Rambler's Top100

№ 231 - 232
23 января - 5 февраля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия

Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России?

Россия и опыт мультикультурализма: за и против

Истоки интолерантности россиян к мигрантам

Москва: «маленький» Кавказ – большие проблемы

Вторая стадия развития национализма в России

Ничего особенно не угрожает русским как доминирующему большинству. А вот угроза распада, угроза территориальной целостности существует


Google
Web demoscope.ru

Истоки интолерантности россиян к мигрантам

И.М. Бадыштова
(Опубликовано в: Горные страны: Расселение, этнодемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы Международной конференции, Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября. -М.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. с. 116-122)

Проблема толерантности и социального согласия, возникнув еще в античности в связи с необходимостью разрешения социальных конфликтов, существует в той или иной мере по сей день в любом, даже самом стабильном демократическом обществе. Ни один социум не обладает иммунитетом против нетерпимости, даже если в законах и конституциях стран закреплены принципы мультикультуризма, свободы убеждений и их выражения, утверждены приверженность этим ценностям как норме, образу жизни.

Являясь антиподом агрессивности, непримиримости и в тоже время, как и последние, - формой социальной адаптации индивидуумов и общества в целом, - толерантность тем не менее не возникает спонтанно. И в этом ее коренное отличие от агрессивности, несмотря на общую природу этих феноменов - инстинкт самосохранения. Требуются определенные психологические установки, усилия, осознание в процессе взаимодействия с другими того, что это - единственно возможный путь мирного сосуществования и дальнейшего развития в обществе. Иными словами, толерантные отношения формируются в обществе через воспитание, волевые установки, личный жизненный опыт и т.п.

Понятие "толерантность", прочно вошедшее в современный лексикон самых разных наук, формировалось на протяжении не одного столетия. Первоначально оно разрабатывалось в рамках философской науки с целью преодоления последствий мировоззренческого конфликта в сфере религиозных отношений. Постепенно границы его применения расширились, и в настоящее время оно существует (в специфических значениях), кроме философии, в биологии, медицине, математике, социологии, психологии, педагогике, политологии, этнологии.

Несмотря на то, что осмыслением понятия "толерантность" на протяжении длительного периода времени занимались лучшие представители отечественной и зарубежной мысли, до сих пор не выработано единого, общеупотребительного определения данного феномена.

В настоящее время самой распространенной в социологии точкой зрения является отождествление понятие "толерантность" с терпимостью1.

Однако, по нашему мнению, в слове терпимость заключен некий минимализм: терпят обычно то, чего не выносят и стараются от него отгородиться, дистанцироваться.

Нам более близка позиция ученых, вкладывающих в понятие "толерантность" более глубокий и широкий смысл, чем просто терпимость.

Термин «толерантность», понимаемый как «социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтничном, межкультурном обществе»2 наиболее точно выражает суть данного явления. Это - не приспособленчество, не беспредельный компромисс, это - способность не усугублять конфликты, не превращать противоречия в деструктивную силу, мудро отыскивая пути их разрешения. Поскольку «толерантность» требует «впустить» и принять другого именно как «другого» с уважением и пониманием во всей его «инаковости» и особенности, она является не просто терпимостью, а нечто большим - активным, конструктивным сотрудничеством, соучастием, солидарностью.

То есть толерантность - этическая вершина отношений в обществе. Как тонко уловил сущность этого феномена американский антрополог М. Уолцер, «терпимость (толерантность) делает возможным существование различий; различия же обуславливают необходимость терпимости»3.

Иными словами, толерантность можно рассматривать как один из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры общества. Уровень толерантности выше в тех обществах, где нет огромного экономического неравенства, в которых индивиды обладают возможностями для продвижения вверх по социальной лестнице. И, наоборот, нетерпимость приобретает особенно ожесточенный характер, когда культурные, этнические или расовые различия совпадают с классовыми, то есть когда представители меньшинств страдают еще и экономически.

