалась ниже инфляции", - отрапортовал министр.
Если на рынках, судя по словам г-на Зурабова, ситуация не ухудшилась, то в сфере контроля за трудовой миграцией, как утверждает министр, даже улучшилась. Если за 2006 год встали на миграционный учет 1100 тысяч иностранцев из "безвизовых" стран, то за первые два месяца этого года уже 713 тысяч, разрешение на работу получили 177 тысяч человек. "Это признак того, что ситуация в этой сфере нормализуется", - считает Михаил Зурабов, признав, правда, что объем нелегальной миграции еще очень велик.
По данным Федеральной миграционной службы, в связи с изменениями в миграционном законодательстве во многих регионах резко увеличилось количество обращений иностранцев за разрешением на работу. Например, в Воронежской области отмечен 30-кратный рост, в Брянской области - в 12,5 раза, в Саратовской - в 9 раз, в Ульяновской - в 4 раза. В среднем за рабочий день в территориальные органы ФМС России обращается около 1300 трудовых мигрантов. Понятно, что нагрузка на сотрудников службы возросла. Это дало основание ставить вопрос об увеличении штата ФМС. На заседании кабинета министров представитель службы запросил дополнительно 4,5 тыс. штатных единиц.
Как ни странно, но вопросов к Михаилу Зурабову не последовало. Дай острых выступлений не звучало. Лишь Герман Греф сообщил, что на рынках не все так хорошо, как может показаться: не используется 30% мест, закрепленных за частными производителями, и 60% - отданных фермерским хозяйствам. При этом юрлица занимают 90% отведенных для них мест. "Хотели создать конкуренцию между торговцами и производителями, но она пока не сложилась", - признал Герман Греф. На общий благостный тон обсуждения реплика главы Минэкономразвития не повлияла.

Михаил ВОРОБЬЕВ. «Время новостей», 12 марта 2007 года

Суперполиция нам не нужна

Вячеслав ПОСТАВНИН заместитель директора Федеральной миграционной службы РФ о практике применения нового законодательства

