Rambler's Top100

№ 239 - 240
20 марта - 2 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Независимая газета-Сценарии" о демографической ситуации и демографических прогнозах в России
"Вечерняя Москва" о докладе ЦДЭЧ "Население России"
"KM.RU" о демографических проблемах Европы и России
"Gazeta.kz" о демографической ситуации в Казахстане
"Взгляд" о демографической политике России
"МиК" о демографических проблемах и демографической политике России глазами Глазьева
"Yтро.ru" о демографической ситуации в ЕС и перспективах миграции с востока
"Эксперт" о миграции и рынке труда ЕС
"Независимая газета-Сценарии" о перспективах миграции в России
"Эхо Москвы" о демографической и миграционной политике России
"Независимая газета", "Радио "Маяк"", "Новые известия" и "Новое время" о грядущих изменениях в миграционном законодательстве
"Бизнес" об ужесточении ответственности за использование труда нелегалов в строительной отрасли Москвы
"Коммерсантъ" о нехватке рабсилы для реализации нацпроектов

"Экономика и жизнь" о трудовой миграции в России
"Эксперт-Украина" о трудовой миграции из Украины
"Казахстанская правда" о миграционных проблемах и миграционной политике Казахстана
"Политком.Ru" о противодействии ксенофобии как приоритете деятельности общественной палаты
"Час Пик" о новых хунвейбинах и РАПС
"Взгляд" о предназначении женщины
"Молодежь Эстонии" о репродуктивном здоровье в Эстонии
"Коммерсантъ-Деньги" о контрацепции и мифах вокруг
"Российская газета" о преимуществах раздельного обучения мальчиков и девочек
"Российская газета" об онкозаболеваемости в России
"Independent" о торговле донорскими органами
"Ведомости" о птичьем гриппе и ВВП
"Деловые ведомости" об уровне жизни в США и Еврозоне
"Новое время" о студенческих волнениях во Франции
"Новые известия" о преступности малолетних
"Aktuell.ru" о российских немцах

… о грядущих изменениях в миграционном законодательстве

Больше мигрантов хороших и разных

Ромодановский и Чекалин объяснили депутатам, что время "хватать и не пущать" прошло

Депутаты намерены либерализовать законодательство о миграции. В пятницу Государственная Дума предполагает одобрить в первом чтении новый закон о миграционном учете иностранных граждан, а также поправки к ныне существующему закону об их правовом положении в России. Вчера же правительственную точку зрения на все эти проблемы депутатам представили первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. Они заявили, что отношение государства к проблемам миграции предполагается кардинально изменить.
По словам Чекалина, в первую очередь необходимо решить задачу повышения миграционной привлекательности России для квалифицированной рабочей силы из окружающих ее стран. На втором месте - переселение в Россию так называемых соотечественников, то есть русскоязычных граждан бывшего СССР. Третье место по значимости занимает "создание благоприятных условий для совместной жизнедеятельности коренного населения и мигрантов". И только на четвертом стоит более эффективное противодействие нелегальной миграции в контексте общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях. Слова Чекалина подтвердил и Ромодановский, заявивший, что "общество должно наконец понять, что прошло уже то время, когда можно было хватать и не пущать".
Тем не менее и сами высокопоставленные чиновники, и закидавшие их вопросами депутаты проблему нелегальной миграции и этнических преступных группировок без внимания вовсе не оставили. Например, первый замминистра МВД сказал, что национальной безопасности России угрожает создание криминальных национальных сообществ и появление в отдельных регионах моноэтнического бизнеса. Чекалин признался, что за последние 10 лет в России в 2,5 раза выросло количество преступлений, совершенных иностранцами, причем 90% из них - это граждане стран СНГ. Нелегальных работников, по его словам, в России несколько миллионов человек, но сколько точно - никто достоверно и не знает. Чекалин также заметил, что "возникают национальные общины мигрантов, которые не ассимилируются, и есть примеры, когда эти общины начинают предъявлять свои не основанные на законе требования". Высокий милицейский чин отметил, что все это может привести к затяжной межэтнической напряженности в регионах.
Ромодановский оказался еще более откровенен. По оценкам его службы, нелегальных мигрантов не менее 10 млн., что ежегодно наносит ущерб России в размере примерно 200 млрд. рублей. По его словам, грузинские иммигранты обеспечивают 20% ВВП Грузии, молдавские - все 30. А госбюджет Таджикистана, составляющий приблизительно 485 млн. долларов, в два раза перекрывается потоком денег из России в размере около 1 млрд. долларов, из которых не менее половины поступает в эту страну нелегально. Тем не менее глава ФМС уверен, что одними только карательными мерами действительно уже ничего не изменить. Поэтому и он сам, и его начальник значительную часть своих докладов посвятили содержанию тех законов, которые Думе предстоит рассматривать уже завтра. И Чекалин, и Ромодановский неоднократно подчеркнули, что новое законодательство будет гораздо более либеральным, чем действующее. Например, для получения разрешения на трудовую деятельность мигранту не надо будет искать какого-то российского работодателя, такой документ он сможет получить в индивидуальном порядке.
Интересно, что даже оппозиционные думские фракции в принципе не возражали против новых подходов. При этом и КПРФ, и "Родина", правда, постоянно указывали на то, что активизация миграционных процессов не должна ущемить прав коренного, прежде всего русского, населения. Исполнительная власть им отвечала, что если все мигранты будут легальными, то им нельзя будет платить в 2-3 раза меньше средней зарплаты, а тогда бизнес, без сомнения, предпочтет нанимать местных работников. В выступлениях представителей КПРФ, ЛДПР и "Родины" такие заявления, конечно, были подвернуты сомнению.

