Rambler's Top100

№ 265 - 266
13 - 26 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ-Деньги» об алкогольных отравлениях и поддельной водке
«The Washington Times» о проблеме алкогольной смертности в России
«Парламентская газета» и «Коммерсантъ-Деньги» о госмонополии на алкоголь
«SmartMoney» об алкогольной смертности и алкогольных суррогатах
«Время новостей» о мнениях россиян по проблеме отравлений алкоголем
«Коммерсантъ-Деньги» о проблемах медицинского страхования в России
«Итоги» о проблемах и перспективах российского здравоохранения
«Российская газета» о демографических проблемах России
«Трибуна» о браке и семье в России
«Коммерсант» о возможности воздействовать на рождаемость материальными стимулами
«Бизнес» и «Время новостей» о налоговых вычетах на детей
«Трибуна» о репродуктивных установках россиян и ожиданиях государственного патернализма в этом вопросе
«Невское время» о тех, кто первый ударил в «демографический набат»
«Независимая газета-Наука» о глобальных демографических процессах глазами Никитского Клуба
«Frankfurter Allgemeine» о старении населения Германии
«Зеркало недели» о демографической политике во Франции
«Российская Бизнес-газета» о грядущем дефиците трудовых ресурсов

«Российская газета» о миграционной политике глазами Лужкова
«Московская промышленная газета» о нехватке кадров в Москве
«Санкт-Петербургский курьер» о миграции и рынке труда Санкт-Петербурга
«Российская газета» об ужесточении за найм нелегальных мигрантов
«Коммерсантъ» о квотах для гастарбайтеров на 2007 год
«Киевские ведомости» о миграции и миграционной политике на Украине
«Время новостей» и «Московские новости» о местных и неместных на рынках
«Время новостей» о мусульманах в Германии
«Время новостей» и «Тайный советник» о ксенофобии в России
«Комсомольская правда» о производительности труда, зарплатах и миграции
«Время новостей» о генеральных планах развития Москвы
«Известия» об эксперименте по расселению «неэффективных» поселений
«Новые известия» о внутренней миграции в России
«Время новостей» о российских профсоюзах глазами Путина
«Российская газета» о минимальной зарплате и трудовых книжках
«Российская бизнес-газета» о богатых и бедных в мире
«Independent» о нехватке воды в мире
«The Guardian» о причинах некомплекта британской армии

… о госмонополии на алкоголь

Не жизнь, а упоение!

Госмонополия на алкоголь спасет жизни тысяч россиян

Председатель Госдумы Борис Грызлов сделал поистине сенсационное для России заявление, предложив ввести государственную монополию на продажу алкогольной продукции. Тем самым глава палаты Парламента как бы подытожил многочисленные разговоры и суждения на эту щепетильную для нашего народа тему, давно бродившие в различных коридорах российского бизнеса и власти. Не секрет, что это выступление Бориса Грызлова среди магистров водочного бизнеса произвело поистине взрывной эффект. Почему?
Да потому, что этот узкопрофильный, но многодоходный (лишь в оговоренные карманы) бизнес явно почувствовал угрозу этим самым карманам. Тут же громко заговорили о невозможности таковой монополии из-за того, что, дескать, вся розничная торговля в стране - частная! Но ведь по сути именно этот нюанс и явился основным кирпичиком в фундаменте заявления главы Госдумы.
Если бы частные магазины, ведомые своими владельцами, во главу угла ставили не только личную прибыль, но и качество предлагаемой продукции, у России не появилось бы тех национальных бед, о которых сегодня с дрожью говорят даже алкозакаленные бомжи.
И давно пора уже не только говорить, но и кричать об этом на самом высоком уровне! Почему?

