Rambler's Top100

№ 245 - 246
1 - 21 мая 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"РИА "Новости"", "Кремль.org", "Известия", "Газета", "Время новостей", "Ежедневный журнал", "Эхо Москвы" о демографических инициативах в послании Президента Федеральному собранию
"Гудок" о демографической политике в России
"Российская газета" о реализации нацпроекта "Здоровье"
"Коммерсантъ" о национальных проектах и объективных российских реалиях
"Огонек" о российской семье
"Московская правда" о "беби-буме" и "брачном буме" в столице
"Комсомольская правда" о межнациональных браках в Москве
"Российская газета" о распространении СПИДа
"Московская промышленная газета" о СПИД-вредителях
"Профиль" о проблеме СПИДа в России
"Медицинская газета" о конгрессе по репродуктивной медицине в Москве
"Экспресс-К" о последствиях перехода на стандарты ВОЗ в Казахстане
"Corriere della Sera" об американской и европейской системах здравоохранения
"Эхо" о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
"Ведомости" о полемике относительно депортации нелегалов в США
"The Times" о "дне без иммигрантов" в США
"Российская газета" о возможности иммигрантского "бойкота" в России как в США
"Газета" о реакции московских властей на новации в российском миграционном законодательстве
"Профсоюзы" о трудовой миграции в России

"Бизнес" об обязательном медицинском страховании трудовых мигрантов
"Русская Германия" о политике интеграции иммигрантов в Германии

"Эхо Москвы" об иммиграции в России
"Российская газета" о мытарствах соотечественников в России
"Российские вести" о планах Илюмжинова по репатриации калмыков из Китая
"Независимая газета" о разделении россиян на "коренных" и "некоренных"
"Independent" о расизме и насилии в России
"Коммерсантъ" о рейтинге недееспособности государств
"Московские новости" о гражданстве России и упрощении его получения
"Вечерняя Москва" о правах мигрантов и милицейских отчетах
"Белорусы и рынок" о снятии барьеров на рынке труда ЕС
"Бизнес & Балтия" о нехватке трудовых ресурсов в Латвии
"Профсоюзы" о пенсионном обеспечении в странах СНГ
"Русская община (Нетания)" о проблеме перенаселенности Израиля
"Российская газета" о социальном самочувствии россиян в 1994-2005 годах
"БелГазета" об уровне жизни в Белоруссии
"Молодежь Эстонии" о мнимых страхах вхождения в ЕС для Эстонии
"RBC daily" и "Ведомости" об отмене армейских отсрочек
"Эхо" о положении женщин в Азербайджане
"Казахстанская правда" о международных усыновлениях в Казахстане
"Коммерсантъ-Деньги" об истории евгеники

