Rambler's Top100

№ 273 - 274
22 января - 4 февраля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Демографический ежегодник России. 2006

Наука в России: социологический анализ

Соціально-економічна структура населення: еволюція, сучасність, трансформації

10 вопросов о здравоохранении в странах, являющихся новыми соседями ЕС

Гендер для «чайников»

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации», «Отечественные записки»

Содержание журнала «Population & Societes»


Google
Web demoscope.ru

Ф.Э.Шереги, М.Н.Стриханов

НАУКА В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М., ЦСП, 2006, 456 страниц


Возрастной состав исследователей по направлениям научной работы, % (стр. 55)

Возраст

Направления научной работы

Фундаментальное исследование

Прикладные исследования

Разработки

До 30 лет включительно

15,2

15,7

14,2

31-35 лет

8,5

8,3

7,0

36-40 лет

6,0

8,9

6,2

41-50 лет

21,8

21,6

20,7

51-60 лет

29,3

25,4

27,7

Старше 60 лет

19,2

20,1

24,3

Средний возраст, лет

48,6

48,2

50,1

ДОЛЯ ДО 40 ЛЕТ

29,7

32,9

27,4

Поступления от экспорта технологий и платежи по импорту технологий в 2004 г., млрд. долл. США (стр. 158)

Страны

Поступления от экспорта технологий

Платежи по импорту технологий

Баланс платежей

Россия

0,38

0,82

-0,44

Бельгия

6,73

6,29

0,44

Великобритания

28,20

12,11

16,09

Германия

25,33

25,40

-0,07

Италия

3,86

4,07

-0,21

США

52,64

23,90

28,74

Франция

5,19

3,23

1,96

Швейцария

6,43

6,83

-0,40

Япония

13,04

4,86

8,18

Структура общего стажа научной работы исследователей, по возрастным группам, % (стр. 231)

Общий стаж научной работы

Возраст

До 30 лет включительно

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

Старше 60 лет

До 5 лет включительно

74,1

10,7

3,3

0,8

0,6

6-10 лет

23,9

38,1

6,1

1,7

0,4

11-15 лет

2,0

37,5

12,2

1,7

0,6

16-20 лет

0,0

12,3

31,4

6,0

1,8

21-25 лет

0,0

1,4

30,4

14,3

4,0

26-30 лет

0,0

0,0

16,6

34,2

9,3

31-35 лет

0,0

0,0

0,0

30,6

16,1

36-40 лет

0,0

0,0

0,0

10,7

30,0

Свыше 40 лет

0,0

0,0

0,0

0,0

37,2

ИТОГО

100

100

100

100

100

СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ЛЕТ

5,9

11,0

19,5

28,5

37,4

Доминантный период массового «прихода» в науку

2000-2005 гг.

1990-1999 гг.

1980-1989 гг.

1970-1979 гг.

1960-1969 гг.

Доля в составе всех исследователей (2005 г.)

14,9

14,6

21,3

27,6

21,6

Эмиграция российского населения (1987-2000 годы), тысяч человек (стр.236)

Страна выезда

Год выезда

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Австралия

0,0

0,1

0,1

0,1

0,3

0,8

0,5

0,7

0,5

0,4

0,2

0,2

0,2

0,1

Германия

3,9

10,0

21,1

33,8

33,7

62,7

73,1

69,9

79,9

64,8

52,5

49,6

53,2

45,6

Греция

0,1

0,2

1,8

4,2

2,1

1,9

1,8

1,1

1,3

1,3

1,0

0,8

0,9

0,6

Израиль

3,5

8,1

22,0

61,0

38,7

22,0

20,6

17,1

15,4

14,5

14,6

17,0

33,7

16,5

Канада

0,0

0,0

0,1

0,2

0,2

0,3

0,7

0,9

0,8

1,0

1,3

1,5

1,9

1,0

США

0,2

0,7

0,7

2,3

11,0

13,2

14,9

13,8

10,7

12,4

12,5

10,8

11,1

9,6

Другие страны

2,0

1,7

1,8

2,1

2,3

2,1

2,6

2,6

2,5

3,2

3,7

4,8

5,8

5,1

Всего

9,7

20,8

47,6

103,7

88,3

103,0

114,2

106,1

111,1

97,6

85,8

84,7

106,8

78,5

В том числе работавших в отрасли «Наука и научное обслуживание»

0,2

0,4

1,0

2,1

1,8

2,1

2,3

2,1

2,2

1,9

1,7

1,7

2,1

1,6

Мнение преподавателей о доминирующих причинах миграции своих коллег (стр. 342)

