Rambler's Top100

№ 243 - 244
17 - 30 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития

Миграция из стран Центральной и Восточной Европы в Германию

Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации

Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии)

Политика интеграции в Нидерландах

Расширение Европейского Союза и торговля людьми в Европе

Нуждаемся ли мы в массовой иммиграции?

Мировые тенденции в сфере занятости


Google
Web demoscope.ru

Нуждаемся ли мы в массовой иммиграции?

Браун Э.
(BROWNE A. Do we need mass immigration? The economic, demographic, environmental, social & developmental arguments against large-scale net immigration to Britain. - L.: CIVITAS, 2003. - VI, 153 p. Опубликовано в РЖ "Экономика" №1 2005, с. 153-161. Реферирование: Т.С. Кондратьева)

Э. Браун, редактор газеты "Таймс", называет дискуссию об иммиграции "самой значимой в современной истории Великобритании", хотя и считает, что "ее вряд ли можно назвать дискуссией в подлинном смысле этого слова". По его мнению, сторонники либерального подхода к иммиграции, совпадающего с курсом правительства, организовали столь мощную пропагандистскую кампанию в ее защиту, что любые попытки оппонентов изложить свою позицию встречают резкий отпор с их стороны. При этом к аргументам оппонентов не только не прислушиваются, но и их обвиняют "в паникерстве", в намерении "превратить Великобританию и Европу в целом в неприступную крепость и отгородиться колючей проволокой от всего остального мира" (с.1, 10).

По мнению автора, в то время как сторонники правительства сплочены, их оппоненты разъединены и не организованы. И это вполне объяснимо: многие политики, профсоюзные деятели, члены экологических организаций опасаются, и не без основания, что, если они будут выступать против иммиграции, их обвинят в расизме.

Э. Браун полагает, что массовая иммиграция в Великобританию стала возможной благодаря альянсу между большим бизнесом, стремящимся заполучить дешевую рабочую силу; лоббистами этнических общин, желающих увеличить свою численность; университетами, старающимися привлечь как можно больше платных студентов; различными антирасистскими организациями, опасающимися усиления позиций Британской национальной партии (British National Party), и "иммиграционной индустрией", включающей в себя многочисленных советников, юристов, а также людей, занятых переправкой иностранной рабочей силы в Великобританию. Все они получают от иммиграции огромную выгоду, а потому, естественно, заинтересованы в расширении ее масштабов (с. 2).

Автор не выступает против иммиграции как таковой, считая ее "благотворным явлением, способствующим не только притоку новых людей, но и оздоровлению общества" (с. 10). Он всего лишь пытается доказать, что нынешняя широкомасштабная иммиграция не отвечает интересам большинства граждан и не способствует поддержанию стабильности в стране.

Политика лейбористского правительства привела к беспрецедентному росту иммиграции в Великобританию. Всего лишь за восемь лет (с 1993 по 2000 год) чистая легальная иммиграция увеличилась более чем в пять раз. В 2000 году этот показатель достиг рекордного за всю историю Великобритании уровня в 183,4 тысячи человек (с. 20). Помимо легальных иммигрантов в стране оказалась масса нелегалов, определить численность которых очень трудно (c. IX).

Нынешняя волна иммиграции, подчеркивает Э. Браун, существенным образом отличается от предыдущих волн не только по численности, но и по характеру. Если иммигранты предыдущих волн покидали свои страны в основном из-за религиозных преследований или военных конфликтов, то иммигранты последней волны устремляются в Великобританию прежде всего по экономическим причинам. Это в основном граждане беднейших стран мира.
Широко распространенное мнение о том, что рост иммиграции происходит в первую очередь за счет увеличения числа беженцев, не выдерживает никакой критики, считает Э. Браун. Он приводит данные, согласно которым численность иностранцев, въехавших в Великобританию в поисках работы и с целью получения здесь образования, в 1990-е годы почти удвоилась (с 113,4 тысячи в 1991 году до 207,3 тысячи человек в 2000 году) (с. 20, 22). Эти цифры, по его мнению, свидетельствуют о том, что правительство поощряет въезд в страну любых иммигрантов, за исключением беженцев. Наибольший приоритет при этом отдается временным работникам. Если в начале 1990-х годов правительство выдавало ежегодно лишь 30 тысяч разрешений на въезд временной рабочей силы, то в 2002 году - уже 175 тысяч (с. 21). При этом оно сняло значительную часть ограничений, существовавших в этой области, а также приняло ряд мер, поощряющих приток иностранной рабочей силы (в частности, была разработана программа по массовому набору младшего медицинского персонала в странах третьего мира). В то же время нынешнее правительство, равно как и предыдущее, не только не боролось с нелегальной иммиграцией, но своими действиями, напротив, затрудняло депортацию из страны нелегалов. Так, правительство консерваторов отменило паспортный контроль при выезде из страны, а лейбористское правительство одобрило Закон о гражданских правах (Human Rights Act) и распространило его действие на иммигрантов, что сделало практически невозможным депортацию нелегалов.

