Rambler's Top100

№ 245 - 246
1 - 21 мая 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
А теперь о главном
Событие

Президент Путин о демографических проблемах России

Комментарий Демоскопа


Google
Web demoscope.ru

Комментарий Демоскопа

На приведенный выше фрагмент из послания Президента России Федеральному собранию приходится ровно четверть всего текста послания - 11,5 тысяч знаков из 46 тысяч. Уже само по себе - это событие, не имеющее прецедента в нашей истории: такого внимания в публичных выступлениях первого лица государства демографические проблемы страны не удостаивались никогда. А сейчас Президент не только не пожалел времени на их обсуждение, но и прямо назвал их главными. Это дорогого стоит.

Разумеется, выступление Президента вызвало шквал комментариев, в том числе и сильно подхалимских, и избыточно критичных, во всех средствах массовой информации. Не может обойти молчанием президентское послание и Демоскоп, дать свой комментарий для него - профессиональная обязанность.

Говоря о демографии как о "самой острой проблеме современной России", Президент указал, что для ее решения необходимо следующее. "Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости". Но основное внимание в послании сосредоточено на третьем, две остальные задачи лишь слегка затронуты, не раскрыты.

Обратимся и мы к повышению рождаемости, о котором Президент говорил подробно. Есть два факта, которые невозможно отрицать.

Первое: именно низкая рождаемость служит главной причиной столь тревожащей россиян депопуляции, и только рост рождаемости способен остановить стремительное сокращение населения страны за счет "внутренних ресурсов", не привлекая в страну большого количества иммигрантов, массовый приток которых в Россию общественное мнение считает нежелательным.

Второе: в России существует общественный запрос на активную материальную поддержку семей с детьми государством, широко распространено убеждение, что такая поддержка приведет к повышению рождаемости, и никакой политик не может игнорировать такой запрос, он должен дать на него ясный и недвусмысленный ответ.

Таким образом, предлагая "программу стимулирования рождаемости", Президент определенно идет навстречу общественному мнению, рассчитывая на достижение определенного консенсуса хотя бы по этому пункту своей демографической программы.

Будут ли осуществлены предлагаемые меры? Принесут ли они ожидаемый эффект? Экономистами и демографами высказываются сомнения и по тому, и по другому вопросу, и эти сомнения отнюдь не необоснованны. Но мы встанем на позицию оптимистических сторонников предложений Президента и попытаемся понять, как могут развиваться события при их полномасштабной и успешной реализации.

Предположим, что с началом реализации президентской стратегии в 2007 году и в самом деле начнется увеличение числа вторых и третьих детей. В результате вырастет, конечно, и число рождений, но этому росту будет противостоять быстрое сокращение числа потенциальных матерей, женщин в возрасте от 15 до 49 лет. Все те, кто будет входить в их число на протяжении ближайших 18-20 лет, уже родились, стало быть, их число известно, в начале 2020-х годов оно будет почти на треть меньше, чем сегодня.

Если допустить, что произойдет чудо, и мы вернемся к лучшим за последние 40 лет российским показателям - всего 42 процента первенцев в общем числе рождений, 2,2 рождения на одну женщину (такие показатели были отмечены в 1987 году, и они продержались только один год), то в 2025 году в России родится примерно 2-2,1 миллиона детей. Это больше, чем нынешние 1,5 миллиона, но меньше, чем 2,5 миллиона в 1987 году, когда женщин в прокреативных возрастах было значительно больше. Если же успех будет не столь оглушительным, и мы возвратимся не к рекордному уровню рождаемости 1987 года, а к более рядовому уровню начала 1980-х годов - а сейчас это уровень рождаемости во Франции, лучший в Европе (1,9 рождений на 1 женщину, тогда как сейчас у нас - 1,3), и - что самое трудное - удержимся на этом уровне, то в 2025 году в стране родится, примерно, 1,8 миллиона детей (первенцев - примерно 55 процентов, вторых детей - треть от общего числа родившихся). Это, конечно, тоже неплохо, но недостаточно, чтобы перекрыть число смертей, которое будет увеличиваться даже при снижении смертности, просто из-за увеличения доли пожилых людей. Так что естественный прирост населения все равно будет оставаться отрицательным.

Напомним при этом, что мы изначально отринули всякие сомнения в отношении успеха программы стимулирования рождаемости. Между тем, где-то на периферии нашего сознания такие сомнения должны оставаться, потому что странно было бы, если бы Россия внезапно опередила по уровню рождаемости все другие страны, во многих из которых подобные программы давно существуют, но далеко не всегда приносят ожидаемый результат. Более того, и мировой, и отечественный опыт показывает, что иной раз меры по стимулированию рождаемости, давая быстрый демонстративный эффект, могут, на самом деле, лишь дестабилизировать процесс воспроизводства поколений и подготовить новое падение рождаемости, еще более глубокое.

А теперь посмотрим, что будет происходить между 2007 и 2025 годами, если все-таки все сложится благоприятно.

