… о планах Илюмжинова
по репатриации калмыков из Китая
Китайские калмыки возвращаются на родину
Инициатива главы Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова
о переселении китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского автономного
района (СУАР) КНР в Калмыкию стала настоящей сенсацией. Политологи
уже назвали этот проект самым амбициозным миграционным проектом
в России. О деталях "китайского" проекта Кирсан Илюмжинов
рассказал корреспонденту "Южного Федерального".
- Кирсан Николаевич, когда начнется реальное переселение синцзяньских
калмыков из Китая на берега Волги?
- Это поэтапный процесс, он будет растянут на несколько лет. Могу
лишь сказать, что до конца 2006 года в Калмыкию на постоянное место
жительства переедут не менее 100 семей китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского
автономного района (СУАР) КНР. Это будет первая группа наших соплеменников.
Всего мы намерены переселить в Калмыкию не менее 10 тысяч синцзяньских
калмыков-торгутов.
В ближайшее время в Элисте будет проведено специальное заседание
правительства республики, посвященное проблеме переселения китайских
калмыков из СУАР. В совещании примет участие руководитель Федеральной
миграционной службы России Константин Ромодановский. После совещания
в Элисте, на котором будет определена стратегия переселения, в Китай
отправится делегация представителей общественных и национальных
организаций Калмыкии, депутатов Народного хурала. Переговорный процесс,
различные согласования займут определенное время.
- На переезд на постоянное место жительства в чужую страну, очевидно,
решатся не многие. Кто, по вашим прогнозам, скорее всего, приедет
из Китая на ПМЖ в Калмыкию?
- Я думаю, основную массу калмыков-переселенцев из Китая составят
молодежь и старики. Молодежь поедет в Калмыкию за свободой и жизненными
перспективами, которых нет в Синцзянь-Уйгурском автономном районе
КНР. Для пожилых людей это будет возвращением на историческую родину,
которую их предки покинули в XVIII веке. Для них это будет не переезд
в чужую страну, а возвращение домой. Мало кто знает, что многие
старики в Синцзяне до сих пор разговаривают на русском языке, на
котором говорили в России во времена Екатерины Великой и Емельяна
Пугачева. Это настоящие живые носители чистого русского языка. Они
до сих пор поют песни, в которых есть слова: "Вода Волги слаще,
чем молоко матери...".
- Не приведет ли массовая миграция китайских калмыков к обострению
социальных проблем внутри Калмыкии?
- Нет, наоборот, я уверен, что с помощью нашего миграционного проекта
мы сможем более успешно решать социально-экономические вопросы в
Калмыкии. В нашу республику из СУАР КНР приедут далеко не бедные
люди. Мигранты из Китая не станут для нас нахлебниками. Я уверен,
например, что в числе переселенцев будет несколько десятков миллионеров,
которые переедут из Синцзяня для того, чтобы начать свое дело в
России и получить второе, российское, гражданство. Наши расчеты
показывают, что переселение синцзяньских калмыков будет способствовать
решению многих социальных проблем, в том числе и безработицы: один
калмыцкий переселенец из Китая - это два-три рабочих места в Калмыкии.
- Уже известно, где именно будут селиться китайские калмыки?
- Скорее всего, новым местом жительства для переселенцев из Синцзянь-Уйгурского
автономного района станут Черноземельский и Ики-Бурульский районы
Калмыкии. Это сложная природная зона, поэтому прежде чем переселить
сюда людей, в этих районах будет построено жилье, оборудованы животноводческие
стоянки, подведены необходимые коммуникации. Ряд китайских банков
уже готовы вложить в этот проект солидные инвестиции.
Кроме того, китайские инвесторы заинтересовались проектом строительства
нового автомобильного завода в Лагани, а также развитием хлопкового
дела на территории Калмыкии. В строительство Лаганского завода по
производству автобусов китайский Центр по развитию торговли и инвестиций
в Европе, совместно с компанией "Венаньхуа-Гонконг", уже
готовы вложить 20 миллионов долларов. Автобусы, произведенные на
Лаганском автозаводе, будут поступать как на внутренний российский
рынок, так и на китайский рынок.
- В свете развития проекта переселения калмыков-торгутов из Китая,
очевидно, особое значение приобретает и строительство железной дороги
Элиста - Аксарай, о которой недавно сообщила ваша пресс-служба...
- Вы правы, несколько дней назад документ о строительстве дороги
Элиста - Аксарай (Астраханская область) протяженностью в 240 километров
подписали в калмыцкой столице начальник Северо-Кавказской железной
дороги Владимир Воробьев и президент компании "ОТЭКО"
Фернандо Мачинена. Это полностью инвестиционный проект, в который
не будет вложено ни одного бюджетного рубля. Размеры инвестиций
составят свыше 300 миллионов евро. Железнодорожная ветка Элиста
- Аксарай свяжет Калмыкию - через Астраханскую область и Казахстан
- с Синцзянь-Уйгурским автономным районом КНР. В результате из Китая
до Элисты можно будет доехать без пересадок за четыре-пять дней.
Строительство Аксарайской железной дороги будет завершено к концу
2008 - началу 2009 года. Я думаю, что после этого процесс переселения
китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского автономного района в Калмыкию
пойдет еще более быстрыми темпами.
Полосу подготовил Вадим ИШУТИН. "Российские
вести", 26 апреля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)