Русские диаспоры должны обрести вес и авторитет на местах,
сохранив этнокультурную идентичность
Российская диаспора в мире составляет сегодня около
25 млн. человек, около 15-16 млн. из них проживают в странах СНГ
и Балтии. В качестве головного ведомства, отвечающего за выработку
и реализацию государственной политики в этой области, соответствующими
решениями президента Российской Федерации определено Министерство
иностранных дел.
Следует признать, что в первые годы, последовавшие после распада
Советского Союза, российское руководство оказалось не готовым к
адекватной реакции на проблемы, связанные с соотечественниками.
Осознание этих проблем как ключевых для российской внешней политики
проходило болезненно, а в общественном мнении страны длительное
время преобладало убеждение, что на этом направлении допускается
слишком много ошибок и потерь. Лишь в 2001 году президентом была
утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации
по поддержке соотечественников за рубежом. Основные направления
такой поддержки предусматривают наряду с защитой прав соотечественников
конкретные мероприятия по сохранению и развитию русского языка,
культуры, образования, информационного пространства и др.
В концептуальном плане стратегическая цель России направлена на
то, чтобы ее зарубежные соотечественники были полноправными, законопослушными
гражданами/жителями своих стран, сохраняющими свою этнокультурную
самобытность, активно способствующими продвижению российских интересов
и развитию связей с Россией в различных областях. Приобретая такое
качество, диаспора могла бы выступать весомым интеллектуальным,
экономическим и культурно-духовным ресурсом России, содействовать
повышению ее авторитета на международной арене.
При этом мы не стремимся добиваться для своих соотечественников
каких-либо привилегий, но твердо настаиваем, чтобы им были предоставлены
все гражданские, социально-экономические, культурные и иные права
и свободы в соответствии с принятыми в цивилизованном мире нормами
и стандартами. В данном контексте важно отметить, что российская
концепция работы с соотечественниками строится не на гражданской
принадлежности людей, а на принципе их этнокультурной и духовной
самоидентификации.
Это тем более важно, что в условиях иноязычной и инокультурной среды
русской диаспоре все труднее сохранять национальное самосознание,
язык и культуру. Некоторые страны СНГ по-прежнему лихорадит национализм.
Неопределенность правового положения порождает у этнических россиян
неуверенность в будущем, тревогу за судьбы детей.
В развитие тезисов об "оккупации Советским Союзом" Прибалтики
властями Эстонии и Латвии начиная с середины 90-х годов возбуждено
свыше 150 уголовных дел по обвинению ветеранов МГБ и МВД в преступлениях
против человечности и геноциде. Ни один из таких случаев не оставался
без соответствующей реакции со стороны России. Ветеранам оказывалась
необходимая поддержка, в том числе при подготовке жалоб в Европейский
суд по правам человека (ЕСПЧ), обеспечение адвокатской помощью.
В результате усилий российской дипломатии в 2005 году при поддержке
ОБСЕ удалось добиться получения временного вида на жительство в
Эстонии для более чем 5 тысяч российских военных пенсионеров и членов
их семей.
Последовательные шаги предпринимаются по защите прав и интересов
российских граждан, проживающих в Туркмении. В результате переговоров
туркменское руководство отменило в отношении российских граждан
- бипатридов требование о наличии в паспорте гражданина Туркменистана
специальной разрешительной записи, ущемляющей их право на свободное
передвижение. Среди российских граждан прекратились ажиотажные миграционные
настроения. В ближайшее время запланировано проведение очередных
полномасштабных консультаций консульских служб наших стран.
Ситуация с правами соотечественников на постсоветском пространстве
складывается неоднозначно. Общими чертами являются слабая представленность
русской общины в органах власти, вытеснение русского языка, в том
числе из электронных СМИ, тенденция к ухудшению социально-экономического
положения соотечественников. В последние годы российская диаспора
существенно постарела, поскольку более мобильная молодежь уезжает
за рубеж. Миграция активной части диаспоры ведет к тому, что в ряде
стран значительную часть наших соотечественников составляют представители
малообеспеченных слоев.