… об отмене армейских отсрочек

Дума "сдала" Минобороны 90 тысяч человек

Депутаты отменили 9 из 25 отсрочек от армии и сократили срок призыва до 1 года

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении подготовленный Минобороны пакет законопроектов по отмене ряда отсрочек от армии и сокращении призыва до 1 года. Из ныне действующих 25 отсрочек будет отменено 9. Наибольшее нарекания в обществе вызывает отмена отсрочек для молодых отцов и мужей беременных жен: правительство предполагает компенсировать таким семьям временную потерю кормильца, но размер компенсаций до сих пор неясен. Впрочем, свою солидарность с Минобороны выразили депутаты практически всех фракций, а представители ЛДПР предложили отменить и оставшиеся отсрочки. Между тем радикальные молодежные движения и комитет Солдатских матерей готовы выйти на акции протеста.
Отмена отсрочек начет действовать с января 2008 года - именно с этого момента срок службы по призыву будет определен в 1 год вместо двух. В 2007 году молодых людей будут призывать на 1,5 года - таким будет переходный период. Теперь в армию пойдут сыновья пожилых и больных (1 и 2 группы инвалидности) родителей, занятые уходом за ними; молодые отцы, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, а также мужья беременных жен - сейчас они имеют право на отсрочку, если срок беременности жены составляет не менее 26 недель. Эта отсрочка появилась совсем недавно, она была принята Думой прошлого созыва в 2003 году, но теперь подлежит отмене. От службы Родине не смогут больше уклоняться работники госпредприятий, перечень которых будет определяться правительством, а также юноши, обучающиеся в образовательных учреждениях начального и среднего профобразования и в учебных заведениях силовых структур - МВД, МЧС, ГУ ФСИН, пожарных и др. Сельских учителей и врачей тоже призовут. "Этими отсрочками пользуется 90 человек учителей и 1170 врачей, такие отсрочки не работают, так чего за них держаться?" - небрежно сказал представлявший законопроект замминистра обороны Николай Панков.
По его словам, отмена всех этих отсрочек позволит призвать в армию дополнительно около 90 тысяч человек в год. Генерал обратил внимание на гуманизм Министерства обороны, фактически отбирающего у больных и престарелых помогающих им родственников: "Значительное количество пенсионеров не только не нуждается в постоянном уходе, но и ведет активную трудовую деятельность - по данным переписи 2002 года, таких более 1 млн., поэтому многие юноши используют эту отсрочку как возможность уклонения от службы", - пояснил он. Теперь желающий ухаживать за больным родственником должен доказать его немощность с помощью медико-социальной экспертизы, только тогда он получит право на отсрочку. "И сколько такая экспертиза будет стоить?" - ехидно спросил генерала коммунист Олег Смолин, явно намекая на коррупционный характер нормы. Панков отверг вопрос как "некорректный", а член КПРФ Светлана Савицкая привела данные, что уже сейчас получение справки об инвалидности в Москве "неофициально" стоит 100-150 долларов. И подобный путь получения отсрочки явно приведет к удорожанию соответствующих "услуг" медэкспертов.
Затем Панков подверг критике отсрочки для молодых отцов и мужей беременных жен: они, по его мнению, "снижают оборонные возможности государства". Отмена этих отсрочек будет компенсирована: семьи, оставшиеся без кормильца, будут получать пособие. Кроме того, такие призывники будут служить недалеко от дома и получат отпуска (для других категорий призывников отпуска будут отменены в связи с сокращением срока службы). Однако конкретные размеры пособия генерал назвать отказался, хотя заверил депутатов, что законопроект "уже подготовлен и лежит у него в портфеле". "Мы, депутаты от ЛДПР, предлагаем установить эту сумму не ниже 5 тысяч рублей", - сказала Любовь Ближина, ожидая ответа Панкова. Но генерал так и не "раскололся", из чего можно сделать вывод, что предлагаемые правительством суммы намного ниже депутатских пожеланий. "Цифры дрейфуют в сторону возрастания", - туманно выразился Панков.
Отмена отсрочек для молодых отцов вызвала наибольшее число вопросов со стороны депутатов. Независимый депутат Владимир Рыжков обратил внимание коллег на сложную демографическую ситуацию в стране и отметил, что меры, предлагаемые Минобороны, эту ситуацию только ухудшат. Специально для "Единой России" Рыжков даже апеллировал к выступлению президента о необходимости улучшения демографии и призвал депутатов не идти на поводу у генералов. "Военное ведомство подмяло под себя правительство, теперь это происходит с Госдумой, - подчеркнул он, - нельзя делать всю страну заложниками Минобороны!"
Впрочем, остальные депутаты были иного мнения. "Не представляю, как за 1 год можно подготовить хорошего специалиста в армии, - скептически заметил единоросс Андрей Шевелев, - однако мы идем на это, чтобы люди служили!". А его коллега из ЛДПР Андрей Головатюк предложил не останавливаться на достигнутом и отменить все оставшиеся отсрочки от армии. "16 отсрочек - тоже много, их надо инвентаризировать", - сообщил Головатюк. По его словам, каждый год 2000 членов ЛДПР будут торжественно отказываться от отсрочек и идти в армию, и предложил другим партиям подхватить это начинание.
Еще накануне голосования лидер партии Солдатских матерей Валентина Мельникова обещала вывесить в молодежных форумах на всеобщее обозрение списки депутатов, голосовавших за отмену отсрочек. Эти списки будут очень внушительными - 366 депутатов, представители всех фракций. Голосовали против лишь 23 депутата, большинство из которых - независимые. 4 депутата воздержалось. Депутатское решение уже получило в обществе негативный резонанс - как сообщили RBC daily в молодежном "Яблоке", в воскресенье 23 апреля его активисты проведут театрализованную акцию против отмены отсрочек и за профессиональную армию перед Министерством обороны РФ на Арбатской площади.

