Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о вкладе властей и СМИ в разжигание ксенофобии
«Газета» о киберэкстремизме
«Коммерсантъ» о ксенофобии и безразличии
«Российская газета» о ксенофобии в России
«Российская газета» и «Время новостей» о конфликте в Кондопоге
«Независимая газета» о прогнозировании нацконфликтов в России
«Российская газета» о нововведениях в российской миграционной политике
«Газета» об ожиданиях от новых миграционных законов
«Российская газета» о нелегальной миграции и миграционной амнистии
«Gazeta.kz» о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
«Эксперт», «Труд» и «Российская газета» об иноэтничных мигрантах в России и Москве
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о миграции в мире
«Gazeta.kz» о миграционной политике Китая
«Российская газета» об иммиграции в Великобритании
«Российская газета» об иммигрантах в Испании
«Эксперт » о словацких сиделках в Австрии
«Новые известия» и «Труд» о миграционных предпочтениях россиян
«Украинская правда» о русском языке на Украине
«Независимая газета» о евреях в Китае
«Би-би-си» о демографических проблемах России

«Ведомости» о том, как потратить материнский капитал
«Новые известия» о жилье для молодых семей
«Время новостей» об образовании и рынке труда
«Российская бизнес-газета» о телеработе
«Коммерсантъ» о неравенстве
«Московский комсомолец» о доходах и расходах в разных странах
«Новые известия» и «Российская газета» о среднем классе
«Труд» о положении инвалидов в России глазами Сергея Миронова
«Итоги» о проблеме СПИДа
«Человек и труд» о СПИДе на рабочем месте
«Полит.ru» и «Труд» об отравлениях суррогатным алкоголем
«Новые известия» о потеплении и паразитарной заболеваемости
«Время новостей» о здоровье россиян
«Известия» о детской заболеваемости
«Время новостей» о положении детей заключенных мам
«Welt am Sonntag» и «Известия» о проблемах суррогатного материнства
«Новые известия» о брачных контрактах
«Газета» о религиозности россиян
«Коммерсантъ » об исламе в мире
«Время новостей» о вечной молодости и инфантильности

