Подавляющее большинство россиян и россиянок считает,
что женщина должна быть матерью
Исследовательский центр ROMIR Monitoring попытался выяснить,
какой должна быть современная россиянка. В опросе участвовали и
мужчины, и женщины, поэтому пристрастных мнений о кухне как о естественной
среде обитания женщины удалось избежать. Однако подавляющее большинство
опрошенных считают, что главное предназначение женщины - материнство.
Образ матери, по мнению опрошенных, выглядит привлекательнее образа
бизнес-леди, подруги жизни и даже вечной домохозяйки.
"Образ домохозяйки в большом городе не слишком привлекателен
- при наличии большого количества возможностей женщине просто трудно
усидеть в квартире" 37% опрошенных уверенно ответили, что главное
предназначение женщины - быть матерью. Эта точка зрения считается
единственно верной среди пенсионеров: среди них 49% убежденных,
что суть женщины в материнстве. С пожилыми россиянами также солидарны
обладатели начального образования - 47% желающих видеть женщину
матерью высшего образования не имели.
Четверть всех опрошенных считают, что женщина должна быть спутницей
жизни - так ответили 25% респондентов. Заметим, что желающие иметь
спутницу жизни преимущественно проживают в городах-миллионниках,
где крепкое женское плечо необходимо как в ресторане, так и в быту.
Сами прекрасные дамы мало разделяют такую точку зрения: быть в первую
очередь "спутницами" при планете "мужчина" согласились
только 17% россиянок, причем так ответили женщины из самой "невестоактивной"
возрастной группы - от 25 до 34 лет. Однако не стоит думать, что
потенциальные спутницы только и думают о том, как бы покрепче усесться
на мужской шее - среди них 29% обладает высшим образованием, и столько
же - высокими доходами.
Эмансипация сделала свое дело - традиционному материнству и позиции
спутницы лишь немного уступил образ деловой и независимой женщины.
Такими россиянок хотят видеть 22% респондентов, однако справедливости
ради отметим, что это преимущественно женская точка зрения - "за"
образ бизнесвумен высказались 29% женщин и всего 13% мужчин, кроме
того, этой точки зрения придерживались в основном молодые россияне.
А вот противоположный образ - женщина, которая хранит очаг, то есть
занимается обедом, уборкой и стиркой, - такой популярности не снискал:
в его пользу высказались всего 11% опрошенных. Его приверженцы в
основном обитают в сельской местности, находятся в возрасте и высшего
образования не имеют. Видимо, образ домохозяйки в большом городе
не слишком привлекателен - при наличии большого количества возможностей
женщине просто трудно усидеть в квартире. А на периферии зачастую
просто не хватает работы - вот и приходится больше заниматься борщом
и грязным полом, чем напряженно вглядываться в курсы валют или котировки
акций.
Итак, все остальные точки зрения перекрывает материнство - так думают
и мужчины, и женщины… Почему же в России с каждым годом растет демографическая
яма, и на общем фоне небольшой беби-бум наблюдается только в столице?
Очевидно потому, что в столице высока возможность заработать не
только на себя, но и на содержание ребенка - кому же захочется,
чтобы любимое чадо ходило в обносках и плохо питалось.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)