Rambler's Top100

№ 249 - 250
5 - 18 июня 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о демографической ситуации и старении в Европе
«The Wall Street Journal» и «The New York Sun»о мировых демографических проблемах
«Новые известия» о мнениях россиян о демографической политике в стране
«Российская газета» о репродуктивных установках россиян
«Новые известия» о демографической ситуации в России
«Советская Белоруссия» о демографической ситуации в Белоруссии
«The Guardian» о правах в неоформленных браках в Великобритании
«Новая газета» о приоритетах Президентского послания
«Коммерсантъ-Деньги» об экономике президентского послания
«Время новостей» об экономике дальнейших улучшений российской демографии
«Российская газета» о том, как получить деньги «на подъем рождаемости»
«Газета» о реализации нацпроекта «Здравоохранение»
«Известия» и «Новое время» о реакциях на демографические инициативы Президента
«Ежедневный журнал» о серых кардиналах от демографии
«KMnews» о национальных особенностях рождаемости или сходстве людей с животными

«Время новостей» о числе мигрантов в мире и в России
«Коммерсантъ-Власть» о миграции в мире
«Известия» о новациях миграционной политики Франции
«Российская газета» о реальной российской политике в отношении соотечественников
«Новые известия» о турках-месхетинцах в США
«АПН-Казахстан» о перспективах миграции из Средней Азии в Россию и Казахстан
«АПН-Кахастан» о китайской миграции
«Итоги» о национальной политике в России
«Новая газета» о российских инициалитивах в области образования для заседания Большой Восьмерки
«Время новостей» о перспективах образовательной миграции в России
«Коммерсантъ» об образовании и армейских отсрочках
«Время новостей» о российском трудовом праве
«Российская газета» о предложениях по реформе системы соцстраха
«Inopressa.ru» о СПИДе в мире и России
«The New York Times» о вреде «женского обрезания»
«Независимая газета» о грядущей пандемии птичьего гриппа
«Независимая газета» о бессмертии
«Время новостей» о проблемах опустынивания

