Rambler's Top100

№ 217 - 218
10 - 23 октября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" и "Литературная газета" о демографических инициативах Партии Жизни
"Собеседник" о демографической политике России
"Комсомольская правда" о демографической концепции Москвы
"Труд" о демографической ситуации в России
"Azg" о демографической ситуации в Карабахе
"Российская газета" и "Ведомости" о предвыборных инициативах "Родины" в Москве
"Газета" о миграционных проблемах Москвы глазами советника Мэра
"Новые известия" о российской миграционной политике
"Литературная газета" о китайской экспансии
"Российская Бизнес-газета" о трудовых ресурсах и миграции в России
"Деловая Москва" о регистрации иностранцев в России
"Российская газета" о липовой регистрации
"Белорусская деловая газета" об учете выезжающих в Белоруссии
"Русский курьер" о репатриации в Россию
"Новое время" о миграции в Армению
"День" о трудовой миграции из Украины

"Российская газета" о детях мигрантов в России
"Газета" о мировом рынке образования и положении иностранных студентов в России
"Le Monde" о неграмотности французов
"Новые известия" о браках в Москве
"День" о брачности на Украине
"Известия" о репродуктивном поведении россиян
"Экспресс-К" о рождаемости в Казахстане
"Независимое военное обозрение" и "Московские новости" о демографических проблемах армии
"Российская газета" об альтернативной гражданской службе
"Русская германия", "Российская газета", "Ведомости" и "Газета" о пожилых людях и старении
"Медицинская газета" о здоровье и смертности работающих россиян
"New Scientist" о смертности от хронический болезней
"Российская газета" о работе и отношении к труду
"Gazeta.kz" о бедности в Казахстане
"Российские вести" о грядущем потопе

… о российской миграционной политике

Хождение по мукам

Изменив миграционную политику, мы изменим свое отношение к мигрантам, считает депутат Госдумы Отари Аршба

"Новые Известия" продолжают обсуждать проблему, затронутую депутатом ГД РФ Отари АРШБОЙ в наших публикациях "Нет времени ждать варягов" (27.04.05) и "Не те русские" (26.07.05), вызвавших множество откликов и ожививших дискуссию по миграционной теме в прессе и на сайтах Интернета. Злободневность этой темы подтвердили и вопросы граждан в теледиалоге с президентом страны на минувшей неделе.
- Отари Ионович, общественное мнение пока против миграции. Но без нее, вы уже говорили об этом, наше общество и экономика не смогут развиваться должными темпами.
- Конечно, лозунги типа "Мы за русских, мы за бедных" или "В Россию приезжает, кто хочет и гуляет, где хочет, - пора это прекратить" - поддержат сегодня большинство наших граждан. Но рассмотрим ситуацию с позиции не популизма, а перспективных интересов нации. В своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" Адам Смит впервые доказал, что только труд людей - основа благосостояния общества. Верность этого вывода затем подтвердилась самой экономической практикой человечества. Мы же сегодня, провозгласив главным достоянием страны ее природные ресурсы, а не труд, сделали шаг назад в своем политическом и экономическом развитии. Все рассуждения - от политиков до обывателей - крутятся вокруг одного: высоких доходов с продажи нефти и как их делить. Нам это так застило глаза, что мы хотим видеть себя исключительно в роли граждан Арабских Эмиратов. Но ведь и природные ресурсы конечны, да и пока они есть, их тоже надо кому-то добывать. Так что развитие экономики в целом - не за ростом золотовалютного запаса от экспорта нефти, а за развитием производства. И здесь альтернативы труду, как главному средству этого развития, нет. А у нас сейчас именно дефицит труда, точнее, единственного его источника - рабочих рук. И экономический прорыв будет зависеть от того, "населим" мы нашу экономику (и свои бескрайние просторы) трудовыми кадрами или нет.
- У нас аховая демографическая ситуация, и один из способов улучшить ее - миграция. Как себя видит Россия в качестве участницы международных миграционных процессов?
- Чтобы извлечь максимальную выгоду из глобализации экономики, мы должны изменить свое миграционное законодательство. Уже ясно, что оно было написано без учета потребности экономики в большом количестве иммигрантов, поэтому сейчас невозможность стать мигрантом легальным толкает потенциальную рабочую силу в нелегалы. Достаточно внимательно прочитать наши основные законы "О гражданстве", "О правовом положении иностранных граждан", "Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", чтобы понять, что без привлечения адвокатов и солидных средств вам не удастся не то что гражданство получить - даже разрешение на работу оформить.
- Хотя это первый обязательный шаг всякого приезжающего к нам за лучшей долей...
