Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Денежные переводы мигрантов: беда или благо?

Денежные переводы мигрантов превышают официальную помощь развивающимся странам

Вывоз денег из России: цена стабильности?

Почему на миградолларах расцветают теневые услуги

Денежные переводы мигрантов: на службе терроризма или человеческого развития?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Виктор Попков. Работа окончена. Virnor Popkov. The work is finished. (1970) Денежные переводы мигрантов: беда или благо?

Елена Тюрюканова

Над темой номера работала
Елена Тюрюканова

Почему на миградолларах расцветают теневые услуги

Как показали социологические исследования13, около половины опрошенных (от 30% до 50% в зависимости от страны выезда, сроков миграции, и других факторов) посылают часть заработанных денег на родину. В среднем, опрошенные мигранты посылают домой немного менее 100 долларов в месяц. Больше 100 долларов посылают только 12% мигрантов. Учитывая, что средний заработок мигрантов составил около 180 долларов в месяц, можно посчитать, что ежемесячно они отсылают на родину до половины заработанных средств.

Основываясь на материалах опроса, можно подсчитать, что средний гражданин Молдавии ежемесячно посылает домой $110, Азербайджана - $133, Украины - $130, Армении - $130, Узбекистана - $52, Грузии $86, Таджикистана - $51. А за весь истекший период (только последнего) пребывания в России каждый гражданин Азербайджана послал домой всего $5852, Армении - $4810, Грузии - $4042, Молдавии - $2750, Украины - $2210, Казахстана - $1121, Белоруссии - $2140, Таджикистана - $765, Киргизии - $711, Узбекистана - $676.

Следует сказать, что в опросах принимали участие только мигранты, работающие по найму, и мелкие индивидуальные предприниматели. Те же иностранные граждане, которые являются в России предпринимателями и сами нанимают работников (например, таких много среди граждан Азербайджана и Армении), видимо, посылают на родину значительно большие суммы, если, конечно они не переехали в Россию всей семьей и не потеряли связей с родиной.

Как правило, переводы осуществляются в твердой валюте (в основном - в долларах США). Как видно из рис. 4, эти деньги оказывают существенную помощь семьям мигрантов на родине.

Рисунок 4. Насколько деньги, которые Вы посылаете домой, помогают Вашим родным? %

Из тех, кто посылает деньги родным и близким, большинство передают их с оказией через родственников и друзей или через знакомых проводников (75%). Такие "транши", естественно, не учитываются статистикой. Относительно немногие мигранты (каждый пятый) пользуются услугами банков или почтой (примерно по 10%).

Финансовые системы стран СНГ оказались не готовыми к таким масштабным потокам денежных переводов и не смогли предоставить мигрантам достаточно надежные и выгодные трансфертные каналы, учитывающие специфику таких денежных потоков (регулярные отправки денег небольшими суммами). Впрочем, Россия здесь не исключение: согласно данным ООН, более 40% от мирового объема переводов мигрантов осуществляется по неофициальным каналам. Основная причина отказа от официальных финансовых услуг - их дороговизна для подобного типа трансакций. Учитывая стабильность и массовость таких потоков (финансовые потоки, образуемые переводами мигрантов, в некоторых странах уступают по величине лишь доходам от экспорта нефти), а также их специфику, "цена" пересылки денег, вероятно, может быть ниже обычной. Специалисты подчеркивают, что "…стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, а соответствующие операции излишне формализованы и представляются очень сложными для "непродвинутого" пользователя"14. Здесь для России может оказаться полезным описанный в статье Д. Капура и Д. Макхейла опыт США по организации более эффективных финансовых систем, в том числе с использованием новых интернет-технологий15.

Вторая причина неиспользования официальных финансовых каналов - недоверие и боязнь потерять деньги. Эта причина все еще сильна, учитывая недавние банковские кризисы в России и нестабильную ситуацию в большинстве стран-доноров. К этому добавляются и сохранившиеся с советских времен черты менталитета, выражающиеся в привычке не доверять деньги банкам и в своеобразном предпочтении неофициальных отношений, которые зачастую работают эффективнее, чем формальные связи. Риск же использования первых и вторых часто оказывается вполне сопоставимым из-за слабости официальных систем (например, частных банков) и низкого контроля со стороны государства.

Третья немаловажная причина состоит в том, что большинство мигрантов в (не менее 3/4 от их общего числа) работают в России нелегально, а многие (примерно половина) и проживают в стране без необходимых документов и регистрации. В этих условиях мигранты предпочитают "не светиться" в официальных учреждениях. Многие мигранты работают практически в рабских условиях и просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу или поселку и осуществлять социальные контакты. Примерно у каждого пятого трудового мигранта паспорт хранится у работодателя. А без паспорта, естественно, в банк не пойдешь. Примерно каждый четвертый (а в Москве - каждый третий) - ограничен в своих перемещениях (например, из-за боязни быть пойманным милицией). Перечисленные формы ограничения свободы распространены, в частности, среди мигрантов, занятых в строительстве, где работает большинство приезжих из стран СНГ.

На этом фоне вокруг мигрантов формируется огромная инфраструктура разнообразных теневых услуг, в том числе и по организации переправки денег. Это - посредники, курьеры и т.п. В качестве последних часто используются проводники вагонов поездов, которые за плату передают деньги мигрантов их родственникам в странах выезда. Часто сам работодатель, помимо организации чисто трудовых отношений, берет на себя и обеспечение некоторых социальных потребностей мигранта, ограждая его тем самым от активных социальных контактов и облегчая себе тем самым теневой контроль над работником.


13 - Принудительный труд в России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. Руководитель исследования - Е. Тюрюканова. МОТ. Москва, 2004, с. 64. Выборочное обследование мигрантов из стран СНГ в регионах России (Москва, Ставрополь и Омск). Объем выборки - 442 человека. См. также: Проблема незаконной миграции в России. Реалии и поиск решений. МОМ. Москва, Гендальф, 2004, с. 77, 187, 498.
14 - Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев, Официальные системы денежных переводов (http://www.bankdelo.ru/06Pono1.htm)
15 - Капур Д., Макхейл Д. Прибыльная миграция / Pro and contra 2005, июль- август, с. 81-90.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.