Иван РОДИН. "Независимая газета", 16 марта 2006 года

Государство теряет на миграции 200 млрд. рублей в год

Вячеслав Поставнин, заместитель директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации в программе "Панорама" с Дмитрием Киселевым.
По оценкам государственных структур в России сегодня находятся от 5 до 10 миллионов нелегальных мигрантов. Они приезжают в страну и привозят с собой не только трудовые руки, в которых страна нуждается, но и целый комплекс проблем.
Об этом сегодня в программе "Панорама" с Дмитрием Киселевым говорит заместитель директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации Вячеслав Поставнин.

Проблемы с нелегальной миграцией в России крайне остры, и именно сегодня в Госдуме обсуждаются законы, которые, как предполагают, революционно изменят ситуацию.
Эти законы значительно либеральней, чем могли бы себе представить самые либеральные правозащитники.
Теперь, согласно новым законам, гражданам из стран СНГ, приезжающим на работу в Россию, разрешено легализоваться в России в уведомительном порядке. Им разрешено приехать, зарегистрироваться, самим оформлять разрешение на работу и самим искать работодателя. Что касается закона миграционного учета, то предполагается, что регистрация будет происходить в уведомительном порядке. Это, конечно, революционно.
Сегодня нелегальный мигрант может прийти в государственные органы и сказать: я приехал в Россию, я хочу здесь остаться. И ему не имеют права отказать. Более того, теперь нелегал может даже по почте отправить документы и с того момента, как он это сделал, считается, что он зарегистрировался.
Разумеется, у этого закона будет много критиков, считает ведущий Дмитрий Киселев. У многих есть опасения, что же станет с Россией. Насколько остра для России в настоящем проблема нелегальной миграции?
Миграционные процессы давно уже стали фактором, влияющим на любую область российской жизни: юридическую, социальную, даже медицинскую. Первое, государство теряет ежегодно до 200 миллиардов рублей недополученных налогов. Эти цифры сравнимы со всеми социальными программами России, например, с программой образования. Вот сколько государство тратит на образование, столько мы недополучаем налогов от нелегальных мигрантов. Эти люди приехали в страну. Они нигде не числятся, но они есть. Возрастает нагрузка на ЖКХ, транспорт, дороги. Эта нагрузка ложится на нас с вами. Мы все это оплачиваем.
По предварительным оценкам в России сегодня свыше 20 миллионов нелегальных мигрантов. По оценкам международной организации миграции - 15 миллионов. Мы занимаем второе место по количеству незаконных мигрантов после США. А может быть и даже первое займем, считает Поставнин. Эта масса людей, которые нигде не значатся - питательный бульон для разнообразных преступлений. Теневая экономика подпитывается оттуда. Люди, которые находятся здесь в бесправном положении, они маргинализируются, они становятся питательной средой для преступлений.
Особую проблему представляют собой Сибирь и Дальний Восток. Количество нелегальных иммигрантов из Китая продолжает расти. Нет никаких специальных мероприятий со стороны китайского правительства. Идет стихийный процесс. Китайцы постепенно вытесняют из различных секторов экономики наших граждан. В конечном итоге произойдет потеря суверенитета - без войны и без всяких усилий, считает Поставнин.
Что же конкретно делает федеральная миграционная служба России? - Наши усилия идут в двух основных направлениях, - говорит Поставнин. Первое - поскольку эти люди находятся уже здесь не один год, а десятилетия, они интегрировались в эту систему. Нашли себе рабочие места. В отношении таких граждан, которые не совершили никаких преступлений и интегрировались в общество, федеральная миграционная служба поступает следующим образом. Мы даем им легализацию, - говорит Поставнин.- Даем им возможность трудиться. Чтобы получать с них налоги. А та часть граждан, которая предпочитает работать нелегально, то тут нужно иметь дело в первую очередь не с мигрантами, а с работодателями, которые создают эти нелегальные рабочие места.
Что касается региональных и этнических конфликтов, считает Поставнин, то они, как известно, могут тянуться десятилетиями и десятилетиями, будут поставлять потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Это люди, которые находятся в области пристального внимания федеральной миграционной службы. Поставнин считает, что в этом случае меры должны быть постоянными. Надо просто людям помогать, надо работать - потихоньку шаг за шагом. Мы считаем, что это должна быть кропотливая каждодневная работа, чем мы и занимаемся.
Ежегодно население России сокращается на 800 тысяч человек в год. Проблема легализации мигрантов может вызвать еще одно опасение в обществе: не планирует ли федеральная служба решить за счет мигрантов наши демографические проблемы. Поставнин в ответ на это решительно возражает. "Мы рассматриваем трудовую миграцию в качестве решения исключительно экономических проблем. Все остальное должно решаться в области повышения уровня жизни".

Радио "Маяк", 15 марта 2006 года

"Это уже измена!"