- Вячеслав Александрович, прошло почти два месяца, как вступили в силу нововведения в российском законодательстве о миграции. Как вы оцениваете новые правила для приезжих иностранцев исходя из результатов начального этапа их применения?
- Речь идет о двух законах, вступивших в силу с 15 января. Это новый закон о миграционном учете и поправки в закон о правовом положении иностранных граждан на территории России. Основная идея сводится к тому, что у государства есть реальное желание, которое сейчас воплощается в жизнь, создать достаточно понятный прозрачный цивилизованный рынок миграционной рабочей силы. Конечно, появились определенные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Скапливаются очереди, не всегда наши сотрудники умеют вникнуть в менталитет иностранцев (как правило, граждан СНГ), порой сказывается определенный непрофессионализм.
Не совсем готовы некоторые регионы. Хотя, казалось бы, все понятно. Человек пришел, сдал минимум документов. Через 10 дней ему должны выдать карточку. В первое время большая часть очередей, некоторый ажиотаж был связан также и с тем, что люди приходили не сдавать документы, а просто поинтересоваться. Плюс еще различные недостоверные слухи и т.п. Но мы пытаемся с этим справиться.
- Наверняка сказывается нехватка сотрудников.
- Только с 1 января 2006 года Федеральная служба организовалась как единое целое. Штат у нас порядка 30 тысяч человек по всей России. Около 27 тысяч сотрудников занимаются выдачей заграничных и общегражданских паспортов. То есть делают все, чем раньше занималась паспортно-визовая служба. А все остальное касается трудовой миграции и миграционного контроля. То есть по большому счету на всю Россию у нас около трех-четырех тысяч человек, которые занимаются трудовой миграцией и миграционным контролем. Поэтому сейчас правительство РФ рассматривает наше предложение увеличить штатную численность на четыре с половиной тысячи человек.
При этом никаких суперполиций мы не намерены создавать. Это невозможно. Единственное, возможно, в будущем будет рассматриваться вопрос о предоставлении миграционной службе полномочий органа дознания. Чтобы ФМС самостоятельно проводила необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Например, нашли бы человека, который организует поток незаконной миграции. Но никаких СОБРов, ОМОНов нам не надо.
- Как на практике выглядят новые порядки для иностранцев?
- Смысл всего сводится к тому, что миграционный учет оставляет в прошлом понятие "временная регистрация". Сейчас каждый иностранец, прибывающий в Россию (независимо от режима въезда: визовый или безвизовый), не обременен обязанностью ходить по всем кабинетам, искать себе какой-то угол, где можно было бы временно зарегистрироваться. Все это делает принимающая сторона в довольно упрощенном режиме. Неважно, это гостиница, работодатель, юридическое или физическое лицо. Нас не интересуют также условия проживания, санитарные нормы. Нужны только координаты принимающего человека, чтобы мы знали, где искать мигранта.
Это происходит путем уведомления по почте. Либо второй способ - можно прийти в территориальное подразделение ФМС, чтобы оставить те же данные. К сожалению, сейчас ввиду того, что запоздало постановление правительства, на почте не так быстро решают возникающие проблемы, нет соответствующих бланков, не совсем готовы сотрудники. Пока с 15 января из 250 тысяч уведомлений о постановке на миграционный учет почта оформила только две тысячи. Но, я надеюсь, еще месяц-другой, и мы встанем на нормальные рельсы. Задача как раз состояла в том, чтобы свести к минимуму общение мигрантов с чиновниками. Чтобы человек пришел на почту, за пять минут заполнил бланк уведомления, заплатил там за почтовые расходы и отправил.
Нас интересует только информация о принимающей стороне, и все. Должно четко прослеживаться, что человек приехал, например, 10-го, 12-го его поставили на учет, через 30 дней он уехал обратно. В последнее время в год в Россию приезжает порядка 22 миллионов человек, 20 миллионов выезжает. Куда деваются два миллиона, где остаются, никому не известно.
- Какая часть нелегалов, по вашим оценкам, воспользуется предоставленной возможностью привести свои документы в порядок?
- Мы в первую очередь пытаемся упорядочить учет мигрантов, прибывших в Россию после 15 января. Но у нас большая проблема с теми, кто еще раньше нелегально находится в стране. К сожалению, пока нет рецепта для их легализации. По нашим оценкам, это порядка 10-15 миллионов человек. Хотя уже существуют проекты, которые проходят согласование с Генпрокуратурой, чтобы устроить процесс так называемой регуляризации. В народе ее называют амнистией. Но как именно все будет проходить, мы еще не знаем. Конечно, хотелось бы, чтобы под регуляризацию попали люди, которые вынужденно покинули республики Средней Азии, Закавказья, этнические русские, коренные народы Российской Федерации и т.д. Чтобы без проблем можно было их легализовать, предоставив правовой статус: либо разрешение на трудовую деятельность, либо разрешение на временное проживание и даже гражданство. Причем все это с учетом исполнения программы по добровольному переселению соотечественников.
- Наверное, малая часть из 10-15 миллионов подпадет под эту программу?
- Я вам скажу, это процентов 70. Ведь этнических русских среди них 50 процентов.
- Неужели так много русских, не имеющих легального статуса?
- Увы, да. С этим у нас головная боль. С вынужденно переселенными лицами, которые получили статус, но не могут получить компенсацию. В общем, проблем достаточно. Вот мы говорили о численности сотрудников. Дело в том, что службы, которые вошли в ФМС, никогда не занимались регулированием миграционных процессов. Они выдавали паспорта и другие документы. Надо создать какие-то структуры, которые могли бы планировать миграционные потоки, регулировать их, изучать и делать анализ - всего этого у нас нет. Хотя имеется определенный международный опыт.
Кроме того, очень многие высказываются против амнистии. Однако давайте не забывать, что в России своя ситуация, отличная, к примеру, от Италии или других западных государств. В нашем случае совсем другая история. Со странами СНГ Россия объединена безвизовым пространством, в границах которого передвижение не ограничено. Довольно простой способ ввести визовый режим и пускать тех, кого мы хотим. Но этого Россия не может себе позволить. Поэтому встал вопрос о квотировании.