Водка - наше все?
Все попытки победить в России "зеленого змея" еще с времен Петра I неизбежно заканчивались крахом. Шоу, устроенное нам политическим тандемом "Горбачев - Лигачев", тому яркое последнее доказательство. Борис Ельцин, сам круглосуточно уважавший этот увлекательнейший процесс, и вовсе с пьянством в стране не боролся, в результате чего мы сегодня и имеем то, что имеем. Но любой здравомыслящий человек (и уже не только матери и жены) сегодня абсолютно уверен: пьянство для нынешней России, слабой экономически и разобщенной духовно - та последняя капля, что утопит нас как нацию.
Десятки тысяч смертей в год от "паленой водки" - цифра хоть и огромная, но весьма условная. Кто подсчитывал, сколько людей гибнет по вине пьяных водителей или в пожарах от окурка заснувшего пьяницы?
А какой процент инфарктов и инсультов приходится на горький миг похмелья? А дети - инвалиды, родившиеся у алкоголиков, или дети, попавшие в детдом по вине осужденных за "пьяное" преступление родителей? Это все - минусы нашей национальной родословной. И эти минусы, в отличие от законов математики, умножаемые друг на друга, никогда плюсом не станут. Так как с этой бедой бороться? Спасет ли нас госмонополия лишь на оборот спирта? Что ж, давайте рассуждать. Хотя бы потому, что количество людей, способных к этому умственному процессу, в России постоянно из-за пьянства и сокращается: страна пьет жадно, взахлеб, как будто - в последний раз. Хотя, почему "как будто"? Для многих этот раз действительно становится последним...

А вышло как всегда...
Для начала вспомним, что в новейшей истории России с 1995 по 2000 г. уже существовала госструктура по обеспечению государственной монополии на рынке алкогольной продукции. Но вывести на свет весь теневой алко-рынок этот комитет так и не смог. Его последний руководитель Виктор Берестовой прилюдно признал, что государству под силу контролировать лишь половину алкогольного рынка в стране. Остальное, увы, в руках теневиков.
У пришедшего ему на смену в 2000 г. ФГУПа "Росспиртпром" тут же обнаружились аналогичные проблемы. Ко всему прочему (по данным Счетной палаты), из-за лукавых приказов Минсельхоза, из заработанных ФГУПом 154 миллиардов рублей в бюджет государства попало лишь... 4,6 миллиарда. На счета "Росспиртпрома" были также незаконно перечислены 17,5 миллиарда рублей как доходы по акциям, переданным ему в оперативное управление и т.д. и т.п. В общем, хотели "как лучше"... (если, конечно, хотели.)
К слову сказать, абсолютной государственной монополии на алкогольном рынке не было и нет ни в одной стране мира! Даже в царской России была лишь "казенная продажа питий", т.е. государственная монополия лишь на продажу алкоголя, закупленного у производителей. Собственно сами "пития", т.е. различные водки, настойки, коньяки и прочее могли производить все (Шустов, Смирнов - эти брэнды в России до сих пор не только на слуху, но и на языке), государство же закупало лучшие из них и далее реализовывало через сеть своих магазинов.
Подобная практика алкоконтроля до сих пор существует, например, в Швеции, Дании, Финляндии, Канаде и т.д. Спиртное в розницу там продается лишь в специализированных магазинах, в определенное время и лицам определенного законом возраста.
... К сожалению, 1917 год вместе с самим государством уничтожил и механизмы его внутренней самозащиты. Лозунг "Все для человека!" на 100 процентов исполнялся в СССР лишь в винных отделах! Именно в Советском Союзе была изобретена водочная пробка, метко прозванная в народе "бескозыркой": однажды сняв, вернуть на место ее уже было невозможно. Т.е. народу само государство нашептывало в ухо: "Пей до дна!" И народ пил. Пьет он и сейчас. Так что же делать?