Обсуждение нового миграционного законодательства в Думе проходило очень бурно

В пятницу Госдума приняла в первом чтении законы, которые значительно облегчают правовое положение иностранцев в России. Оппозиционные депутаты признали их "вредными для россиян" и заявили, что они могут стать "инструментами для вытеснения коренного населения".
Представлявший законопроекты председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин проинформировал, что документы направлены на либерализацию правового положения мигрантов. Во-первых, разрешительный порядок регистрации иностранных граждан заменяется на общеуведомительный. Возникает возможность учета иностранцев по месту пребывания не только в жилом, но и в нежилом помещении. Во-вторых, вводится упрощенная процедура уведомления о прибытии, а о перемене места своей дислокации мигрант может теперь сообщать по почте. Кроме того, отменяются существовавшие ранее квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Россию. Правда, Владимир Плигин подчеркнул, что этот законопроект касается только граждан из стран СНГ (за исключением Грузии и Туркмении, которые ввели визовый режим с Россией).
Но если депутаты из "Единой России" поддержали новые миграционные законы, то парламентарии из других фракций были недовольны. Депутат Сергей Решульский (КПРФ) выразил сомнение в том, что законопроекты могут принести социально-экономические выгоды нашей стране. На что Плигин ответил, что в настоящее время на территории России находятся от 10 до 15 миллионов иностранных граждан, которые не прошли соответствующую регистрацию и нуждаются в правовой защите.
"Во всем мире ужесточается миграционная политика, вводятся квоты, у нас, наоборот, упрощается, - возмутился Александр Крутов ("Родина"). - Не создаст ли массовая иммиграция для страны с вымирающим населением эффективный инструмент для вытеснения коренного населения?" Депутат Андрей Савельев ("Родина") назвал законы "вредными", по его мнению, они "открывают пространство для всех миграционных ветров". "В них нет общей миграционной концепции, зато присутствует концепция отказа от обязательств в отношении наших соотечественников", - считает г-н Савельев. Поэтому он предложил разделить всех мигрантов "на наших соотечественников, то есть представителей национальностей, которые являются коренными для России, и на всех остальных, которые приезжают сюда или в криминальных целях, или в поисках работы за любые деньги и в любых условиях". По его словам, надо упрощать гражданство для наших соотечественников, которые хотят переехать в Россию на постоянное место жительства. А не облегчать, как сейчас, миграционные условия для всех.
Самым эмоциональным был депутат Николай Павлов. "Представьте, что к нам в дом забрались воры, и вместо того, чтобы вызвать милицию, мы говорим: раз уж забрались, то оставайтесь", - воскликнул он. А затем заявил, что последствиями облегчения миграционного режима станет снижение численности русского населения, а это "уже граничит с государственной изменой". Ведущий заседание первый вице-спикер Олег Морозов потребовал отключить микрофон возмущенному депутату и призвал комиссию по этике рассмотреть поведение Павлова, который фактически обвинил своих коллег в тяжком государственном преступлении.
Несмотря на громогласные обвинения, все закончилось вполне предсказуемо. За закон "О правовом положении иностранных граждан в России" проголосовали 342 депутата, за законопроект "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" - 343 парламентария. А противники изменений смогли набрать только З7 и 34 голоса соответственно.
Несмотря на жесткую критику, звучавшую в стенах Госдумы, заместитель председателя организации "Гражданское содействие" Лидия Графова положительно оценила принятие этих законов. "Россия вымирает, и только миграция может спасти нас, - заявила она "НИ". - Если говорить о пользе приезда мигрантов из СНГ, то она очевидна. А оппозиционные депутаты просто зациклены на национальных проблемах".

Надежда КРАСИЛОВА. "Новые известия", 20 марта 2006 года

Сто запоздалых цветов

Как отреагирует наша милиция на либерализацию миграционных законов?

