Rambler's Top100

№ 279 - 280
5 - 18 марта 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Санкт-Петербургский курьер» о возможных последствиях экономического стимулирования рождаемости
«Московская правда» о демографическом кризисе и общественной морали
«Труд» о семье, браках, разводах и одиночестве
«Полит.ru» о третьем демографическом переходе
«Независимая газета» о миграции и трудовых ресурсах
«РБК daily» о мигрантских переводах
«Российская газета» об «экономике» нелегальной миграции глазами ФМС России
«Независимая газета» об экономике миграции
«Новые известия» о дворниках-невидимках
«Независимая газета» о миграции и миграционной политике в России
«Время новостей» о «половинчатой» миграционной амнистии
«Время новостей» о миграционной полиции
«Gazeta.kz» о зарубежных соотечественниках и программе их переселения в Россию
«АиФ» о мигрантах и болезнях
«Эксперт - Северо-Запад» о мигрантах из ЕС-8 в странах старой Европы
«Бизнес & Балтия» и «Телеграф» о снижении трудовой миграции из стран Балтии

«Новые известия» о внутренней миграции в России«
Российская газета» о мигрантах-россиянах в Москве

«Известия» об особенностях миграции в Москве
«Российская аграрная газета» о терпимости российской деревни
«Московские новости» о российском рынке труда
«Gazeta.kz» о безработице в Казахстане
«Коммерсантъ» о «гибком» возрасте выхода на пенсию
«Итоги» о проблемах и перспективах пенсионной реформы
«Столичные новости» о пенсиях и пенсионном возрасте на Украине
«Newsweek» об экономическом конфликте поколений в Европе
«Час» о богатстве и бедности глазами РПЦ
«Коммерсантъ» о высокой смертности и производственном травматизме
«Новые известия» о платной и бесплатной скорой помощи
«Зеркало недели» о наркотизации и распространении СПИДа на Украине
«Gazeta.kz» о малых городах Казахстана
«Независимая газета» о плюсах демографического сжатия в России
«Сельская жизнь » о российском севере как территории проживания и хозяйствования
«SmartMoney» о естественном отборе 200 лет назад

… о семье, браках, разводах и одиночестве

Штамп в паспорте или в сердце?

Почему молодые нынче не торопятся под венец

Сенсационные выводы, опровергающие общепринятые представления о последствиях эпидемии разводов, охватившей Россию в 2002-2003 годах, содержатся в аналитической исследовании, которое завершил на днях известный ученый-демограф Сергей ЗАХАРОВ.
- Сергей Владимирович, количество разводов за последние десятилетия у нас многократно выросло, а число браков существенно сократилось. В 1960-м на 100 свадеб приходилось лишь 12 разводов, в 1985-м - уже 41 развод, а в 2005-м - 57. В абсолютных цифрах ситуация выглядит не менее впечатляюще: 45 лет назад регистрировалось 184,3 тысячи разводов в год, сейчас - более 600 тысяч при заметном сокращении населения. В прессе немало публикаций на тему деградации института семьи. Куда идем - навстречу эре свободного одиночества?
- Нет, реальная картина совсем иная.
- Хочу спросить: а каких россиян следует считать семейными? Только тех, у кого есть штамп в паспорте, как фиксирует официальная статистика? Или все-таки главный критерий - не штамп, а ведение совместного домашнего хозяйства?
- В мировой практике специалисты давно уже используют для характеристики устойчивых семейных отношений понятие "партнерство", которое включает в себя как формальный брак, так и неформальный союз. Именно это понятие и было базовым при проведении широкомасштабного обследования "Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе". Отношения двух человек считались партнерскими (семейными), если оба прожили вместе как муж и жена не менее 3 месяцев. И неважно, регистрировали они свои отношения в загсе или нет. (Не имеются в виду первые сексуальные контакты, которые начинаются у 7-10 процентов подростков до достижения 16 лет. В нашем случае речь идет именно о совместном проживании, общем ведении хозяйства.)
Исследователей, в первую очередь, интересует 22-летний временной отрезок в жизни россиянок, ограниченный возрастными рамками от 18 до 40 лет. Почему верхнюю планку установили на уровне 40 лет? Да потому, что к этому возрасту у женщин обычно завершается активный детородный период. Нам предстояло выяснить, какую часть времени из этих 22 лет женщины состояли в партнерских (формальных или неформальных) союзах и насколько растянулось их несемейное «Одиночество». Чтобы выявить многолетние тенденции, мы обратили внимание на представительниц четырех поколений: 1930-1934 годов рождения, 1940 -1944-го, 1950 -1954-го и 1960-1964-го.
И вот какая получилась картина. В 50-е годы женщины вступали в свой первый партнерский союз в среднем в 25-26 лет. И длился он (опять-таки в среднем) 14 лет и 7 месяцев. После его распада в силу овдовения или расставания - полтора года одиночества. Затем появлялся новый партнер.
Следующие поколения молодых россиянок все раньше и раньше вступали в партнерский союз. Возраст невесты снизился до 22 лет. При этом длительность первого союза составляла 13,6-13,8 года, то есть чуть-чуть меньше, чем у старшего поколения. Но с учетом распространявшихся повторных союзов суммарное время совместного проживания оставалось стабильным и даже несколько увеличилось. Это открытие стало большой неожиданностью. Ведь до сегодняшнего дня считалось, что от поколения к поколению 20-30-летние россияне все больше ценили и ценят свободу от семейных обязательств, и вследствие растущей интенсивности разводов продолжительность совместной жизни неуклонно сокращается. В реальности оказалось, что это не так. Фундаментальный вывод, имеющий принципиальное значение. Не столь уж важно, регистрируют пары свои отношения в официальных учреждениях или нет, главное - они вместе, и тенденция в целом положительная.