Не все иммигранты, прибывающие в страну, остаются здесь навсегда. Часть из них по истечении какого-то времени возвращаются на родину. Тем не менее, численность иностранцев, получающих вид на жительство в Великобритании, непрерывно увеличивается. На протяжении 1980-х и в начале 1990-х годов правительство ежегодно выдавало таких разрешений не более 60 тысяч. Однако с приходом лейбористов к власти ситуация изменилась: только за три года количество разрешений увеличилось в два раза (с 69,8 тысячи в 1998 году до 125,1 тысячи в 2000 году). Примерно в 70% случаев мотивом для выдачи вида на жительство являлось воссоединение семьи, в 20% - поиск политического убежища и только в 7% случаев - желание получить работу или основать свой бизнес в Великобритании (с. 23).

Наибольшее число разрешений, выданных в 2000 году, приходилось на иммигрантов из стран с низким уровнем жизни, в том числе из Восточной Европы - 7,6 тысячи разрешений, - Африки - 44,5 тысячи - и Азии - 47,5 тысячи разрешений. Приоритет на получение разрешений отдается африканским и азиатским странам. За три года (1998-2000) численность выходцев из Африки увеличилась в три раза, из Азии - более чем в полтора раза. Доля иммигрантов из промышленно развитых стран (ПРС) в общей численности лиц, получивших в Великобритании вид на жительство, за эти годы, напротив, резко сократилась. Если в 1998 году каждый пятый иммигрант был выходцем из развитых стран, то в 2000 году - лишь каждый восьмой (с. 23).

Хотя с каждым годом в Великобританию прибывает все большее число иммигрантов как из ПРС, так и из развивающихся стран (PC), эти два вида иммиграции имеют принципиальное различие. В то время как иммиграция из ПРС уравновешивается эмиграцией из Великобритании, иммиграция из PC носит односторонний характер - граждане из PC, как правило, не возвращаются на родину, а оседают в Великобритании. Из 90295 человек, получивших в 2001 году гражданство, 93% - прибыли из стран Восточной Европы и PC и лишь 7% - из ПРС (с. 30). В Великобритании уже проживает 1 млн. индийцев (т.е. лишь 0,1% населения Индии, превышающего 1 млрд. человек), 260 тысяч выходцев из Бангладеш (0,2% из 130-миллионного населения страны), около 1 млн. нигерийцев (0,8% от 126-миллионного населения страны (с. 30).

Э. Браун оценивает нынешнюю ситуацию с иммиграцией для Великобритании как "опасную". Поскольку нынешняя иммиграция вызывается главным образом огромным разрывом в уровне благосостояния ПРС и PC, граждане из бедных стран всегда будут использовать любую возможность для переезда в богатые страны. Чтобы покончить с массовой иммиграцией, надо уменьшить этот разрыв, но совершенно очевидно, что для этого потребуется не одно десятилетие. В этих условиях единственная возможность для Великобритании разорвать порочный круг иммиграции - решительно пересмотреть иммиграционную политику в сторону ужесточения (с. 30-31).

Сторонники иммиграции, как правило, настаивают на том, что перемещение людских потоков с места на место - явление абсолютно нормальное, оно всегда было и всегда будет. При этом часто утверждается, будто бы Великобритания - это "нация иммигрантов и поэтому бороться с расширением иммиграции бессмысленно" (с.25). Опровергая этот тезис, Э. Браун обращает внимание на то, что иммиграция никогда не играла существенной роли в увеличении численности населения Великобритании. За последнюю тысячу лет прирост населения страны происходил за счет его воспроизводства. И в этом смысле Великобритания отличается от таких стран, как США, Канада, Австралия или Новая Зеландия.

Однако сейчас Великобритания действительно превращается в страну иммигрантов. В результате беспрецедентного роста иммиграции численность населения страны всего лишь за десять лет (1991-2000) увеличилась более чем на 1 млн. человек. Темпы прироста населения Великобритании в 1990-е годы в сравнении с концом 1970-х годов возросли более чем в десять раз. Впервые в новейшей истории Великобритании прирост населения происходит почти исключительно за счет иммиграции. В настоящее время масштабы ежегодной иммиграции в четыре раза превышают естественный прирост населения. В 2000 году большая часть прироста населения страны, составившего 255 тысяч человек, пришлась на иммигрантов (183,4 тысячи человек) (с. 20, 34).