… о конфликте в Кондопоге

После драки

Что стоит за событиями в карельском городе Кондопоге

В карельском городе Кондопоге в ресторане "Чайка" случилась драка. Трое погибли. Тысячи вышли на улицу и потребовали от местной власти обеспечить "выселение из города всех мигрантов, не зарегистрированных по месту жительства".
Что это - криминальные разборки или, как пишут журналисты, "конфликт на этнической почве"? Кто и что должен сделать, чтобы такое не повторялось? На эти и другие вопросы сегодня отвечает социолог Сергей Белановский.
Российская газета: Сергей Александрович, журналисты пишут, что в Кондопоге случился конфликт на этнической почве, Общественная палата пришла к выводу, что все-таки спешить с такими заявлениями не нужно, что ситуация больше похожа на криминальные разборки.
Сергей Белановский: В 2002 году очень похожие события произошли в подмосковном Красноармейске и в Угличе Костромской области. Тогда по относительно свежим следам я собирал фокус-группы из местных жителей.
В Красноармейске был конфликт с армянами, в Угличе с чеченцами. Серьезных погромов ни там, ни там не было. В Красноармейске был довольно большой стихийный митинг перед зданием администрации, по городу были расклеены листовки, информирующие о митинге и призывающие туда пойти. Тогда впервые в Красноармейске засветилось движение против нелегальной миграции. На митинге в Угличе я присутствовал, но это было довольно жалкое зрелище.
В оба этих города я ехал, может быть, под влиянием СМИ, которые писали, что там назрели погромные настроения, что истории будут иметь продолжение, что это только начало. Прежде всего, ни там, ни там я не увидел погромных настроений. Во-вторых, в обоих городах люди сказали, что повторений не будет, что этот конфликт заглох и погашен. Да, в Красноармейске, действительно, есть армяне. Да, действительно, к ним были две главные претензии - первая заключается в том, что они оккупировали местный рынок и другие торговые точки, и жители твердо убеждены, что этническая мафия находится в сговоре с городской администрацией, и вследствие чего на рынке завышены цены, туда не пускают отечественных фермеров, бабушек, которые могли бы с личного участка продать картошку. В Угличе говорили тоже самое.
Вторая претензия - что этническая молодежь на улицах, в кафе и ресторанах ведет себя нагло, вызывающе, пристает к девушкам, и что эти драки в обоих случаях возникли вследствие такого вызывающего поведения этнической молодежи, возник конфликт с местной русской молодежью.
РГ: Как сами жители квалифицировали это событие? Кого винили?
Белановский: Они говорили, что это была молодежная драка, что спровоцировали ее представители другой национальности, потому что они вообще ведут себя нагло и агрессивно, что все это безобразие. Главным виновником в обоих случаях, как я уже говорил, называлась городская администрация. Кроме того, люди заявляли, что этот конфликт больше не повторится. По мнению жителей этих городов, обе стороны сделали выводы из этих историй. Армянская молодежь после этого присмирела. А что касается другой претензии, что этническая мафия оккупировала рынок, - эта проблема так и осталась.
Были, конечно, и речи, что "понаехали эти кавказцы". Но приехали и приехали - никто и не против, но вы живите по-нормальному. Мы спрашивали, а что значит не по-нормальному? Нам отвечали: "Молодежь себя нагло ведет, администрацию подкупают". Ну и про какие-то бытовые привычки: "Развешивают белье во дворах, все-таки у нас не деревня".
Такими были преобладающие настроения в обоих городах. Были и радикально настроенные люди, но они были в явном меньшинстве.
Прогнозы людей, что беспорядков больше не будет, что люди сделали выводы, что молодежь притихла, - оправдались в том смысле, что ни там, ни там вот уже четыре года не было ничего похожего, никаких новых вспышек. По прошествии времени местные жители не то чтобы совсем забыли, но когда начинаешь об этом спрашивать, они уже не сразу вспоминают, о чем идет речь. На красноармейцев произвело впечатление, что этот случай получил федеральную огласку (в Угличе огласка была меньше).
РГ: Значит, не надо к этим событиям относиться как к тревожным симптомам?
Белановский: У меня есть гипотеза, что в Красноармейске (и местные жители ее высказывали) администрация вызвала лидеров этнической группировки, и они сошлись в том, что никому такие конфликты не нужны. Конечно, молодежь есть молодежь: если не вмешаться, то поножовщина могла продолжаться.
РГ: И все-таки, что, по-вашему, можно предложить, чтобы Красноармейск, Углич, Кондопога больше не повторялись?
Белановский: Некоторые черты сходства ситуации в Кондопоге я увидел. Косвенно ясно, что местное население выдвигает те же самые претензии к городской власти (власть коррумпирована этнической мафией и бездействует). Что делать? Я думаю, в первую очередь должна быть гласность, открытость, прозрачность. У людей есть нереализованные претензии к администрации, с которой они ничего не могут сделать: администрация не должна быть коррумпирована, на рынке все должно быть честно и на улицах должен быть порядок.
РГ: То есть это не те ситуации, которые обещают обернуться погромами на национальной почве?
Белановский: Я думаю, нет. Если убрать какие-то точки раздражения и напряжения, то и подавно нет. Молодежи люди сами скажут: "Завязывай".
РГ: Многие считают, что нужны курсы, где будут говорить о разностях культур. Может быть, как в Америке, раздавать приезжающим памятки, как вести себя в стране?
Белановский: Я не против. Может, это и полезно. Но в принципе притирка может происходить и через такие драки, может как-то более мирно.
РГ: Вы считаете - это притирка?
Белановский: Да.