Сразу в ЗАГС идти не модно
- Интересно все-таки, сколько россиян предпочитают партнерский союз без штампа в паспорте? И прочны ли такие союзы?
- Сегодня среди молодежи до 25 лет половину(!) всех партнерских союзов можно назвать неформальными. Такая же каждая пятая - шестая пара у тех, кому за 30. Даже в старшем поколении, у 60-летних, 10 процентов мужчин и 7 процентов женщин живут без регистрации. Не обременяет себя ею в среднем каждая четвертая семейная пара. Иными словами, это уже не исключение, а широко распространенное явление.
Более того, среди молодых уже не первый год считается не модным идти в ЗАГС до того, как сексуальные отношения станут устойчивыми, появятся взаимные обязательства. Сначала, говорят молодые, надо проверить свои чувства, взаимную совместимость, а уж потом принимать решение - ставить штамп или нет. В результате возраст заключения первого брака увеличивается, а возраст начала совместной жизни на одной жилплощади - нет. Да и не только у молодежи брак как формальный союз продолжает быстро терять былую популярность. Традиционное бракосочетание с "заполнением бумажек" все активнее вытесняется неформальным семейным партнерством. Произошедшая здесь в последние десятилетия незаметная революция, думаю, уже необратима.
Теперь о том, насколько прочен такой союз. Главное здесь - первый год. Надо найти общий язык, проверить совместимость. Опросы показали: к третьему году совместной жизни половина пар уже "расписалась", к пятому году - 60 процентов, то есть они достаточно уверенно смотрят в будущее. Но вот если отношения не оформлены через 3-5 лет, то тогда шансов пойти в ЗАГС у пары практически нет.
Конечно, риск распада неформального партнерства в два раза выше, чем у зарегистрированного брака, но и вероятность повторного союза для женщин (не говорю уж о мужчинах) тоже повышается. Это видно на наших графиках. Вот, например, женщины старшего поколения. Более половины из них оставались одинокими после расставания или смерти супруга. А сегодня большинство хранительниц очага - 65-70 процентов, - особенно не пенсионного возраста, в аналогичной ситуации находит нового спутника жизни. Хочется особо отметить, что в общественном мнении изменилось отношение к рано овдовевшим женщинам - социальная приемлемость нового союза стала нормой.

Немолодые дамы - в одиночестве
- Однако официальная статистика все-таки свидетельствует о широкомасштабном одиночестве. Перепись населения 2002 года показала, что 48 процентов россиянок в возрасте старше 16 лет не состоят в браке. Картину существенно не меняют 5 процентов пар, ведущих совместное хозяйство без оформления отношений. Все равно получается, что почти 31 миллион женщин лишены семейного уюта...
- На самом деле в этом показателе объединены те, кто еще не успел вступить в брак в силу раннего возраста, люди среднего возраста и вдовушки старше 60 лет. В возрастах от 25 до 55 лет женщины, состоящие в зарегистрированных и незарегистрированных браках, по данным той же переписи составляют 65-72 процента. Кроме того, наше исследование показало, что перепись недооценивает распространенность неформальных союзов, по меньшей мере, в два раза. В итоге получается, что в средних возрастах действительное одиночество характерно не для каждой второй, а для каждой четвертой-пятой женщины. И для большинства из них, как я уже сказал, это не "застойное" одиночество, а временное, преходящее состояние.
К слову сказать, одиночество для мужчин вообще не характерно - менее 10 процентов в среднем возрасте. Проблема одиночества как социально значимая резко обозначает себя для женщин пенсионного возраста. Продолжительность жизни мужчин у нас просто катастрофически низкая - 59 лет, что на 13 лет ниже, чем у женщин. В результате в 60-летнем возрасте уже только каждая вторая проживает с партнером, а в 70-летнем - лишь каждая четвертая. Да и в том, что каждая пятая женщина свое пятидесятилетие отмечает без супруга, в немалой степени виновата ранняя смертность мужчин. И это ведь не послевоенная ситуация, когда вдовство было оправдано Великой Победой! Заменить мужика, ушедшего из жизни или переехавшего к другой, - зачастую просто некем. Даже самые "плохонькие", с "вредными привычками", как пишут в брачных объявлениях, - в остром дефиците.

Россияне вовсе не ветреные
- И последний вопрос. Часто ли россияне меняют брачных партнеров?
- Нет, ветреными наших граждан не назовешь. Лишь 5 процентов опрошенных сообщили, что сменили трех и более партнеров. По два раза создавали семейное гнездо каждая четвертая женщина 60 лет и каждый шестой мужчина в этом же возрасте. Зато 80 процентов россиян, отвечавших на вопросы интервьюеров, к моменту обследования имели единственный опыт семейной жизни. Выходит, неформальные союзы пока неплохо выдерживают проверку на прочность. Кстати сказать, они у нас более стабильны, чем в Европе и США.
В заключение хотел бы отметить, что наша страна в сфере семейно-партнерских отношений находится сейчас на перепутье. От старой традиционно-патриархальной модели пожизненного брака, освященного церковью и государством, мы уже значительно отдалились, и общество спокойно восприняло новые реалии. Но какой путь в итоге будет выбран, что ожидает нас в недалеком будущем? Это еще не очень ясно. Одно для, меня несомненно: насильно возрождать прежнюю мораль, придумывать новые правила, вмешиваясь в эти деликатные процессы "сверху", бесполезно.

Беседу вел Виталий ГОЛОВАЧЕВ. «Труд», 6 марта 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.