В середине марта в Госдуме созрел проект, который не один год обсуждали с разных сторон и сами парламентарии, и представители общественности, и чиновники заинтересованных ведомств; даже - время от времени - президент Российской Федерации. Но, кажется, почти все уже потеряли надежду на положительное разрешение вопроса. И вот думский Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует депутатам принять в первом чтении два законопроекта, направленных на либерализацию иммиграционной политики. По данным авторов, сейчас в России проживают до 15 млн. иностранцев, из них зарегистрированы по всей форме не более 800 тысяч.
Либерализация предполагается действительно серьезная. Новый законопроект "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" предусматривает замену разрешительного порядка регистрации на уведомительный. Обязательная прописка сохранится лишь в особых районах: закрытых административно-территориальных образованиях, зонах проведения контртеррористической операции, закрытых военных городках и на территориях, где введено чрезвычайное положение. Кроме того, должно быть отменено требование ежегодной перерегистрации иностранцев. Еще один документ - поправки к действующему закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Для приезжих из стран СНГ (за исключением "визовых" Грузии и Туркмении) предполагается заменить специальные разрешения на работу в России обычными миграционными картами, которые можно будет продлевать по заявлению.
Принятие "революционных" документов (как их уже определили многие СМИ) вряд ли столкнется с серьезными трудностями, поскольку авторский коллектив - не какие-нибудь компрадоры, оторвавшиеся от национальных интересов, но исключительно видные деятели "Единой России": глава комитета Владимир Плигин, Вячеслав Володин, Олег Морозов и Владимир Пехтин.
Вопрос, как говорилось, имеет свою длительную историю, выстраивавшуюся, что любопытно, словно бы по принципу "сезонных обострений". Драконовское законодательство для мигрантов получило окончательное оформление к весне 2002 года и уже летом вошло в силу. Правда, многие депутаты тут же спохватились и принялись критиковать акты, только что принятые, что называется, на ура при их прямом участии. Но тогда во всех инстанциях явно доминировала "политическая воля" верховного куратора проблемы - замглавы президентской администрации генерал-лейтенанта ФСБ Виктора Иванова. И примкнувшая к нему "вся милицейская рать".
На следующий год, опять весной, несколько депутатов попытались было облегчить хоть отчасти жизнь репатриантам и гастарбайтерам. Сразу с двух сторон: инициаторами были либералы Сергей Юшенков и Виктор Похмелкин вместе с "правоцентристом" Виктором Алкснисом. Предложения последнего, предназначенные в основном для его товарищей, отставных военнослужащих Советской армии, прошли; поправки Юшенкова и Похмелкина касательно остальной массы прибывающих в страну были дружно провалены "Единой Россией". Вскоре Сергей Юшенков погиб от рук наемного убийцы, затем в переизбранной Думе и либеральные элементы почти сошли на нет. Благие намерения заглохли, казалось, на неопределенный срок.