Не пей, Иванушка!
Оставим в стороне тайные интересы организованных лоббистских группировок, что прилюдно бились на различных ток-шоу "стенка на стенку", доказывая лишь свою правоту при обсуждении нового алкогольного закона. Все они выдвигают при этом веские доводы, спорить с которыми, на первый взгляд, трудно.
В условиях госмонополии на оборот спирта, дескать, увеличится объем легальной продукции за счет вытеснения нелегальной.
Но ведь и сегодня у государства в руках и так сосредоточены колоссальные правовые и экономические возможности для контроля над этим рынком: обязательное лицензирование, квоты на поставки, акцизы и т.д. Но почему-то это не срабатывает. Причина скорее банальна, нежели сложна: коррупция в исполнительной власти различных уровней, слияние проверяемых и проверяющих, легкие деньги, лукавые законы сводят на "нет" все благие начинания. Кто из архитекторов нового закона даст именную гарантию на то, что с его подписанием все перечисленные выше отрицательные тенденции исчезнут? Думаю, никто...
Ведь "левая" продукция состоит не только из "левого" спирта. Здесь важен каждый компонент: вода, сахар, пищевые красители, ароматизаторы, система доставок и распространения, система взяток и "откатов", наконец! Кто будет следить и бороться с вышеперечисленным? Да никто, т.к. все внимание государства предлагается тратить на оборот лишь этилового спирта!
К слову сказать, в России обязательно найдется масса лазеек, по которым уже государственный спирт точно так же начнет сочиться в частные емкости. По этой причине не сможет быть исполнен в полном объеме и второй пропагандистский довод сторонников нового закона: пополнение государственного бюджета.
Всем уже хорошо известно, что бюджет пополняется деньгами от конечной фазы сложной производственной цепочки "конвейер - прилавок", т.е. в данном случае от продажи этой самой ликеро-водочной продукции. Если это очевидный факт, зачем же на ровном месте городить еще одного монстра - посредника в виде какого-нибудь очередного ФГУПа лишь по закупке спирта? Почему не создать сразу госструктуру, которая и будет монополистом на этой самой важной конечной фазе всей ликеро-водочной схемы: на реализации готовой продукции населению! В данном случае явных выгод - и социальных, и экономических - много больше, чем минусов.

Танцуют все!
Все региональные производители спиртного (а таковых сейчас в каждой области, а то и районе хоть отбавляй) будут знать, что продать свою продукцию отныне они смогут лишь государству. И лишь государство (если продукция соответствует ГОСТам и хороша по качеству) вправе его в дальнейшем пускать в розничную продажу.
Чтобы исключить соблазн протолкнуть на прилавок "левак" за традиционную в России взятку, в законодательстве должны появиться поправки, карающие за контрафакт так же, как, например, за терроризм: чем граната в стекле лучше гранаты в металле?
Такая схема тут же создаст нормальную конкуренцию среди производителей, где одним из главных критериев будет качество. Если производитель вложит деньги в производство "левака", он неизменно обанкротится: его товар просто никто не закупит. То, что Россия в состоянии отличить подделку от оригинала, всему миру недавно блестяще продемонстрировал главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Значит, можем, если захотим! Собственно, для того чтобы "захотеть", государству и нужен соответствующий точный закон. Поэтому сегодня, на мой взгляд, речь нужно вести, во-первых, о крепкой государственной поддержке (главное - контроль за качеством!) алкобизнеса, а во-вторых, за монополизацией всего процесса закупок и сбыта той продукции страждущим.
Алкогольный бизнес в России гораздо более стабилен, чем нефтяной, а по прибыльности и поглощаемости, пожалуй, и ничуть не меньше. Если лишь теневые его обороты по подсчетам специалистов приближаются сегодня к 15 миллиардам долларов, то контролируемый государством этот рынок, способен был бы давать доходы в разы больше! Но лишь контролируемый!
Необходимо вывести торговлю спиртным из всех супер - и мини - маркетов, где бутылки мирно соседствуют с отделами детских товаров. С одной стороны, власти запрещают торговать спиртным в радиусе ста метров от школ и детских садов, с другой - расставляют бутылки рядом с детской жвачкой и мороженым, особо даже не заботясь о логическом обосновании этого лукавства. Далее. Кто мешает начать строительство специализированных вино-водочных магазинов, как в Европе, где будет наложен жесткий фэйс и паспортный контроль за покупательским контингентом? Денег для этого в стране хоть отбавляй: ведь строят в той же Москве сплошь и рядом какие-то безумные небоскребы и развлекательные центры, напоминающие роскошью усыпальницы индийских набобов. Кстати, "питейные" магазины наоборот должны быть лишены ярких рекламных витрин и зовущих слоганов: в стране, которая и без того живет по принципу: "С утра выпил - весь день свободный!", они - явный излишек...
Работники этих магазинов должны получать очень большие зарплаты и иметь отличную социальную защищенность, которую им как "государевым слугам" обеспечит именно государство. Уверен - тогда на прилавке не появится ни одной левой бутылки и ни один недоросль, коему по закону спиртное не положено, не сможет таковую купить: продавцам будет что терять. Ко всему прочему, получив однажды в трудовую книжку "черную метку", они уже никогда не смогут устроиться на аналогичную работу: мир государственного алкогольного бизнеса будет столько же корпоративен, как, например, нефтяной. Тогда этот мир сам начнет вырабатывать механизмы своей внутренней защиты и уже никогда гастарбайтерша с сомнительным знанием русских падежей не сможет даже мечтать о работе в таком месте, чего сейчас, увы, предостаточно. А владельцы сетевых магазинов, делающие основные деньги на торговле спиртным, может, наконец, озаботятся и продажей высококачественной, а не модифицированной к нему закуски.
Все перечисленное, безусловно, должно быть оговорено законом. Тогда и контроль за его исполнением будет гораздо более удобен и конкретен: всегда можно будет проследить путь контрафактной бутылки до прилавка, если таковая там появится. Если даже в коробках с шоколадными конфетами лежат именные бумажки "укладчица N...", что мешает подобное законодательно внедрить и в вино-водочную промышленность?
Если этого не сделать, демографический дефицит России, о котором говорил Владимир Путин, увы, будет решаться в основном за счет рождаемости лишь умственно-отсталых детей. А выделяемые при этом государством деньги на их обеспечение будут неплохим подспорьем лишь для их хронически нетрезвых пап и мам. Нам это надо?

