Rambler's Top100

№ 277 - 278
19 февраля - 4 марта 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Дефицит рабочей си-лы: русский крест-2?

Дефицит труда в России наступит между 2010 и 2015 годами

Раньше всего дефицит наступит в экономически наиболее развитых регионах

Быстрее всего рабочая сила потребуется в строительстве и на транспорте

Каковы будут последствия нехватки рабочих рук?

Можно ли отсрочить наступление дефицита труда?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Юрий Пименов. "Даешь тяжелую индустрию!" Yuri Pimenov. Heavy Industry. (1927).

Дефицит рабочей силы: русский крест-2?

Над темой номера работали:

Андрей КОРОВКИН

Андрей
КОРОВКИН

Ирина ДОЛГОВА

Ирина
ДОЛГОВА

Иван КОРОЛЕВ

Иван
КОРОЛЕВ

Раньше всего дефицит наступит в экономически наиболее развитых регионах

Оценка перспективного дефицита рабочей силы на региональных рынках труда показывает, что острота рассматриваемой проблемы проявится на них совершенно по-разному. Наиболее напряженная ситуация с обеспечением региональной экономики рабочей силой будет складываться в рамках тех регионов, где экономический рост и индуцированное им активное расширение спроса на труд происходят в неблагоприятных демографических условиях, выраженных, например, в отрицательных темпах прироста численности населения в трудоспособном возрасте. В регионах, где будет наблюдаться противоположная ситуация, вероятен избыток рабочей силы и безработица. Такие субъекты Федерации — потенциальные регионы-доноры рабочей силы. В остальных случаях тенденции менее однозначные.

Спрос на рабочую силу в регионе определялся как доля соответствующего региона в общероссийской величине потребности в рабочей силе. Соответствующая доля находилась путем усреднения тенденций динамики сферы занятости в базовом периоде12. Аналогичная методика применялась для оценки структурных изменений всех прочих компонентов, учитываемых при оценке дефицита рабочей силы (безработные, учащиеся и т.д.). В качестве базовых периодов рассмотрены временные интервалы 1992–2004 годы и 1999–2004 годы.

В табл. 3 и 4 приведены значения уровня дефицита рабочей силы по федеральным округам. Перспективный дефицит рабочей силы является наиболее актуальной проблемой для: Центрального (ЦФО), Уральского (УФО), Северо-Западного (СЗФО) и Приволжского (ПФО) федеральных округов, а наименее актуальной – для Южного федерального округа (ЮФО). При этом полученные результаты находятся в сильной зависимости от выбранного варианта, а также от базового периода, на основе которого рассчитывалась перспективная региональная структура занятости.

Таблица 3. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов (базовый период 1992-2004 годов), %

Федеральный округ

2005 год (оценка)

2010 год, вариант

2015 год, вариант

4

5

8

4

5

8

Центральный

-5,8

-3,1

-0,8

-3,0

0,9

11,0

3,3

Северо-Западный

-5,0

-0,2

2,0

-0,2

5,9

15,5

8,2

Южный

-15,9

-14,2

-11,6

-14,1

-9,7

1,5

-7,0

Приволжский

-6,0

-1,4

0,9

-1,4

5,5

15,2

7,8

Уральский

-3,0

2,2

4,4

2,2

8,6

17,9

10,8

Сибирский

-10,0

-5,5

-3,1

-5,4

1,5

11,6

3,9

Дальневосточный

-6,3

-4,4

-2,1

-4,4

-2,3

8,1

0,1

Так, для ЦФО при выборе в качестве базовых тенденций периода экономического роста 1999-2004 годов дефицит рабочей силы наступает уже к 2010 году вне зависимости от рассматриваемого варианта. Анализ «структурных тенденций», сложившихся в 1992-2004 годах, показывает, что дефицит рабочей силы в ЦФО проявляется после 2010 года. Еще более наглядно значение выбора тенденций базового периода для Дальневосточного (ДФО) и Сибирского (СФО) федеральных округов. Сохранение тенденций периода 1999-2004 годов благоприятно сказывается на решении проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами в СФО, в то время как для ДФО оно означает скорое (по варианту 5 – к 2010 году) наступление дефицита на территории субъектов этого округа. Для остальных федеральных округов различия в действии тенденций различных периодов выражены не так явно.

Таблица 4. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов, (базовый период 1999-2004 годов), %

Федеральный округ

2005 год (оценка)

2010 год, вариант

2015 год, вариант

4

5

8

4

5

8

Центральный

-4,9

1,1

3,3

1,2

6,8

16,4

9,1

Северо-Западный

-5,0

-0,7

1,5

-0,7

4,7

14,5

7,0

Южный

-15,6

-12,3

-9,8

-12,3

-6,2

4,7

-3,6

Приволжский

-6,5

-4,0

-1,7

-4,0

1,6

11,7

4,0

Уральский

-3,3

0,8

3,0

0,8

6,3

15,8

8,5

Сибирский

-10,8

-9,4

-7,0

-9,4

-4,6

6,1

-2,1

Дальневосточный

-6,1

-2,1

0,2

-2,1

2,9

12,8

5,3

Как уже было отмечено выше (см. рис. 1), прогноз перспективного дефицита рабочей силы различен по выбранным трем вариантам, что подтверждается на уровне как федеральных округов, так и отдельных субъектов Федерации. Так, по варианту 5 дефицит рабочей силы к 2015 году проявляется во всех федеральных округах, независимо от выбранного периода и его «структурных тенденций» (см. табл. 3, 4).

