Rambler's Top100

№ 247 - 248
22 мая - 4 июня 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Градоцентрическая модель мирового хозяйства

Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие

Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде

Торговля людьми и эксплуатация принудительного труда

Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми

По страницам журналов «Социология медицины», «Терапевтический архив»

Содержание журнала «Journal of Population Economics»


Google
Web demoscope.ru

Ф.Э.Шереги

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Социологический анализ

М. ЦСП, 2006, 88 страниц


Знают ли учащиеся, учителя и родители о том, в чем заключается различие между ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, % (стр. 13)

Знают ли, в чем различие

Учащиеся

Учителя

Родители

Уверены в том, что знают

28,1

48,6

33,3

Не уверены, что знают, но определенное представление о различии имеют

34,6

32,9

40,4

Считают, что не знают

37,3

18,5

26,3

Итого

100

100

100

Оценка учащимися степени «заразности» носителей ВИЧ-инфекции (в зависимости от места проживания опрошенных),% (стр. 18)

Считают носителей ВИЧ-инфекции

Тип поселения

Мегаполисы

Областные центры

Заразными

56,6

68,8

Не заразными

24,0

16,4

Затруднились ответить

19,4

14,8

Итого

100

100

Мнение опрошенных о том, каким образом можно заразиться ВИЧ-инфекцией и как этого избежать, % (стр. 19-20)

 

Учащиеся

Учителя

Родители

Как можно заразиться ВИЧ-инфекцией:

Половым путем

78,4

68,6

72,1

«Через кровь»

37,0

62,9

30,0

Через иглу наркомана, или посредством повторного использования одноразовых шприцов

34,2

18,5

22,9

Через поцелуй, рукопожатие, воздушно-капельным путем

8,6

5,0

3,6

С молоком матери

3,1

7,1

2,1

«Через рану»

2,5

0,0

0,0

Генетически (наследственно)

1,5

2,1

1,4

Посредством медицинских инструментов

0,0

22,1

15,7

в результате несоблюдения гигиены

0,0

0,0

1,4

Как можно избежать заражения ВИЧ-инфекцией:

Следует предохраняться при половых контактах

53,2

22,1

32,9

Пользоваться одноразовыми шприцами, не используя их повторно

13,3

9,3

19,3

Соблюдать правила личной гигиены

13,0

21,4

31,4

«Не колоться»

11,5

4,3

2,1

Не иметь половых отношений с ВИЧ-инфицированными

11,0

22,9

5,7

Не контактировать с ВИЧ-инфицированными

9,2

10,0

17,9

Быть осторожными в общении с незнакомыми людьми

3,7

7,1

4,3

Избегать контакта своей раны с зараженной кровью

1,3

1,4

5,0

Соблюдать осторожность при общении с ВИЧ-инфицированными

1,0

7,9

6,4

Мнение опрошенных о том, среди представителей каких групп населения наиболее вероятны носители ВИЧ-инфекции, % (стр. 24-25)

Вероятные носители ВИЧ-инфекции

Учащиеся

Учителя

Родители

По состоянию здоровья:

Те, кто постоянно тяжело болеет

41,2

42,9

36,2

Люди с психическими отклонениями

24,3

21,4

21,3

По возрасту:

Представители молодежи

85,1

93,6

94,3

Представители среднего поколения

16,8

16,4

12,1

По полу:

 

 

 

Люди мужского пола

46,5

46,4

46,1

Люди женского пола

30,7

18,6

19,9

По сексуальной ориентации:

 

 

 

Люди разнополой (обычной) сексуальной ориентации

49,6

29,3

17,7

Гомосексуалисты

39,6

80,7

68,8

По урбанизированности среды обитания:

 

 

 

Жители больших городов

69,0

82,9

80,1

Люди без определенного места проживания (бомжи)

31,9

31,4

30,5

По социальному статусу:

Представители рабочих профессий

23,0

8,6

9,9

Представители сферы торговли

11,5

15,0

12,8

Представители творческих профессий

24,9

49,3

46,1

Представители интеллигенции

6,1

7,1

3,5

Профессиональные спортсмены

2,8

8,6

6,4

По видам отклоняющегося поведения:

 

 

 

Потребляющие наркотики

79,8

90,0

89,4

Профессионально занимающиеся проституцией

48,4

52,9

51,1

Беспризорные

17,5

18,6

14,9

Алкоголики

8,5

7,9

11,3

Примечание. Дополнение до 100% ответов по группам показателей составляют те, кто придерживается иного мнения или затруднились ответить.

Эмоциональный фон отношения опрошенных к инвалидам и ВИЧ-инфицированным, % (стр. 38-39)

Отношение

Учащиеся

Учителя

Родители

К инвалидам:

Сострадание

38,9

65,0

60,3

Сочувствие

59,4

52,9

46,1

Жалость

19,9

6,4

15,6

Отвращение

1,3

0,0

0,0

Презрение

0,7

0,0

0,0

К ВИЧ-инфицированным:

Сострадание

23,5

39,3

34,0

Сочувствие

45,6

47,1

44,7

Жалость

28,7

20,0

19,9

Отвращение

8,0

5,7

6,4

Презрение

4,7

2,1

2,1

Отношение к ВИЧ-инфицированным тех, кто имел, и кто не имел с ними контакта, % (стр. 47)

Отношение

Имели с ВИЧ-инфицированными контакт

Не имели с ВИЧ-инфицированными контакта

Считают, что ВИЧ-инфицированные такие же люди, как все, и они должны жить среди людей полноценной жизнью, с ними можно контактировать и дружить

17,9

14,2

Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают тот, чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но  контактировать с ними надо осторожно

39,3

47,9

Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, ездили в транспорте, но  учиться, работать вместе с ними в одном коллективе не хотят

14,3

15,7

Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать отдельные условия учебы, работы,  чтобы они меньше контактировали со здоровыми людьми

25,0

16,6

Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в отдельном диспансере, на карантине и не допускать, чтобы они контактировали со здоровыми людьми

3,5

5,6

Итого

100

100

Брошюра посвящена одной из наиболее актуальных тем современности — вопросам формирования толерантной среды в общеобразовательных учреждениях в отношении ВИЧ-инфицированных. Изложенный материал основан на результатах сопоставительного анализа итогов социологического опроса учащихся, их родителей и педагогов. Показан уровень информированности и представления учащихся образовательных учреждений всех типов, а также учителей и родителей учащихся 1-5 классов школ о медицинских и социальных параметрах ВИЧ-инфицированности и СПИДа, установки и стереотипы в массовом сознании, степень социального дистанцирования или толерантности, устойчивости отрицательных стереотипов, готовность учащихся, учителей и родителей к участию в процессе социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность проблемы
2. Образ ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в массовом сознании
3. Стереотипы в отношении групп риска
4. Проблема ВИЧ-инфицированных в межличностной коммуникации и в СМИ
5. Отношение к ВИЧ-инфицированным
6. В чем заключается самоизоляция?
7. Различия в установках имевших и не имевших личный контакт с ВИЧ-инфицированными

Выводы

Рекомендации

Приложения
Приложение 1. Линейное распределение ответов учащихся на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным
Приложение 2. Линейное распределение ответов родителей на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным
Приложение 3. Линейное распределение ответов учителей на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.