- Да, но чего он на деле стоит, преодоления каких порогов требует? Пальцев загибать на руках-ногах не хватит! Судите сами. Разрешение на работу дается под конкретного работодателя. Сначала он обращается в территориальный центр занятости за заключением о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы. Затем ему нужно еще и принципиальное разрешение на это. А уже на его основе он подает ходатайство о приглашении на въезд от ФМС (Федеральной миграционной службы. - "НИ") или управления по делам миграции ГУВД вместе с самим разрешением и документами, необходимыми для регистрации иностранца по месту пребывания. А еще нужна копия свидетельства специалиста о признании диплома о профобразовании иностранца или о его эквивалентности аналогичному российскому диплому. Причем все оформленные в других странах официальные документы должны быть легализованы в консульских службах РФ за рубежом, да к тому же с нотариально заверенным переводом. Плюс для каждого приглашаемого должна быть куча справок об отсутствии целого букета заболеваний. Кроме того, необходимо уведомить налоговую службу об использовании иностранных работников. Но и это не все. Работодатель обязан содействовать выезду иностранного работника из России по окончании трудового договора с ним, а также оплачивать его возможную депортацию. Причем средства на все это вносятся заранее. Наконец, одновременно с приглашением выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника в виде пластиковой карты. После чего работодатель в месячный срок направляет в ФМС/ГУВД сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров. Не забудем, что на хозяине еще и обязательные страховые выплаты за каждого работника-иностранца. Ну и, до кучи, работодателю приписываются прямо полицейские функции - информировать власти о нарушениях трудового договора иностранцем, о самовольном оставлении им места работы или пребывания. Вот такая у нас "нехитрая" схема выдачи разрешения. Какому нормальному работодателю она по зубам? На ее одоление уйдут месяцы хождения по мукам, да и то при условии собственной юридической подкованности. Вот и процветают на регистрационной ниве вполне легальные конторы, сокращающие процесс до полутора месяцев всего-то за 500 долларов. С кем они делятся и кому такая схема на руку - к бабке, как говорится, не ходить.
- И ведь речь идет о разрешении всего на год?
- В том-то и дело. Так ведь еще полтысячи долларов услужливым "юристам" - это за одного только работника! Сравните с официальными 4 тысячами рублей на то же самое. Что ж удивляться засилью нелегальных гастарбайтеров? Сейчас за незаконную миграцию не только повышены штрафы, но и введена уголовная ответственность - лишение свободы до 5 лет. Но ведь мигранту оформить разрешение на трудовую деятельность просто на себя, без работодателя, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, строителем - нереально. Вы скажете - можно купить "левый" пластик. Но первая же проверка выявит, что он фальшивый, со всеми вытекающими последствиями. И чтобы покончить с нелегальной миграцией, надо прежде покончить со всеми этими безумными нормами. Очевидно, это понимают и в миграционной службе. Там давно обещают ввести принцип "одного окна", чтобы сократить время оформления иностранца-рабочего. Недавно ФМС пошла на беспрецедентный эксперимент под названием "миграционная амнистия": представители службы приехали на несколько стройплощадок Москвы и прямо на месте подготовили все необходимое для оформления разрешения мигрантам на трудовую деятельность. Сами выясняли, не претендуют ли на вакансии граждане России, брали у гастарбайтеров анализ крови на наличие инфекции, снимали отпечатки пальцев (для проверки по базам данных розыска), и все это - всего за 4,1 тыс. рублей на человека. Это ли не признание самой миграционной службой того, что законодательство о трудовой миграции необходимо упрощать?
- Упрощать, чтобы легче использовать дешевую рабочую силу?
- Знаете, среди откликов на свои статьи я нашел обвинение в том, что олигархи-де хотят прикупить народишко попокладистей, потрудолюбивей и согласный на меньшую оплату. Дескать, это крупный бизнес лоббирует мягкое миграционное законодательство, чтобы использовать на своих предприятиях рабский труд. Так вот, как представитель металлургического холдинга, на чьих комбинатах трудятся десятки тысяч рабочих, замечу, что ему не нужен рабский труд китайцев, таджиков или афганцев. А нужен ему свободный конкурентный рынок труда с мобильными высококвалифицированными кадрами, чтобы не надо было выписывать за бешеные деньги инженеров и мастеров с Украины. Будь иначе, нас вполне устроило бы существующее законодательство. Схема получения разрешения на трудовую деятельность, может, и годится для секторов с массовым малоквалифицированным трудом - строительство, сельское хозяйство, уборка территорий и мусора. Но там, где нужны профессионалы, она не эффективна. Надо заинтересовать квалифицированные кадры работать в России долго, обустроиться, остаться, передать мастерство. А для этого нужна другая схема, позволяющая предоставлять сразу вид на жительство, а значит, право на работу для тех специалистов, в ком нуждается страна.