Анастасия МАТВЕЕВА. "RBC daily", 24 апреля 2006 года

Отсрочка защиты отечества

Ну вот мы и дождались. С задержкой более чем на два года по сравнению со сроком, установленным правительством РФ, Минобороны представило законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву". А если сказать точнее, то об отмене ряда отсрочек в связи с планируемым сокращением срока службы. 30 марта с законопроектом согласилось правительство, заметим, на закрытом заседании. Что же там скрывалось, от кого и зачем?
Суть преобразований
Известно, что переход на добровольный принцип комплектования армии в РФ Министерством обороны саботируется давно, начиная с 1992 г., когда соответствующее решение было принято Борисом Ельциным. Потом был подписан указ 1996 г. с требованием завершения начатой реформы до 2000 г. Выполнять его поручалось все тем же должностным лицам, силовикам. Естественно, и эффект был тем же - негативным. А в качестве оправданий называлось многое, в том числе и отсутствие необходимых средств и законодательной базы.
В 2001 г. в новом документе, озаглавленном "Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года", уже президент Владимир Путин потребовал перевода на контракт воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство. Но не отверг и призыв - "как один из элементов новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов". Весной 2003 г. президент в своем послании Федеральному собранию РФ конкретизировал процесс перехода и будущую военную службу по призыву следующим образом: "Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных Сил. С 2008 г. продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора - либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу".
В такой трактовке планы президента России в основном (кроме срока службы) соответствовали чаяниям общества, тем более что в ней использовались наработки общественных организаций и независимых экспертов, в частности Института экономики переходного периода (ИЭПП). Довелось участвовать в подготовке соответствующих концепций также и авторам данной заметки.
В августе 2003 г. правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) перевода на добровольный принцип комплектования ряда воинских соединений и частей постоянной готовности. С 2004 г. началось выполнение ФЦП.
Появились первые воинские части и даже соединения, укомплектованные исключительно по контракту. Это важнейшее достижение - особенно для армии! Перемены в системе комплектования благотворно сказались на борьбе с остатками бандитских формирований не только в Чечне, но и в других республиках. Вот он, долгожданный результат, важный как для общества, так и для государства! Жизнь подтвердила правильность курса на добровольность комплектования армии не только за рубежом, но и в России.
Особенности исполнения
Вместе с тем уверенности в необратимости этого процесса нет. Множатся разговоры о трудностях в осуществлении ФЦП. Формально эта программа является межведомственной, но представители общественности, инициировавшие ФЦП и принимавшие участие в ее обосновании, от этапов ее исполнения отстранены под надуманным предлогом секретности. Контроль над исполнением ФЦП возложен на Минобороны. Таким образом, фактически это министерство само планирует мероприятия, само их выполняет, само себя контролирует. Интересно, на кого же в таком случае жалуется министр обороны, говоря о трудностях? Они ведь предсказывались, но были проигнорированы военачальниками.
Вместо рекомендованного существенного (на 10-20% выше средней зарплаты по стране) и скорейшего повышения денежного довольствия солдатам-контрактникам министр обороны повышал его другим. Минобороны получало в свое распоряжение ежегодно возрастающую сумму средств и, более того, ежегодную прибавку сверх того, что было предусмотрено бюджетом. Эти средства с лихвой перекрывали расходы на индексацию ФЦП и ускорение перехода, но направлялись на другие цели.
Указанные президентом РФ в 2003 г. "опережающие темпы" комплектования по контракту должностей сержантов во всех регулярных войсках также без объяснений отнесены на дальнейшую перспективу - после завершения ФЦП. Кто ответит за нарушение указаний Верховного главнокомандующего?
Простое решение
Разработчиками законопроекта предлагается из нынешних 25 отсрочек от военной службы оставить только 16 "наиболее социально значимых". Мотивация отмены отражает интересы только Минобороны. Но ведь кроме него есть и другие заинтересованные стороны. Прежде всего это общество, налогоплательщики, отдающие армии не только средства, но и молодых граждан. Разве можно не учитывать их интересы?
К сожалению, в этом деле есть еще и третья заинтересованная сторона - различные структуры и лица, наживающиеся на несовершенстве наших законов, на страхе граждан перед армией, а в итоге - на противозаконном предоставлении отсрочек и освобождений от военной службы. По оценкам ряда журналистов и главы фонда "Индем" Георгия Сатарова, годовые "доходы" этих структур исчисляются сотнями миллионов долларов США. Не пора ли и прокуратуре разобраться с этим полем противообщественной деятельности?
В аргументации Минобороны к законопроекту указана необходимость борьбы с уклонениями от военной службы, но не упомянуты те, кто оказывает "Услуги" по уклонению. Не указана необходимость предотвратить использование бесплатного труда военнослужащих в ненадлежащих целях. Общество негодует в связи с тем, что меры по искоренению таких правонарушений принимаются только после их разоблачения извне. Настало время ужесточить контроль и наказание нарушителей, одновременно предоставив военнослужащим право не исполнять явно преступные приказы.