Кстати, отныне установлен штраф до 800 тысяч рублей для работодателя, у которого трудится нелегальный мигрант. Причем за каждого. С другой стороны, теперь всем можно прийти и спокойно легализоваться. Таким образом, уже создана пусть небольшая, но основа цивилизованного рынка. В дальнейшем планируется создать электронные трудовые биржи. Они будут иметь информацию от Роструда по вакансиям, от ФМС России и от стран исхода. Тогда люди из других государств заранее будут знать, куда они едут, где будут работать, сколько будут получать и т.п. Главное, они смогут получить разрешение на трудовую деятельность, еще не пересекая границу Российской Федерации. Сегодня в рамках административной реформы готовится проект Минэкономразвития, который скоро будем реализовывать. Возможно, в будущем на базе соответствующих государств мы создадим подготовительные центры, где потенциальные мигранты будут проходить обучение для повышения своей квалификации. По тем специальностям, в которых нуждается Россия.
- Что все-таки будет с основной частью нелегалов, которые до 15 января уже были в России? Для многих уже истек срок в 90 дней, отведенный иностранцам законом.
- Мы провели эксперимент по легализации. Он удался. Закрывали глаза на то, что у людей не оказывалось миграционных карт или они были просрочены. Применяли лишь административное воздействие. Выглядело это так. Работодатели, у которых трудись нелегалы, собирали этих людей вместе с документами. Фактически представители ФМС их прощали и оформляли миграционные документы так, будто они только приехали. В тот же день они становились на миграционный учет и им выдавались карточки с разрешением на трудовую деятельность. Ну и, естественно, проверялось, где они живут.
- А где проводился этот эксперимент?
- Мы были, например, во Владивостоке. Представьте, руководители предприятий буквально становились в очередь. Тем более что все окончательно оформлялось в течение трех дней. Причем на всех сразу, то есть приводили толпу рабочих. Все были очень рады. После того как эксперимент был завершен, к нам продолжали подходить те, кто вовремя не узнал о такой возможности (мы не проводили пиар-акций), и просили их тоже оформить. То же самое в Москве и Московской области, Екатеринбурге, Челябинске. На Дальнем Востоке - в противовес китайской экспансии.
- Будет ли подобная практика повторяться?
- Ну конечно. Вот сейчас прокуратура согласует проект регуляризации. Самое главное, мы же не карательный орган. Все направления нашей работы отходят от милицейских способов достижения целей. Нам не нужно гоняться за нелегалами, устраивать общевойсковые операции и т.д. Надо только создать условия, чтобы люди могли нормально работать, чтобы проще было легализоваться. Чтобы и работодателю было проще поставить нас в известность, что он кого-то взял на работу, и платить налоги.
А раньше получалось, что мигранты приезжали в "мышеловку". С одной стороны граница открыта, ее легко пересечь, нет никаких проблем. Но как только люди начинали сталкиваться с трудоустройством, то попадали в капкан. Так как разрешение на работу мог оформить только работодатель, причем в течение шести - восьми месяцев. То есть все было нереально. Сейчас работодатель принял работника, выслал уведомление - и все.
- Раньше предусматривались какие-то расходы при оформлении.
- Раньше тысячу рублей госпошлины платил сам мигрант. И сейчас так же. Еще три тысячи рублей платил работодатель за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Это правило теперь осталось для тех, кто привлекает работников из стран, с которыми мы поддерживаем визовый режим.
- Какого профиля предприятия вам попадаются? Строительство?
- Строительство, конечно. Рынки, оптово-рыночная торговля.
- А вот если человек приехал и устроился на работу в полулегальной, скажем, фирме, хозяева которой в любом случае не хотят связываться с властями. Что тогда?
- В том-то и вся проблема. Но по новому законодательству бремя ответственности ложится именно на полулегальные и нелегальные фирмы. Впредь мигранта никто не будет карать - ну устроился на работу, получай зарплату. Не его проблема, отослала фирма в положенный срок уведомление на него в наш адрес или нет. Все, у него есть карточка, разрешающая трудовую деятельность.
- Надо ли при получении разрешения на трудовую деятельность называть компанию, в которой мигрант собирается работать?
- Нет, это неважно. Следует прийти на почту и отправить уведомление о постановке на миграционный учет, указав адрес, по которому вы будете жить. Затем вместе с паспортом и миграционной картой идете в территориальный орган ФМС. Там заполняете заявление и подходите к окошку, где выдают разрешение. Вам говорят: "Принесите еще медицинскую справку в течение 30 дней, что у вас нет ВИЧ или сифилиса". Есть специальные пункты, где можно сдать анализы и за 200 рублей получить такую справку. Спустя 10 дней вам выдают разрешение на трудовую деятельность.
На первых порах все несколько волокитится, нагромождается, где-то люди не могут освоить новый порядок.
- То есть у меня нет работы, я приезжаю, называю адрес бабки, у которой снимаю комнату...
- Бабка за вас сама все делает. Идет на почту и отправляет уведомление.
- А если она больна, могу я вместо нее?
- Закон говорит, что в исключительных случаях мигрант может сам пойти.
- А формулировка "исключительный случай" сработает?
- Сработает. Эта норма в законе не расшифровывается, поэтому под исключительным случаем можно понимать все что угодно. Кроме того, все эти законы и постановления только начинают применяться. Естественно, что возникает масса вопросов с разъяснением той или иной нормы и проблемы с их применением. К тому же некоторые все еще говорят: "Нет, нам не нужен такой либерализм! Давайте все оставим как прежде. Все очень сложно". Другие, кто представляет противоположную крайность, утверждают: "Ну что вы, надо все разрешить!"
Мы же стараемся сохранить золотую середину, чтобы благодаря наличию необходимой информации обеспечить контроль.
Следует понимать, что Россия - не США, которые пытаются отгородиться от Мексики стеной, и даже не Европа, у которой со всеми странами установлен визовый режим. С учетом наших отношений мы не сможем ввести визовый режим, к примеру, с Украиной или Таджикистаном.
- Мы говорим, что у приезжего иностранца должна быть хотя бы бабушка, адрес которой можно указать в уведомлении.
- Да, непонятная на самом деле ситуация. Мы тоже хотели получить разъяснение на этот счет. Что такое "принимающая сторона"? Почему она обязательно должна быть? Должен отметить, что в исключительных случаях, если человек не нашел для себя принимающей стороны, закон дает мигранту возможность самолично оставить уведомление. Причем неважно, по какому адресу.
Сейчас нас не интересует, как это было раньше, какие в квартире у бабушки санитарные нормы, согласие на регистрацию гостя всех совершеннолетних, проживающих в квартире, и платит ли бабушка налоги государству за сдачу жилой площади.
- Если действительно не будут строго спрашивать хоть какой-нибудь адрес пребывания, то механизм поголовного учета может заработать. Иначе большинство нелегалов опять останется в тени.
- Между прочим, работодатель тоже имеет право поставить своего работника на миграционный учет по месту своей стройки, по месту нахождения вагончика. Опять-таки в случае, если работодатель официально выступает таковым, если это легальная компания.