Михаил СМИРЕНСКИЙ. «Парламентская газета», 3 ноября 2006 года

Александр Сиваков: "Запретить нелегальный рынок невозможно"

Почему неэффективны государственные меры по борьбе с нелегальным алкоголем и кому выгодна госмонополия на производство и оборот спирта? На эти вопросы отвечает независимый эксперт алкогольного рынка Александр Сиваков.

Есть ли связь между госмонополией на алкоголь и смертностью населения?
- Здесь имеет смысл обратиться к истории. Предыдущая государственная система при всех ее минусах была в последние ее 20 лет социально ответственной: государство монопольно производило алкоголь и продавало его, существовали ЛТП и другие формы борьбы с алкоголизмом и пьянством (вплоть до общественных институтов).
Однако позитивный опыт советского периода в этом плане не может быть отдельно выделенной моделью из всей советской системы. Госмонополия на алкоголь была составной частью всей системы, одной ячейкой мозаики, которая не работает в отрыве от всей системы. При этом не надо забывать, что алкоголь в советский период был общедоступен. Выбор был у каждого - вплоть до самых малоимущих. Производство самогона преследовалось по закону, но в сельской местности, где зарплаты были невысоки, на его производство смотрели сквозь пальцы. Случаи отравления были, но смертность в целом по России с 1970 по 1985 год практически была в два раза ниже, чем сегодня (???- Демоскоп), смертность же от отравлений алкоголем - в 1,5-2 раза ниже, чем сейчас.
За последние 15 лет в России произошло имущественное расслоение населения, при котором около черты бедности или за этой чертой оказалось не менее 35-40% населения России. Именно малоимущие слои населения обеспечивают спрос на нелегальную водку и спиртосодержащие жидкости (ССЖ).
Сложился сбалансированный рынок из трех составляющих: легальной водки, нелегальной (той, с которой не уплачены налоги и акцизы) заводской качественной водки (30%) и суррогатов (паленая водка, ССЖ, аптечные настойки -- без учета самогона). Считая весь рынок равным 205-207 млн. дал ежегодно, можно его сегментировать по потребителям: суррогаты занимают около 17% рынка и продаются по 15-25 рублей за эквивалент бутылки водки 0,5 л, их покупает около 8% потребителей; легальная водка и ликероводочные изделия занимают около 53-54% рынка, стоят дороже 65 рублей, покупает их около 59% потребителей (при этом сегмент условного премиума - цена выше 115 рублей - это лишь 7% потребителей); нелегальная заводская водка и ликероводочные изделия занимают 29-30% рынка, продаются по цене от 35 до 55 рублей, и потребляет их около 33% населения.
Потребителями опасной для здоровья продукции является не менее 10 млн. человек (это по самым скромным оценкам). Многие из них давно больны, алкоголики, просто опустившиеся люди... Но это российские граждане, которые выросли в других условиях и не смогли и, скорее всего, уже и не смогут найти себя в новой жизни.

