Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Газета.ru" о миграции и мировой экономике
"Независимая газета" о возможности межнациональных волнений в России
"Эксперт", "Российская газета" и "Газета.ru" об уроках для России событий во Франции
"Профиль" о французских событиях и российской специфике
"Эксперт" о возможности повторения в России французских событий
"Время новостей" о депортациях из Франции
"Профиль" о разных политиках интеграции иммигрантов
"Financial Times Deutschland" о причинах событий во Франции
"Frankfurter Rundschau" о "полигамной" причине французских беспорядков
"Эхо" (Баку) о положении азербайджанцев во Франции
"Независимая газета" о миграционной политике России
"Парламентская газета" о перспективной миграционной политике
"Время новостей", "Коммерсантъ" и "Эксперт" о миграционной амнистии и других новациях иммиграционной политики России
"Новая газета" и "Русская Община (Нетания)" о репатриации в России
"Время новостей" о поддержке зарубежных соотечественников
"Время новостей" и "Независимая газета" о привлечении мигрантов в Калининградскую область
"Россiя" о демографической политике в Ульяновской области
"Голос Армении" об эмиграции из Армении
"Новая газета" о "сфере влияния" русского языка
"Газета" об общероссийский идентичности

"Маркетинг и консалтинг" о национальных проблемах России
"Час Пик" о миграционных и этнических проблемах России
"Ведомости" о "несостоявшихся государствах"
"Профиль" о прогнозах мирового населения
"Российская газета" и "Российские вести" о демографической ситуации в России
"Родная газета" о "демографическом дефолте"
"Российская газета" о реструктуризации сельских школ
"Российская газета" о противодействии смертности от ДТП
"Daily Teleraph" о наказаниях для вредящих своему здоровью
"La Stampa" об отчете Программы ООН по ВИЧ-СПИДу
"Первое сентября" об информационной компании против СПИДа в Москве
"РИА "Новости" о возможном прорыве в лечении СПИДа в России
The Wall Street Journal" о СПИДе и птичьем гриппе
"Новые известия" о патернализме в России
"Газета" о национальных проектах
"Россiя" о бесплатных родах
"Медицинская газета" о перинатальной смертности и патологии
"Вечерняя Москва" о репродуктивном здоровье и выживаемости новорожденных
"Gazeta.kz" о ВОЗовских стандартах живорождения
"Московская среда" о пенсионном обеспечении в России
"Молодежь Эстонии" о качестве жизни в Латвии
"Труд" о реформе социальной политики в Германии
РИА "Новости" о положении женщин в Индии

… о реструктуризации сельских школ

Учение в километрах и пряниках

Закончился эксперимент по реструктуризации сельских школ России, который Минобрнауки РФ проводило с 2001 года
Сельские учебные заведения составляют около 70 процентов от общего числа российских школ: в них учатся 30 процентов школьников и работают более 40 процентов учителей. Однако число их неуклонно сокращается - в год закрывается примерно двести школ. 18 регионов "примерили на себя" несколько вариантов выживания малокомплектных школ в условиях демографического спада. Где-то они стали филиалами более крупных школ. Где-то наладили работу социокультурного комплекса: это когда детский сад, школа, библиотека, дом культуры находятся в одном здании, а детей из ближайших деревень привозят на автобусе. Но, как водится, без перекосов не обошлось.
От школы-девятилетки в селе Боровлянка Тогучинского района Новосибирской области лет десять назад остались только начальные классы.
Сейчас здесь учатся 17 ребятишек. В здании, которое раньше занимала школа, гранит науки теперь грызут только в трех кабинетах - остальные помещения отданы почте и конторе подсобного хозяйства крупного новосибирского завода. Вопреки всему школу не закрывают - наоборот, она получила новый статус.
Юридически Боровлянской начальной школы больше не существует - сейчас это начальные классы Ключевской средней общеобразовательной школы, даром что находятся эти классы в другом населенном пункте. Превращение малокомплектных школ в структурные подразделения "полноценных" учебных заведений - такова суть реорганизации сельских школ в Новосибирской области. Реорганизация идет два последних года, и за это время из 453 начальных школ самостоятельность сохранили только 45. Остальные 400 теперь подчинены "старшим братьям" в райцентрах или соседних селах, там единые коллективы и один директор.
И все бы, как говорится, хорошо. Вот только любая реформа почему-то не обходится без перекосов. Возьмем все те же Боровлянские начальные классы. От этого села до "головной" Ключевской школы 25 километров. Между тем гораздо ближе, всего в восьми километрах, есть другая средняя школа - Владимировская. Как вы думаете, куда едут учиться детишки из Боровлянки, закончив начальные классы? И куда было бы логичнее юридически присоединить "малокомплект"? Почему в качестве "головной" школы была выбрана та, что в три раза дальше?
Фокус тут в границах муниципальных образований. Владимировская школа хоть и ближе, а уже за административной границей. Вот поэтому ключевские педагоги вынуждены раз в неделю ездить к "подшефным" ученикам за 25 километров: они везут сюда не только "знания", но и пряники, сахар, чай, потому что столовой в Боровлянке нет. Детишки же этого не ценят - наевшись пряников и закончив "началку", они в Ключевскую школу учиться не идут, выбрав школу поближе. "По сути мы теряем этих детей", - говорит директор Ключевской средней школы Александр Гончаров. Вот тебе и преемственность. И это еще не весь анекдот.
- У нас в школе есть автобус "ПАЗ", почти новый, - рассказывает Гончаров. - По нынешним временам огромная удача: с транспортом в сельских школах проблемы. Но долго наш "пазик" не протянет - за два года он уже "накрутил" 100 тысяч километров по сельским дорогам. Во-первых, мы возим в свою школу 32 ребенка из соседних сел, но это полбеды. Во-вторых, мы 20 ребятишек из Боровлянки на нашем же автобусе доставляем... во Владимировскую школу! Раньше у этой школы был транспорт, его давал директор местного хозяйства. Но пару лет назад он от этого отказался, и трава не расти. Делать два рейса, как в некоторых школах, тоже невыгодно... В общем, для нас, если честно, Боровлянские начальные классы - обуза.
По прогнозам Александра Гончарова, в Боровлянке 18-20 учеников начальных классов будут набираться еще лет пять со всеми автобусно-пряничными последствиями. В этом селе крепкое подсобное хозяйство, жизнь идет, и даже народ из города переезжает, есть такая тенденция - квартиры пропивать и в село. Детей, кстати, в таких семьях обычно много. И их надо учить. Слава богу, еще есть где, даже если ради этого автобусам приходится петлять по деревенскому бездорожью.

Нина РУЗАНОВА. "Российская газета", 22 ноября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.