Эти факторы во многом предопределяют аморфность диаспоры во многих
бывших советских республиках, неготовность значительной ее части
к консолидации. Как правило, повсеместно существуют десятки, а то
и сотни общественных организаций соотечественников, слабо связанных,
а то и конкурирующих друг с другом. Повышение веса и авторитета
этих организаций, а соответственно и русскоязычных общин в целом
является насущной потребностью, общей задачей как для российской
стороны, так и для всех общественных и культурных институтов соотечественников
за рубежом.
Россия все более активно оказывает материальную поддержку соотечественникам.
Начиная с 2002 года на цели поддержки соотечественников выделяются
значительные средства из федерального бюджета. За счет федеральных
средств для нужд общеобразовательных школ и других учебных учреждений
с русским языком обучения стран СНГ осуществлены поставки учебников,
учебно-методической, справочной и художественной литературы общим
тиражом 2,67 млн. экземпляров; около 3,5 тысячи учителей русской
словесности и начальных классов прошли профессиональную переподготовку
на базе ведущих педагогических университетов и институтов Москвы
и Омской области, а также Российско-Киргизского, Российско-Таджикского
и Российско-Армянского славянских университетов; около 1300 учащихся
старших классов общеобразовательных школ с русским языком посетили
музейные комплексы, памятники истории и культуры России, природные
и историко-культурные заповедники (2005 год - 1,5 тысячи учащихся).
- 4 тысячи детей отдохнули и поправили здоровье в детских учреждениях
санаторного типа в различных регионах России;
- проведены национальные этапы олимпиад школьников по русскому языку,
математике, физике, химии и биологии. Победители национальных этапов
приняли участие в заключительном этапе олимпиады в Москве;
- ежегодно в странах проживания соотечественников проводятся конкурсы
"Лучший учитель русской словесности", победители которых
приглашаются в Москву;
- ежегодно для более чем 3 тысяч организаций соотечественников,
школ, ветеранов Великой Отечественной войны организуется подписка
на российские периодические общественно-политические, массовые,
профессиональные издания. В 2005 году на эти цели израсходовано
16,0 млн. рублей;
- более 35 тысяч соотечественников (ветеранам Великой Отечественной
войны, пенсионерам, многодетным семьям) оказана разовая материальная
помощь. В 2005 году на эти цели израсходовано 30,0 млн. рублей.
Всего на поддержку соотечественников в 2005 году в федеральном бюджете
было выделено 302,4 млн. рублей.
Большое значение имела бы выработка механизма осуществления совместных
взаимовыгодных экономических проектов с зарубежными диаспорами.
Главную роль здесь, разумеется, призваны сыграть коммерческие организации
и частный бизнес. В более широком плане речь следует вести о создании
источников внутреннего самовоспроизводства российской диаспоры,
тем более что примеры ассимиляции соотечественников в течение одного-двух
поколений в разных странах мира многочисленны.
Выделился и ряд первостепенных направлений. Это прежде всего преодоление
"информационного вакуума", который создается вокруг наших
соотечественников. Здесь необходим комплекс серьезных мер
- налаживание или восстановление российского телевещания на зарубежье,
выпуск специализированного издания соотечественников, часть которого
могла бы готовиться в Москве, а часть - самими соотечественниками
в той или иной стране. В перспективе возможно и учреждение информационного
агентства с редакциями в России и странах ближнего зарубежья.
Актуальной задачей остается содействие процессам самоорганизации
соотечественников. В этом плане позитивную роль играют регулярные
встречи представителей руководства МИДа с организациями соотечественников
в Узбекистане, Армении, Литве, в Крыму и др. Заслуживает внимания
идея проведения "кустовых совещаний" соотечественников
в регионах. Особенно это относится к Центральной Азии и Закавказью.
По-прежнему важной является задача обновления законодательной базы
работы с соотечественниками. Инициатива здесь - в руках Федерального
собрания Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации
и Государственной Думы.
Александр ЧЕПУРИН - директор Департамента МИД
РФ по работе с соотечественниками за рубежом.
"Независимая газета-Дипкурьер", 13 февраля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)