Но ведь государство и сейчас пытается бороться с причинами смертности от алкоголя...
- Непрофессионализм государственных органов, непонимание сути проблемы нелегального алкогольного рынка и рынка суррогатов и логики происходящих на алкогольном рынке процессов, а также ошибочный логический посыл о том, что если уничтожить сложившийся нелегальный рынок, то потребитель придет к употреблению только легальной продукции, привели к тому, что под флагом борьбы со смертностью населения от алкоголя реализовывались далекие от реальной ситуации задачи (поскольку отравления происходили и происходят не от алкогольной продукции, а от ССЖ). Под флагом этой борьбы предполагалось решить задачу закрытия основной массы региональных предприятий по производству водки и ликероводочных изделий в интересах укрупнения алкогольного рынка, то есть определенной группы производителей водки и ликероводочных изделий федерального уровня. При том что в большинстве небольших населенных пунктов именно эти предприятия являются бюджетообразующими и градообразующими.
В результате принимаемых мер, вызвавших кризис отрасли в 2006 году, фактически исчез легальный рынок дешевой и доступной малообеспеченному населению алкогольной продукции (как водочной, так и винной), произошло реальное подорожание винной продукции: вина российского производства стали стоить вместо 65 рублей - 90-95 рублей. Производителей и коммерсантов несправедливо упрекают в умышленном и безосновательном повышении цен, но убыток, который понесли алкогольные компании, огромен. В суд на правительство по результатам кризиса подала лишь одна организация. Компенсировать убытки или просто остаться на плаву можно лишь за счет повышения цен, и это не искусственное повышение, вызванное дефицитом продукции. Цена на водку также выросла, при минимальной легальной цене 65 рублей на прилавках практически нет легальной водки дешевле 80-85 рублей. Правильная вроде бы мера по стимулированию производства натурального вина (повышение акциза в шесть раз на вина, не относящиеся к группе натуральных, без промежуточных ставок) привела к тому, что напиток для бомжей - портвейн "777" и ему подобные продукты стали недосягаемыми для потребителя по цене - их цена выросла с 27 до 52-55 рублей за бутылку.

Можно ли вообще эффективно бороться с нелегальным алкоголем?
- Запретить нелегальный рынок невозможно никаким законом. В России сегодня отсутствует рынок легальной алкогольной продукции для малообеспеченного населения, это необходимо понять и признать прежде всего. К сожалению, эта часть населения - "группа алкогольного риска" - не найдет себе другого напитка сегодня, когда ей запретили пить денатурированные жидкости. Эта группа населения будет искать для себя эквивалент по градусности и цене сегодняшним спиртосодержащим жидкостям. Таким средством сегодня остается только самогон: его продажная цена колеблется в пределах 15-17 рублей за бутылку 0,5 л. До последнего времени самогон не был главенствующим напитком в этой ценовой категории суррогатов: ССЖ стоили столько же, что делало невыгодным производство самогона во многих районах России. Самогон, выпущенный с целью продажи, производство которого в ближайшее время вырастет в несколько раз, будет мало чем отличаться от денатурированных ССЖ.
В рознице была, есть и будет нелегальная водка по 35-55 рублей. В данной ситуации ЕГАИС не спасет от нелегального рынка водки, так как необходима тотальная и постоянная проверка системы розничной торговли. В настоящее время на 11 тысяч торговых точек Москвы - около 50 проверяющих. Для эффективного контроля необходимо хотя бы одно посещение в две недели, чтобы выяснить, по какой цене стоит продукция на полках. Введение минимальной цены на алкоголь на первый взгляд действенная мера, но на самом деле она просто уравняет в цене нелегальную и легальную продукцию, то есть позволит убедить руководство в том, что торгуют только легальной продукцией, при этом роста легального рынка и акцизов не будет. Но на время эта мера позволит успокоить общественное мнение. Точно так же не спасет и ни одна из форм госмонополии на производство или оборот спирта или алкоголя - это лишь усилит коррупционную составляющую алкогольного бизнеса.
Ситуация дошла до абсурда: существование нелегального алкогольного рынка, обеспечивающего алкогольной продукцией малоимущую часть населения - не менее 25% - по доступным ценам (в полтора-два раза ниже расчетной минимальной легальной цены 65-70 рублей за бутылку водки емкостью 0,5 л), "гармонизировало" в социальном плане наше общество. Нелегальный рынок качественной заводской водки при отсутствии должного контроля и попустительстве государства стал основным снабженцем алкоголем значительной части населения, а государство, за последние пять-шесть лет увеличив за счет акцизной составляющей минимальную стоимость бутылки водки в два раза, не замечало этого явления.
Уничтожение в результате кризиса рынка дешевого легального и нелегального алкоголя подтолкнуло население (малообеспеченное, но достаточно многочисленное) к сегменту спиртосодержащих жидкостей. Лишь небольшая часть населения увеличила потребление пива: темпы роста рынка пива в 2006 году выросли в два раза - до 9% по итогам девяти месяцев при том, что в последние два года эти темпы не превышали 5% по итогам года. Рост производства слабоалкогольных коктейлей не отмечен, более того, их цена с 1 января вырастет на 50%, что еще определенную часть населения подтолкнет к сегменту доступных по цене продуктов - до 25 рублей.