Формы миграции

Уход на производство, в коммерцию

Отъезд в другие города

Выезд за рубеж для работы по контракту

Эмиграция в страны СНГ

Эмиграция на Запад

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О ДОМИНИРУЮЩИХ ПРИЧИНАХ

Низкая оплата труда

По семейным обстоятельствам

Низкая оплата труда

По причинам этнического воссоединения

Низкая оплата труда

Снижение престижа труда преподавателя и ученого

Ограниченность доступа молодых талантливых преподавателей периферии к известным вузам

Ограниченность возможностей общения с иностранными коллегами

По семейным обстоятельствам

Нестабильность экономической ситуации в России

Неясность своей жизненной перспективы

Отсутствие перспектив профессиона-льного роста

Ухудшение условий для занятия фундаментальной наукой

Низкая оплата труда

Беспокойство за судьбу детей

Отсутствие перспектив профессиона-льного роста

 

Отсутствие перспектив профессиона-льного роста

Снижение престижа научного труда в России

Нестабильность политической ситуации в России

Низкий уровень материально-технической базы образователь-ных учреждений

 


Низкий уровень материально-технической базы образователь-ных учреждений

Снижение престижа научного труда в России

Ухудшение условий для занятия фундаменталь-ной наукой

 

 

 

 

В последние два десятилетия наука стала основным двигателем экономического прогресса. Без развитой науки сегодня ни одно государство не может занять достойное место в авангарде цивилизации. Именно поэтому важно понять, почему, будучи в советский период достойной зависти многих, ныне экономически развитых стран, российская наука переживает острый кризис. Поиск ответа на этот вопрос авторы книги ищут в опоре на богатый статистический материал и данные всероссийских социологических исследований.
Книга адресована всем, кто интересуется социальными проблемами науки.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
1. Истоки проблемы
2. Изменение численности научных организаций
3. Территориальное распределение научных организаций
4. Процесс приватизации
5. Направленность исследований и разработок

ГЛАВА ВТОРАЯ
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
1. Изменение численности исследователей
2. Характер вертикальной мобильности в процессе профессионального становления
A) Региональная предопределенность профессионального образования
Б) Получение высшего образования
B) Защита научной диссертации
3. Ученый как призвание
4. Характер научной работы
5. Условия труда ученых
А) Интегральная оценка
Б) Доступ к источникам научной информации

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Ассигнования на науку в целом
2. Ассигнования на виды работ
3. Обновление основных фондов
4. Интеллектуальная собственность
5. Трудности перехода на рыночные условия функционирования

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЧТО МЕШАЕТ РАБОТЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Условия функционирования подразделений научных организаций
2. Финансирование научной работы

ГЛАВА ПЯТАЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
1. Контакты с зарубежными коллегами
2. Сотрудничество с фондами

ГЛАВА ШЕСТАЯ
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ УЧЕНЫХ
1. Материальные условия жизни
2. Мнения о состоянии науки в России
3. Миграционные намерения исследователей
4. Политические воззрения исследователей

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
НАУЧНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
1. Численность преподавателей и прогноз до 2011 года
2. Демографический состав и профиль образования преподавателей
3. Удовлетворенность условиями труда
4. Технические предпосылки научной коммуникации
А) Владение компьютером
Б) Владение иностранным языком
В) Пользование научными библиотеками
Г) Пользование Интернетом
5. Научная работа преподавателей
А) Оценка состояния науки на кафедрах
Б) Участие преподавателей в научной работе
В) Характер выполнения научной работы
6. Результаты научной деятельности
7. Финансирование научной работы
8. Международное сотрудничество
А) Контакты с зарубежными коллегами
Б) Выезды за границу
9. Взаимодействие преподавателей с научными фондами и организациями
10. Интеллектуальная собственность
11. Материальное положение преподавателей
А) Структура дохода семейного бюджета
Б) Структура расходования семейного бюджета
12. Жилищное положение
13. Миграция преподавателей
14. Политические воззрения преподавателей

ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
1. Основные показатели деятельности аспирантуры
2. Социальная структура аспирантов
3. Временные показатели поступления в аспирантуру
4. Условия подготовки научной диссертации
5. Затраты на подготовку диссертации
6. Профессиональные планы аспирантов после окончания аспирантуры
7. Включенность аспирантов в международную научную коммуникацию
8. Участие студентов вузов в научно-исследовательской работе

Вместо заключения

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1: Индекс интенсивности международной коммуникации исследователей в различных отраслях прикладной науки
Приложение 2: Список научных организаций, в которых проводился опрос исследователей

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.