По прогнозам Статистического бюро Великобритании, при сохранении в ближайшие десятилетия иммиграции на нынешнем уровне (195 тысяч человек в год) к 2031 году население страны возрастет до 68 млн. человек, а к 2070 году - до 70 млн. человек. По мнению Министерства внутренних дел Великобритании, для обеспечения прироста населения в следующие 50 лет необходимо, чтобы ежегодно в страну въезжали не менее 150 тысяч иммигрантов (с. 35).

По мнению автора, Великобритания уже сейчас является одной из самых перенаселенных стран мира. Плотность населения здесь в два раза выше, чем во Франции, в три раза - чем в Испании, в восемь раз - чем в Америке и в 70 раз - чем в Канаде (с. 37, 40). Кроме того, поскольку иммигранты обосновываются, главным образом, в Лондоне и на юге страны, это ведет к обострению и без того сложной проблемы неравномерного распределения населения по территории страны - относительно низкой плотности населения на Севере при перенаселенном Юге.

Высокая плотность населения, которая, по мнению Э. Брауна, является почти исключительно результатом иммиграции, снижает качество жизни граждан. Это проявляется в ухудшении экологической ситуации, в перегруженности транспорта, в острой нехватке свободной земли, а также в жилищном кризисе.

Расчеты показывают: если в ближайшие 20 лет масштабы иммиграции сохранятся на нынешнем уровне (т.е. 180 тысяч человек в год), то только для иммигрантов надо будет построить более 2 млн. новых домов. В одном только Лондоне до 2014 года надо будет обеспечить жильем 700 тысяч человек. Практически все нуждающиеся в жилье - иммигранты; местные же жители, из-за нашествия "чужестранцев", вынуждены покидать столицу (с. 38). Мэр Лондона и проиммигрантское лобби заявляют, что плотность застройки в городе слишком низкая и что здесь следует дополнительно построить много новых домов. Подобная политика, подчеркивает Э. Браун, наносит ущерб коренным лондонцам, которых заставляют потесниться ради прибывающих иммигрантов. К тому же она способствует резкому росту цен на жилье (по прогнозу Центра экономических исследований, при сохранении нынешних масштабов иммиграции цены на жилье в Лондоне к 2020 году возрастут в три раза) (с. 38-39).

Сторонники расширения иммиграции, обосновывая ее необходимость, утверждают, что в Великобритании уже запущен спусковой механизм "демографической бомбы": численность лиц трудоспособного возраста непрерывно сокращается, а нетрудоспособных лиц (т.е. детей и пенсионеров), приходящихся на одного работающего, непрерывно увеличивается. Отсюда делается вывод о необходимости "импорта" молодых работников из PC, где их слишком много, с тем, чтобы эти работники своим трудом обеспечивали средства, необходимые для выплаты пенсий стареющим англичанам. Авторы подобных утверждений называют нынешнюю миграцию "замещающей".

По мнению Э. Брауна, с подобными заявлениями могут выступать лишь "невежественные или нечестные люди" (с. 41). Согласно исследованиям таких солидных организаций, как ООН, Совет Европы, Европейская Комиссия, а также ряда правительственных организаций Великобритании, в частности, Министерства внутренних дел (доклад "International migration and the United Kingdom: Patterns and trends", опубликованный в 2001 году), делается вывод, что иммиграция не может рассматриваться как средство смягчения проблем, возникающих в связи со старением населения, поскольку иммигранты также стареют. Иммиграция может дать ощутимый результат только в том случае, если ее масштабы будут постоянно увеличиваться. При этом надо будет проводить политику "тонкой настройки", т.е. допускать в страну лишь тех иммигрантов, которые подходят ей по возрасту и по полу. Однако такая политика носит дискриминационный характер и к тому же ее трудно осуществить на практике.

"Замещающая миграция" может решить проблему старения населения в ПРС лишь в краткосрочном плане, считает Э. Браун. В долгосрочной же перспективе она лишь ухудшает ситуацию. "Делая ставку на "замещающую миграцию", мы скидываем с себя бремя ответственности и перекладываем ее на наших детей", - подчеркивает он (с. 42).

Поскольку импортируемая рабочая сила также подвержена старению, Великобритании для сохранения желаемой возрастной структуры населения придется непрерывно увеличивать масштабы иммиграции, а это - неизбежный путь к быстрому увеличению численности населения.