В последнее десятилетие 20 века, ставшее для России периодом глубоких трансформаций, коренным образом изменились экономическая и социально-политическая ситуация в стране, миграционный режим, а вместе с ними - и общественное сознание россиян. Процессы дестратификации общества, материальная бедность больших групп населения, потерявших былой статус, массовая миграция в Россию снижают порог терпимости, провоцируют рост политического противостояния и непримиримости, агрессии, насилия в обществе, обострение социальных и этнических конфликтов, то есть создаются благоприятные условия для роста интолерантности в различных сферах жизни общества.

В связи с этим проблема толерантности и общественной солидарности в российском обществе в настоящее время стала одной из основных его социальных проблем.

В течение последних лет Центром миграционных исследований (ИМИ) проводится многоэтапное исследование проблемы толерантности местного российского населения к мигрантам. Данное исследование базируется на материалах социологических опросов местных жителей в различных регионах России4.

Полученные результаты со всей очевидностью показали: население России «страдает» мигрантофобией, воспринимает миграцию преимущественно как внешнюю и иноэтничную по отношению к доминирующему национальному большинству регионов; на этой основе происходит неприятие, отторжение мигрантов основной массой местных жителей.

Миграция в сознании российского населения связывается главным образом с жизненными угрозами: экономическими, этнополитическими, социальными. В социальном портрете мигранта (преимущественно кавказских и среднеазиатских национальностей), созданном «напуганным» массовым сознанием, присутствует много черт маргинальных слоев населения: безработных, криминальных лиц, бомжей, а также коммерсантов (которые в силу известных причин общественное мнение тоже «не жалует»). Поэтому предпочтительной российское население считает жесткую, селективную миграционную политику. Лейтмотив основной массы высказываний по поводу расселения мигрантов на территории России таков: как можно дальше от нас, от нашего родного города, преимущественно в сельской местности; есть даже мнения относительно создания спецпоселений и лагерей для мигрантов где-нибудь в Сибири, в северных районах (но это, к счастью, крайние точки зрения).

На рис 1. приведены данные об индексе толерантности5 местного российского населения к мигрантам по результатам всех трех опросов.



Рисунок 1. Индекс толерантности местного населения к мигрантам (по данным опросов ЦМИ)

За редкими исключениями, как мы можем видеть, он невысок, ниже 1, причем в отдельных случаях намного. Имеется довольно существенная дифференциация в уровне толерантности российского населения к мигрантам: местное население Южного Федерального округа, а также Казани и Ижевска отличается крайней нетерпимостью (индекс толерантности не превышает здесь 0,28). Напротив, население Н. Новгорода и, особенно, Белгорода, отличается гораздо более лояльным отношением к приезжим: рассматриваемый показатель в последнем, например, составил 1,35. Следует также отметить, что молодое население городов более толерантно к мигрантам во всех регионах.

Под влиянием каких же факторов, причин формируется то или иное отношение местных жителей к приезжим? Что является здесь доминантами?

По нашему глубокому убеждению, на первое место в их ряду выходит экономический фактор.

Установление в обществе совершенно иных по сравнению с советским периодом структур, приоритетов и систем ценностей, бедность значительной массы населения, страх за будущее детей побуждает людей искать конкретных виновников происшедшего со страной, с обществом, с каждой конкретной семьей. И вместе с властью объектами негативного отношения россиян становятся «чужаки», мигранты, - реальные претенденты на кусок скудного государственного пирога.

Имеются весьма красноречивые данные нашего последнего опроса, показывающие прямую зависимость отношения к приезжим от собственного материального благосостояния местного населения российских регионов.

Все респонденты были распределены нами на 3 группы (по самооценкам материального благосостояния): 1. материальное положение хорошее и очень хорошее; 2. среднее; 3. плохое и очень плохое (табл. 1).