Но в марте 2005-го к теме иммиграции возвращается на заседании Совета безопасности РФ Владимир Путин. Он заявляет, по сути, следующее: да, трудности себе мы создали немалые, теперь настало время героически их преодолевать. Видимо, это выступление президента и послужило решающим импульсом для думских единороссов; на подготовку симметричного ответа понадобился ровно год.
Согласно первым комментариям Владимира Плигина к его проектам, законодателям просто пришлось "реагировать на существующие реалии" демографической ситуации и потребностей экономики. Впрочем, он не исключает, что исправленные законы могут вызвать в обществе "элементы неодобрения", но рассчитывает на то, что, в конце концов, "все мы бывшие советские", рабочими местами сочтемся как-нибудь. Благо среди "этнических россиян", как любят выражаться наши видные политики, наплыва желающих занять вакансии строителей, дворников и шоферов отнюдь не наблюдается. Вместе с тем новые правила имеют отчетливую "антикоррупционную направленность".
Как раз последняя составляющая способна вызвать наибольшие сомнения в успехе затеянного вразумления задним числом. Еще три года назад замминистра внутренних дел Александр Чекалин охотно разъяснял журналистам, что-де "любая либерализация вызовет массу неприятностей", следовательно, миграционный закон "рассчитан на длительное применение и при этом ориентирован на жесткий подход"; совершенствоваться же он будет "не путем поправок к законодательству, а изданием межведомственных инструкций". (Сегодня многие наблюдатели высказывают опасения, что именно в этих замечательных документах безнадежно увязнет все грядущее смягчение.) Спрашивается: согласится ли наша милиция безропотно стерпеть такой афронт - или начнет "перестраиваться" на какой-нибудь очень самобытный манер?
Правда, в последнее время замминистра как будто заколебался вместе с генеральной линией. Но, судя по соответствующему выступлению в Госдуме, далеко не во всем: наряду с поддержкой "привлечения в Россию соотечественников" явственно звучала прежняя идея, что, мол, все беды от "черных". В общем, не факт, что либерализацию не станут проводить по сугубо этническим признакам. К тому же многие положения проектов носят заведомо рекомендательный характер: например, правительство как бы более не обязано устанавливать квоты миграции - оно лишь "может это сделать для отдельных отраслей, специальностей и регионов". Где пройдут границы "отдельности"? Также оно "может отменить для некоторых регионов" принцип жесткого прикрепления иностранной рабочей силы к месту получения права на труд. А может и не отменять...
В результате, как считает, например, бакинское информагентство "Эхо", Азербайджану пора "всерьез готовиться к тому, что завтра выдавливание наших соотечественников из России может заметно усилиться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Переориентировать производителей на другие рынки и создавать новые рабочие места, то есть адекватно реагировать на политику России".
Вместе с тем закрадывается еще одна посторонняя мыслишка: может быть, совсем не то выдавливание имели в виду единороссы-либерализаторы? Может, это просто такой способ лишний раз "ущипнуть с вывертом" главного ревнителя совковой прописки, очередная черная метка Юрию Михайловичу Лужкову, намозолившему глаза слишком многим в партии власти?

Михаил ГЛОБАЧЕВ. "Новое время", 19 марта 2006 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.