В настоящее время соотношение между численностью лиц трудоспособного возраста и численностью пенсионеров в стране составляет 4,09:1. Согласно прогнозам, если Великобритания прекратит импорт рабочей силы, к 2050 году это соотношение снизится до 2,5:1, что защитники иммиграции считают недопустимым. Расчеты экспертов ООН показывают, что для сохранения этого показателя на нынешнем уровне на ближайшие 50 лет Великобритания должна будет "импортировать" до 2050 года дополнительно 59,8 млн. иммигрантов, а в последующие 60 лет - еще 130 млн. Таким образом, ставка властей на "замещающую миграцию" приведет к невиданному росту численности населения страны: к 2050 году она увеличится до 136 млн., а к 2100 году - до 250 млн. человек (с. 43-44). Вывод экспертов ООН звучит однозначно: поддержание нынешнего соотношения между численностью лиц трудоспособного возраста и численностью пенсионеров с помощью одной лишь "замещающей миграции" не даст желаемых результатов, поскольку для этого потребуется чрезмерно большое число иммигрантов.

Автор видит другой путь решения проблемы: чтобы сохранить нынешний уровень благосостояния пенсионеров, следует увеличить продолжительность трудовой деятельности граждан (а для этого надо повысить пенсионный возраст), снизить безработицу и повысить рождаемость, доведя этот показатель, по крайней мере, до двух детей в расчете на одну женщину.

Существует широко распространенное заблуждение, будто бы старение населения в ПРС является проблемой, имеющей решение, пишет Э. Браун. В действительности же старение общества - это логическое следствие увеличения продолжительности жизни и стабилизации численности населения. Население Земли не может увеличиваться до бесконечности. ПРС первыми встали на путь стабилизации численности населения, но рано или поздно за ними последуют все остальные страны.

Более старое общество будет иметь много преимуществ по сравнению с молодым, считает Э. Браун. В нем будет ниже уровень преступности, поскольку преступления совершаются в основном молодыми людьми. Оно будет политически более стабильным, потому что в нем будет больше людей, умудренных жизненным опытом и не стремящихся совершать революции. В нем будет много людей, уверенных в себе, мудрых, высокообразованных, высококвалифицированных, живущих полной жизнью. Следует приветствовать процесс создания такого общества, приспосабливаться к нему и не пытаться предотвратить его с помощью иммиграции.

Иммиграция, по мнению автора, увеличивает социальную напряженность, приводит к росту преступности, а также создает массу медицинских проблем, в частности, из-за распространения СПИДа, туберкулеза и т.д. Она усиливает социальное неравенство, поскольку способствует перераспределению богатства в пользу тех, кто нанимает иммигрантов на работу (и становится еще более богатым, поскольку платит иммигрантам меньше и тем самым увеличивает свои прибыли). Таким образом, иммиграция из PC способствует усилению и без того значительного неравенства в британском обществе и еще больше увеличивает бедность, подчеркивает Э. Браун.

Огромные масштабы иммиграции затрудняют интеграцию чужестранцев в британское общество. Интеграция столь огромной массы иностранцев требует колоссальных затрат, а государственных средств на это не хватает. К тому же сами иммигранты, особенно из PC, не желают интегрироваться. Они создают этнические сообщества со своими собственными интересами и устремлениями, а это неизбежно ведет к усилению расовых конфликтов.

Этнические сообщества вытесняют коренных жителей Великобритании с тех мест, где они жили столетиями. Это относится в первую очередь к городам, расположенным на севере страны. Британцы покидают эти города не только из-за напряженных межрасовых отношений, но и потому, что они так же, как иммигранты, хотят жить "в сообществе себе подобных".

Многие граждане Великобритании считают действия властей по привлечению иммигрантов в страну нелегитимными, поскольку ни лейбористы, ни консерваторы во время предвыборных кампаний никогда не заявляли о том, что они намерены стимулировать приток иммигрантов в страну, и вопрос об иммиграции ни разу не выносился на референдум. Э. Браун убежден, что, если правительство не осознает, что оно должно получить одобрение своей иммиграционной политики со стороны рядовых граждан, иммигранты по-прежнему будут отторгаться британским обществом, а ксенофобские настроения будут лишь усиливаться.

В заключение автор указывает, что проблема иммиграции в ближайшей перспективе вряд ли станет менее острой. Учитывая, что процесс глобализации будет развиваться, разрыв между бедными и богатыми странами, по всей вероятности, будет лишь увеличиваться, а различного рода конфликты - военные, этнические, религиозные, социальные - сохранятся и будут по-прежнему вынуждать людей покидать родные места. В итоге поток мигрантов из PC в Великобританию (равно как и во все ПРС) не будет сокращаться. К тому же с расширением ЕС и снятием границ между Западной и Восточной Европой, а также странами Балтии, к уже сложившимся миграционным потокам, с которыми приходится сталкиваться Великобритании, прибавятся новые. Поэтому антииммигрантские настроения в стране будут лишь усиливаться, и в этой ситуации власти будут вынуждены ужесточить иммиграционную политику.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.