Таблица 1. Распределение респондентов по самооценкам уровня материального благосостояния (в % к общему количеству ответивших)


Воронеж

Казань

Белгород

Ставрополь

Краснодар

Ростов-на-Дону

1. Хорошее и очень хорошее

18,0

14,0

15,2

19,8

15,0

11,3

2. Среднее

53,8

65,4

69,5

50,0

61,0

65,1

3. Плохое и очень плохое

25,5

19,7

13,3

30,2

21,0

21,7

Затрудняюсь ответить

2,7

0,9

2,0

-

3,0

1,9

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Анализ ответов респондентов этих групп практически по всем пунктам анкеты показал: чем хуже материальное положение, тем агрессивнее отношение к приезжим (табл. 2)

Таблица 2. Удельный вес негативных ответов респондентов на некоторые вопросы анкеты в зависимости от самооценок уровня материального благосостояния (% ответивших)


Воронеж

Казань

Белгород

Ставрополь

' Краснодар

Ростов-на-Дону

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1. Как Вы относитесь к людям, приехавшим в Ваш город? - отрицательно

5,3

15,8

18,5

5,3

15,8

13,3

24,3

38,1

18,5

23,8

18,9

31,3

33,3

36,1

61,9

50,0

16,7

30,4

2. С какой целью они приехали в Ваш город? – «делать деньги криминальными способами»

10,5

24,6

33,3

10,5

24,6

13,3

22,9

38,1

33,3

14,3

9,4

40,6

26,7

31,1

52,4

33,3

14,5

30,4

З.Чем они в основном занимаются в Вашем городе?

- занимаются криминальным бизнесом

31,6

36,8

44,4

31,6

36,8

13,3

35,7

33,3

44,4

26,8

34,0

62,5

33,3

49,2

42,9

50,0

33,3

39,1

- побираются, нищенствуют

21,1

42,1

37,0

21,1

42,1

20,0

50,0

33,3

37,0

9,5

20,8

3,1

6,7

9,8

9,5

41,7

43,5

43,5

4. Видите ли вы что-нибудь положительное в присутствии мигрантов в Вашем городе?

Да

31,6

22,8

18,5

31,6

22,8

33,3

13,2

19,0

18,5

28,6

13,2

12,5

20,0

16,4

4,8

16,7

14,5

17,4

Нет

47,4

54,4

51,9

47,4

54,4

66,7

64,7

76,2

51,9

42,9

62,3

68,8

60,0

63,9

85,7

83,3

65,2

60,9

5. Вы согласны с утверждением: «Мигранты – такие же люди, как все, их нельзя ущемлять в правах»?

- да, абсолютно согласен

63,2

57,9

30,8

63,2

57,9

60,0

40,0

47,6

30,8

38,1

52,8

31,3

40,0

41,7

33,3

33,3

45,6

52,2

- нет, не согласен

21,1

21,1

23,1

21,1

21,1

6,7

22,9

9,5

23,1

23,8

20,8

31,3

26,7

35,0

42,9

41,7

23,5

30,4

Так, на прямой вопрос «Как Вы относитесь к людям, приехавшим в ваш город?» самая высокая доля отрицательных ответов приходится на третью, наименее обеспеченную группу и наоборот, терпимость к мигрантам нарастает по мере роста обеспеченности. Причем жители Южного Федерального округа, особенно, необеспеченные, наиболее агрессивны к мигрантам, В Краснодаре, например, среди этой группы респондентов 62% относится к приезжим негативно. Белгород, как и по показателю общего уровня толерантности, является лидером среди других городов по наименьшей доле отрицательных ответов респондентов. Это связано, в том числе, и с наименьшей среди сравниваемых регионов долей малообеспеченных в населении Белгорода, более крупными размерами средней по благосостоянию группы (табл. 1). А, как известно, в любом обществе весомая средняя его часть является стабилизатором социума, его основой.

Приведенные данные, однако, не означают, что подобная строгая зависимость существует и в позитивных ответах респондентов. Здесь картина достаточно пестрая, мнения людей с разным уровнем благосостояния часто совпадают и даже наблюдается обратная зависимость: среди по-человечески сочувствующих мигрантам доля малообеспеченных повышена по сравнению в высокообеспеченными.

Вторым по значимости фактором формирования негативных стереотипов населения России в отношении мигрантов, по нашему мнению, являются средства массовой информации. СМИ сегодня обладают огромными возможностями как в упрочении стабильности социума (в том числе и этнополитической), так и в раздувании различных фобий.