Отдельные субъекты РФ начнут испытывать дефицит труда раньше и острее. Наиболее наглядный пример — Москва, где высокий уровень спроса на труд в значительной степени удовлетворяется за счет миграции из Подмосковья (маятниковой), из других регионов России, а также из-за рубежа. При этом в данном субъекте Федерации сосредоточена значительная часть вакантных рабочих мест, что также подтверждает тезис о наличии неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Судя по прогнозным оценкам, складывающееся соотношение динамики спроса на труд и численности населения в трудоспособном возрасте приводит к усилению дефицита рабочей силы. Таким образом, уже в ближайшей перспективе будет все более очевидной зависимость столичного рынка рабочей силы от внешних источников его пополнения. В других субъектах ЦФО ситуация с обеспечением рабочей силой гораздо менее острая. В наибольшей степени дефицит рабочей силы проявляется в Курской, Костромской, Липецкой, Ярославской областях, в них в 2015 году он может составлять 5-10% прогнозируемой потребности в рабочей силе13.

Дефицит рабочей силы отмечается и в другом отечественном мегаполисе – Санкт-Петербурге. Однако он формируется в отличных от московского рынка труда условиях: невысоких (ниже средних по стране) темпах роста потребности в рабочей силе в прогнозный период и отрицательных темпах прироста численности населения в трудоспособном возрасте. При этом тенденции оживления спроса на рабочую силу могут еще более обострить проблему ее дефицита. Если рассматривать ситуацию в СЗФО более подробно, то можно отметить, что вопрос нехватки рабочей силы практически в равной степени актуален для всех регионов данного округа. С одной стороны, это свидетельствует о некоторой синхронности социально-экономических параметров развития региональных рынков труда, что можно оценить позитивно. С другой стороны – отмеченная синхронность не позволяет компенсировать возникающий в одном из субъектов дефицит за счет миграционных потоков из ближайших регионов.

Для большинства субъектов УФО в перспективе также характерен неудовлетворенный  спрос на рабочую силу, особенно выраженный к концу прогнозного периода, когда «уровень дефицита» может достигать 10-15% потребности в рабочей силе. Особенно будет заметен недостаток рабочей силы в Тюменской и Челябинской областях.

Из остальных федеральных округов выделим, прежде всего, ДФО. Как уже отмечалось, сохранение «структурных тенденций» периода экономического роста ведет к серьезному обострению проблемы обеспечения экономики региона рабочей силой, поскольку растущая потребность в ней сдерживается заметным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Территории региона можно разделить на три достаточно разнородные группы. В первой из них – Хабаровском и Приморском краях, Сахалинской и Амурской областях – дефицит трудовых ресурсов проявляется в первую очередь. Так, в Хабаровской крае «уровень дефицита» к 2010 году может составить около 6%, при средней по округу нехватке рабочей силы порядка 0,2% и отсутствии ее дефицита на общероссийском рынке труда. Вторую группу формируют Магаданская область, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Здесь нехватка рабочей силы проявляется на два года позже, чем в первой группе. Наконец, третья группа, в которую входят Камчатская область и Республика Саха (Якутия), характеризуется умеренной потребностью в рабочей силе относительно имеющихся в регионе ресурсов труда.

В ПФО проблема дефицита трудовых ресурсов приобретает остроту в 2010-2012 годах. Если до этого периода в большинстве регионов округа динамика спроса согласуется с имеющимся трудоресурсным ограничением, то затем соответствие нарушается. Наибольший уровень обеспеченности рабочей силой сохраняется в Республиках Марий Эл и Чувашия, Пензенской и Оренбургской областях. На отмеченных региональных рынках труда безработица может сохранится до 2012-2014 годов. Противоположная ситуация возникнет на рынках труда Самарской, Нижегородской, Пермской областей, в Республиках Татарстан и Башкортостан, где возможности удовлетворения перспективного спроса на рабочую силу значительно ниже.

В ЮФО и СФО дефицит рабочей силы проявляется только в отдельных регионах, что позволяет в целом охарактеризовать их (исходя из прогнозируемой потребности на труд) как трудоизбыточные, хотя резерв рабочей силы со временем заметно сокращается. В то же время следует ожидать интенсификации внутрирегиональной миграции, которая может внести известные коррективы в динамику происходящих на региональных рынках труда процессов.

В целом анализ полученных оценок региональных дефицитов рабочей силы, сложившихся отраслевых структур занятости в регионах и тенденций их изменения позволил получить оценки динамики дефицита рабочей силы в отраслях экономики РФ.


12 Хорафас Д.И. Системы и моделирование. М.: Мир, 1967; Зайкин В.С. Применение простых цепей Маркова для прогнозирования расходов населения. // Проблемы моделирования народного хозяйства. ч.3. Новосибирск, 1973.
13 Здесь и далее (если не оговорено иное) при описании регионов количественные оценки приводятся для варианта 5 и базового периода 1999-2004 годов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.