- Допустим, я захочу пойти этим путем - через получение миграционной карты, разрешения на временное проживание, вида на жительство и, наконец, гражданства. В принципе, такой схемой может воспользоваться каждый желающий.
- Только в принципе. Стоить даже простое разрешение на временное проживание, позволяющее работать без разрешения на трудовую деятельность, будет на порядок выше последнего. По нынешним правилам оно недоступно для врачей, учителей, инженеров, мастеров, бухгалтеров - тех, в ком страна как раз и нуждается. В Канаде им давно бы уже оформили вид на жительство в соответствии с балльной системой необходимости для общества. У нас наоборот - двери для них наглухо закрыты. Судите сами. Вы не можете приехать просто потому, что хотите жить и работать в России и у вас есть востребованная специальность. Вам скажут, что квоты на получение разрешения на временное проживание ограничены. Хотя кто их ограничивает и почему - непонятно. Если у вас нет убедительных доводов, вроде воссоединения с родными, путь вам, скорее всего, заказан. Да, для людей с профессией и квалификацией, востребованной в России, закон "О гражданстве" предусматривает сокращение получения гражданства до одного года со дня получения вида на жительство. Только до этого дня еще и дожить надо. Но где? У нас регистрация по месту проживания. Надо либо купить жилье, либо получить от собственника нотариальное согласие временно зарегистрировать на три года, предоставив вам на руки нотариальную копию свидетельства на право собственности на жилье, нотариальное согласие всех прописанных на ваше проживание, выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета. То есть документы, которые редкий собственник даст и родичам, - переоформят на себя! Попробуйте снять в Москве или Питере квартиру на таких условиях, когда ее трудно снять за немалые деньги и коренному жителю! Не решите эту проблему за три года после въезда - вас по закону могут выдворить восвояси. Регистрация в стране, где де-факто сохраняется институт прописки и люди боятся, что на основе регистрации квартиросъемщика они могут потерять сдаваемое жилье (такое тоже у нас бывало), - практически невыполнимое условие для многих потенциальных граждан. Так что, по сути, регистрация - требование покупки жилья мигрантом. Барьер для реальных рабочих рук - учителей, врачей, инженеров, специалистов.
- Регистрация-то и подвела сотни тысяч соотечественников, переехавших к нам после развала Союза из других республик?
- Вот-вот. Имеющие право на ускоренное получение гражданства, они не смогли его получить, потому что главным условием была регистрация по месту жительства на 1 июля 2002 года. Люди жили у знакомых, снимали жилье без регистрации. И именно этот факт в одночасье лишил их почти осязаемого российского гражданства. Люди узнавали об этом, когда приходили менять старый советский паспорт на новый российский. Они искренне считали себя давно россиянами, пользовались всеми правами граждан РФ, в том числе избирательными. И вдруг узнают, что им надо возвращаться назад, оформлять паспорт "своего" государства и только после этого в обычном порядке, то есть с оформлением разрешения на временное пребывание и вида на жительство, приобретать гражданство России. Все они вмиг лишаются социальных гарантий, в частности пенсии и бесплатного медобслуживания. Проблема усугубляется тем, что оформить так называемый листок убытия из бывшей республики очень сложно. Его выдают только по официальному запросу. Т.е. надо, все подготовив, вернуться в Россию, получить официальный запрос и опять ехать в республику (хотя эту процедуру могли бы взять на себя наши паспортно-визовые службы). И таких людей - больше миллиона! Та же регистрация по месту жительства сделала тупиковой получение гражданства для военнослужащих Российской армии. Ведь у них нет жилья в России, куда они дислоцированы. По закону служить в нашей армии могут только граждане России. Так, командование российских ВДВ известило думский Комитет по делам СНГ о том, что более 15 тыс. офицеров-десантников, прапорщиков и членов их семей, передислоцированных в Россию из ряда бывших союзных республик еще в начале 1990-х, до сих пор не могут оформить российское гражданство. Всего же в таком подвешенном состоянии оказались около 380 тыс. военнослужащих, вернувшихся в РФ с территории других государств постсоветского пространства.
- Для желающих осесть в России это еще и вопрос больших денег...
