Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Еще раз про любовь... и демографию

От диагноза к лечению

Меры, предложенные в Послании-2006

1.Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.

2.Компенсация части расходов на оплату детского дошкольного воспитания

3.Родовые сертификаты

4.О «базовом материнском капитале»

Что сделано

1.Утвержден план мероприятий по решению демографических проблем

2.Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

3.Совет по реализации приоритетных проектов преобразован в Совет по реализации приоритетных проектов и демографической политике

4.Правительством Российской Федерации разработан и представлен в Государственную Думу проект Федерального Закона «О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"»


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

От диагноза к лечению

«...А теперь о главном. Что у нас главное? В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России – о демографии». ... Так начиналась вторая часть ежегодного Послания, представленного Президентом России Федеральному Собранию 10 мая 2006 года1.

«Демографическая» часть Послания-2006  была не только рекордной по объему (до этого демографические проблемы были упомянуты в 5 из 6 Путинских посланий Федеральному Собранию), но и принципиально отличавшейся тем, что от констатации проблем в области демографии Президент перешел к изложению программы улучшения демографической ситуации, предложив конкретные меры, как более или менее очевидные, так и неожиданные.  

В ежегодном Послании-2006 демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России»,  демографическая  ситуация – «критической». Вопрос в  демографической части Послания-2006, следовавшей за экономической частью,  был сформулирован предельно просто: «… Для кого мы все это делаем?»

Для чего (и для кого?) нам (России) экономический рост и удвоение ВВП, зачем нам становиться энергетической сверхдержавой и вкладывать грандиозные средства в модернизацию производства и сельское хозяйство, прокладывать трансконтинентальные нефте– и газопроводы, разрабатывать оружие новейшего поколения и т.д и т.п…если «нас, россиян, с каждым годом становится все меньше и меньше?»

Может, что-то не то мы закладываем в наши стратегии и не то выдвигаем в качестве основных национальных приоритетов, если рождаемость в России уже 40 лет как не обеспечивает уровень простого воспроизводства, если смертность мужчин в трудоспособном возрасте высока, как и сто лет назад? Показатель продолжительности жизни в 70 лет, которого мы в нашей истории дважды достигали (во второй половине 60-х и в 1986-87 гг., в годы борьбы с алкоголизмом), сегодня нам кажется достойной целью светлого будущего, в то время как полтора десятка развитых стран уже превзошли рубеж в 80 лет (Япония, Швеция и др.) и еще десяток вот-вот достигнут и перешагнут этот престижный рубеж, свидетельствующий о высоком качестве жизни в этих странах.  

Президент признал: «Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали», обратил внимание Правительства на «медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода».

В Послании-2006 было четко и ясно сказано, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

До сих пор в правительственных стратегиях преобладала точка зрения, что все проблемы будущего будут решаться привлечением в Россию сотен тысяч мигрантов. Наконец-то из уст главы государства прозвучало, что «…никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи». Это, по нашему мнению, важнейшая идея Послания.

Конкретные предложения Послания-2006 уже вызвали оживленную дискуссию как в обществе, так и в экспертных кругах. Высказывается как одобрение мерам поддержки семей с детьми, так и сомнение в возможностях государства влиять на демографическое поведение. «Деньги – не главное, люди не будут рожать за деньги, а если и будут, то только представители наиболее бедных слоев и групп риска», «Государство не должно подталкивать женщин к рождению нескольких детей», «Эти меры могут привести к иным результатам (росту рождаемости лишь в тех этнических и социальных группах, где она и без того выше среднего уровня)», «Рождаемость не повысим, а деньги потратим и инфляцию увеличим» - подобные суждения часто встречались в комментариях последних месяцев, причем их авторы не простые обыватели, а политики, чиновники, специалисты. Хочется призвать экспертов и политиков воздержаться как от эйфории по поводу скорых побед над низкой рождаемостью и демографическим кризисом, так и от безграничного пессимизма – мол, в богатых странах с куда как более затратной поддержкой семьи рождаемость все равно низкая, куда нам-то.

Предложенная в Послании-2006 программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и вырастить ребенка, направлена, прежде всего, на стимулирование рождения хотя бы второго ребенка, на устранение тех причин, которые сегодня мешают молодым семьям свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке. Эти причины были названы: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить.

Для реализации Послания-2006 необходимо подготовить и внести изменения в законодательство, просчитать все необходимые на реализацию мер расходы, включить эти расходы в бюджет 2007 года.

Надеяться на то, что может быть получен заметный результат за копейки - большое заблуждение, от которого надо раз и навсегда отказаться. Исправление столь запущенной демографической ситуации - дело очень дорогое, очень затратное. И при этом никто не гарантирует, что все эти деньги будут использованы максимально эффективно. Условно говоря, вложили 100 тысяч рублей - получили сколько-то тысяч дополнительных рождений. Такого не будет, к сожалению.

В некоторых исследованиях делалась попытка оценить конкретное влияние на рождаемость политики поддержки семей с детьми. Например, есть расчеты, что увеличение общей суммы детских пособий на 25% дает впоследствии в развитых европейских странах прирост СКР, равный 4%, или примерно 0,07 ребенка2.

Есть некие разумные мировые стандарты: европейские страны тратят на материнские и семейные пособия суммы, эквивалентные 2,5 - 3 процентам ВВП, а некоторые страны - до 4 процентов. Если сравнить наши затраты на основные виды пособий (прежде всего из Фонда социального страхования и немного из региональных бюджетов), вся сумма составит менее 0,3 процента. То есть масштаб затрат на поддержку семьи у нас сегодня в 8-10 раз меньше, чем должен быть.

Что касается конкретных мер поддержки молодой семьи и женщин (размеры, условия и т.п.), то это - область необходимых дискуссий и выработки конкретных предложений, реалистичных и результативных.



1 См: http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/10/
1357_type63372type63374type82634_105546.shtml
2 A.H.Gauthier, J.Hatzuis. Family benefits and fertility : an econometric analysis. Population studies, N° 51, 1997.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.