Rambler's Top100

№ 249 - 250
5 - 18 июня 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о демографической ситуации и старении в Европе
«The Wall Street Journal» и «The New York Sun»о мировых демографических проблемах
«Новые известия» о мнениях россиян о демографической политике в стране
«Российская газета» о репродуктивных установках россиян
«Новые известия» о демографической ситуации в России
«Советская Белоруссия» о демографической ситуации в Белоруссии
«The Guardian» о правах в неоформленных браках в Великобритании
«Новая газета» о приоритетах Президентского послания
«Коммерсантъ-Деньги» об экономике президентского послания
«Время новостей» об экономике дальнейших улучшений российской демографии
«Российская газета» о том, как получить деньги «на подъем рождаемости»
«Газета» о реализации нацпроекта «Здравоохранение»
«Известия» и «Новое время» о реакциях на демографические инициативы Президента
«Ежедневный журнал» о серых кардиналах от демографии
«KMnews» о национальных особенностях рождаемости или сходстве людей с животными

«Время новостей» о числе мигрантов в мире и в России
«Коммерсантъ-Власть» о миграции в мире
«Известия» о новациях миграционной политики Франции
«Российская газета» о реальной российской политике в отношении соотечественников
«Новые известия» о турках-месхетинцах в США
«АПН-Казахстан» о перспективах миграции из Средней Азии в Россию и Казахстан
«АПН-Кахастан» о китайской миграции
«Итоги» о национальной политике в России
«Новая газета» о российских инициалитивах в области образования для заседания Большой Восьмерки
«Время новостей» о перспективах образовательной миграции в России
«Коммерсантъ» об образовании и армейских отсрочках
«Время новостей» о российском трудовом праве
«Российская газета» о предложениях по реформе системы соцстраха
«Inopressa.ru» о СПИДе в мире и России
«The New York Times» о вреде «женского обрезания»
«Независимая газета» о грядущей пандемии птичьего гриппа
«Независимая газета» о бессмертии
«Время новостей» о проблемах опустынивания

о миграции в мире

Расширяющееся вселение

Последнее время иммиграция стала одной из самых горячо обсуждаемых тем по обе стороны Атлантики. Чтобы решить проблему нелегалов в США и этнических гетто во Франции, правящие элиты этих стран начали реформу миграционного законодательства.