В целом законопроект вызывает разочарование. Настойчивый поиск путей увеличения призывного контингента и выбор самого простого - отмены отсрочек от призыва свидетельствуют о том, что в обозримом будущем Россия не переведет свои регулярные войска на добровольный принцип комплектования, хотя видит себя в числе ведущих государств, 65% которых уже перешли или переходят на такой принцип.
Вызывает беспокойство односторонний, ведомственный подход законопроекта, отсутствие анализа: какими будут последствия отмены отсрочек? Особенно - отмены отсрочек для молодых отцов. Ведь они касаются самой актуальной сейчас - демографической проблемы России. По сравнению с ней недоукомплектованность армии молодыми отцами, которые едва ли внесут заметный вклад в боеспособность войск и сил флота, выглядит мало значимым фактором. Подробные расчеты по расходам можно найти в журнале "Вопросы экономики" (№ 1 за нынешний год), в других публикациях и на интернет-сайте Института экономики переходного периода. Также очевидно, что крайне негативно отразится на жителях сел отмена отсрочек для учителей и врачей, работающих в сельской местности.
Есть ведь иной, более выгодный для всех (кроме коррупционеров) вариант - сокращение общей численности силовых ведомств, дальнейшее заполнение должностей исключительно контрактниками во всех регулярных войсках, улучшение их боевой выучки и оснащенности новейшим вооружением. Ведь даже начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов справедливо считает, что при переходе на контракт можно, как показывает зарубежный опыт, "резко" сократить численность военнослужащих. К этому высказыванию следует добавить расшифровку нечеткого слова "резко". Как показали исследования, оно имеет в наших условиях более определенный смысл: в полтора раза!
Не дают ответа
Таким образом, можно было бы возрадоваться предстоящему сокращению срока службы по призыву и закончить эту заметку пожеланием перейти от режима закрытых обсуждений законопроекта к подключению Общественной палаты и более широкой общественности. Ведь судя по информации в СМИ, в правительстве РФ на закрытом заседании нашлись люди, заинтересованные в сохранении системы "прикомандирования" военнослужащих на чиновничьи должности, но некому было защитить интересы тех детей, у которых хотят на год отобрать отцов. В мирное время!
Представленный законопроект об отмене отсрочек (и другие, вносимые одновременно с ним в пакете) не дает ответов на ряд жизненно важных вопросов, волнующих общество.
Каким будет характер новой кратковременной службы по призыву? В чем состоят ожидаемые кардинальные перемены? Только в продолжительности? Но тогда многие беды нынешней службы сохранятся и страх граждан перед призывом - тоже.
Излагая свое видение концепции военной службы, ответственное лицо Генерального штаба заявляет о намерении "замещать военнослужащими, проходящими военную службу по призыву" те должности в воинских частях, которые не "определяют их боеспособность".
Но тогда... Вдумайтесь, уважаемые читатели. Зачем на такие должности призывать выпускников вузов, специалистов с высшим образованием? Что они там будут делать? Разве это не является вопиющим расточительством кадрового ресурса?
Конечно же, подобная концепция не принесет пользы армии, сохранит у молодежи стремление избежать службы по призыву и принесет "пользу" только тем, кто будет "предоставлять" противоправные отсрочки. А руководство Минобороны, оказав им в этом содействие (умышленно или нет - не знаем), будет упрекать общество в нелюбви к армии, а юношей и их родителей - в недостатке патриотизма.
Это ли нам надо? Конечно же, нет. И что - объявлять бойкот?
Но тогда может проявиться другая опасность. Допустим, добьется общественность отклонения законопроекта. В ответ нам скажут: ну, значит, не будем переходить к сокращенному сроку службы. Пусть остается все как есть - на благо мздоимцам.
Поэтому надо добиваться форсированной разработки полного комплекта нормативных актов, определяющих военную службу действительно по-новому, с учетом и обороноспособности страны, и интересов граждан. А службу по призыву следует сокращать до такой продолжительности, которая необходима, чтобы подготовить военнообученный ресурс - для службы по контракту в мирное время и, если понадобится, для защиты отечества в случае отражения агрессии.
Отметим в завершение, что между требованиями обеспечения обороноспособности страны и безопасностью граждан, между армией и обществом противоречий нет. Есть противоречия между нарушителями правовых норм и обществом. А что касается "непосильности" расходов, необходимых для решительного перехода к добровольному комплектованию, то надо обратиться к специалистам РАН, другим экспертам-экономистам и попросить их сделать независимую оценку используемых методик и результатов расчетов по всесторонней и достоверной оценке требующихся расходов.
Общество, со своей стороны, должно уже не просить, а требовать проведения такого рода оценок и их обсуждения, конечно же не на закрытых заседаниях.

Эдуард ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник запаса; Виталий ЦЫМБАЛ, полковник в отставке, профессор.
"Ведомости", 20 апреля 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.