Кому же в таком случае выгодна госмонополия?
- Госмонополия в идеальном варианте должна была бы решить три задачи.
Во-первых, это вытеснение нелегальной продукции. Но это, как уже было сказано, невозможно, даже новый закон ее не вытеснит - это "крышевой" лозунг для обмана общества. Сегодня все отравления - следствие неумелой попытки перераспределения рынка легальной и нелегальной продукции без понимания законов и логики развития процессов на рынке.
Во-вторых, повышение качества продукции. Но госмонополия никакого отношения к качеству не имеет: у нас сегодня вполне качественная и заводская нелегальная водка.
В-третьих, собираемость акцизов. Но все государственные предприятия сегодня самые неудачливые в этом отношении, у государства нет ни одного серьезного менеджера на службе.
Если бы госмонополия была способна решить эти задачи хотя бы частично, то можно было бы ее приветствовать. А ради усиления коррупции - да зачем она нужна? Любой бизнес остается для государственных мужей дойной коровой. Государственную монополию на что-либо можно доверить только созревшему и готовому для этого государству. Наше государство построено и существует для удовлетворения потребностей небольшой группы коррумпированных людей, которым помогают в равной степени коррумпированные силовые ведомства.
Правительство (за исключением Минсельхоза, для которого госмонополия на спирт - фактическое восстановление коррупционных потоков денежных средств, которые раньше текли через Минсельхоз наверх) против госмонополии. Даже Зурабов понимает, что это не решит проблемы борьбы с суррогатами. Государство не способно на осуществление госмонополии. Нет положительных примеров: "Росспиртпром" и "Союзплодоимпорт" работают практически с нулевой рентабельностью, у государства нет никакого опыта хозяйствования, к тому же сегодня и так 60% спирта и 30% водки выпускают госпредприятия.
А кроме того, у нас и так существует госмонополия - самая главная - на регулирование алкогольного рынка. Кроме государства, никто этим не занимается.

Производство алкоголя и смертность в России

 

1980 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Умершие от всех причин (млн.)

1,53

1,66

2,2

2,1

2,02

1,99

2,14

2,22

2,25

2,33

2,37

2,3

 

Умершие от случаев отравления алкоголем (тысяч)

32,1

16,1

43,5

35,2

27,9

26,1

29,9

37,2

41,1

44,7

45

42,7

 

Выпуск продукции (млн. дал)

Спирт этиловый из пищевого сырья

 

 

74,4

 

 

47,9

62,5

62,4

65,9

72,8

74,5

80,3

71,6

Водка и ЛВИ

 

137,9

122,6

78,5

86,6

86,4

134,6

123

131

138,7

134,9

136,6

132,4

Коньяк

 

 

0,9

1,2

1,1

1,1

1,4

1,7

2,1

2,7

3,5

3,9

4,47

Вина шампанские и игристые

 

 

8,2

9,2

10,0

9,2

7,3

6,8

7,7

8,1

8,8

12,4

14,1

Вина виноградные

 

 

15,2

9,2

11,8

12,6

18,3

24,1

27,4

33,3

36,5

39,3

31,8

Вина плодовые

 

 

7,6

6,4

5,2

3,8

4,1

2,8

3,5

2,6

3,2

4,3

4,1

Пиво

 

 

213

208

252

336

445

540

638

703

730

850

890

Слабоалкогольные напитки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47,5

47,9

Спирт из пищевого сырья для производства спиртосодержащих жидкостей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,5

 

«Коммерсантъ - Деньги», 13 ноября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.