Сначала взглянем на ситуацию ближайших десятилетий с точки зрения ожидаемого повышения рождаемости. Рост рождаемости означает рост спроса - на жилье, на детские учреждения и школы, другие элементы социальной инфраструктуры, на товары и услуги, без которых не может обойтись современная городская семья. Для нормальной экономики это очень хорошо, это стимулирует ее развитие, способствует подъему и в то же время благоприятствует "терсиаризации" ее структуры, росту третичного сектора, в конечном счете, росту спроса на труд. И этот спрос прибавится к тому, который вытекает из подчеркнутой в послании Президента ориентации на развитие несырьевых, высокотехнологичных, а значит и трудоемких отраслей экономики.

А теперь посмотрим на ту же ситуацию с точки зрения рынка труда. Уже сейчас он испытывает немалые напряжения, и там, где экономика энергично развивается, часто не в состоянии удовлетворить растущий спрос на труд. Но в ближайшее время эти напряжения резко возрастут. Начиная с 2007 года, станет стремительно сокращаться численность трудоспособного населения, очень скоро это сокращение превысит 1 миллион человек в год. Здесь тоже сказываются особенности нашей демографической ситуации. Одновременно на рынок труда будут входить малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы, и достигнут пенсионного возраста и станут уходить с рынка труда многочисленные поколения, родившиеся сразу после войны. До 2025 года численность населения в трудоспособном возрасте сократится не менее чем на 15 миллионов человек. И только потом на рынок труда начнут входить поколения, которые будут рождаться под влиянием объявленной программы стимулирования рождаемости, хотя и они, как мы видели, не будут уж такими многочисленными.

"Ножницы" между спросом и предложением на рынке труда надо будет как-то уменьшать, а отток с этого рынка части женщин, рождающих детей, будет, напротив, увеличивать их раствор. Наверняка возникнет конкуренция и за женский труд, работодатели будут готовы повышать оплату этого труда, что окажется серьезным испытанием для программы стимулирования рождаемости. Ведь эта программа предполагает отвлечение части женщин с рынка труда с заменой, пусть и на какое-то время, оплаты труда материнскими пособиями. Будут ли предлагаемые полторы или три тысячи рублей достаточной компенсацией за отказ от намного большей зарплаты? Сможет ли государство наращивать размер пособий, чтобы сохранить их конкурентоспособность? Ведь в случае успеха программы стимулирования рождаемости у него появятся новые заботы: будет не хватать мест в роддомах, детских учреждениях, школах, детских больницах и пр., а карман у государства один.

Даже если какой-то компромисс между материнскими и производственными функциями женщины будет найден, это все равно не снимет проблему "ножниц", в лучшем случае, удастся избежать ее усугубления. Но "ножницы" останутся, раствор их, по мере сокращения численности населения в рабочем возрасте, будет увеличиваться, дефицит рабочих рук будет нарастать, и рынок труда превратится в огромный насос, всасывающий все новых и новых иммигрантов, причем без разбора, по принципу "на безрыбье и рак - рыба". Именно это представляет собой главную проблему и главную опасность для России, по крайней мере, на ближайшие 20 лет, а может быть, и на последующие десятилетия.

Как ответить на этот вызов? Несколько слов о миграционной политике, сказанные Президентом, не проясняют вопроса, причем некоторые комментаторы видят в этом достоинство представленной Президентом программы. "Существенно, что, говоря о демографии, Президент лишь вскользь упомянул о "продуманной иммиграционной политике". России, занимающей одну седьмую часть суши, предстоит самой рождать свои новые поколения - хотя Путин прямо не говорит этих слов, подтекст его выступления совершенно ясен", - говорится в одном из таких комментариев. "В экспертных кругах всерьез в качестве панацеи обсуждался чуть ли не централизованный завоз мигрантов из зарубежных стран, - иронизирует другой комментатор. - …Теперь Путин объявил, что власть делает ставку на комплексное материальное поощрение деторождения".

Такой ли сигнал хотел дать своей стране Президент?

Дикая иммиграция, как и дикая реакция на нее, уже стали фактом российской действительности. Но это - еще цветочки по сравнению с тем, что будет завтра. 20 лет, пока будут расти рожденные сегодня дети, - это огромный срок. За этот срок можно вытоптать всю страну до основания - и это произойдет, если сегодня не увидеть ситуацию во всей ее неприятной сложности. Что же тогда достанется нашим детям и внукам? Но как сделать иммиграцию не "дикой", если никто вообще не хочет говорить о ней всерьез? Журналисты спесиво указывают "экспертным кругам" на их место - с чего бы это?

Вся миграционная проблематика замусорена неизвестно откуда взявшимися клише, идет постоянное искусственное сталкивание рождаемости и иммиграции как двух взаимоисключающих путей демографического развития, хотя самое элементарное знакомство с сутью дела говорит о том, что это пути взаимодополняющие.

Достичь общественного консенсуса в вопросе об иммиграции намного труднее, чем в вопросе о рождаемости, - это прекрасно понимают и эксперты. Но эту трудность придется преодолевать, проблема не придумана, она стучится в дверь. Кто-то должен разъяснить обществу всю серьезность положения, мобилизовать интеллектуальные и материальные ресурсы для ответа на новый исторический вызов, позаботиться о том, чтобы не повторить ошибок, сделанных другими странами.

Если не Президент страны, то кто же?

А. Вишневский

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.