- Ну а куда без них? У нас все теперь рыночное. Даже гуманитарные отношения. Вот и требуют от мигранта справку об источнике средств к существованию в пределах прожиточного минимума (в среднем по России это чуть более 2-5 тысяч рублей в месяц на человека). Вроде бы не принципиальное препятствие? Так ведь эту сумму надо умножить на 36 месяцев. А это уже порядка 190 тысяч рублей. Можно показать "белую" зарплату, если вы уже работаете и если ваш "идеальный" работодатель не только оформил вам разрешение на работу, но и показывает реальную зарплату, которая должна быть больше 5 тысяч да еще облагаться 30-процентным налогом. Но для людей, которые еще не нашли работу да приехали с детьми и стариками? Страна презрительно смотрит на них - они нищие. Но это несправедливо. Мы ведь говорим о трудовой миграции, а не о привлечении инвесторов. В результате же совсем другой миграционный поток. Совсем другие люди приезжают, чтобы открыть свой мелкий бизнес, торговать, причем зачастую по нелегальным схемам, а иногда и прямо криминально - наркотиками, оружием, людьми. Они вливаются в свои национальные диаспоры, живут замкнуто, по своим законам, не считаясь с уложениями народа, к которому они приехали. Да и зачем им адаптироваться, если их доходы и так выше доходов средних россиян? Они могут позволить себе купить квартиры, гражданство. А нам нужны трудовые руки. Причем высокой квалификации! Именно на нее мы должны категорически сдвинуть акцент с регистрации и платежеспособности, ввести балльную систему. Чтобы только нужная специальность и желание служить России определяли ценность миграционного кадра, а не его способность купить квартиру или показать астрономическую сумму на банковском счете.
- Сколько же времени надо легальному мигранту для натурализации у нас?
- По закону - 9 лет. И хотя этот срок я считаю и так завышенным, на деле он еще длиннее. Итак, сначала нужно получить разрешение на временное проживание на три года, что само по себе для многих уже счастье. Через год можно подавать на вид на жительство на пять лет. Еще через три года - на гражданство, и тогда уже терпеливо ждать его пять лет, с ежегодной перерегистрацией. Бюрократическая волокита, устаревающие справки, постоянные претензии чиновников растягивают этот срок на 12 и более лет. Это поистине испытание на любовь к родине. Правда, есть некоторые сдвиги. Так, гражданам Белоруссии не нужно разрешение на трудовую деятельность. Есть договор об упрощенном получении гражданства между Россией, Белоруссией, Киргизией и Казахстаном. В принципе, если заключить такие соглашения со всеми бывшими советскими республиками, то значительная часть проблемы решится сама собой.
- Итак, вы за то, чтобы привлекать мигрантов как потенциальных граждан России, интегрировать их в наше общество. Но есть и другое мнение - делать акцент именно на временный и вахтовый метод труда мигрантов. Пусть они работают в неограниченном количестве, мы благоденствуем за счет их труда, но они не претендуют на гражданство, не "разбавляют" российский этнос.
- Давайте вообще сделаем, как в Древнем Риме, - пусть будут граждане, не граждане и рабы. У нас все не граждане и так фактически рабы. Россия не маленькая страна с укоренившимися традициями. Это огромная, бурлящая, постоянно меняющаяся цивилизация. Мы пережили много революционных изменений, у нас другой менталитет, мало навыков демократизма. Помните, мы старались строить гомогенное общество - единый советский народ? В принципе, мы привыкли ощущать себя однородным обществом, живя рядом с людьми, которые разделяют наш менталитет, культуру, говорят на одном языке, независимо от национальности. Поэтому для нас единственный вариант - это адаптация трудовых мигрантов. Но у нас мало уделяется внимания этой проблеме. И введением госэкзамена по языку ее не решить. Нужны специальные обязательные образовательные курсы, программы, изменение общественной установки к адаптации мигрантов. Нужно сделать так, чтобы отбирались только люди, комплиментарные нашему обществу, те, кто хотел бы жить по российским уложениям, а не замыкаться в своей культуре. Уже есть школы, где большинство не только учеников, но и учителей не говорят на русском. Опросы показывают, что именно чуждость культуре вызывает неприязнь. А негативное отношение к кавказцам вызвано прежде всего нежеланием "считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России". Любопытно, что количество этих "обвинителей" абсолютно точно совпадает с числом тех, кому несимпатичны кавказцы, - 23%. В этом отношении самые бескомпромиссные жители мегаполисов - Москвы и Петербурга (аж 33% опрошенных). Нужно постоянно помнить, что мы получили новую страну из остатков старой империи. И от того, какую миграционную политику мы выберем, будет зависеть, среди каких людей будем жить через 50 лет. Будут ли они считать себя гражданами, т.е. говорить по-русски, знать нашу культуру и быть готовыми защитить Россию с оружием в руках, представлять собой разнонациональный, но единый этнос? Или это будет конгломерат недоброжелательных друг к другу социальных стран и народностей, для которых интересы страны - дело десятое? И эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Антон БОГДАНОВ. "Новые известия", 4 октября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.