о российских инициативах в области образования для заседания Большой Восьмерки

Фурсенко не хочет отчислять вечным студентам

Но надеется, что количество бюджетных мест в вузах не уменьшится

Июльский саммит «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге начался 1 июня в Москве: в холле «Президент-отеля» собрались министры образования «Группы восьми», чтобы обсудить вопросы развития своей отрасли в мировом масштабе, по итогам принять декларацию и уже в июле представить ее лидерам своих стран.
В 9 утра началась регистрация гостей. Гости были дружелюбны, веселы и постоянно говорили «Thank you». Благодарность они выражали министру Андрею Фурсенко за то, что включил образование в повестку саммита. Многие признавались, что удивлены инициативой России. Андрей Александрович принимал благодарность, отвечал по-английски, что Россия придает большое значение вопросам образования и что очень важно достичь взаимопонимания, и заразительно смеялся со всеми, кто к нему подходил. Чаще всего рядом с министром Фурсенко оказывалась министр Маргарет Спеллингс (США). Казалось, что они очень дружны.
Отдельными группами в холле сидели китайцы и индийцы.
Встреча проходила в формате «8+6+4». «Восемь» — это министры из Канады, США, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Японии и России. «Шесть» — приглашенные представители стран, не входящих в «Восьмерку», но участвующих в обсуждении саммита: Индия, Мексика, Бразилия, Казахстан, ЮАР, Китай. «Четыре» — это делегаты от ЮНЕСКО, Европейской комиссии по вопросам образования, ОЭСР и Всемирного банка. В общем, те, у кого деньги.
Владимир Путин приехать не смог. От него передал привет и открыл встречу помощник президента России Игорь Шувалов. Вообще правительством России заявлены на саммите три жизненно важные темы: энергетическая безопасность, профессиональное образование и борьба с инфекционными заболеваниями. Причем, по словам Шувалова, «мы исходим из того, что тема образования впрямую связана с темой энергетической безопасности».
Инициативы России таковы:
• сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу XXI века. Потому что без образованных людей построить качественную экономику невозможно (Однако содержание образования в рамках российской реформы не обсуждается. — Ред.);
• повысить качество образования в контексте требований экономики и решить проблему взаимопризнания дипломов разными странами;
• решить проблему доступности качественного образования для всех стран мира (С доступностью у нас дела обстоят все хуже и хуже. — Ред.);
• интегрировать мигрантов через сферу образования в принимающую страну. (Это мировая практика, особенно в тех странах, где мигрантов не бьют. — Ред.)
Выступления всех восьми министров на открытии пленарного заседания мало отличались друг от друга. Все они сошлись во мнении, что собственных средств не хватает и надо максимально вовлекать в реформирование и поддержку образования частный сектор. Андрей Фурсенко с мнением коллег согласился и пожаловался, что в России существует огромная социальная проблема.
— Далеко не всегда общество поддерживает внедрение инноваций в образование. И добиться понимания, что преобразование этой сферы — это не только в интересах чиновников и учителей, но и общества в целом, практически невозможно. Нам не верят (почему бы это? — А.Ш.), но мы должны добиться того, чтобы нам поверили.
С этого момента и все министры стали сетовать на то, что образование — консервативная отрасль и сложна для реформ. Разрядили обстановку полного взаимопонимания и согласия представители приглашенной «шестерки». Высказаться пожелала госпожа Даггубати Пурандесвари — замминистра по развитию человеческих ресурсов Индии.
— Наша политика образования связана с национальными традициями, и тенденция коммерциализации образования и вовлечения частного сектора в эту сферу для нас является нежелательной. Особенно это нежелательно в контексте информационных технологий.
Андрей Фурсенко сказал спасибо, но комментировать выступление коллеги не стал.
Слово взял Китай.
— Не забывают ли о важности образования лица, которые распределяют ресурсы? — спросил Чжан Синьшэн, замминистра образования Китая, и продолжил: — Китаю пришлось столкнуться с огромными проблемами 20 лет назад, когда наша страна встала на путь реформ. И тогда наше правительство решило пожертвовать экономическим ростом ради образования, которое было признано приоритетом. Все бюджетные средства мы потратили именно на эту сферу, и в результате Китай огромными темпами догоняет остальной мир и добивается успехов. Сейчас мы озабочены вот чем: у нас 25 миллионов студентов, как обеспечить для них равный доступ к образованию?..
Министр Фурсенко объявил перерыв. А потом признался, что из всех речей ему больше всего понравилось выступление представителя Китая. Правда, он не уточнил, в какой части. Мы решили уточнить. Так как одной из главных тем форума была доступность образования, «Новая» спросила Андрея Александровича, как с этой идеей согласуется недавнее решение Минобраза сократить бюджетные места в вузах на 10%. Ведь известно, что Франция, Германия, Италия сохраняют до 90% таких мест, а мы движемся по пути США. Андрей Фурсенко ответил:
— Ну во Франции и в Германии все-таки меньше, чем 90%. К тому же процент бюджетных мест у нас сокращается не за счет того, что мы их убираем, а за счет того, что увеличивается количество платных мест. Сегодня бюджетных мест больше, чем в СССР.
— Но меньше, чем в Европе?
— Вы знаете, статистика — странная вещь, это смотря как считать. Если считать процентное количество учащейся молодежи, то мы не проигрываем даже по бюджетным местам. Тем более что сегодня и в Италии, и в Германии делаются шаги по введению платности образования.
— Как же это связано с доступностью образования?
— Учиться должен тот, кто действительно хочет учиться.
— И для этого он должен заработать деньги?
— Нет. В России есть проблема вечных студентов, которая не всегда связана с реальными социальными возможностями. Зачастую эти люди учиться не хотят, а хотят иметь статус. Я думаю, что возможности для молодых людей получать образование за счет бюджетных организаций либо в рамках кредитных линий будут развиваться. Сегодня главная проблема кредитов связана с тем, что они ориентированны на троечников. Потому что если человек хорошо учится, то он без всякого кредита пойдет на бюджетные места. Поэтому мы будем развивать кредиты на оплату жизни во время учебы, чтобы прилежный студент имел возможность нормально жить. Вторая вещь — образовательные кредиты должны быть более доступны: сегодня ведется соответствующая работа, и не только с коммерческими структурами, но и отрабатывается роль государства.
— Я так поняла, что места в вузах не будут сокращаться до тех пор, пока не будут разработаны образовательные кредиты?
— Ну мы уже сократили количество бюджетных мест. (Тут, признаться, можно было запутаться: то увеличили, то сократили. Но путать министра дальше не очень хотелось — все-таки ответственная встреча. — Ред.) Но я хочу сказать, что сократили мы места в вузах, которые дают некачественное образование и не по профилю. Если в бывшем техникуме учат лингвистов или юристов, то это «все что угодно, но не заливная рыба». Я считаю, что этим вузам не надо давать возможность обманывать людей. Что касается бюджетных мест в реальных ведущих вузах, то они не сокращаются и, более того, увеличиваются. Никаких революционных изменений в бюджетной поддержке образования не будет.
— Может, все-таки количество выделяемых средств будет увеличиваться?
— Ну это безусловно, ведь роль федерального бюджета выросла за год на 40 процентов…
В другом интервью (не нам) Андрей Александрович высказал обещание увеличить квоты для поступления в вузы России граждан из ближнего зарубежья.
Нынешняя квота составляет 6000 мест для студентов из СНГ. Все они имеют возможность бесплатно учиться в российских вузах. Эта цифра каждый год увеличивается на 10-20%. По утверждению Фурсенко, к 2010 году количество российских выпускников с высшим образованием уменьшится на 30%, поэтому образовательная квота для иностранцев увеличится на столько же. (Почему будет уменьшаться количество людей с высшим образование, не ясно. То ли из-за демографической ситуации, то ли за счет сокращения бюджетных мест, что и освободит вакансии для мигрантов. — Ред.)
...Результатом встречи министров стало подписание меморандума между Россией и США о взаимопонимании. Согласно документу оба государства берут на себя финансовые обязательства по расширению двустороннего сотрудничества в области образования. Приоритетами выступают математика, информационные технологии и иностранные языки.
Министры подписали итоговую декларацию, которая приведет к всеобщей доступности образования, установит соответствия профессиональных квалификаций, упростит визовый режим для студентов и преподавателей и устранит безграмотность в мире. А мигрантам помогут получать профессиональное образование, чтобы решить проблему нехватки кадров.
Неожиданным результатом двухдневного обсуждения стало решение повысить престиж профессии учителя. Эту мысль первым на встрече высказал генеральный секретарь ОЭСР Ангель Гурриа. Следуя принятой на встрече атмосфере терпимости, министры поддержали господина Гурриа и включили этот пункт в итоговый документ, финансовое обеспечение которого еще неясно. Конкретные суммы будут обсуждаться во время встреч лидеров стран «Большой восьмерки».
В заключение Андрей Александрович Фурсенко процитировал министра Франции (с которым опять же согласился): «Лучшее — враг хорошего, мы должны остановиться, одобрить документ и двигаться дальше, базируясь на этой декларации».
Теперь дело за решением лидеров «G-8» и, конечно, — Всемирного банка.

Анна ШАМБУРОВА. «Новая газета», 5 июня 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.