Татьяна ВЛАДЫКИНА. «Российская газета», 6 сентября 2006 года

Карельский порядок

Жители Кондопоги потребовали очистить город от кавказцев

Массовые беспорядки в маленьком карельском городке Кондопога, напомнившие в минувшие выходные России о ее многонациональном составе, начались из-за обыкновенного «бытового конфликта». Об этом заявил вчера губернатор Карелии Сергей Катанандов, явно не желающий неожиданно оказаться в горячей точке, в которую рискует превратиться небольшая республика, испытавшая приступ ненависти к приезжим с Кавказа. Народные волнения в Кондопоге действительно начались после драки между «славянами» и «кавказцами» в одном из ресторанов города, закончившейся смертью трех человек. Но этот конфликт развивался дальше не только на поле уголовного права. Тысячи горожан вышли в минувшие выходные на улицы Кондопоги с требованиями «прекратить притеснения славян» и «остановить засилье кавказцев». Причем только требованиями к властям митингующие не ограничились - вечером в субботу разъяренная толпа начала громить торговые точки, принадлежащие выходцам с Кавказа.
По данным на воскресенье, всего в ходе беспорядков было задержано 129 человек, 25 из них арестовано. В правоохранительных органах заверяют, что «ситуация взята под контроль» и «произошедшее никогда не повторится». Но звучит это весьма сомнительно, поскольку жители Кондопоги вместе с поддержавшими их националистами из других регионов, недовольные «пассивностью» властей, уже пообещали самостоятельно «навести в городе порядок» - очистить его от кавказцев.
ЧП, поднявшее на ноги всю Карелию, произошло в ночь на 30 августа в одном из самых популярных ресторанов «Чайка». Как рассказали «Времени новостей» в пресс-службе МВД Карелии, в тот злополучный день за одним из столиков ресторана сидела компания мужчин славянской наружности - примерно десять человек, часть из них с криминальным прошлым. Изрядно выпив, они начали задирать бармена - азербайджанца по национальности. «Они издевались над ним, оскорбляли, - рассказали «Времени новостей» в карельском МВД. -Бармен пытался разрешить конфликт миром, а когда понял, что это бесполезно, позвонил своим знакомым». Эти знакомые не преминули появиться - земляки бармена подъехали к ресторану на двух или трех машинах, и все они были вооружены битами, ножами и трубами. Обиженный бармен указал товарищам на недовольных клиентов, и кавказцы направились к их столику. После словесной перепалки завязалась драка. Администрация ресторана вызвала милицию, но, как утверждали многие очевидцы, подъехавшие блюстители порядка отчего-то медлили и не торопились разнять дерущихся. В ходе потасовки трое из компании «славян» были убиты, еще пятеро были госпитализированы и находятся в критическом состоянии.
В правоохранительных органах Кондопоги происшедший конфликт сразу же охарактеризовали как «хулиганство» и наличие в нем национальной подоплеки категорически отрицали. В субботу и воскресенье были задержаны двое «драчунов», трое явились с повинной сами, а еще троих, по словам губернатора Карелии, вчера выдала милиции чеченская диаспора республики.
Однако жителей Кондопоги версия «хулиганства» не устроила. «В городе 40 тысяч человек, кавказцев - около тысячи. Они оккупировали рынки, кафе, игровые автоматы. Открывать и развивать свой бизнес не дают. Тут же приходят и начинают трясти. Русских они за людей не считают. Писать заявления в милицию бесполезно - или заявление не принимают, или не занимаются поиском. У людей очень накипело», - жаловались в беседах с корреспондентом «Времени новостей» жители города. При этом в милиции, которая якобы «бездействует», все же признают, что конфликт между коренными жителями и выходцами с Кавказа назрел давно. «У них давно были тлеющие отношения. Кавказцы зажимали местных предпринимателей, по-хамски относились к местным жителям», - сказали нам в карельском МВД.
В субботу днем на центральной площади Кондопоги на митинг собралось около двух тысяч человек. Люди требовали от местной администрации «решить вопрос с притеснением русских», «тщательно разобраться в совершенном преступлении» и «предоставить равные условия торговли на рынке». А ближе к вечеру наиболее активные группы молодежи решили перейти от слов к действию и устроили настоящий погром. Около 200 человек, разделившись на группы, двинулись в различных направлениях, где, по их мнению, можно было найти кавказцев. Одним из первых пострадал ресторан «Чайка» - разъяренная толпа ворвалась в помещение, разгромила там все, а потом подожгла. Остальные громили и поджигали все на своем пути - автомобили, залы игровых автоматов, палатки, магазины, принадлежавшие кавказцам.
Местные жители утверждают, что милиционеры спокойно наблюдали за беспорядками до тех пор, пока из Петрозаводска не приехал ОМОН. Но в МВД республики это отрицают. «Отряды милиции и ОМОНа активно задерживали погромщиков, пытались сдержать напор нападавших на ресторан «Чайка», но, к сожалению, хулиганам удалось прорвать оцепление», - рассказали «Времени новостей» в МВД Карелии. Так или иначе, но по факту происшедшего в городе было возбуждено уголовное дело по статье УК «организация массовых беспорядков». «Было задержано около 130 человек, из них 109 привлечены к ответственности за хулиганство и нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. 25 человек арестованы», -- сообщили вчера в правоохранительных органах.
В воскресенье власти Карелии начали активно отрицать «национальный мотив» происшедших в Кондопоге массовых беспорядков, называя их «действиями хулиганов» и «банальной уголовщиной». Глава местного самоуправления Кондопоги Анатолий Папченков заявил, что «в основе конфликта лежат вопросы владения собственностью». «Всегда найдутся те, кто желает извлечь из этого выгоду», - сказал г-н Папченков. Чуть позже губернатор Карелии Сергей Катанандов сделал аналогичное заявление. «В кровавой разборке погибли наши земляки, и это вызвало справедливый гнев и возмущение граждан города, - сказал он. - К сожалению, встал вопрос о межнациональной розни, чем тут же воспользовались хулиганы, которые устраивали беспорядки и жгли магазины. Бытовому конфликту пытаются придать этническую окраску».
Пока власти Карелии разбирались с «хулиганами», в Кондопогу на «помощь своим» из разных регионов потянулись различные группировки националистического толка. Там уже отметилось так называемое Российское движение против нелегальной эмиграции (ДПНИ). На интернет-форумах города его жители активно обсуждают ЧП, и их версии не сходятся с официальной. «Закрывая глаза на то, что творят кавказцы, и, подменяя понятия, чиновники могут спровоцировать резню в городе, которую никто не остановит», - пишут горожане. А в ответ со всех регионов им пишут националисты, обещая «приехать и помочь».

Алексей ИВЛЕВ. «Время новостей», 4 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.