Миграционная система
Все миграционные системы в мире можно условно разделить на два типа - избирательную и неизбирательную. Избирательная система больше характерна для так называемых переселенческих обществ - США, Канады, Австралии или Новой Зеландии. Неизбирательная система чаще встречается там, где на протяжении многовековой истории доминирует один народ, - в Европе, России, Китае, Индии и так далее.
Эти две системы легко сравнить на примере миграционного законодательства двух стран - США и Франции.
Необходимым условием для получения гражданства в США является постоянное проживание в стране в течение пяти лет. При этом претендент на американское гражданство не должен покидать США более чем на шесть месяцев. Условием же легального проживания и работы в США в течение пяти лет является получение грин-карты (Green card) - карты постоянного резидента США. Грин-карта - это основа избирательной миграционной политики США. Более двух третей получателей грин-карты - это так называемые квалифицированные специалисты. Пятилетняя грин-карта дается, например, квалифицированным рабочим, приглашенным в страну работодателем на пять и более лет. Еще одна довольно распространенная категория получателей грин-карты - это выдающиеся личности (outstanding persons): ученые, писатели, художники, спортсмены. Иммигрантам, получившим статус беженцев в США, также выдается грин-карта на пять лет.
Пожалуй, самая небольшая категория получателей грин-карты - всего 7% - это иммигранты, заключившие брак с американцами. Иммигрант должен прожить в законном браке не менее двух лет с человеком, который сам должен быть гражданином Америки не менее трех лет. После этого соискатель на американское гражданство получает десятилетнюю грин-карту. Ребенок, родившийся в США, автоматически получает американское гражданство.
По окончании срока действия грин-карты иммигрант может подать документы на получение американского гражданства. Параллельно с подачей документов потенциальный гражданин США должен сдать экзамены на знание английского языка и конституции США, а также показать свой good moral character (заполнить специальную форму о том, что за время проживания в США, как говорится, не состоял, не участвовал, не привлекался).
Во Франции, где существует неизбирательная миграционная система, есть две формы получения гражданства. Гражданство по указу могут получить легальные иммигранты, достигшие 18 лет, имеющие хотя бы техническое образование и проживающие во Франции пять лет (или два года - для студентов, окончивших не менее двух курсов во французских университетах). Другая форма получения гражданства - по заявлению. По этому пути могут пойти иммигранты, проживающие в законном браке с гражданином Франции не менее двух лет, образование при этом не имеет значения. Претендент на получение французского гражданства должен говорить по-французски, знать правила и обычаи французов и иметь стабильный доход, который он получает либо в результате своей профессиональной деятельности, либо от родственников.
Очевидно, что самый легкий путь стать гражданином Франции лежит через семейную иммиграцию. Именно поэтому семейная иммиграция во Франции составляет 80%. 8,4% иммигрантов - это беженцы. И только 5,3% иммигрантов во Франции въезжают в страну по рабочим визам (по данным газеты Le Figaro от 10 марта 2006 года).
Проблемы
Неизбирательная миграционная система во Франции привела к возникновению этнических гетто. Многочисленные исследования показали, что уровень образования напрямую зависит от способности человека адаптироваться в обществе. Доля новых граждан, имеющих образование выше среднего, во Франции значительно ниже, чем в переселенческих государствах. Система социальных выплат во Франции исключает необходимость для иммигрантов устраиваться на работу, учить французский, приспосабливаться к нормам французского общества. Поэтому во Франции иммигранты ассимилируются гораздо хуже, чем в США. Неквалифицированные иммигранты не могут интегрироваться в общество и образуют этнические гетто. Поскольку уровень рождаемости в этих общинах выше, чем среднеевропейский, гетто довольно быстро разрастаются. Ноябрьские погромы в пригородах Парижа, устроенные подростками из иммигрантских семей, показали всему миру, какими опасными могут быть люди, не признающие образа жизни коренного населения.
В США, с их избирательной миграционной системой, такой проблемы нет. Правда, есть другая - нелегальные иммигранты. По разным оценкам, на сегодняшний день в США живет от 11 до 12 млн. нелегалов (это 3% населения США). 81% из них - приезжие из Латинской Америки, 10% - из других стран. По мнению многих американцев, нелегалы - это главный источник преступности в США, они занимаются перевозкой и распространением наркотиков, не платят налогов, занимаются проституцией.
Большая часть нелегалов проникают в США через плохо охраняемую американо-мексиканскую границу. Даже после терактов 11 сентября 2001 года, когда меры безопасности на границах были значительно усилены, в США ежегодно проникает, по разным оценкам, от 300 до 500 тыс. нелегалов. Дело в том, что бизнес по доставке в США нелегальных иммигрантов не уступает по прибыльности контрабанде наркотиков и оружия. Данные Интерпола показывают, что нелегальные перевозчики людей во всем мире зарабатывают более $30 млрд. ежегодно. Плата за доставку нелегала из азиатских стран, таких как Китай, в Западную Европу составляет $3 тыс., в Северную Америку - $4 тысячи. Жители Латинской Америки платят за переход границы США $1,5 тысячи, жители бывшего СССР и стран Восточной Европы - $10 тысяч.
Кроме того, в США существует большой спрос на нелегалов среди работодателей, несмотря на то, что наем на работу нелегалов запрещен и работодатель, принявший на работу нелегала, в лучшем случае отделывается штрафом $10 тысяч. Тем не менее, наем нелегальных работников считается очень прибыльным. Работодатель значительно экономит на налогах и отчислениях в социальные фонды. Продолжительность рабочей недели нелегала, как правило, в 1,5-2 раза больше, чем у легального сотрудника. Согласно законам США зарплата, которую получает работник частной компании, не может быть ниже $6,15 в час. Данные телекомпании CNN показывают, что нелегальным иммигрантам платят в среднем $2,5 в час. Нелегалы практически не нарушают правил поведения на рабочем месте и не претендуют на достойные условия труда, соглашаясь выполнять самую тяжелую и грязную работу. Защитники нелегальных иммигрантов в США утверждают, что труд нелегалов ежегодно приносит $50 каждой американской семье (по данным американского экономиста Эрика Шлоссера).
Реформы
Очевидно, что проблемы, связанные с иммиграцией, как во Франции, так и в США, требуют реформирования миграционного законодательства.
В апреле этого года глава МВД Франции Николя Саркози предложил сделать французскую миграционную систему более избирательной. "Почему Франция должна быть единственной страной в мире, которая не имеет права выбирать своих иммигрантов?" - негодовал Саркози. Глава МВД предложил затруднить въезд в страну иммигрантам по семейным обстоятельствам. С этой целью в закон вводится мера, усложняющая возможность для иностранного рабочего привезти во Францию свою семью. Теперь иммигрант, работающий во Франции, может перевезти к себе семью не через год, как раньше, а только через полтора года. Если супруг гражданина Франции хочет получить гражданство, теперь ему надо будет прожить с ним в браке не два, а три года. Также закон обязывает вновь прибывших пройти курсы французского языка и отменяет право на получение разрешения на долгосрочное проживание для иммигрантов, проживших во Франции более десяти лет. Кроме того, новый закон должен облегчить въезд в страну квалифицированным работникам, особенно в тех отраслях, где не хватает специалистов. Этой категории иммигрантов Николя Саркози предлагает выдавать разрешения на проживание в стране сроком действия три года.
Наиболее жесткое решение проблемы нелегальных иммигрантов в США предложил американский конгресс. Последние месяцы конгрессмены всерьез обсуждали идею объявить всех нелегалов преступниками и депортировать их из США. В ответ на это 2 мая около миллиона нелегалов устроили массовые шествия в городах США, объявили бойкот американским продуктам и отказались работать в этот день, чтобы показать, какую пользу американской экономике они приносят. Тогда президент США Джордж Буш предложил амнистировать нелегалов и дать им возможность перейти на легальное положение. Но это не решало проблему появления новых нелегалов. В результате в середине мая конгресс одобрил строительство вдоль границы с Мексикой разграничительного барьера, который должен препятствовать проникновению в страну нелегалов. Кроме того, на границе с Мексикой планируется разместить дополнительно 6 тыс. пограничников, два беспилотных самолета и пять вертолетов.
Реформы, начавшиеся в США и во Франции, больше всего напоминают косметический ремонт. Закон Саркози не решает главной проблемы иммигрантов во Франции - проблемы ассимиляции. Кроме того, Франции по-прежнему будет трудно привлечь квалифицированных специалистов. Поскольку по сравнению, например, с США Франция не предоставляет иммигрантам с высшим и техническим образованием возможность получить гражданство после окончания действия разрешения на проживание. Что касается строительства "великой американской стены", как ее уже окрестили граждане США, то вряд ли она значительно сократит приток нелегальных иммигрантов. Это слишком доходный бизнес, как для перевозчиков нелегалов, так и для работодателей в США. Сами американцы шутя замечают, что построить эту стену могут только нелегалы из Мексики. Ведь американские граждане давно отказались от столь непрестижной работы.