В информационную эпоху обыватель получает представление о том или ином народе не столько на основе личных контактов и впечатлений (которые, как правило, весьма ограничены), сколько из сообщений СМИ, к тому же зачастую транслируемых общественным сознанием в искаженном виде. Такое конструирование, в частности подача этнически окрашенной информации на фоне экономического неблагополучия, политической нестабильности в ряде регионов и прежде всего - военных действий в Чечне - оказывает на людей психотравмирующее действие, формируя чувства настороженности, страха, недоверия к мигрантам, особенно определенных национальностей.

Такие высказывания в центральной печати, как например, «Чеченцы ведут себя вызывающе»6 или «Фанатеющие от водки и наркотиков чеченцы»7 или «Россия не резиновая, слишком много грабежей, беспорядков из-за наплыва приезжих»8, отнюдь не способствуют миру и согласию в обществе.

Подобный этнический окрас, связывание миграционных проблем и межэтнических отношений и их привязка к острым социальным проблемам имеют место и в региональных изданиях. Так, например, в СМИ Татарстана, для которых в общем - то не характерны подобные публикации о приезжих, негативные материалы редко, но появляются. В их числе следует упомянуть материалы Д. Вишневского, который полагает, что «бизнес с характерным восточным окрасом и полукриминальным оттенком становится все более заметным на деловой палитре республики»9 и что мигранты несут с собой «несвойственный нам образ жизни восточных кишлаков»10, который раздражает местное население.

В анкете мы предусмотрели вопрос об отношении населения к негативной информации о приезжих, появляющейся в СМИ. 35-40% респондентов считают, что данная информация разжигает национальную вражду и только небольшая часть (5-18%) верит ей или относится безразлично (27-30%). Таким образом, население начинает осознавать негативные последствия некорректного поведения СМИ в отношении иноэтничных мигрантов, его дестабилизирующую роль.

Кроме того, наши респонденты были практически единодушны в оценках относительно существования в обществе экстремистских, националистических организаций. Примерно 80% по городам заявили, что относятся к их деятельности резко отрицательно, и она должна преследоваться в уголовном порядке.

Важнейшим, на наш взгляд, фактором мигрантофобии в России является этнизация представлений населения о миграции в их регион в сторону определенных национальностей, прежде всего Северо-Кавказского и Закавказского регионов, а также Центральной Азии. В отличие от экономического фактора, он нематериален, но играет вполне реальную, материальную роль в формировании общественного мнения соответствующим образом. Здесь следует особо подчеркнуть, что данный фактор в значительной степени является производным вышеуказанных двух.

Ксенофобия - боязнь, опасение чужака - в природе любого биологического вида, в том числе и человека. Однако эта фобия обостряется в неблагоприятные периоды экономического спада, политической нестабильности.

Как уже отмечалось выше, общественное сознание фиксирует миграционный поток, прибывающий в регион, как «сплав» кавказско-азиатских национальностей (со значительным преобладанием первых). По мнению населения суммарная доля кавказских национальностей среди мигрантов варьирует в пределах 73-90% практически везде, кроме Белгорода, где она составляет 35%, в Краснодаре, например, миграция в регион воспринимается местным населением преимущественно как армянская. Официальная статистика свидетельствует другое. Так, например, по имеющимся данным доля кавказцев в этнической структуре миграционного прироста Татарстана составляет всего 3,3%, основная доля приезжих приходится на лиц титульных национальностей ПФО;

Русские в качестве преобладающих национальностей мигрантов отмечены в пределах 2-14% ответов по городам (кроме Белгорода). Между тем, например, на Кубани доля русских в миграционном притоке последних 15 лет устойчиво составляла 80-85% (в 2002 году по данным Краснодарского краевого комитета - 80,7%), что соответствует доле данной национальности в населении края; «вклад» русского населения в миграционный прирост Татарстана по официальным данным - почти 20%. То есть этническая картина миграции в глазах основной массы местного российского населения весьма далека от реальной. Небольшое исключение в этом плане составляет Белгород. Так, русские мигранты лишь здесь фиксируются населением (наряду с украинцами) как значимая группа - примерно треть. Кстати, и гипертрофия в отношении лиц кавказской национальности выражена в Белгороде в гораздо меньшей степени по сравнению с остальными городами: всего 20%. Но, тем не менее, население этого города не вполне фиксирует реальную ситуацию.