***
Рекрутинг: прозрачный и призрачный

С введением новых правил миграционного учета в России появилась надежда на скорейшее наведение порядка в сфере упорядочения людских потоков и найма рабочей силы. Но кроме решения множества чисто технических проблем придется определиться в принципиальном вопросе о взаимоотношении государства и бизнеса. Станет ли наконец выгодно предпринимателю выйти из "тени"? Ведь как только предпринимательская деятельность оформляется официально, сразу же появляется масса проверяющих органов, дополнительных сборов и удовольствие быть оштрафованным по любому поводу. Поэтому всем понятно, что деловым людям намного удобнее работать в реальном правовом поле, чем зависеть от прихоти тех, кто только и пытается вынудить бизнес на дачу взятки.
Руководство одного из территориальных подразделений ФМС по Москве поделилось с "ПЖ" свалившимися заботами. Конечно же, сотрудников не хватает. После сравнительно простой и быстрой процедуры приема уведомлений от мигрантов приходится долго, не откладывая на потом, разгребать все документы. Так как необходимо в 10-дневный срок не только поставить приезжего на миграционный учет, но и оформить ему разрешение на работу. А для этого надо вовремя выслать пакет документов в вышестоящие инстанции.
"Законодательство и соответствующие подзаконные акты меняются с такой быстротой, что личный состав не успевает досконально освоить постоянно обновляющиеся инструкции", - сетуют местные миграционщики. Кроме того, как нам объяснили, во время создания и становления миграционного ведомства в структуру ФМС РФ в числе других влились сотрудники не совсем профильных подразделений. Более того, некоторые из них заняли руководящие должности, из-за чего понизился уровень профессионализма в работе.
Как сообщалось, мигранты также вправе уведомлять о своем приезде через почту. Однако, похоже, "почтальоны" не совсем пока вписываются в ритм нововведений. Как часто бывает, не продуман механизм межведомственного взаимодействия. Оказывается, получать уведомления в почтовом отделении имеет право лишь начальник территориального подразделения ФМС. Ежели он не успевает лично забирать все бумажки от гастарбайтеров (а в Москве на каждого начальника приходится несколько почтовых отделений!), то вынужден на свои деньги (300 рублей) оформлять доверенности сотрудникам ФМС.
Иностранцам, у которых просрочены миграционные карты, для легализации необходимо прежде всего хоть на пару часов покинуть пределы РФ. Затем они могут вернуться и при въезде получить карточки со свежей датой. Этим правом, предоставленным российским законодательством, пользуются очень многие, кто не желает где-нибудь на Курском вокзале Москвы купить фальшивую миграционную карту. Однако тут же спохватились и доблестные блюстители порядка на транспорте, которые с большим успехом собирают с бедолаг дань в поездах, например, украинского направления. С вполне законопослушных иностранцев, у которых в порядке все документы, методом шантажа, мол, "сейчас спустим тебя с поезда и будем разбираться, кто ты такой", собирают деньги, сопоставимые со стоимостью всей поездки туда и обратно. Причем занимаются этим ремеслом, по рассказам участников событий, представители любой правоохранительной службы - как нашей, так и украинской.

Беседовал Армен УРИХАНЯН. «Политический журнал», 9 марта 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.