Наргиз АСАДОВА

Десятка стран-лидеров по численности иммигрантов (2005 год)

Страна

Численность иммигрантов (млн.)

Доля иммигрантов от общей численности населения (%)

США

38,4

12,9

Россия

12,1

8,5

Германия

10,1

12,2

Украина

6,8

14,4

Франция

6,5

10,7

Саудовская Аравия

6,4

26

Канада

6,1

18,9

Индия

5,7

0,5

Великобритания

5,4

9

Испания

4,8

11

Источник: ООН.

Миграция денег иммигрантов

Объем денежных переводов из богатых стран в 2004 году ($ млрд)

Австрия

2,0

Франция

4,9

Израиль

2,1

Испания

5,3

Кувейт

2,4

Россия

5,5

Южная Корея

2,5

Люксембург

5,6

Бельгия

2,7

Германия

10,4

Великобритания

3,0

Швейцария

12,8

Нидерланды

3,3

Саудовская Аравия

13,6

Малайзия

3,5

США

38,8

Италия

4,7

 

 

Объем денежных средств, полученных в виде переводов из-за рубежа в 2004 году (% от ВВП)

Тонга

31,1

Сальвадор

16,2

Молдавия

27,1

Гондурас

15,5

Лесото

25,8

Филиппины

13,5

Гаити

24,8

Доминиканская Республика

13,2

Босния и Герцеговина

22,5

Ливан

12,4

Иордания

20,4

Самоа

12,4

Ямайка

17,4

Таджикистан

12,1

Сербия и Черногория

17,2

 

 

Как американцы английский язык защитили
Иммигранты заставили власти США задуматься о придании английскому языку статуса государственного.
По официальным данным, 19% испаноязычного населения США говорят только на испанском, 9% - только на английском и 55% "ограниченно владеют" английским языком. Испанский язык объявлен государственным наряду с английским в штате Нью-Мексико, а в некоторых других штатах США от государственных служащих требуют обязательного знания испанского языка.
Беспокойство по поводу испанизации США и шаткости статуса английского языка жители Соединенных Штатов Америки проявляют уже довольно давно. В некоторых американских штатах проводятся референдумы и принимаются (или отвергаются) законопроекты, объявляющие английский государственным или официальным языком штата. Тем не менее, до сих пор всякие попытки узаконить английский на федеральном уровне заканчивались неудачей. Теперь, однако, все может измениться.
Сенат США абсолютным большинством голосов (63 против 34) принял в первом чтении законопроект, объявляющий английский язык государственным языком США и требующий от правительства США принять меры по его защите и развитию в качестве такового. Одновременно в первом же чтении принят и законопроект, объявляющий английский язык "единым и объединяющим" языком в США.
Оба законопроекта отправлены в палату представителей, на плечи членов которой теперь возложена ответственность по снятию противоречий между законопроектами. Затем, как ожидается, будет принят закон, основывающийся на обоих законопроектах.
С тем чтобы законопроекты не рассматривались как расистские, ни в одном из них не содержится запрета на использование испанского или любого другого языка в отношениях между государством и гражданами.

«Коммерсантъ-власть», 29 мая 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.