Среди национальностей, вызывающих наибольшую тревогу россиян лидируют чеченцы (по вполне понятным причинам), другие «лица кавказской национальности. В соответствии с основной массой ответов главными причинами фобий к этим этническим группам являются их принадлежность к терактам, преступным группировкам, агрессивность, наглость и т.п.

Только 1-9% респондентов не опасаются приезда в их регион кавказцев, таджиков, тюркоязычных, цыган и т.д.

Думается, что к причинам этнизации представлений населения России о миграции можно отнести и то обстоятельство, что мигранты (как легальные, так и нелегальные) занимают в основном публичные сферы: торговлю, строительство, а также попрошайничество, нищенство и т.д. И, кроме того, приезжие с неславянским хабитусом более заметны, и, как правило, они более социально активны, энергичны и в тревожных глазах населения представляются доминирующей массой. А у страха, как известно, глаза велики.

Поскольку наш доклад посвящен исследованию истоков интолерантности россиян к мигрантам, в качестве иллюстраций были использованы в основном негативные аспекты восприятия приезжих. Однако в российском обществе имеется определенная его часть, сочувствующая мигрантам, видящая положительную роль миграции в социально-экономическом развитии страны. Но и здесь этнический фактор выдвигается в сознании принимающего социума на первый план. Так, в основном сочувствуют русским, славянам, в Казани — титульной национальности - татарам; именно такие мигранты, по мнению населения должны преимущественно приниматься Россией.

Итак, наши исследования со всей очевидностью показали, что развитие культуры толерантного сознания, восприятие ценностей цивилизованного общества в России находятся на сложном этапе.

И в этих условиях роль СМИ как основного фактора воспитания, формирования толерантного сознания трудно переоценить. Основной их задачей в настоящее время является увеличение в населении позитивно настроенной к мигрантам его части всеми доступными методами. Прежде всего - это публикации достоверной информации о масштабах миграции в Россию, ее этнической, образовательной, профессиональной структуре, конкретных мигрантских историй и судеб, позитивных факторов связанных с миграций, показывающих вклад миграции в экономику и социальную сферу регионов. Ну и, конечно же, основным путем преодоления мигрантофобии в России является экономический рост, повышение уровня и безопасности жизни населения.


1 Семантически «tolerantia» (лат.) выражает три пересекающихся по смыслу значения: устойчивость (выносливость), терпимость, допустимое отклонение.
2 На пути к толерантному сознанию. Отв. редактор д. псих. наук А.Х. Асмолов, М., Смысл, 2000, с.7.
3 М. Уолцер «О терпимости». М, Идеяпресс, 2000, с. 15.
4 К настоящему времени полностью завершены первые два этапа исследования - опросы 1999 года по городам Москве, Н. Новгороду и Смоленску, а также опросы 2002 года по трем субъектам Приволжского Федерального округа - городам Н. Новгороду, Ижевску и Оренбургу. На настоящем, третьем этапе исследований, опросами (они проводились в 2004 году) было охвачено местное население Южного ФО (гг. Краснодар, Ставрополь и Ростов-на-Дону) и Центральной России (гг. Воронеж, Белгород), а также Казани (как староосвоенного региона РФ).
5 Индекс толерантности (ИТ) был рассчитан как отношение позитивных ответов к негативным в вопросе анкеты «Видите ли вы что-то положительное от присутствия мигрантов в Вашем городе?»
6 КП, №33, 2002 год, 21 февраля
7 КП, №30, 2002 год, 16 февраля
8 КП, №33, 2002 год, 21 февраля
9 Д. Вишневский Бизнес в национальном окрасе / Известия Татарстана
10 Д. Вишневский. Как я был иммигрантом / Казанские ведомости, №72 от 3 апреля 2003 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.